СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. С. Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Расширение знаний детей о творчестве С.Я. Маршака. Дать знания о театральном искусстве на примере сказки-пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

Просмотр содержимого документа
«Урок. С. Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев»»

Тема: С. Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев»

Цель: Расширение знаний детей о творчестве С.Я.Маршака. Дать знания о театральном искусстве на примере сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

Ход урока

1.Организационный момент.

4. Введение в тему.

- С.Я.Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Четырёх лет писал стихи, а с одиннадцати лет учился в гимназии и переводил древне-римского поэта Горация. Семья переезжала из одного города в другой, устроились на постоянное жительство в Петербурге. Учился в Англии, окончил Лондонский университет. С.М. Маршак был очень старательным и любил учиться. Он писал для детей стихи, сказки, загадки, пьесы. В 1920году создал в г.Краснодаре один из первых детских театров, писал пьесы для театра.

- А знаете ли вы, каким человеком был Самуил Яковлевич Маршак? Люди, близко знавшие его, говорят, что Маршак, как все люди, был разным: добрым, веселым, сердитым, щедрым, строгим, взыскательным. Но все вспоминают о нем, как об очень талантливом и трудолюбивом человеке. Маршак и в своём творчестве был разным: поэтом, редактором ж урнала, переводчиком стихов, сатириком, драматургом. Невозможно на одном уроке познакомиться со всеми сторонами творчества поэта.

Сегодня мы будем говорить о нём как о драматурге, начнём знакомство с его драматической сказкой  «Двенадцать месяцев».

Пьесу-сказку «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршак писал во время Великой Отечественной войны. Она была опубликована в 1943 году, после чего была поставлена в Московских театрах. Из славянского фольклора взяты человеческие образы времён года. Именно в древних сказаниях возникли человеческие образы времен года. По одной из  версий — Самуил Маршак заимствовал этот сюжет у известной чешской писательницы Божены Немцовой. Известно, что западнославянская легенда подсказала только завязку пьесы, а не весь сюжетВ письме родным С.Я.Маршак писал: «Тема углублена тем, что героиня пьесы «Двенадцать месяцев» живёт в природе и в труде.

- Как вы объясняете, что в годы тяжелейших испытаний драматург взялся за светлую сказку для детей? Почему она оказалась нужной и интересной не только детям, но и взрослым?

(Дети и во время войны остаются детьми, а сказка помогает им верить в торжество добра и справедливости).

-Дома вы прочитали сказку. Поделитесь своими впечатлениями.

- Понравилась вам сказка?

- Чем?

- Кто желает кратко пересказать содержание сказки?

(В этой сказке рассказывается о том, как королева под Новый год издала указ, что наградит того, кто принесет ей корзину подснежников. Жадные и злые Мачеха с Дочерью посылают в лес Падчерицу. Падчерица встречает у костра 12 братьев Месяцев. Они помогают ей, дарят ей подснежники и волшебное колечко. Мачеха с родной Дочерью приносят подснежники во дворец, и Королева приказывает им показать, где они нарвали цветы. Мачеха с Дочерью рассказывают о Падчерице, и Королева со свитой, с Мачехой, Дочкой и Падчерицей едут в лес. Королева хочет казнить Падчерицу, но братья Месяцы приходят ей на помощь, превращают Мачеху и ее Дочку в собак, разгоняют придворных ).

- Ребята, что больше всего удивило вас в этой сказке?

- Какой вывод для себя вы сделали после её прочтения?

Новогодняя сказка «Двенадцать месяцев» берет свое начало из славянского фольклора.. Еще в самом начале работы над сказкой в письме к родным Маршак писал: "Тема углублена тем, что героиня пьесы "12 месяцев" живет в природе и в труде. Все месяцы ее знают: один видел ее у проруби, когда она ходила по воду, другой в лесу, когда она рубила дрова, третий на огороде, где она поливала рассаду, и т. д."

5. Драма как род литературы

- Перед вами на партах произведения С.Я Маршака с названием «Двенадцать месяцев».
драматическая сказка.(отрывок из которой дан в учебнике

- Скажите, какой текст легче пересказать, а какой труднее? (легче пересказать текст эпической сказки , труднее - драматической)

- Почему? (Потому что сказка написана по ролям, т.е. для исполнения не одним человеком)
- А для чего она написана? (Для постановки на сцене)
- Т.е., где же мы смогли бы, кроме книги, увидеть эту пьесу? (В театре)

Вспомним, что такое роды литературы (см. материал учебника, часть первая, с. 53).
Роды литературы — это три большие группы, на которые делятся художественные произведения.
— Назовите роды литературы.
Эпос, лирика, драма.
— К какому роду литературы мы отнесем стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы?
— Произведения каких видов мы отнесем к драме?
— Чем, по-вашему, отличается пьеса от других произведений?

Пьеса — драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре, для исполнения со сцены. 
Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц (диалоги и монологи) и функциональные авторские ремарки (примечания, особенностей интерьера, внешности персонажей и т.д.). Как правило, пьеса начинается списком действующих лиц, иногда — с указанием их возраста, профессии, родственных связей и т.п. 

Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, как правило с участием волшебных, фантастических сил. 
Пьеса-сказка строится по законам драматического жанра. В основе может лежать известный сказочный сюжет, но от него, как правило, остаётся только последовательность развития событий, способы же организации художественного мира здесь совершенно иные. 

Ремарки — в драматическом произведении (см. Драма) краткие замечания автора, касающиеся места и времени действия, тона и интонации произносимых героями монологов и реплик,Ремарки изначально должны были помочь актерам и режиссерам в театральной постановке пьесы. Начиная с конца XIX века ремарки приобретают все большее значение, указывая, в частности, на эмоциональную окрашенность того или иного эпизода, создавая определенное настроение

Драма – литературное произведение, построенное в форме диалога и предназначенное для исполнения на сцене.

Я хочу познакомить вас с особенностями драматических произведений.

начинается со списка действующих лиц.

- состоит из действий (актов);

- действия делятся на картины;

- имеются краткие ремарки (заметки, подсказки) автора.

При постановке пьесы в театре перед началом зрители приобретают программки, в которых перечислены главные действующие лица пьесы и исполнители. На сцене не звучат слова автора, которые поясняли бы поступки героев. Актеры произносят слова, играя каждый свою роль. Вместо описаний природы на сцене стоят декорации, играет музыка.

Некоторые ребята нашего класса занимались в кружке «Волшебный мир театра». Вы знакомились с постановкой голоса, учились владеть мимикой, жестами, участвовали в постановке небольших сценок. Это был ваш первый опыт  работы на сцене. Кому было интересно этим заниматься? А кто в будущем хотел бы стать актером? Какие качества для этого нужны на ваш взгляд?

7. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с.85

- Рассмотрим список действующих лиц к драматической сказке «12месяцев»  

- Какие пояснения даны автором?

- Что надо сделать, чтобы выразительно прочитать реплики «своего» героя?

- Надо представить характер этого героя, мысленно увидеть поступки, которые

  он совершает, передать мысли и настроения действующего лица.

8.Словарная работа.-В пьесе встретятся незнакомые нам слова. Давайте поработаем над ними. Найдите в учебнике толкование слов:

КАНЦЛЕР, ГЛАШАТАЙ, МАНТИЯ, РЕСКРИПТ…

9. Чтение первого действия (по ролям).

Проверка первичного восприятия.

- Какие слова «выдают» характер Королевы?

- Королева действительно любит цветы? 

- Как можно охарактеризовать её поступок?

Королева – это человек, от которого зависит жизнь государства. Но Маршак нам показал другую Королеву – безответственную, своевольную, неблагодарную, в силу своих недостатков очень одинокую.

- Что вы можете сказать о характере Профессора?

- Когда происходят события сказки?

- Как вы думаете, найдется ли кто-то, желающий выполнить заведомо невыполнимый приказ Королевы?

- Почему?

10. Итог  урока.

- С каким произведением мы начали знакомство на сегодняшнем уроке?

- Кто его автор?

- Когда Маршак начал работу над сказкой «12 месяцев»?

- Назовите отличительные особенности драматического произведения?

- Вам  интересно узнать,  как будут развиваться события?

- Продолжение сказки мы будем читать на следующем уроке.

11. Домашнее задание.

1. Подготовить инсценированное чтение текста « Двенадцать месяцев».

2. Сделать афишу к сказке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!