Тема: Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов.
Цель: познакомить уч-ся с восточными славянами – предками русских, украинцев и белорусов; показать сущность единства этих народов в современном обществе.
Задачи
Образовательные: формировать у уч-ся представления о жизни наших предков –восточных славян», на какие племена были разделены; их места расположения.
Коррекционно-развивающие: способствовать развитию речи, памяти, мышления, познавательного интереса; учить составлять полные правильные ответы на поставленные вопросы, работать с учебником, картой.
Воспитательные: воспитывать у уч-ся чувство патриотизма, любовь и уважение к Родине, к другим народам. Воспитывать потребность в ЗОЖ на примерах наших предков.
Основные знания
Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов.
Основные термины и понятия
Восточные славяне, племя, братские народы.
Оборудование и материалы
Карта в учебнике «Расселение древних славян».
Тип урока Сообщение новых знаний.
Ход урока
IОргмомент.
- Приветствие.
- Отметка в журнале отсутствующих.
- Психологический настрой на урок:
Веселый зазвенел звонок,
Давайте же начнем урок,
Работать вместе будем,
Все важное обсудим.
IIАктуализация знаний, объявление новой темы.
1.Вводное слово учителя.
Изучать историю нашей страны нам помогают исторические памятники: вещественные – древние монеты, посуда, оружие; письменные: летописи, рисунки на камнях, кусках кожи; устные – былины, легенды, сказания. С помощью древних летописей учёные написали нам о жизни древних людей – восточных славян. Кто они, восточные славяне?
2.Сообщение темы урока.
Откроем тетради и запишем тему урока: «Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов».
III.Изучение нового материала.
1.Рассказ учителя.
- Люди, от которых мы все произошли, называются предками.
Наши с вами предки – славяне. Когда-то в давние времена наши предки – славяне жили вместе. Однако в результате войн славяне постепенно разделились на западных и восточных. Именно восточные славяне являются предками русских, украинцев и белорусов.
2.Словарная работа: предки, племя.
Вам нужно найти объяснение слов в учебнике, прочитать вслух и записать в тетрадь.
3.Физминутка для глаз.
Упражнение «Неваляшка» (сидя).
И.п.: сидя на стуле, зажмурьте глаза.
1 – голову наклонить вправо; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево; 4- и.п.
Повторить 3 раза: с открытыми, слегка прикрытыми, зажмуренными глазами.
4.Работа с текстом учебника.
Откройте учебник на стр. 32. Читаем 1, 2 абзацы. Один ученик читает вслух, другие следят. Продолжает следующий.
Отвечаем на вопросы:
- Где жили восточные славяне?
- На какие племена разделились восточные славяне?
Продолжаем читать на стр.34, 3 абзац. (после чтения ответить на вопросы)
- Что помогало славянам побеждать врагов?
- Почему славяне были сильными и выносливыми людьми?
- Какой образ жизни они вели?
Правильно. Восточные славяне были сильными, крепкими, выносливыми потому, что они занимались физическим трудом, ели полезную пищу, много времени проводили на свежем воздухе.
5.Работа с картой: показ мест жительства племён. (Ученики по очереди называют племя, объясняют, почему такое название у племени, затем показывают на настенной карте.)
Продолжение работы с текстом.
В ходе чтения текста разбор следующих вопросов:
Как назывались племена, расселившиеся в лесах?
Почему славян называли северянами?
Где жили дреговичи?
Как называются современные славянские народы?
6.Словарная работа: братские народы.
Вам нужно найти объяснение слова в учебнике, прочитать вслух и записать в тетрадь.
7.Задание (выполняют самостоятельно). Найдите в тексте учебника описание внешнего вида восточных славян. Прочитать про себя и пересказать.
8.Физминутка.
Жили славяне:
В лесу-древляне (руки вверх).
В болотистых местах-дреговичи (вниз).
В поле-поляне (руки в стороны).
Севернее-северяне (руки вперёд).
Это наши предки-восточные славяне (руки скрещивают на груди).
9.Вывод.
Кратко проговорив изученный материал, учитель делает вывод по теме.
IV.Закрепление нового материала.
Закрепление материала проводится по вопросам и заданиям учебника.
1.Задание. Используя карту в учебнике «Расселение древних славян», назовите, на какие племена были разделены восточные славяне. (С помощью карты выполняют задание.)
2.Кроссворд (раздаёт каждому ученику; вешает на доску).
Кроссворд (Коллективно решают кроссворд.)
1.Самый старый, мудрый и уважаемый член общины.
2.Забор из заострённых брёвен (колов) вокруг славянского поселения.
3.Люди, от которых мы произошли.
4.Объединение людей, которые всем пользовались сообща.
5.Кто были наши предки?
6.Объединение людей, которые говорили на одном языке и жили на одной территории.
V. Подведение итогов.
Комментарии, объявление оценок за работу.
VI. Домашнее задание.
Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы, показ по карте.
Индивидуальное задание: прочитать 3-ий абзац, назвать племена.
VII.Рефлексия деятельности.
Оцените свою работу на уроке, используя рефлексивный экран:
Урок окончен. Всем спасибо за работу. До свидания.