«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А.А. Леонтьев
Побывав на семинаре по функциональной грамотности и осознав, что функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего, решила применить полученные знания. Используя конструктор Илюшина и опираясь на таксономию Блума, создала урок в 5 классе по теме «Приставки на з- и с-», переименовав тему в «Две королевы».
Данный конструктор помогает учителю в конструировании заданий, в таблице представлен набор формулировок заданий в виде незаконченных предложений. Зная возможности своих учащихся, можно, используя Конструктор задач, построить урок, в котором каждый учащийся проявит себя, свои способности.
Конструктор задач (Л.С.Илюшин)
Ознакомление | Понимание | Применение | Анализ | Синтез | Оценка |
1. Назовите основные части… | 8. Объясните причины того, что… | 15. Изобразите информацию о… графически | 22. Раскройте особенности… | 29. Предложите новый (иной) вариант… | 36. Ранжируйте… и обоснуйте… |
2. Сгруппируйте вместе все… | 9. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… | 16. Предложите способ, позволяющий… | 23. Проанализируйте структуру… с точки зрения … | 30. Разработайте план, позволяющий (препятствующий)… | 37. Определите, какое из решений является оптимальным для… |
3. Составьте список понятий, касающихся… | 10. Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между… | 17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… | 24. Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения… | 31. Найдите необычный способ, позволяющий… | 38. Оцените значимость ….для … |
4. Расположите в определенном порядке… | 11. Постройте прогноз развития… | 18. Сравните … и…, а затем обоснуйте | 25. Постройте классификацию… на основании… | 32. Придумайте игру, которая… | 39. Определите возможные критерии оценки… |
5. Изложите в форме текста | 12. Прокомментируй те положение о том, что … | 19. Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что… | 26. Найдите в тексте (модели, схеме) то, что… | 33. Предложите новую (свою) классификацию… | 40. Выскажите критические суждения о … |
6. Вспомните и напишите… | 13. Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что… | 20. Проведите презентацию… | 27. Сравните точки зрения… и … на …. | 34. Напишите наиболее вероятный сценарий развития… | 41. Оцените возможности … для … |
7. Прочитайте самостоятельно… | 14. Приведите пример того, что (где, кто, когда)… | 21. Рассчитайте на основании данных… | 28. Выявите принципы, лежащие в основе… | 35. Изложите в форме… свое мнение (понимание) | 42. Проведите экспертизу состояния… |
Ребятам, работавшим в группах, был дан текст сказки «Две королевы», тем самым создана проблемная ситуация.
В одном чудесном королевстве, которым правила королева З жили-были приставки ВОЗ-, НИЗ- и ИЗ-. Как же весело жилось этим милым крошкам в веселом королевстве красавицы З! Все вокруг звонко пели и смеялись. У всех был отличный слух и звонкие голоса.
Но вот однажды малышки ВОЗ-, НИЗ- и ИЗ- решили посмотреть белый свет и отправились в путь. Шли-шли они и оказались у ворот какого-то мрачного города. За воротами кто-то шипел и свистел. Даже ветер, гуляя над этим городом, уныло шелестел иссохшей листвой. Интересно стало приставкам, кто здесь живет и правит. Они постучали в ворота и услышали шелестящий голос: «Кто там?». ВОЗ-, НИЗ- и ИЗ- звонко и весело представились и спросили, можно ли войти. Им открыла старая и некрасивая королева С, правившая здесь. Она предупредила, что если приставки войдут в ворота, то они изменят свой облик, так как это царство глухих звуков и звонких здесь не любят. ВОЗ-, НИЗ- и ИЗ- согласились и вошли. Их окружили местные жители, которые о чем-то спрашивали их свистящими и шипящими голосами, но не слышали ответа, так как были совсем глухими. ВОЗ-, НИЗ- и ИЗ- и сами не заметили, как превратились в ВОС-, НИС- и ИС-. Походили-походили они по королевству и решили вернуться в королевство З. Только врожденная непоседливость приставок не позволяет им сидеть на месте, и они постоянно ходят из одного королевства в другое. Оказываясь рядом со звонкими жителями-звуками, ВОЗ-, НИЗ- и ИЗ- звенят буквой з. Однако если рядом оказываются глухие жители, приставки начинают свистеть: «ВОС-, НИС-, ИС». Так вот и живут они до сих пор…
Дети получили задачи в виде заданий.
Сгруппируйте приставки.
Прокомментируйте, почему в королевстве З все звонко пели и смеялись, а в королевстве С становятся глухими.
Нарисуйте схему того, что прокомментировали.
Найдите в схеме то, что влияет на различное написание приставок.
Изложите в форме правила информацию.
Оцените значимость данного правила для учащихся (себя).
Выводы по работе по данной технологии:
Целесообразно применять данную технологию на уроках по изучению нового материала. Задания по работе с текстом выполняют роль своеобразной «лестницы» из 6 ступенек, прохождение по которой помогает выполнить ряд подготовительных действий и в конечном итоге подвести к ответу на главный личностно-значимый вопрос ситуационной задачи.
В Конструкторе задач заложен разноуровневый подход к обучению. Внимательно ознакомившись с предлагаемым набором формулировок заданий, можно увидеть, что уровень ознакомления и понимания – это доступная способность учащихся, обладающих базовым уровнем, более высокий уровень владения материалом (понимание и применение) – продвинутый; анализ, синтез, оценка – углублённый.
Удобно создавать задачи для детей, опираясь на задания в таблице.
Формы организации учебной деятельности на уроке с применением Конструктора задач могут быть как групповые, так и индивидуальные или фронтальные. Результативность зависит от знания учителем возможностей каждого обучающегося и выбора тех заданий для детей, которые приведут их к ситуации успеха, дадут поверить в свои возможности.
Детям интересно на подобных уроках, так как учитель может выбрать те задания для детей, которые приведут их к ситуации успеха, дадут поверить в свои возможности.