Русская литература 4 класс
Тема: Е. Пермяк. «Сказ про газ» (глава «О принце в голубой короне»)
Цель: формирование представления учащихся о познавательной сказке.
Задачи: способствовать развитию читательских умений, ориентироваться в содержании и находить ответы на вопросы к тексту, извлекать познавательные сведения из текста; создать условия для развития умения определять характерные черты героев, выражать оценочные суждения о героях, определять главную мысль сказки; содействовать развитию интонационных умений выразительного чтения., воспитывать интерес к познанию своего родного края, своей малой родине.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
- Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….
Актуализация ранее изученного
- На прошлом уроке мы познакомились с удивительным подводным миром, а помог нам его открыть писатель Игорь Акимушкин.
- Чтение стихотворения учителем
ПОДВОДНЫЙ МИР
Подводный мир такой красивый,
Что глаз не оторвать и там,
Какие рыбы и растенья,
Волшебным кажется он нам.
Там жизнь своя, закон подводный,
Негласный, но он есть такой,
Все соблюдают непременно.
Там мир особенный, другой!
- Ребята, а какой аппарат помогает изучать подводный мир?
Речевая разминка
Батискаф... Абдульмахмуд Рахимов
Мы с Володькой книжный шкаф
Превратили в батискаф.
Пропилили в стенках люки,
В каждой по четыре штуки.
Навигатор папин взяли,
Чтоб на дне не заплутали.
Надеваем ласты, маски,
Потеплее водолазки.
И теперь мы с братом Вовой,
К погружению готовы...
Жаль, но мы не погрузились.
Папа с мамой возвратились!!!
Проверка домашнего задания
-Какой аппарат дети сделали из шкафа?
-Кто из писателей познакомил нас с этим аппаратом?
-Расскажите, как устроен аппарат? (сообщение подготовленного ученика)
-Расскажите, какие обитатели населяют морские глубины?
(Выступление детей с подготовленными рассказами о подводных жителях)
- Ребята, а какие жители населяют озеро в аг. Петковичи?
- Игра «Вопрос -ответ»
Новая тема
Подготовка к восприятию текста
Ест дрова он с хрустом, жаром.
Благодарен кочегарам.
Но лишь тогда не страшен он,
Когда бывает покорён. (Огонь)
-Что необходимо для того, чтобы возник огонь?
-Какие виды топлива вам известны?
-Какие из них используются в нашей стране?
- Давайте вспомним места где, добывается уголь, нефть, газ? (карта)
(Дети работают в парах, находят при помощи условных обозначений места на карте, которая лежит на парте, где добывают в РБ полезные ископаемые. Один представитель от пары выходит к доске и показывает на карте РБ)
Сообщение темы и целей урока
-Сегодня мы познакомимся с произведением уже известного нам автора. Это продолжим знакомство с творчеством Евгения Андреевича Пермяка, но сначала послушайте краткую биографию этого автора.
Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 в городе Перми, на Урале. Настоящая фамилия Виссов. Родной город так полюбился писателю, что он предпочел псевдоним Пермяк. Детские годы писателя прошли в небольшом городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые очень любили его и заботились о нем. В этом городе он стал писать свои первые стихи. Писатель любил трудиться. О труде и трудолюбии, о доброте и дружбе написано много книг, которые нравятся взрослым и детям.
- Кто-нибудь помнит произведения Е. А. Пермяка, c которыми мы уже знакомились «Мама и мы», рассказ «Смородинка», «Торопливый ножик», «Чужая калитка»
- А сейчас обратите внимание на выставку книг. Перед началом урока вы подходили и смотрели эти книги.
- Скажите, ребята, а что общего у этих книг? (у этих книг общий автор Е. А. Пермяк)
- А чем они отличаются (разные рассказы, сказки, стихи, пьесы и т.д)
- Больше всего любил Евгений Пермяк писать сказки. Он создал особый тип «познавательной сказки».
- А вот с каким произведением мы с вами познакомимся сегодня, вы узнаете, отгадав загадку.
ЗАГАДКА ПРО ГАЗ.
Ты отгадай его скорей!
Он легче жидкости своей;
И если жидкость нагревать,
Он может быстро улетать,
Хоть этого не видит глаз,
Всё потому, что это ... (ГАЗ)
-Сегодня мы познакомимся с главой из книги Е.Пермяка «Сказ про газ".
- Как вы думаете, о чём будет говориться в этом произведении?
- Интересно, что книга вовсе не про газ…вернее, не только про газ! Она посвящена тому, как человеку удалось приручить огонь и открыть разные виды топлива.
-А начинает Е.Пермяк своё произведение с присказки. А в каком жанре есть присказка? (в сказке)
-Какие ещё признаки этого жанра есть в этом произведении, вы скажите, послушав его.
Работа над произведением
Словарная работа
Поленница- Дрова, уложенные друг на друга правильными рядами. (слайд)
Топка- Часть печи или котла, где сжигают топливо. (слайд)
-В каком словаре мы будем искать значение этих слов? (Работа со словарём)
Зазнайство- переоценивает свои способности и достоинства
Спесивость- Надменность, высокомерие
Самовлюблённость- сделать разбор слова по составу
Первичное чтение (только присказки)
Проверка первичного восприятия
-Какие признаки сказки определили в данном произведении?
-Какие особенности именно этой сказки?
-Это не просто сказка, а познавательная. О каких видах топлива она даёт нам знания?
Повторное чтение. Анализ произведения
-Как жил человек в давние времена?
-Как всё окружающее к нему относилось?
-Кто для человека был самым страшным и непонятным врагом?
-Какие отношения сложились со временем у Человека с Огнём?
-Как Человек благодарил Огонь?
-Кого обидел Человек, прославляя Огонь?
-Почему на кухне начался скандал?
-Как поленья отреагировали на то, что повара хвалили Огонь?
-Какие заслуги перечисляли дрова?
-Какие источники тепла, которые не походили на дрова, открыл ещё человек?
-Что задумали Дрова?
-А кто знает, почему Осиновые Дрова являются самыми коварными?
Физминутка «Топаем, хлопаем»
Правила: если дети поступают правильно хлопать, если не правильно топать.
Знаю я теперь, друзья, что с огнем играть нельзя. (хлопают)
Спички весело горят, буду с ними я играть. (топают)
Рома убежал за дом, там играет он с огнем. (топают)
Он опасен, Маша знает, утюг больше не включает. (хлопают)
Вика с Лерою играют, на печи газ зажигают. (топают)
Все теперь ребята знают, что с огнем играть нельзя? (да)
-А как вы думаете, кого из источников топлива мы можем назвать «принцем в голубой короне»? (газ)
-Что вы знаете об этом голубом топливе?
-А познакомит нас с этим топливом герой мультфильма Газзи. Он инопланетянин.
Его родина-планета Метанор, которая находится в соседней Галактике, за миллионы километров от Земли. Газзи путешествовал, но у него неожиданно закончилось топливо и чтобы заправиться, он приземлился к нам на планету. Здесь он познакомился со школьником Витькой. Сейчас мы с ними отправимся в путешествие во времени…
(просмотр мультфильма, до правил безопасности с газом)
3d анимационный фильм «Секреты природного газа»
Первичное чтение (2 главы)
Проверка первичного восприятия
-Понравилась ли вам сказка о принце в голубой короне?
-Кто из героев вам понравился больше?
-К кому из героев мы относимся отрицательно? Почему?
Повторное чтение. Анализ произведения
-О чём рассказала Сорока Вороне?
-Как Ворона объяснила такое явление, как свечение на болоте?
-Кто подслушал этот разговор?
-Что рассказала Сорока Вороне о Газе?
-С кем хотели встретиться Осиновые Дрова?
-Где произошла эта встреча?
-Что ответил Газ Дровам, когда они спросили, где его можно увидеть?
-На что походили голубые языки пламени в горелке плиты?
-Кем назвал себя Газ?
-Кому Дрова рассказали о Голубом Принце?
-Почему Углю стало стыдно от своих мыслей?
-От каких болезней стыд является лекарством?
-О чём вспомнил Уголь, когда рассеялся осиновый туман?
-Кем был Газ для Угля и Нефти?
-Чем опять были недовольны Дрова?
-Почему Природный подземный Газ, является Нефти родным братом?
-Чем Дрова стали пугать Нефть и Уголь?
-Почему невидимый Газ стал стыдить Нефть и Уголь?
-Почему Газ был таким прекрасным топливом для всех?
-Что поняли все виды топлива?
-Все ли открыты источники топлива на Земле?
-А если будут у нас появляться новые виды топлива, то как к ним будут относиться другие?
-Как вы думаете, почему неодушевленные предметы написаны с большой буквы?
Выборочное чтение. Отработка выразительного чтения
-Мы сказали, что это не простая сказка, а познавательная. Она даёт нам научные знания. - Найдите и зачитайте из сказки познавательные сведения?
-Найдите и зачитайте свойства, которыми обладает Газ?
-Какие герои сказки показаны не с лучшей стороны? Охарактеризовать
-Кто из героев вам показался умным и рассудительным? Почему?
-Найдите и зачитайте отрывок из сказки, в котором об этом говорится?
-Мы знаем из жизни, а также прочитали в сказке Е.Пермяка об удивительных и полезных свойствах Газа, но в каких случаях Газ может принести вред и даже беду?
- Об этом вы более подробно узнаете когда посмотрите дома продолжение мультфильма, в котором Газзи нам расскажет о правилах безопасности при использовании Газа?
Подведение итогов. Рефлексия
- Скажите, так о каких видах топлива вы говорили?
-Кто познакомил нас с ними через познавательную сказку?
-Чему учит нас эта сказка?
-Эта сказка учит нас жить дружно, без зависти и зазнайства и приносить пользу людям.
-Только в добрых сердцах горит огонь любви и добра. Если вы хотите подарить этот огонь всем своим друзьям, прикрепите маленькие сердечки на доску, как символ дружбы и заботы.
Домашнее задание: научиться читать по ролям на 7-8 баллов, подготовить пересказ главы «О принце в голубой короне» 9-10 баллов