- работать над навыками анализа стихотворения применяя приём работы в малых группах;
- повторить понятия логического ударения и стихотворного размера, различность прочтения;
- познакомить с известными людьми донецкого края.
Проектор, картины русских художников времена года(подборка), музыка С.Прокофьева из балета «Золушка», презентация к уроку, карточки самоооценки, задания для групп.
Этап | Вид работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | время |
Этап Мотивации | Организационный момент, приветствие, проверка готовности | Прозвенел опять звонок начинается урок, Тетради, книги – всё на месте? А что бы было интересней, Улыбнёмся мы соседу! Что ж начнём ка мы беседу! | Проверка готовности к уроку | 0,3 |
2. Этап определения темы и самоцели учебной действия | Объявление темы и цели урока | Чтение наизусть стихотворение Ф.И. Тютчев «Зима не даром…» Зима недаром злится, Прошла её пора — Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось, Всё нудит Зиму вон — И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит... Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя... Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу. О чём стихотворение? Учитель предлагает учащимся определить тему урока и выделить цель Карточки самооценки | Отвечают на вопросы Предположительные ответы: 1. В стихотворении описывается природа и чувства человека; Учащиеся выделяют тему урока: красота природы в поэзии | 1 |
3. Этап Актуализации и пробного учебного действия | Приём работы по развитию творческого актёрского мастерства. | А кто из русских поэтов вам уже известен, кто то же писал о природе? Вашим домашним задание было выучить наизусть стихотворение Фета, но прежде чем начнём, нам необходимо повторить правила выразительного чтения. Теперь вы готовы к тому что бы прочесть красиво и творчески стихотворение, но что бы ответили все стихотворение будем рассказывать по фрагменту, цепочке | 1.Предположительный ответ : А.А. Фет Учащиеся по цепочке называют правила ВЧ: - чётко и громко выговаривать звуки; делать паузы; ставить логические ударения; не спешить; рассказывать эмоционально; проявлять актёрское мастерство. Обучающиеся рассказывать по фрагменту, цепочке, выученное стихотворение дома. | 4 |
4. этап построение проектной деятельности | Групповые формы работы, разделение на группы, задания для групп. | Какие вы молодцы, так замечательно рассказали стихотворение, маленький приз за это ( раздать либо конфеты, либо смайлы, тем самым поделить на группы) Класс делится на 3 группы. Мы сегодня познакомимся с творчеством удивительных творцов слова А.Н. Плещеевым, Ф.И. Тютчевым, И.З. Суриковым. (презентовать портреты поэтов). Они мастерски использовали в своём творчестве различные лит. Приёмы, как метафоры и эпитеты. Что бы выполнить как можно больше работы на уроке нам необходимо разделиться. Задания для всех групп идентичны, но материал для изучения разный Так 1 гр. А.Н. Плещеев «Весна», 2 гр. Ф.И.Тютчев «Как весел грохот лет.бурь»; 3 гр. И.З. Суриков «Первый снег» Работа с задание фиксируется в рабочих тетрадях. Учитель работает с журналом | Объясняет понятия метафор и эпитетов, приводит примеры. Учащиеся выполняют задания: Выразительно прочитать Выделить тему Найти метафоры и эпитеты. Какое время годя описывается докажите Что вам понравилось? Продемонстрировать результат работы. | 10 мин. |
| Физ. минутка | Вы так усердно трудились, что пора и немного отдохнуть. Зарядка «Утро» Утро начинается (дети потягиваются) Дети улыбаются (поворачиваются в разные стороны), Потом идут в школу (маршируют) Садятся за парты (приседают) Спешат домой (имитируют бег) И всё у них в порядке (показывают класс) Зарядка делается под музыку. | | 1 |
5. Этап реализации проекте | Подведения итогов работы группы | Каждая группа презентует результаты работы своей группы. Итак, подведём итог вашей работы. | В зависимости от времени можно прочитать всё стихотворение, можно только фрагмент. | 6 |
6.Этап Рефлекии | 1. Работа на первичное закрепление изучаемого материала | Скажите поэзия это вид искусства? А какие ещё виды искусства вам ещё известны? Сейчас предлагаю всем нам окунуться в волшебный мир красок. Рассмотреть репродукции картин Но вот чего-то не хватает… как вы думаете чего? Правильно осени. А вот и она! Осенняя пора, очей очарованье. Как вы думаете чьи это стихи? Кто может продолжить? | Учащиеся рассматривая картины словесно описывают их, указывают на колорит, сопоставляют с проанализированными стихотворениями | 5 |
| 2.Релаксационная пауза. | Звучит так красиво, прям как музыка. И вот сейчас предлагаю найти ту мелодию, что больше подходит прочитанному вами стихотворению. Мелодий будет 4 выберите одну. А композитор этих муз отрывков, наш земляк С. Прокофьев. | Учащиеся прослушиваю, выбирая, ту что на их взгляд подходит, свой выбор объясняют. | 2 |
Творческо–продуктивный этап урока | Поэтический вернисаж | Мы с вами погрузились в мир цветы, звука и в мир поэзии, и наверное каждый из вас то же стал поэтом. Поэтом предлагаю вам сейчас написать стихотворение «Я», а кто подзабыл как это делается пусть составит сенкан. | Результаты своего творчества учащиеся читают по желанию. | 3 |
Подведение итогов урока | Оценивание | На протяжении урока каждый из вас получал карточки-оценки, подсчитайте их. | | 0,5 |
| Подведение итогов, самовывод урока | Настал тот момент, когда мы подведём результаты своего труда. Что вы нового узнали? Что лучше всего запомнили? Что больше всего понравилось? | | 2 |