СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок с элементами триз-технологии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок активизации познавательной деятельности с элементами ТРИЗ технологии

Просмотр содержимого документа
«Урок с элементами триз-технологии»

Технологическая карта урока географии в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Раздел 3-геосферы Земли.

Тема урока: «Воды океана», первый урок в разделе гидросфера.

Класс: 6

Автор УМК: А.А.Летягин

Тип урока: Изучение нового материала, урок с элементами использования ТРИЗ-технологии.

Цель урока. Сформировать представления о солености морской воды, о причинах образования морских течений, о теплых и холодных течениях, о причинах приливов и отливов, научить описывать океан по плану.

Учитель: Сальникова Елена Юрьевна, МБОУ СОШ №8 г.Мурома .


Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Личностные результаты и УУД

1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

1) Начать урок на фоне звуков океана, дать детям успокоиться.

2) Предлагает учащимся просмотреть видеофрагмент, на котором показан прибой и звучит его шум.


3) О чем говорят эти звуки? Почему смотрим этот фрагмент?


4) В чем уникальность воды? В состав какой географической оболочки входит вода? Назовите части гидросферы?


5) Давайте определим главного знатока Мирового океана. Кто из вас готов показать на доске все океаны Земли от самого большого к самому маленькому и привести по одному примеру внутренних, окраинных, морей, заливов и проливов.(Дать вспомогательную карточку с названием частей Мирового океана).



6) На слайде представлены виды Красного моря, Черного моря, Белого моря, Желтого моря.

Почему этим морям дали такие названия? Предлагаю каждому ряду обсудить в парах за 1 минуту этот вопрос и выдвинуть свои гипотезы.

  1. Значит, вода в океанах и морях отличается.

7) Предлагает сформулировать тему, поставить цели, определить форму работы.

1) Приветствие учителя и учеников.


2) Слушают звуки прибоя, на экране смотрят видеофрагмент, фото Земли из космоса.

3) Комментируют и объясняют, что они слышат на фонограмме.


4) Отвечают на вопросы




5) Желающий ученик показывает знание карты, вручается медаль лучшего знатока Мирового океана.






6) Слушаем гипотезы (цвет, расположение, обитатели, температура, лед).




7) Тема «Воды Мирового океана».

Цели: изучить свойства вод Мирового океана.


Свойства разные, поэтому для изучения удобнее разделиться на группы.

- самоопределение

- смыслообразование

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира(Л),

Целеполагание (П),

- планировать учебного сотрудничества, - слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию (К)

2. Освоение нового знания, способа действия.

Этап №1.

1)Предлагаю торжественно открыть нашу научно-исследовательскую лабораторию (НИЛ) в которой будут работать ученые по нескольким направлениям. Переверните, лежащие на партах листочки, в которых указано направление вашей исследовательской работы и дана инструкция. Объединитесь в группы по видам деятельности (Исследование солености, исследование температуры, исследование течений, исследование приливов и отливов, составление плана описания океана).


2) Вам предстоит опытным и аналитическим путем изучить свойства вод Мирового океана. И выступить на конференции с докладом.

Работу вы будете выполнять, используя инструктивные карточки, которые я вам выдам.

Помните правила работы в группе? Повторим их.


1) Перемещаются по группам.











2) Получают инструктивные карточки.

Называют правила работы (не шуметь, слушать друг друга, разделить обязанности).

- поиск и выделение информации, синтез как составление целого из частей, самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

-осуществлять самоконтроль (Р)

–анализ объектов с целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации

-проводить синтез (восстановление целого из частей)

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей (П)

- учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества,

- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (К)

- учебно-познавательный интерес,

-самоопределение, самосознание (Л)

3.Физкультминутка


Перед началом нашей работы выполним небольшую разминку:

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Сядьте, дети на песок, 
Продолжаем наш урок.

Выполняют упражнение.

Проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии и работоспособности на уроке (Л)

4. Открытие нового знания

Этап №2.


1) Выполняют задания на инструктивных карточках.

Заполняю необходимые данные после работы с текстом и проведения опытов.(Приложения 1-5).


2) Отчет исследовательских групп.

Отчет каждой группы оценивается карточкой по пятибалльной системе по критериям: доступность изложения, наличие выводов.



1) Работают с текстом и опытными материалами. Учитель координирует работу.


2) Отчет по карточкам. Выводы.

Оценки.

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль; (Р)

–анализ объектов с целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации

-проводить синтез (восстановление целого из частей)

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей (П)

- учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества,

- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (К)

- учебно-познавательный интерес,

- самоопределение, самосознание (Л)


5. Головоломка

1. Предложите абсолютно безопасный бассейн для не умеющих плавать. (Учтите изученные свойства воды, решите противоречие – не умеет плавать, а должен держаться на воде).

Предлагают версии.

(в том числе насыщенный соленый раствор).

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей (П)


6. Открытие нового знания (продолжение)

3) Предложите, как с помощью айсбергов можно решить проблему дефицита воды в пустынях?


Какие свойства при этом будем учитывать?


3) Предлагают решения.



-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль; (Р)

–анализ объектов с целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации

-проводить синтез (восстановление целого из частей)

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей (П)

- учет разных мнений (К)



7. Первичное закрепление:

Проговаривание вслух по эталону (шаблону, алгоритму), выявление пробелов первичного осмысления изученного материала и неверных представлений учеников, проведение коррекции

1)На чистом листе в тетради по памяти запишите или зарисуйте схематически о каких свойствах воды Мирового океана вы узнали.

2) Проставление оценок некоторым наиболее активным учащимся.

Проверяем несколько работ.



Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К)

Оценивание усваиваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

8. Итог урока

Подводит итог урока.

Даёт домашнее задание с инструктажем по его выполнению





В заключение я попрошу вас оценить пользу сегодняшнего урока с помощью заготовленного шаблона, который надо дополнить улыбкой, грустью, или нейтральным выражением. Поднимите вверх ваши оценки.


Записывают домашнее задание: §30, устно ответить на вопросы 1-4.

Творческое задание на выбор: сочинить сказку или нарисовать рисунок по теме сегодняшнего урока «Воды Мирового океана».




Молодцы. До новых встреч.



Осознание учениками своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса (Л)


Примечание: (П) – познавательные УУД

(К) – коммуникативные УУД

(Р) – регулятивные УУД

(Л) – личностные УУД
















Приложение 1.

Инструктивная карточка для исследователей солености.

1.Выполните опыт.

Опустите яйцо в банку с пресной водой. Что наблюдаете?

Добавьте в воду приготовленную соль, размешайте. Что наблюдаете?

Какое свойство воды при этом изменилось?

2.Прочитайте текст в учебнике на странице 153-154 и выполните задание 1 в дневнике географа-следопыта на стр.79.

3.В чем изменяют соленость? Нарисуйте этот знак на листе.

3.Назовите причины, влияющие на изменение солености.

4.Назовите и покажите на карте самое соленое море.

5.Предложите способ получения морской воды в дома.




Приложение 2.


Инструктивная карточка для исследователей температуры.

1.Прочитайте текст в учебнике на странице 154-155 и выполните задание 2 в дневнике географа-следопыта на стр.80.

2.Назовите закономерности изменения температуры воды в океане:

- на поверхности

-при погружении

3.Назовите закономерность замерзания морской воды в зависимости от солености.

4.Какая вода быстрее замерзнет, пресная или соленая если вынести ее на мороз?

5.Почему плавучие льды возвышаются над водой?



Приложение 3.


Инструктивная карточка для исследователей течений.

1.Прочитайте текст на странице 156-157 в учебнике и выполните задание 3 в дневнике географа-следопыта на стр.81

2.Назовите закономерности расположения теплых и холодных течений.

3.Назовите причину формирования ветровых (дрейфовых) течений.

4.Нарисуйте на листе, как на картах показаны теплые и холодные течения.

5.Какова роль течений в жизни океана?



Приложение 4.


Инструктивная карточка для исследователей приливов и отливов.

1.Прочитайте текст на стр.157 в учебнике и выполните задание 4 в дневнике географа-следопыта на стр.82

2.Что называется полной водой?

3. Что называется малой водой?

4.От чего зависит высота приливов?

5.Как можно использовать энергию приливов?



Приложение 5.


Инструктивная карточка для исследователей океанов.

1. Прочитайте текст на стр.157-158 в учебнике и составьте план описания океана.

2.Для чего важны знания об океанах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!