СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русской литературы в 10 классе "Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русской литературы в 10 классе по роману "Война и мир"

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы в 10 классе "Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"»

"Мысль семейная" в романе А.Н. Толстого "Война и мир"

10 класс

Урок №

Задачи:

На материале романа Л. Н. Толстого “Война и мир” раскрыть тему “Мысль семейная”, используя элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику двух поколений выявить авторский взгляд на тему семьи.

Способствовать развитию исследовательских навыков учащихся: умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы.

Формировать собственный семейный идеал учащихся.

Способствовать созданию творческой, доброжелательной атмосферы на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, рада вас всех видеть, нас ждёт сегодня исследование по теме “Мысль семейная” в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”. Я надеюсь, что с этим вы справитесь прекрасно!


2. Вступительное слово учителя

– Сегодня наш урок будет максимально приближен к жизни. Ведь тема его касается каждого из нас и не может оставить никого равнодушным. (Запись темы.)


Тема семьи так или иначе присутствует почти у каждого писателя. Особенное развитие она получает во второй половине 19 века. Несмотря на то, что в романе ведущая роль отводится мысли народной, семейная мысль также имеет свою динамику развития, поэтому «Война и мир» не только исторический, но и семейный роман. Истории семей, представленные в романе, имеют свой стержень и внутренний мир. Сравнивая их, мы можем понять, какую норму жизни проповедовал Л .Толстой.


- Обсуждение с ребятами термина «Семья».

Учитель вывешивает на доску определение. Семья - группа живущих вместе родственников; единство, объединение людей, сплоченных общими интересами. (С. Ожегов «Словарь русского языка»)


Семья для Толстого- это почва для формирования человеческой души. Атмосфера дома, родового гнезда, по мысли писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев.


В романе «Война и мир» семья выполняет свое истинное, высокое назначение. Дом у Толстого - это особый мир, в котором сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями; это прибежище для человека и основа всего существующего. Писатель считает, что семья – основа всего общества, и в ней находят отражения те процессы, которые происходят в обществе. Малыш приходит в новый мир ни плохим, ни хорошим, похожим на белый лист бумаги.

– Как вы думаете, от чего завит, каким ему быть?

(Он будет таким, каким его воспитают родители.)

– Мудрецы говорили: “У человека может быть три беды: плохое здоровье, плохие дети и плохая старость”. От первого бедствия человек не гарантирован, а от плохих детей и плохой старости есть гарантия, если правильно воспитать своих детей. Великий Толстой уверен, что добро воспитывать и созидать нужно в семье. “Люди как реки: у каждого есть свой исток, свое русло. Исток этот – родной дом, семья, традиции и уклады”.


В системе всех основных образов романа Л .Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага .

-Какие это семьи?

( Это Болконские, Ростовы и Курагины)

-В романе Толстой рассказывает о разных семьях - это и хранящая аристократические традиции семья Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных.

- Рассмотрим эти семьи в отдельности.


3. Выступление творческих групп.


Класс разделён на группы. Каждая группа собирала материал и готовилась выступать, рассказывая об одной семье, представленной в романе. 1 группа - Болконские, 2 группа - Ростовы, 3 группа - Курагины.


  1. Выступление 1 группы. БОЛКОНСКИЕ .


С теплотой и сочувствием относится Толстой к семье Болконских.

КНЯЗЬ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ. В Лысых горах свой особый порядок, особый ритм жизни. Князь вызывает у всех людей неизменное уважение, несмотря на то, что давно не состоит на государственной службе. Деятельный ум его постоянно чем-то занят. Он воспитал прекрасных детей.

КНЯЖНА МАРЬЯ. Сострадательное сердце княжны переживает чужую боль сильнее, чем свою. «Я видела раздирающую душу сцену. Это была партия рекрут, набранных у нас и посылаемых в армию. Надо было видеть состояние, в котором находились матери, жены и дети тех, которые уходили, и слышать рыдания тех и других. Подумаешь, что человечество забыло законы своего божественного спасителя, учившего нас любви и поощрению обид, и что оно полагает главное достоинство свое в искусстве убивать друг друга.

Возможно, что именно благодаря строгим, подчас суровым правилам, которые установил старый князь в своем доме, и смогла сформироваться эта чистая, светлая душа, так близко находящаяся к богу, как это возможно для человека.


Как и почему меняется отношение к семейной жизни у князя Андрея?


«Никогда, никогда не женись, мой друг… чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым,» - говорит Пьеру. Мечта о славе, о своем Тулоне. Но мысли его принимают иное направление, когда его, раненого, уносят с поля Аустерлица. В душе Андрея совершается переворот. Честолюбивые мечты сменяются тягой к простой и тихой семейной жизни. Но вспомнил «маленькую княгиню» и понял, что в своем пренебрежительном отношении к ней часто бывал несправедлив. Жизнь мстит ему за болконскую гордость. И когда подобревший и смягченный Князь возвращается в родное гнездо, умирает от родов жена.


  1. Задание классу: Подберите существительные, которые бы отражали взаимоотношение в семье.

(Честь, честность, непримиримость ко всему несправедливому, "Деятельность и ум", патриотизм, уважение, преданность, человеческое достоинство).


  1. Какие главные характеристики, по вашему мнению, необходимы для идеальной семьи?(Составляем схему на доске)


  1. Выступление 2 группы. РОСТОВЫ.

-Ростова - старшая «графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет 45, видимо, изнуренная детьми,… Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение».

-Граф.

-Дети Ростовых.

Открытость души, радушие (именины, праздник в честь гостя Денисова, обед в английском клубе в честь князя Багратиона).

Способность Ростовых притягивать к себе людей, понять чужую душу, умение сопереживать, сочувствовать (Петя Ростов и французский барабанщик; Наташа и Соня, Наташа «оживит» сердце Андрея ; Наташа-патриотка, не задумываясь, отдает все подводы под раненых; уход за раненым Болконским. Николай Ростов защитит княжну Марью в имении отца от бунта мужиков.)


Вывод: Наиболее близка Толстому семья Ростовых. Окружающих притягивает атмосфера любви и доброжелательности, царящая здесь. Истинно русское радушие. Бескорыстие отличают всех членов семьи. Искренность, естественность, живость этих людей автор передает через их движения. Образы необыкновенно пластичны, полны жизненного обаяния.

Ростовы не способны на ложь, скрытность претит их честным натурам: Николай сообщит отцу о проигрыше Долохову в 43 тысячи. Наташа расскажет Соне о предстоящем побеге с Анатолем; напишет письмо княжне Марье о разрыве с Андреем.


  1. Подберите существительные, которые бы отражали взаимоотношение в этой семье.

(Искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир, широта души, доверчивость, безрассудная щедрость, бескомпромиссность, порядочность, рыцарство, жизнелюбие, верность)

(Составляем схему на доске)

  1. 3 группа – КУРАГИНЫ.


Л.Н.Толстой ни разу не называет Курагиных семьей. Здесь все подчинено корысти, материальной выгоде. Всепоглощающая устремленность накладывает свой отпечаток на характер, поведение, внешность князя Василия, Элен, Анатоля, Ипполита.


ВАСИЛИЙ– светский человек, карьерист, и эгоист (стремление стать наследником умирающего богатого вельможи-графа Безухова; выгодная партия для Элен – Пьер; мечта : женить сына Анатоля на княжне Марье;). Презрение князя Василия к своим сыновьям: «спокойному дураку» Ипполиту и «беспокойному дураку» Анатолю.


АНАТОЛЬ ( разыграл спектакль пылкой любви к Наташе Ростовой). Позор сватовства Анатоль переносит легко. Он, нечаянно встретившийся в день сватовства Марье, держит в объятиях Бурьен. «Анатоль с веселой улыбкой поклонился княжне Марье, как будто приглашая не посмеяться над этим странным случаем, и,пожав плечами, прошел в дверь…» Один раз заплачет, как женщина, потеряв ногу.


ИППОЛИТ- умственная ограниченность, что делает его поступки нелепыми .


ЭЛЕН- «Я не дура, чтоб рожать» В этой «породе» нет культа ребенка, нет трепетного к нему отношения.


Вывод. Цель их жизни - все время быть в центре внимания света. Они чужды толстовской этике. Пустоцветы. Герои нелюбимые показаны в отрыве от всего.

По мнению С.Бочарова ,семья Курагиных лишена той «родовой поэзии», которая свойственна семьям Ростовых, Болконских, где отношения строятся на любви. Их объединяет только родство, они даже не воспринимают себя как близких людей (отношения Анатоля и Элен, ревность старой княгини к дочери и признание князя Василия в том, что он лишен «родительской любви» и дети –«обуза его существования»).


Эта семья интриганов исчезает в огне 1812 года, подобно неудачной мировой авантюре великого императора, исчезают и все интриги Элен -запутавшись в них, она умирает.


  1. Подберите существительные, которые бы отражали взаимоотношение в этой семье.

(Материальные приобретения, выгода, расчёт, корысть, равнодушие к другим людям, фальшь)


4. Определение ценностных ориентаций ребят.

Самую значимую ценностную ориентацию в семье обозначьте цифрой 1 и т.д., самую менее значимую для вас - цифрой 9.

Ценностная ориентация в семье

1. Уважение и принятие старших членов семьи

2. Воспитание патриотизма

3. Бескорыстная любовь членов семьи друг к другу

4. Беззаботное времяпровождение

5. Частое общение с людьми, "умеющими жить"

6. Уход от реальности

7. Демократичность в семье (доверие ребенку, поощрение его инициативы и самостоятельности, общение "на равных")

8. Стремление к добрым делам, бескорыстие

9. Оптимистическое отношение к жизненным неурядицам

- Что стоит у вас на первом месте? А на последнем?


Ценностные ориентации 1-3 в анкете соответствуют семье Болконских; 4-6 - семье Курагиных ; 7-9 - семье Ростовых.


5. Итог урока.

Давайте сделаем вывод - Какой, по мнению Толстого, должна быть идеальная семья?

Что положительного можно взять из образов семей 19 века, изображённых в романе, в век 21?


Наше время – особенное, утрачены многие ценности, часто на первое место выходит материальное, а не духовное начало (вспомните союз Пьера и Элен), но можно ли такой союз назвать семьёй? Я думаю, мы с вами пришли к единому мнению, что счастливая семья – это семья, основанная на тех нравственных принципах, которые мы сегодня определили (перечисление принципов, определяющих семью, обращаясь к модели). Я надеюсь, что, создавая свою семью, вы вспомните наш сегодняшний урок-диалог и это поможет вам.

Я благодарю вас за помощь и сотрудничество на уроке, за вашу доброжелательность, активность, искренность.


Пожелания учащимся

Война и мир. Сражения и будни.

Какой должна быть жизнь в моей стране?

И выбор может быть не лёгок, труден:

Ты можешь быть с мечом и на коне,

А можешь щит держать в руке упрямо

И к миру всех воззвать, покой храня.

И пусть всегда довольна будет мама

И не тревожится, беду рукой гоня.

Пусть сердце любит, пусть горит и дышит,

И пусть душа хранит тепло и свет.

И пусть Господь всех нас теперь услышит -

Войне мы скажем непреклонно: "Нет!"

Советы психолога для счастливой семейной жизни.

Грубость – злокачественная опухоль, пожирающая любовь. Будьте вежливыми, нежными в обращении с мужем (женой).

Цветы – язык любви. Вы хотите сохранить счастливую семейную жизнь? Проявляйте чуточку внимания ежедневно.

Не надо пытаться в корне переделать своего мужа, помните: для успеха в счастливой семейной жизни нужно быть подходящим мужем или женой.

Ни в коем случае не придирайтесь по мелочам. Придирки, нападки, упреки, как укусы кобры, всегда уничтожают и убивают.

Не критикуйте бесплодно свою жену или мужа, тем более в присутствии других. Одна их причин разводов: бессмысленная критика, разбивающая сердца вдребезги.

Никогда не отказывайте в искренней признательности своей жене или мужу. Помните: для того, чтобы жена нашла счастье в своем муже, нужно, чтобы он проявлял свою настоящую преданность.

Истинные отношения являются одной из удовлетворяемых в супружеской жизни потребностей, но если эти отношения не в порядке, ничто другое не будет в порядке.


Со времени появления романа Л. Н. Толстого прошло много лет, но главные ценности семьи: любовь, доверие, взаимопонимание, честь, порядочность, патриотизм – остаются главными нравственными ценностями. Рождественский сказал: “Все начинается с любви”. Достоевский сказал: “Человек родится не для счастья и заслуживает его страданием”.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!