Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Личностные результаты и УУД |
1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) | 1) Начать урок на фоне звуков океана, дать детям успокоиться. 2) Предлагает учащимся просмотреть видеофрагмент, на котором показан прибой и звучит его шум. 3) О чем говорят эти звуки? Почему смотрим этот фрагмент? 4) В чем уникальность воды? В состав какой географической оболочки входит вода? Назовите части гидросферы? 5) Давайте определим главного знатока Мирового океана. Кто из вас готов показать на доске все океаны Земли от самого большого к самому маленькому и привести по одному примеру внутренних, окраинных, морей, заливов и проливов.(Дать вспомогательную карточку с названием частей Мирового океана). 6) На слайде представлены виды Красного моря, Черного моря, Белого моря, Желтого моря. Почему этим морям дали такие названия? Предлагаю каждому ряду обсудить в парах за 1 минуту этот вопрос и выдвинуть свои гипотезы. Значит, вода в океанах и морях отличается. 7) Предлагает сформулировать тему, поставить цели, определить форму работы. | 1) Приветствие учителя и учеников. 2) Слушают звуки прибоя, на экране смотрят видеофрагмент, фото Земли из космоса. 3) Комментируют и объясняют, что они слышат на фонограмме. 4) Отвечают на вопросы 5) Желающий ученик показывает знание карты, вручается медаль лучшего знатока Мирового океана. 6) Слушаем гипотезы (цвет, расположение, обитатели, температура, лед). 7) Тема «Воды Мирового океана». Цели: изучить свойства вод Мирового океана. Свойства разные, поэтому для изучения удобнее разделиться на группы. | - самоопределение - смыслообразование -осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира(Л), Целеполагание (П), - планировать учебного сотрудничества, - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - публично защищать свою позицию (К) |
2. Освоение нового знания, способа действия. | Этап №1. 1)Предлагаю торжественно открыть нашу научно-исследовательскую лабораторию (НИЛ) в которой будут работать ученые по нескольким направлениям. Переверните, лежащие на партах листочки, в которых указано направление вашей исследовательской работы и дана инструкция. Объединитесь в группы по видам деятельности (Исследование солености, исследование температуры, исследование течений, исследование приливов и отливов, составление плана описания океана). 2) Вам предстоит опытным и аналитическим путем изучить свойства вод Мирового океана. И выступить на конференции с докладом. Работу вы будете выполнять, используя инструктивные карточки, которые я вам выдам. Помните правила работы в группе? Повторим их. | 1) Перемещаются по группам. 2) Получают инструктивные карточки. Называют правила работы (не шуметь, слушать друг друга, разделить обязанности). | - поиск и выделение информации, синтез как составление целого из частей, самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; -осуществлять самоконтроль (Р) –анализ объектов с целью выделения признаков, -определение основной и второстепенной информации -проводить синтез (восстановление целого из частей) -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей (П) - учет разных мнений, - планирование работы учебного сотрудничества, - управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (К) - учебно-познавательный интерес, -самоопределение, самосознание (Л) |
3.Физкультминутка | Перед началом нашей работы выполним небольшую разминку: Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (плавательные движения руками) Сядьте, дети на песок, Продолжаем наш урок. | Выполняют упражнение. | Проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии и работоспособности на уроке (Л) |
4. Открытие нового знания | Этап №2. 1) Выполняют задания на инструктивных карточках. Заполняю необходимые данные после работы с текстом и проведения опытов.(Приложения 1-5). 2) Отчет исследовательских групп. Отчет каждой группы оценивается карточкой по пятибалльной системе по критериям: доступность изложения, наличие выводов. | 1) Работают с текстом и опытными материалами. Учитель координирует работу. 2) Отчет по карточкам. Выводы. Оценки. | -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - осуществлять самоконтроль; (Р) –анализ объектов с целью выделения признаков, -определение основной и второстепенной информации -проводить синтез (восстановление целого из частей) -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей (П) - учет разных мнений, - планирование работы учебного сотрудничества, - управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (К) - учебно-познавательный интерес, - самоопределение, самосознание (Л) |
5. Головоломка | 1. Предложите абсолютно безопасный бассейн для не умеющих плавать. (Учтите изученные свойства воды, решите противоречие – не умеет плавать, а должен держаться на воде). | Предлагают версии. (в том числе насыщенный соленый раствор). | -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей (П) |
6. Открытие нового знания (продолжение) | 3) Предложите, как с помощью айсбергов можно решить проблему дефицита воды в пустынях? Какие свойства при этом будем учитывать? | 3) Предлагают решения. | -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - осуществлять самоконтроль; (Р) –анализ объектов с целью выделения признаков, -определение основной и второстепенной информации -проводить синтез (восстановление целого из частей) -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей (П) - учет разных мнений (К) |
7. Первичное закрепление: Проговаривание вслух по эталону (шаблону, алгоритму), выявление пробелов первичного осмысления изученного материала и неверных представлений учеников, проведение коррекции | 1)На чистом листе в тетради по памяти запишите или зарисуйте схематически о каких свойствах воды Мирового океана вы узнали. 2) Проставление оценок некоторым наиболее активным учащимся. | Проверяем несколько работ. | Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
8. Итог урока | Подводит итог урока. Даёт домашнее задание с инструктажем по его выполнению В заключение я попрошу вас оценить пользу сегодняшнего урока с помощью заготовленного шаблона, который надо дополнить улыбкой, грустью, или нейтральным выражением. Поднимите вверх ваши оценки. | Записывают домашнее задание: §30, устно ответить на вопросы 1-4. Творческое задание на выбор: сочинить сказку или нарисовать рисунок по теме сегодняшнего урока «Воды Мирового океана». Молодцы. До новых встреч. | Осознание учениками своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса (Л) |
Приложение 1.
Инструктивная карточка для исследователей солености.
1.Выполните опыт.
Опустите яйцо в банку с пресной водой. Что наблюдаете?
Добавьте в воду приготовленную соль, размешайте. Что наблюдаете?
2.Прочитайте текст в учебнике на странице 153-154 и выполните задание 1 в дневнике географа-следопыта на стр.79.
3.В чем изменяют соленость? Нарисуйте этот знак на листе.
3.Назовите причины, влияющие на изменение солености.
4.Назовите и покажите на карте самое соленое море.
5.Предложите способ получения морской воды в дома.
Приложение 2.
Инструктивная карточка для исследователей температуры.
1.Прочитайте текст в учебнике на странице 154-155 и выполните задание 2 в дневнике географа-следопыта на стр.80.
3.Назовите закономерность замерзания морской воды в зависимости от солености.
Приложение 3.
Инструктивная карточка для исследователей течений.
1.Прочитайте текст на странице 156-157 в учебнике и выполните задание 3 в дневнике географа-следопыта на стр.81
2.Назовите закономерности расположения теплых и холодных течений.
3.Назовите причину формирования ветровых (дрейфовых) течений.
4.Нарисуйте на листе, как на картах показаны теплые и холодные течения.
Приложение 4.
Инструктивная карточка для исследователей приливов и отливов.
1.Прочитайте текст на стр.157 в учебнике и выполните задание 4 в дневнике географа-следопыта на стр.82
3. Что называется малой водой?
Приложение 5.
Инструктивная карточка для исследователей океанов.
1. Прочитайте текст на стр.157-158 в учебнике и составьте план описания океана.
2.Для чего важны знания об океанах.