-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;
-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.
-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.
Этапы урока, | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1.Орг. Момент. Психологический настрой Задача: Снять эмоциональное напряжение | -Дружно стали, повернулись И друг другу улыбнулись. Настроенье каково? - Во!!! - Теперь поприветствуйте улыбками наших гостей. Садитесь. | Учащиеся приветствуют учителя, друг друга. гостей. | Слайд 1 |
3.Актуализация опорных знаний. Задача: Актуализировать знания учащихся; подготовить к эмоциональному восприятию произведения 1)Работа с шифровкой слова СКАЗКА Задача: Развивать аналитико-синтетическую деятельность. | – Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем вести разговор на уроке необходимо расшифровать, какое слово спряталось в таблице? В этом нам поможет ключ к шифру. | 1 | 2 | 3 | А | к | ш | а | Б | п | а | д | В | к | с | з | - Как называются сказки, которые сочинил народ? -А, которые сочинили поэты и писатели? – С какой сказкой познакомились на прошлом уроке? - Она авторская или народная? – Кто написал её? Со сказкой всегда интересно. Сказки все любят читать. Сегодня попробуем вместе смысл авторской сказки понять. - Сегодня на уроке мы продолжим видеть и чувствовать глазами и сердцем. А поможет в этом прекрасное произведение Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая шейка». |
Читают ключ. (В2, А1, Б2, В3, А1, А3) Отгадывают слово «сказка».
(народные) (авторские) (литературные) (“Серая шейка”) (авторская) (Д.Н. Мамин-Сибиряк)
|
Слайд 2
Слайд 3 Слайд 4
Слайд 5 |
4.Сообщение темы. Задача: определить содержание урока, объект деятельности. | -Давайте прочитаем тему урока. - Как понимаете «внутреннее состояние»? - А как понять «взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя»? | -Ученица читает по слайду тему урока -Это значит, что она думает, о чем-то переживает. –А я думаю, что это то, что чувствует уточка. -Это если плохая погода, то и настроения нет. -Если холодно, то и играть не хочется. |
|
5.Постановка цели урока. Задача: сформулировать задачу работы на уроке, определить вид работы и её направление. | Исходя из темы, сформулируйте задачи урока. Итог подводит учитель. - Правильно, мы познакомимся с содержанием II части, узнаем о мыслях, о настроении, чувствах Серой Шейки, а также о том, как наступает природа раскрывает эмоциональное настроении главной героини. Раскроем загадки писателя - поймём автора, в чем особенность его замысла. | -Я должен познакомиться со II частью сказки. -Я узнаю о мыслях, чувствах Серой Шейки и о том, как это связано с природой. -Я должен разобраться в том, как автор показывает внутреннее состояние героини через описание природы. -Я буду развивать свою речь. |
|
3)Проверка д/з. Характеристика героев. | - Кто герой сказки «Серая Шейка»? -Серая шейка была взрослой уткой или утенком? - Что с ней случилось? - Одинаково ли родители относятся к своей дочери? Дома вы готовили характеристику этим героям. - Кто хочет охарактеризовать Утку? Селезня? - Кто такой эгоист? - К этому слову можно подобрать синоним – обыватель – человек, который относится к окружающим через призму собственного эгоизма, но всегда прикрывает свое полное равнодушие к жизни других рассуждениями о том, что нецелесообразно вмешиваться в чужую жизнь. Об их жизненной позиции точно подмечено в народной пословице. Может догадаетесь в какой? – На чьей стороне автор? - Как объяснить его слова : «оказывалось как-то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умен, и всегда лучше всех»? В этой фразе скользит ирония, насмешка автора. - Какая позиция близка вам? - Чья позиция обывательская? Подведем итог: какими представил автор героев сказки. «Соедини характеристики» УТКА | самоотверженная равнодушный смелая добрая эгоистичный не способен на жертву заботливая умеющая любить | СЕЛЕЗЕНЬ | -А что же мы можем сказать о Серой Шейке? | Герой сказки «Серая Шейка». Героиня – Уточка. Утенком.
Лиса перекусила крыло. Она стала калекой. Не могла летать. Нет, по-разному.
Дают характеристику Утке и Селезню. Подкрепим это текстом.
Моя хата с краю, ничего не знаю. -Я думаю, что автор на стороне Серой шейки. -Позиция обывателя у Селезня, он не хочет расстраиваться. -Считает, что беспокоиться, если помочь нельзя.
Добрая, больная, беззащитная,ей страшно от незнания природы |
Слайд 6
Слайд 7 щелчок
щелчок
слайд 8
Слайд 9
щелчок |
6.Первичное восприятие. Задача: создать условия для полноценного (эмоционального) восприятия текста. | Художественное чтение-исполнение учителем. |
Восприятие текста на слух | слайд 10 |
7.Проверка первичного восприятия. Задача: выявить эмоциональный отклик на прочитанное, проверить понимание общего содержания.
2)Работа над чтением трудных слов. Задача: Развивать внимательность, правильность и осознанность чтения. Работа со слоговыми таблицами разной структуры
| - О чем рассказала 2 часть? - Какова основная мысль? - Как озаглавите? – Прочитайте слова, которые нам встретятся при чтении. БЛИ УД С НА УТ РО УНО | ЗИВ ВО ЛЮБО ЧИ РЕН НЯВ СИВ | ШЕЙ ЕН ПЫТ НАВ НИ ШИ ШУЮ | СЯ НАЯ СТВОМ ШЕЙ КОВ МИ СЯ | | -Серая Шейка осталась одна. –Главная мысль в том, что ей очень тяжело было расстаться. -Отлёт птиц. Читают 1) по одному; 2)по цепочке; 3)дуэтом.
|
|
8. Вторичное восприятие. Задача: формировать навык смыслового чтения текста; отобрать необходимый материал для работы над сказкой, найти новые непонятные слова 1).Словарная работа. Задача: Уточнить и расширить читательский кругозор. Работа с опорой со знаково-символическим изображением Физминутка. Задача: снять умственное напряжение, физическую усталость | -С какой целью будем читать?
- Встретились ли вам слова, которые нуждаются в пояснении? -Предполагая, что эти слова будут непонятны, я выписала их на слайд. -Где можно узнать значения непонятных слов? - Спросим у ребят. -Давайте сравним толкование по слайду. Ключик - (многозначное слово) вытекающий из земли источник, родник Поросль - молодые побеги растений. Курлыкали - о журавле: издавать характерные звуки, напоминающие «курлы-курлы». Бывалые - опытные, много видавшие и испытавший. Косяк - стая рыб, птиц. Роковой день - неизбежный, в данном случае, для Серой Шейки. Рок- понятие греческой мифологии - означает неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги. - А почему слово «косяк» по-разному толкуете?
-Подберите синоним к слову курлыкали.
На носочки встанем, Облачко достанем. На корточки присядем, Травушку погладим. Руками- крыльями взмахнем, Как утята поклюём. В стайки соберемся, Друг другу улыбнемся. Мы сумели отдохнуть И готовы в дальний путь. | -Для того, чтобы разобраться в том, как автор показывает внутреннее состояние героини через описание природы.
Самостоятельное чтение учащимися
Называют слова.
Вспомнить самому. Спросить у одноклассников. Посмотреть в словаре. В интернете посмотреть. Поясняют значение слов. При затруднении обращаются к толковому словарю (роковой день), который лежит на парте.
-
-Не все слова так толковали. -Слово бывалый не так поясняли. -Слово «косяк» не так поясняли.Слово косяк многозначное, поэтому и по-разному толковали -Кричали.
Повторяют движения за учителем. |
|
Слайд 11 |
9.Основная работа 1)Художественный анализ. Работа в парах. Задача: Открытие духовных смыслов. Определение собственного отношения к прочитанному 1)Внутреннее состояние Серой Шейки. 2)Слушание песни «Серая шейка» Итог подводит учитель | -Давайте опишем внутреннее состояние Серой Шейки. Работаем в парах. Как покажете готовность? -Какое настроение, какие чувства испытывает Серая Шейка и почему? Обратитесь к ПОМОГАЛКЕ «Черты характера», «Чувства, настроения». Тоска, одиночество, страх Понять, почему же Серая Шейка пришла к страшной мысли о том, что уж лучше бы её съела Лиса, нам поможет песня. Можете лечь на парты и послушать. - Так почему же она пришла к такому страшному выводу? (Её пугали одиночество и неизвестность, т.к. никто не мог объяснить, что такое зима) | -Готовность к ответу сигнал – поднятые вверх руки. Заслушиваются ответы детей. Ответ одного ученика из пары дополняет другой.
Прослушивают запись.
Ответы детей. | Слайд 12 |
2)Описание природы Задача: -Развивать связную речи. Включение задания с опорой на несколько анализаторов. Определение роли пейзажа в произведении. Определение авторского отношения к прочитанному
| Теперь давайте обратимся к описанию природы. Найдите этот отрывок. –Какими словами начинается отрывок? Какими заканчивается? -Кто хочет прочитать? Читаем со словом СТОП. Учитель говорит СТОП, после прочтения слова, которое нужно подчеркнуть. -Итак, какие слова оказались подчеркнутыми? Сравните состояние природы и состояние Серой Шейки. Обратимся к тексту. «…и сама река казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке? Большая река и маленькая серая шейка одна. -Какое средство художественной изобразительности использует автор? -Что сказано о берегах? «…берега оголились…» – она одна. Куда прячутся утки в случае опасности? -Есть где спрятаться Серой Шейке? Получается, она беззащитна. -Что сказано о дожде? Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним? -Автор дает точные описания природы – тонкий наблюдатель пироды. - А теперь скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы? - Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму. Автор сам подводит итог. «Вообще, хорошего было мало…» Автор хороший психолог? Кто такой психолог? На слайде: психолог – человек, который умеет анализировать переживания других людей. -Да, автор хороший психолог, потому что через описание природы показывает переживания главной героини. | Находят слова. Ученик читает текст, останавливается услышав слово СТОП, все дети подчеркивают последнее прочитанное слово. Называют (река, берега, небо, дождь)
-Ей страшно, одиноко. -Наверное, она плачет. -Контраст.
-Берега оголились. -Утки прячутся в траву. -А я видел, что в камыши. -Нет, негде ей спрятаться. -Вся трава засохла.
«…мелкий осенний дождь…» Серая Шейка плачет, её мама-утка. -Чтобы показать, как плохо Серой Шейке.
-Это описание природы очень тоскливое.
-Да, он хорошо передал чувства Серой Шейки. ---Мы плакали, слушая песню. -Мне было жалко, я тоже чуть не плакал. |
слайд 13
слайд 14
щелчок |
3)Художественное творчество. Задача: Формировать умение воплощать и передавать художественный образ с помощью голоса Читать по ролям диалог Утки с Серой Шейкой. | -Как вы думаете, почему автор во второй части ни разу не упомянул селезня, но так много говорил о старой утке? -Кого вам больше жалко: старую утку или Серую Шейку? - Кто хочет быть режиссером и раздать роли? – С какой интонацией прочитаем слова Утки?
– Каким голосом показать, что говорит Серая шейка? – Как должен читать автор? – Представьте, что вы артисты и вам надо прочитать так, чтобы передать состояние героев при разговоре. | -Селезень старался уйти от проблемы, не решать её, а Утка пыталась подбодрить Серую Шейку. Режиссер раздает роли детям. -Утка волнуется, интонация волнения, тревоги. -Дрожащим голосом. -Страх в голосе. -Тоже передать тоску, тревогу. Читают по ролям. |
слайд 15 |
10. Итог урока. Задача: организовать деятельность по анализу выполненной на уроке работы. | -Какой же основной итог этой части? -Закончите фразу «Сейчас она одна, но как любому сказочному герою ей предстоит выдержать испытания….» -На следующих уроках вы узнаете, через что пройдет Серая Шейка для того, чтобы обрести счастье. - Давайте подведем итог нашей работе. Как вы думаете, достигнуты поставленные цели?
| - Серая Шейка осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой.
чтобы обрести СЧАСТЬЕ»
-Я думаю, что да, потому, что я понял, для чего автор вводит описание природы, чтобы показать как плохо одной будет Серой Шейке. | слайд 16 щелчок |
11.Домашнее задание. | – На уроке мы проанализировали 2 часть сказки Мамина-Сибиряка «Серая шейка», учились читать по ролям. Как вы думаете, какие можно предложить задания для продолжения читательской деятельности дома? Выберите вид домашней работы по силам и интересам. | - Подготовить пересказ текста от имени главного героя. -Выразительно читать с.137-140. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
|
|
12.Рефлексивно – оценочный этап. Задача: Организовать работу по оцениванию учащимися своей деятельности совместно с учителем в форме самооценки | Оцените свою работу на уроке. Слайд 15 Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными - красный цвет, если вы были артистичными - зеленый.
Разные цвета показывают, что вы действительно активные, внимательные, артистичные. Слайд 16 Молодцы! Спасибо за урок! |
|
|