4 класс
Раздел: «Свою земную красоту природа дарит нам с тобою». Творчество Эрнеста Сетона-Томпсона.
Тема: Э.Сетон-Томпсон «Чинк»(2 глава)
Цель: обучение подробному пересказу по средствам составленного плана
Задачи:
продолжить знакомство с произведением;
развивать и отрабатывать различные виды работы над текстом;
продолжать знакомить с многозначностью слов и фраз по теме произведения;
воспитывать доброжелательность и бережное отношение к животным.
Оборудование:
карточки, мультимедийная презентация; аудиозаписи; разборная таблица-схема.
Ход занятия:
I.Организационный момент.Психологический настрой.СЛАЙД 1
А)Улыбнёмся солнышку,
Дадим друг другу руку,
Поднимем настроение
И себе,и другу!
Б) -Приятно слышать такие слова от одноклассников?
Работа над выражением на доске : ДОБРОЕ СЛОВО И СОБАКЕ ПРИЯТНО (слова зашумлены, нужно прочитать).
-Как понимаете? Прочитать разными интонациями(?!.)
В)Викторина «Кто я?»
Какой породы была собака у Мальвины?(Пьеро) СЛАЙД 2
Этот пёс любил бывать в гостях у Барбоса? (Бобик)СЛАЙД 3
Как звали пса, друга дяди Фёдора?(Шарик)СЛАЙД 4
Назовите собаку, которая помогала тянуть репку.(Жучка)СЛАЙД 5
Как звали четвероногого друга Элли, попавшего вместе с ней в Изумрудный город? (Тотошка)СЛАЙД 6
Как звали щенка, друга Билла Обри?(Чинк)СЛАЙД 7
II.Проверка домашнего задания
-Давайте вспомним и поговорим о герое произведения Э.Сетон-Томпсон «Чинк».
А) Выставка рисунков (перепутаны) на доске. Составление диафильма 1 части произведения. Составить цитатный план части (по рисункам, по абзацам).1ученик у доски - отметка
Б) Индивидуальный опрос. Работа над I частью.
-Понравился ли вам рассказ? Чем?
-Как щенок познавал мир? Какие его действия говорили, что он неопытный щенок? Подтвердить словами из текста.
-Какая была заветная мечта Чинка?
-Как выглядели суслики? Найти и зачитать.
-Чем заканчивалась охота на сусликов? Сочувствовали ли вы Чинку?
-Как Чинк набирался опыта? Прочитать.
-Какие знания появились у Чинка? Объясните слова «неприятности научили его умерять свой пыл».
-Зачитать последнее предложение части и объяснить. Какой вывод можно сделать? (На ошибках учатся, при помощи проб и ошибок приобретают жизненный опыт). (оценивание при помощи фишек с изображением собаки Чинка за каждый верный ответ, плюс комментарий учителя).
В) Пересказ части (по цитатному плану). Взаимооценка (1 ученик отвечает,2-ой ставит отметку,учитель комментирует оценивание)
-А теперь давайте побудем экскурсоводами нашей выставки и перескажем 1 часть произведения.
III. Дыхательная и артикуляционная разминки.
А)-Как дышит собака, пьёт воду? Показать.
Б) -Прочитать пословицу с различной интонацией и логическим ударением на разных словах(таблицы на доске).СОБАКА-ДРУГ ЧЕЛОВЕКА(с радостью, с утверждением, с восклицанием).
В) Сообщение дополнительной информации (памятники собакам).
Пёс Балто в 1925 г . в составе ездовой упряжки в ураганную ночь за 300 километров доставил в г. Ном на Аляске противодифтерийную сыворотку, что позволило предотвратить эпидемию дифтерии. Балто был единственным, кто вернулся из этого тяжелого путешествия. СЛАЙД 8
В Шотландии в Эдинбурге у входа на кладбище Грейфрайерз поставлен памятник скайтерьеру по кличке Бобби. Он в течении четырнадцати лет не покидал могилы своего хозяина и друга старого пастуха Джона Грея. СЛАЙД 9
Сенбернар Барри исполнял в начале XIX века свою обычную нелегкую работу: спасал людей в горах. Снежные заносы в Альпах всегда уносили тысячи человеческих жизней. Барри спас 40 жизней. СЛАЙД 10
25 марта 2004 года в Петербурге к 150-летию выхода рассказа Тургенева открыли памятник Муму. Чугунную композицию – собака, свернувшаяся возле мужских сапог – установили у входа в клуб-кафе "Муму" на площади Тургенева. А на самом здании появилась памятная доска в честь 150-летия со дня публикации рассказа "Муму". СЛАЙД 11
Памятник собаке специально сделан без привязанности к какой-либо породе, т.к. он тогда может быть символом всех тех животных, что не дождались своих хозяев из-за цунами 2004 года. Тогда в цунами унесло жизни около 300 тысяч человек. Огромный белый пёс, сделан из стекловолокна высотой 3,5 метра, на пляж Патонг. СЛАЙД 12
Одна из самых известных собак в мировой войне, меньше четырех фунтов веса. Он помогал связистам при протягивании коммуникационного кабеля, помогал в госпиталях, развлекая раненых солдат в больницах от Австралии до Кореи. Памятник находится в Кливленде, штат Огайо. СЛАЙД 13
Порт-Артур стал популярным туристическим аттракционом.
О тех временах, когда Порт Артур был местом ссылки, напоминают полуразрушенная тюрьма и памятник собакам, стороживших опасных заключенных. СЛАЙД 14
Памятник Верному другу Тромсё, ждущему своего хозяина моряка на берегу. Норвегия. Когда дует сильный ветер, собака покачивает хвостом. СЛАЙД 15.
IV. Введение в тему.
Прослушивани аудиозаписи стихотворения С.Михалкова “Важный совет”
-Почему так называется стихотворение? СЛАЙД 16
IIV. Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня нас снова ждёт встреча с героем нашего произведения .Какую цель поставим перед собой на уроке?
IIIV. Актуализация знаний
А) Составление таблицы-схемы. Коллективная работа.
-Какими словами мы характеризовали Чинка на прошлом занятии? Давайте составим таблицу-схему, где главное слово Чинк, а после знакомства со 2 частью произведения дополним её словами-описаниями (на доске).
Чинк:
глупый добродушный шумный добрый упрямый пылкий настойчивый
Б) Физкультминутка (под песню П.Синявского , Ю.Чичкова «Мой щенок» выполняются упражнения ).Аудиозапись. СЛАЙД 17
IX. Работа над текстом II части рассказа «Чинк».
А)Лексическая работа
Миля=1км 608м .СЛАЙД18
Кайот- луговой волк. СЛАЙД 19
Б) Игра «Соединялки» (соединить рисунок с фразеологизмом со словом собака и объяснить). На доске дети соединяют мелом.
В) Чтение 2 части произведения (учитель-ученик-учитель)(отметка 1 ученику с наличием дополнительных вопросов)
Г) Анализ 2 части произведения. Опрос, выборочное чтение.
-Какие неудачи подстерегали Чинка?
-Кто такой кайот? Почему он находился под защитой закона? (зачитать)
-Есть ли у нас такие территории ,где животные находятся под защитой закона? Кто их посещал?
-Как вёл себя кайот? Кто обнаружил следы зверя?(зачитать)
-Какое приказание получил Чинк? Как он себя повёл? Почему? Мог ли он поступить по-другому?(рассказать)
Чтение 2 и 3 абзацев.
-Можно ли считать этот кусочек части основным, кульминационным? Почему? Как понимаете выражения «во всю прыть», «что было мочи»?Кому вы сочувствовали? Хотелось ли помочь? Как? Как повёл себя Обри ? Ваше отношение к этому человеку?
-Что произошло с Чинком? Каким стал кайот?
-Почему автор пишет : «…жизнь Чинка превратилась в сплошное мучение»? Как понимаете?
-Куда уехал хозяин Билл Обри? Что он велел делать собаке? (оценивание при помощи фишек с изображением собаки Чинка за каждый верный ответ, плюс комментарий учителя).
X. Физкультминутка для глаз(отпечатки лап по классу)
-Как резвился Чинк?
XI. Работа над 2 частью.
А) Самостоятельное перечитывание части .
Б) Пересказ части «цепочкой».
XII. Закрепление изученного материала. Минутка творчества.
А) Игра «Буквы рассыпались».
-Разобрать буквы по цвету и составить слова. Это название вашей команды.
Б) Работа в группах: «ЭВМ», «Эрудиты», «Эксперты».
-Все определились в какую группу попали? Ваши задания:
«ЭВМ».Решить задачу:“Это было великолепное состязание в беге на протяжении четверти мили…Чинк сразу сообразил, что ему несдобровать, и во всю прыть пустился(назад ) к лагерю”.Какое расстояние пробежал Чинк?( миля 1 км 608 м,четверть-1/4 часть).СЛАЙД 20
“Эрудиты”.Подготовить сообщение о том, какие существуют признаки, позволяющие понять собаку.
Уши торчком, хвост поднят, шерсть дыбом - пёс занял угрожающую позицию. Если к тому же оскалена пасть, значит, собака не на шутку раздражена.
Уши плотно прижаты к голове, хвост опущен – это признаки страха. Человеку нужно быть осторожным.
Если хвост приподнят вверх и медленно раскачивается туда-сюда, значит, собака чувствует себя неуверенно и не знает, как себя вести.
Собака лает и машет хвостом – это сообщение о возможной опасности.
Если лай переходит в рычание, значит, собака не хочет, чтобы незнакомец приближался.
Если собака принадлежит к породе со стоячими ушами(овчарка, дог), по положению ушей хозяин может определить её настроение: уши торчком -последнее предупреждение; уши стоят прямо- собака сосредоточена; уши, заведённые назад,- признак неуверенности.
“Эксперты”.Подготовить сообщения о возможностях собак.
Зрение. СЛАЙД 21.Собака видит вдаль хуже человека .Весь мир представляется ей в чёрно-белых красках. Однако с наступлением темноты собака превосходит человека в способности видеть. Даже если стемнело, собака всё еще различает движения. У собаки большой угол зрения, чем у человека. Ей не нужно поворачивать голову, чтобы увидеть, что происходит справа и слева. Породы собак с аленькими головами (например, борзые), не оборачиваясь, могут видеть то, что у них за спиной.
Память. СЛАЙД 22. Собаки обладают превосходной памятью. Они наверняка отыщут дорожку, по которой бежали хотя бы один раз. Спрятанную «на чёрный день» кость собака найдёт даже через три года.
Обоняние. СЛАЙД 23. Любая собака распознает запахи в сто раз лучше, чем человек. Поисковая собака чувствует присутствие пострадавших даже на глубине 7 метров под снегом.
Слух. СЛАЙД 24.Собачье ухо воспринимает звуки на высоте, недоступной для человеческого уха. Она слышит даже во сне. При этом она отличает «нормальный» шум от попытки проникновения в жилище чужака. Учёные установили, что собака может «отключить» свой слух, пропуская «мимо ушей» те звуки, которые она не хочет слышать. Телевизор разрывается от оглушительной музыки, а собака спокойно дремлет на ковре.
XIII. Итог урока.
А)-Спасибо за нужную и интересную информацию. Пора подводить итоги урока: каким показал автор Чинка во 2 части произведения? Дополним нашу таблицу-схему на доске : трусливый, боязливый, верный, преданный).
-Достигнута ли цель нашего урока?
Б) Самооценка. Взаимооценка .(таблица оценивания)
В) Оценка учителя.
XIV. Рефлексия (таблица рефлексии)
-Что вас взволновала после прочтения 2 части произведения? Что бы хотелось узнать про Чинка ещё?
-Об этом узнаем на следующем уроке чтения.
XV. Домашнее задание.
-Подготовить подробный пересказ 2 части, Подготовить рассказ про интересные случаи ,где ваши питомцы повели себя как Чинк ?
-У меня тоже есть преданный и верный друг-кокер-спаниель Лайма. Она понимает и жалеет по-своему меня, когда я болею или грущу. Её принесли на день рождения моей дочери. Это для нашей семьи очень ценный подарок. У меня сегодня тоже день рождения. Ваши отличные ответы и хорошее поведение сегодня для меня стали ценным подарком. Хочу поблагодарить вас и угостить в знак благодарности (в это время звучит фрагмент с песней из кинофильма «Приключения Электроника» «Это знает всякий…»). СЛАЙД 25.