СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русской литературы в 4 классе Е. Пермяк "Сказ про газ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы в 4 классе Е. Пермяк "Сказ про газ"»

Русская литература 4 класс

Тема: Е. Пермяк. «Сказ про газ» (глава «О принце в голубой короне»)
Цель: формирование представления учащихся о познавательной сказке.

Задачи: способствовать развитию читательских умений, ориентироваться в содержании и находить ответы на вопросы к тексту, извлекать познавательные сведения из текста; создать условия для развития умения определять характерные черты героев, выражать оценочные суждения о героях, определять главную мысль сказки; содействовать развитию интонационных умений выразительного чтения., воспитывать интерес к познанию своего родного края, своей малой родине.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

- Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

Актуализация ранее изученного

- На прошлом уроке мы познакомились с удивительным подводным миром, а помог нам его открыть писатель Игорь Акимушкин.

- Чтение стихотворения учителем

ПОДВОДНЫЙ МИР

Подводный мир такой красивый,
Что глаз не оторвать и там,
Какие рыбы и растенья,
Волшебным кажется он нам.

Там жизнь своя, закон подводный,
Негласный, но он есть такой,
Все соблюдают непременно.
Там мир особенный, другой!

- Ребята, а какой аппарат помогает изучать подводный мир?

Речевая разминка

Батискаф... Абдульмахмуд Рахимов

Мы с Володькой книжный шкаф
Превратили в батискаф.
Пропилили в стенках люки,
В каждой по четыре штуки.

Навигатор папин взяли,
Чтоб на дне не заплутали.

Надеваем ласты, маски,
Потеплее водолазки.

И теперь мы с братом Вовой,
К погружению готовы...
Жаль, но мы не погрузились.
Папа с мамой возвратились!!!


Проверка домашнего задания

-Какой аппарат дети сделали из шкафа?

-Кто из писателей познакомил нас с этим аппаратом?

-Расскажите, как устроен аппарат? (сообщение подготовленного ученика)

-Расскажите, какие обитатели населяют морские глубины?

(Выступление детей с подготовленными рассказами о подводных жителях)

- Ребята, а какие жители населяют озеро в аг. Петковичи?

- Игра «Вопрос -ответ»


Новая тема

Подготовка к восприятию текста


Ест дрова он с хрустом, жаром.
Благодарен кочегарам.
Но лишь тогда не страшен он,
Когда бывает покорён. (Огонь)


-Что необходимо для того, чтобы возник огонь?

-Какие виды топлива вам известны?

-Какие из них используются в нашей стране?

- Давайте вспомним места где, добывается уголь, нефть, газ? (карта)

(Дети работают в парах, находят при помощи условных обозначений места на карте, которая лежит на парте, где добывают в РБ полезные ископаемые. Один представитель от пары выходит к доске и показывает на карте РБ)

Сообщение темы и целей урока

-Сегодня мы познакомимся с произведением уже известного нам автора. Это продолжим знакомство с творчеством Евгения Андреевича Пермяка, но сначала послушайте краткую биографию этого автора.

Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 в городе Перми, на Урале. Настоящая фамилия Виссов. Родной город так полюбился писателю, что он предпочел псевдоним Пермяк. Детские годы писателя прошли в небольшом городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые очень любили его и заботились о нем. В этом городе он стал писать свои первые стихи. Писатель любил трудиться. О труде и трудолюбии, о доброте и дружбе написано много книг, которые нравятся взрослым и детям.

- Кто-нибудь помнит произведения Е. А. Пермяка, c которыми мы уже знакомились «Мама и мы», рассказ «Смородинка», «Торопливый ножик», «Чужая калитка»

- А сейчас обратите внимание на выставку книг. Перед началом урока вы подходили и смотрели эти книги.

- Скажите, ребята, а что общего у этих книг? (у этих книг общий автор Е. А. Пермяк)

- А чем они отличаются (разные рассказы, сказки, стихи, пьесы и т.д)


- Больше всего любил Евгений Пермяк писать сказки. Он создал особый тип «познавательной сказки».

- А вот с каким произведением мы с вами познакомимся сегодня, вы узнаете, отгадав загадку.


ЗАГАДКА ПРО ГАЗ.

Ты отгадай его скорей!

Он легче жидкости своей;

И если жидкость нагревать,

Он может быстро улетать,

Хоть этого не видит глаз,

Всё потому, что это ... (ГАЗ)


-Сегодня мы познакомимся с главой из книги Е.Пермяка «Сказ про газ".

- Как вы думаете, о чём будет говориться в этом произведении?

- Интересно, что книга вовсе не про газ…вернее, не только про газ! Она посвящена тому, как человеку удалось приручить огонь и открыть разные виды топлива.

-А начинает Е.Пермяк своё произведение с присказки. А в каком жанре есть присказка? (в сказке)

-Какие ещё признаки этого жанра есть в этом произведении, вы скажите, послушав его.

Работа над произведением

Словарная работа


Поленница- Дрова, уложенные друг на друга правильными рядами. (слайд)

Топка- Часть печи или котла, где сжигают топливо. (слайд)

-В каком словаре мы будем искать значение этих слов? (Работа со словарём)

Зазнайство- переоценивает свои способности и достоинства

Спесивость- Надменность, высокомерие

Самовлюблённость- сделать разбор слова по составу


Первичное чтение (только присказки)

Проверка первичного восприятия

-Какие признаки сказки определили в данном произведении?

-Какие особенности именно этой сказки?

-Это не просто сказка, а познавательная. О каких видах топлива она даёт нам знания?

Повторное чтение. Анализ произведения

-Как жил человек в давние времена?

-Как всё окружающее к нему относилось?

-Кто для человека был самым страшным и непонятным врагом?

-Какие отношения сложились со временем у Человека с Огнём?

-Как Человек благодарил Огонь?

-Кого обидел Человек, прославляя Огонь?

-Почему на кухне начался скандал?

-Как поленья отреагировали на то, что повара хвалили Огонь?

-Какие заслуги перечисляли дрова?

-Какие источники тепла, которые не походили на дрова, открыл ещё человек?

-Что задумали Дрова?

-А кто знает, почему Осиновые Дрова являются самыми коварными?


Физминутка «Топаем, хлопаем»


Правила: если дети поступают правильно ­хлопать, если не правильно ­ топать.

Знаю я теперь, друзья, что с огнем играть нельзя. (хлопают)

Спички весело горят, буду с ними я играть. (топают)

Рома убежал за дом, там играет он с огнем. (топают)

Он опасен, Маша знает, утюг больше не включает. (хлопают)

Вика с Лерою играют, на печи газ зажигают. (топают)

Все теперь ребята знают, что с огнем играть нельзя? (да)


-А как вы думаете, кого из источников топлива мы можем назвать «принцем в голубой короне»? (газ)

-Что вы знаете об этом голубом топливе?

-А познакомит нас с этим топливом герой мультфильма Газзи. Он инопланетянин.




Его родина-планета Метанор, которая находится в соседней Галактике, за миллионы километров от Земли. Газзи путешествовал, но у него неожиданно закончилось топливо и чтобы заправиться, он приземлился к нам на планету. Здесь он познакомился со школьником Витькой. Сейчас мы с ними отправимся в путешествие во времени…

(просмотр мультфильма, до правил безопасности с газом)

3d анимационный фильм «Секреты природного газа»

Первичное чтение (2 главы)

Проверка первичного восприятия

-Понравилась ли вам сказка о принце в голубой короне?

-Кто из героев вам понравился больше?

-К кому из героев мы относимся отрицательно? Почему?

Повторное чтение. Анализ произведения

-О чём рассказала Сорока Вороне?

-Как Ворона объяснила такое явление, как свечение на болоте?

-Кто подслушал этот разговор?

-Что рассказала Сорока Вороне о Газе?

-С кем хотели встретиться Осиновые Дрова?

-Где произошла эта встреча?

-Что ответил Газ Дровам, когда они спросили, где его можно увидеть?

-На что походили голубые языки пламени в горелке плиты?

-Кем назвал себя Газ?

-Кому Дрова рассказали о Голубом Принце?

-Почему Углю стало стыдно от своих мыслей?

-От каких болезней стыд является лекарством?

-О чём вспомнил Уголь, когда рассеялся осиновый туман?

-Кем был Газ для Угля и Нефти?

-Чем опять были недовольны Дрова?

-Почему Природный подземный Газ, является Нефти родным братом?

-Чем Дрова стали пугать Нефть и Уголь?

-Почему невидимый Газ стал стыдить Нефть и Уголь?

-Почему Газ был таким прекрасным топливом для всех?

-Что поняли все виды топлива?

-Все ли открыты источники топлива на Земле?

-А если будут у нас появляться новые виды топлива, то как к ним будут относиться другие?

-Как вы думаете, почему неодушевленные предметы написаны с большой буквы?


Выборочное чтение. Отработка выразительного чтения

-Мы сказали, что это не простая сказка, а познавательная. Она даёт нам научные знания. - Найдите и зачитайте из сказки познавательные сведения?

-Найдите и зачитайте свойства, которыми обладает Газ?

-Какие герои сказки показаны не с лучшей стороны? Охарактеризовать

-Кто из героев вам показался умным и рассудительным? Почему?

-Найдите и зачитайте отрывок из сказки, в котором об этом говорится?


-Мы знаем из жизни, а также прочитали в сказке Е.Пермяка об удивительных и полезных свойствах Газа, но в каких случаях Газ может принести вред и даже беду?

- Об этом вы более подробно узнаете когда посмотрите дома продолжение мультфильма, в котором Газзи нам расскажет о правилах безопасности при использовании Газа?


Подведение итогов. Рефлексия

- Скажите, так о каких видах топлива вы говорили?

-Кто познакомил нас с ними через познавательную сказку?

-Чему учит нас эта сказка?

-Эта сказка учит нас жить дружно, без зависти и зазнайства и приносить пользу людям.

-Только в добрых сердцах горит огонь любви и добра. Если вы хотите подарить этот огонь всем своим друзьям, прикрепите маленькие сердечки на доску, как символ дружбы и заботы.

Домашнее задание: научиться читать по ролям на 7-8 баллов, подготовить пересказ главы «О принце в голубой короне» 9-10 баллов