СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русской литературы. А.П. Чехов. "Тонкий и Толстый." Разоблачение лицемерия и лжи в рассказе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы. А.П. Чехов. "Тонкий и Толстый." Разоблачение лицемерия и лжи в рассказе.»

ГУО «Средняя школа № 47 г. Витебска

имени Е.Ф. Ивановского»

Косарева И.И., учитель русского языка и литературы

Тема: Разоблачение лицемерия и лжи в рассказе А.П.Чехова «Толстый и Тонкий» 

Класс: 6 

Цель.  Анализ рассказа «Толстый и Тонкий» при помощи рассмотрения некоторых деталей описания внешности, речи и поведения героев. Способствовать формированию у учащихся навыков исследования художественного текста. Прививать вкус к чтению классической литературы.

Оборудование: 

  • текст рассказа «Толстый и тонкий» 

  • иллюстрации к рассказу «Толстый и тонкий» 

  • презентация к уроку 

  • портрет А. П. Чехова 

Тип урока: урок открытия нового знания 

Эпиграф 

«Краткость – сестра таланта». 

А.П. Чехов. 

I. Оргмомент. 

II. Актуализация знаний.  

На доске написаны слова: А.П. Чехов, бакалейная лавка, церковный хор, медицинское образование, Антоша Чехонте, юмор, сатира.

- По опорным словам, записанным на доске, составьте небольшой очерк жизни писателя.

III. Работа над содержанием рассказа.

1. Словарная работа. 

Лаконизм – предельная краткость, сжатость (речи). 

Юмор – добрый смех. 

Лютеранство – вероисповедание (протестантство). 

Антитеза – противопоставление. 

Херес – сорт крепкого виноградного вина. 

Флердоранж – «настой цветов» – одеколон.  

Вьюк – упаковочная поклажа, перевозимая на спине животных, а также сумка для такой поклажи. 

Мозговой штурм.


    1. «Пахло от него хересом и флердоранжем. (Толстый)

    2. «…только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. (Тонкий)

    3. Как звали жену Тонкого? ( Луиза)

    4. Как звали сына Тонкого, (Нафанаил)

    5. Кого из героев (Тонкого или Толстого) в детстве дразнили Геростратом? (Толстого).

    6. Как дразнили Тонкого? (Эфиальтом)

    7. Звание Тонкого. (Коллежский асессор)

    8. Звание Толстого. (Тайный советник)

    9. Как Тонкий стал обращаться к Толстому после того, как услышал его должность? (Ваше превосходительство)

    10. Узнайте героя: « Он отвернулся от … и подал ему на прощанье руку». (Толстый)


IV  Работа с текстом 

1)- В начале рассказа у  героев нет имен (их   мы узнаем из диалога),  да и в дальнейшем автор называет героев  только так: один – просто  толстый, а другой – тонкий. Как вы думаете, почему? С чем в нашем сознании связаны такие определения? 

- Какими рисует Чехов своих героев перед   встречей на вокзале? Какие детали подтверждают наши предположения о них?  

- Что они вспоминают из своей школьной жизни? О чем говорят их школьные клички? 

(Толстый в школе был откровенным хулиганом, за что его прозвали Геростратом ( поджигатель храма Артемиды Эфесской, одног из семи чудес света). Можно предположить, что казенная книжка, которую он прожег, – это классный журнал. Но среди одноклассников он, по-видимому, был свой парень, славился добрым нравом, да и хорошими манерами тоже (был «такой же душонок и щеголь»). Тонкий в детстве был ябедой и предателем, за что его назвали Эфиальтом (грек, который провел персов в тыл спартанцам в битве при Фермопилах). Тонкого, однако, совсем не смущает его детское прошлое) 

- Обычно мы сочувствуем  бедным людям. Такова традиция и  нашей литературы. Вы могли бы понять этого человека, посочувствовать ему?  Совпадает ли ваше отношение к ситуации с реакцией толстого?  Почему толстый ничего не возразил и ушел? 

(Поведение толстого совсем  не требует от него такого подобострастия: по отношению к другу детства толстый остается человеком, а тонкий – только подчиненным. Этому человеку невозможно сочувствовать. В том, что произошло, виноват он сам. Можно испытывать к нему разве что  чувство досады и брезгливость.) 

- Что сделало тонкого таким?  (Воспитание (таким он был уже в детстве, так же воспитывает и своего сына) и отношения в обществе, которые подавляют человека, делают его зависимым и  готовым унижаться) 

2) Вернёмся к тексту и составим краткую характеристику героев, заполнив таблицу. 

1. Имя 

Миша 

Порфирий 

2. Род деятельности 

Тайный советник (3 класс) 

Коллежский асессор (8 класс) 

3.Семья 

одинок 

Семья (жена, сын) 

4.Заработок 

Достаточно денег 

подрабатывает 

5.Отношение к товарищу 

Первым узнает, очень рад 

Тоже рад, позже стошнило, отвернулся от товарища 

2) Вспомним стилевые особенности рассказа  «Толстый и тонкий» А. П. Чехова

План работы над стилем рассказа. 

1. Заглавие простое, предельно краткое. 

2. Краткая завязка (вступление, начало). 

3.«Говорящая деталь», заменяющая подробное описание. 

4. Построение рассказа – диалог. 

5. Речь героев проста и лаконична. 

6. Традиционная композиция: завязка – кульминация – развязка. 

1. Заглавие простое, предельно краткое.(Тема и основная мысль) 

2.Предельно краткая завязка (вступление, начало): место, время, действующие лица. 

(Встречаются 2 друга на вокзале) 

- Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев? (Антитеза) 

(Толстый и тонкий… Антонимы – богатый и бедный.) 

3.«Говорящая деталь», заменяющая подробное описание

(«Лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой» - неестественность, наигранность) 

 

V. Заключение. 

  1. Какие чувства возникают у вас при прочтении этого рассказа? 

(Стыд за самоунижение бедного человека перед богатым) 

  1. Какова идея произведения?  

(Разоблачение подхалимства и угодничества)  

  1. Почему Толстый не возражает и уходит? 

(Он понял, что бесполезно говорить «другу» что-либо). 

  1. Что должно отражать заглавие? 

(Тему и основную мысль рассказа) 

  1. Какое человеческое качество высмеивает Чехов? (Лицемерие, угодничество, готовность унижаться) 

VI. Рефлексия.  Ответили ли мы с вами на поставленный в начале урока вопрос?  

Вывод:  Итак, Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст. 

Домашнее задание. Инсценировка рассказа по ролям.