ГУО «Средняя школа № 47 г. Витебска
имени Е.Ф. Ивановского»
Косарева И.И., учитель русского языка и литературы
Тема: Разоблачение лицемерия и лжи в рассказе А.П.Чехова «Толстый и Тонкий»
Класс: 6
Цель. Анализ рассказа «Толстый и Тонкий» при помощи рассмотрения некоторых деталей описания внешности, речи и поведения героев. Способствовать формированию у учащихся навыков исследования художественного текста. Прививать вкус к чтению классической литературы.
Оборудование:
текст рассказа «Толстый и тонкий»
иллюстрации к рассказу «Толстый и тонкий»
презентация к уроку
портрет А. П. Чехова
Тип урока: урок открытия нового знания
Эпиграф
«Краткость – сестра таланта».
А.П. Чехов.
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний.
На доске написаны слова: А.П. Чехов, бакалейная лавка, церковный хор, медицинское образование, Антоша Чехонте, юмор, сатира.
- По опорным словам, записанным на доске, составьте небольшой очерк жизни писателя.
III. Работа над содержанием рассказа.
1. Словарная работа.
Лаконизм – предельная краткость, сжатость (речи).
Юмор – добрый смех.
Лютеранство – вероисповедание (протестантство).
Антитеза – противопоставление.
Херес – сорт крепкого виноградного вина.
Флердоранж – «настой цветов» – одеколон.
Вьюк – упаковочная поклажа, перевозимая на спине животных, а также сумка для такой поклажи.
Мозговой штурм.
«Пахло от него хересом и флердоранжем. (Толстый)
«…только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. (Тонкий)
Как звали жену Тонкого? ( Луиза)
Как звали сына Тонкого, (Нафанаил)
Кого из героев (Тонкого или Толстого) в детстве дразнили Геростратом? (Толстого).
Как дразнили Тонкого? (Эфиальтом)
Звание Тонкого. (Коллежский асессор)
Звание Толстого. (Тайный советник)
Как Тонкий стал обращаться к Толстому после того, как услышал его должность? (Ваше превосходительство)
Узнайте героя: « Он отвернулся от … и подал ему на прощанье руку». (Толстый)
IV Работа с текстом
1)- В начале рассказа у героев нет имен (их мы узнаем из диалога), да и в дальнейшем автор называет героев только так: один – просто толстый, а другой – тонкий. Как вы думаете, почему? С чем в нашем сознании связаны такие определения?
- Какими рисует Чехов своих героев перед встречей на вокзале? Какие детали подтверждают наши предположения о них?
- Что они вспоминают из своей школьной жизни? О чем говорят их школьные клички?
(Толстый в школе был откровенным хулиганом, за что его прозвали Геростратом ( поджигатель храма Артемиды Эфесской, одног из семи чудес света). Можно предположить, что казенная книжка, которую он прожег, – это классный журнал. Но среди одноклассников он, по-видимому, был свой парень, славился добрым нравом, да и хорошими манерами тоже (был «такой же душонок и щеголь»). Тонкий в детстве был ябедой и предателем, за что его назвали Эфиальтом (грек, который провел персов в тыл спартанцам в битве при Фермопилах). Тонкого, однако, совсем не смущает его детское прошлое)
- Обычно мы сочувствуем бедным людям. Такова традиция и нашей литературы. Вы могли бы понять этого человека, посочувствовать ему? Совпадает ли ваше отношение к ситуации с реакцией толстого? Почему толстый ничего не возразил и ушел?
(Поведение толстого совсем не требует от него такого подобострастия: по отношению к другу детства толстый остается человеком, а тонкий – только подчиненным. Этому человеку невозможно сочувствовать. В том, что произошло, виноват он сам. Можно испытывать к нему разве что чувство досады и брезгливость.)
- Что сделало тонкого таким? (Воспитание (таким он был уже в детстве, так же воспитывает и своего сына) и отношения в обществе, которые подавляют человека, делают его зависимым и готовым унижаться)
2) Вернёмся к тексту и составим краткую характеристику героев, заполнив таблицу.
1. Имя | Миша | Порфирий |
2. Род деятельности | Тайный советник (3 класс) | Коллежский асессор (8 класс) |
3.Семья | одинок | Семья (жена, сын) |
4.Заработок | Достаточно денег | подрабатывает |
5.Отношение к товарищу | Первым узнает, очень рад | Тоже рад, позже стошнило, отвернулся от товарища |
2) Вспомним стилевые особенности рассказа «Толстый и тонкий» А. П. Чехова.
План работы над стилем рассказа.
1. Заглавие простое, предельно краткое.
2. Краткая завязка (вступление, начало).
3.«Говорящая деталь», заменяющая подробное описание.
4. Построение рассказа – диалог.
5. Речь героев проста и лаконична.
6. Традиционная композиция: завязка – кульминация – развязка.
1. Заглавие простое, предельно краткое.(Тема и основная мысль)
2.Предельно краткая завязка (вступление, начало): место, время, действующие лица.
(Встречаются 2 друга на вокзале)
- Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев? (Антитеза)
(Толстый и тонкий… Антонимы – богатый и бедный.)
3.«Говорящая деталь», заменяющая подробное описание.
(«Лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой» - неестественность, наигранность)
V. Заключение.
Какие чувства возникают у вас при прочтении этого рассказа?
(Стыд за самоунижение бедного человека перед богатым)
Какова идея произведения?
(Разоблачение подхалимства и угодничества)
Почему Толстый не возражает и уходит?
(Он понял, что бесполезно говорить «другу» что-либо).
Что должно отражать заглавие?
(Тему и основную мысль рассказа)
Какое человеческое качество высмеивает Чехов? (Лицемерие, угодничество, готовность унижаться)
VI. Рефлексия. Ответили ли мы с вами на поставленный в начале урока вопрос?
Вывод: Итак, Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст.
Домашнее задание. Инсценировка рассказа по ролям.