СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок с использованием конструктора Л.С. Илюшина по теме " Две королевы (Приставки на з- и с-)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является результатом применения комплексного дидактического приёма с целью развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Урок с использованием конструктора Л.С. Илюшина по теме " Две королевы (Приставки на з- и с-)"»

«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А.А. Леонтьев

Побывав на семинаре по функциональной грамотности и осознав, что функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего, решила применить полученные знания. Используя конструктор Илюшина и опираясь на таксономию Блума, создала урок в 5 классе по теме «Приставки на з- и с-», переименовав тему в «Две королевы».

Данный конструктор помогает учителю в конструировании заданий, в таблице представлен набор формулировок заданий в виде незаконченных предложений. Зная возможности своих учащихся, можно, используя Конструктор задач, построить урок, в котором каждый учащийся проявит себя, свои способности.

Конструктор задач (Л.С.Илюшин)

Ознакомление

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1. Назовите основные части…

8. Объясните причины того, что…

15. Изобразите информацию о… графически

22. Раскройте особенности…


29. Предложите новый (иной) вариант…

36. Ранжируйте… и обоснуйте…

2. Сгруппируйте вместе все…

9. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16. Предложите способ, позволяющий…

23. Проанализируйте структуру… с точки зрения …

30. Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…

37. Определите, какое из решений является оптимальным для…

3. Составьте список понятий, касающихся…

10. Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

24. Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…

31. Найдите необычный способ, позволяющий…

38. Оцените значимость ….для …

4. Расположите в определенном порядке…

11. Постройте прогноз развития…

18. Сравните … и…, а затем обоснуйте

25. Постройте классификацию… на основании…

32. Придумайте игру, которая…

39. Определите возможные критерии оценки…

5. Изложите в форме текста

12. Прокомментируй

те положение о том, что …

19. Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

26. Найдите в тексте (модели, схеме) то, что…

33. Предложите новую (свою) классификацию…

40. Выскажите критические суждения о …

6. Вспомните и напишите…

13. Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

20. Проведите презентацию…

27. Сравните точки зрения… и … на ….

34. Напишите наиболее вероятный сценарий развития…

41. Оцените возможности … для …

7. Прочитайте самостоятельно…

14. Приведите пример того, что (где, кто, когда)…

21. Рассчитайте на основании данных…

28. Выявите принципы, лежащие в основе…

35. Изложите в форме… свое мнение (понимание)

42. Проведите экспертизу состояния…





Ребятам, работавшим в группах, был дан текст сказки «Две королевы», тем самым создана проблемная ситуация.

В одном чудесном королевстве, которым правила королева З жили-были приставки ВОЗ-, НИЗ- и ИЗ-. Как же весело жилось этим милым крошкам в веселом королевстве красавицы З! Все вокруг звонко пели и смеялись. У всех был отличный слух и звонкие голоса.

Но вот однажды малышки ВОЗ-, НИЗ- и ИЗ- решили посмотреть белый свет и отправились в путь. Шли-шли они и оказались у ворот какого-то мрачного города. За воротами кто-то шипел и свистел. Даже ветер, гуляя над этим городом, уныло шелестел иссохшей листвой. Интересно стало приставкам, кто здесь живет и правит. Они постучали в ворота и услышали шелестящий голос: «Кто там?». ВОЗ-, НИЗ- и ИЗ- звонко и весело представились и спросили, можно ли войти. Им открыла старая и некрасивая королева С, правившая здесь. Она предупредила, что если приставки войдут в ворота, то они изменят свой облик, так как это царство глухих звуков и звонких здесь не любят. ВОЗ-, НИЗ- и ИЗ- согласились и вошли. Их окружили местные жители, которые о чем-то спрашивали их свистящими и шипящими голосами, но не слышали ответа, так как были совсем глухими. ВОЗ-, НИЗ- и ИЗ- и сами не заметили, как превратились в ВОС-, НИС- и ИС-. Походили-походили они по королевству и решили вернуться в королевство З. Только врожденная непоседливость приставок не позволяет им сидеть на месте, и они постоянно ходят из одного королевства в другое. Оказываясь рядом со звонкими жителями-звуками, ВОЗ-, НИЗ- и ИЗ- звенят буквой з. Однако если рядом оказываются глухие жители, приставки начинают свистеть: «ВОС-, НИС-, ИС». Так вот и живут они до сих пор…

Дети получили задачи в виде заданий.

  1. Сгруппируйте приставки.

  2. Прокомментируйте, почему в королевстве З все звонко пели и смеялись, а в королевстве С становятся глухими.

  3. Нарисуйте схему того, что прокомментировали.

  4. Найдите в схеме то, что влияет на различное написание приставок.

  5. Изложите в форме правила информацию.

  6. Оцените значимость данного правила для учащихся (себя).



Выводы по работе по данной технологии:

  1. Целесообразно применять данную технологию на уроках по изучению нового материала. Задания по работе с текстом выполняют роль своеобразной «лестницы» из 6 ступенек, прохождение по которой помогает выполнить ряд подготовительных действий и в конечном итоге подвести к ответу на главный личностно-значимый вопрос ситуационной задачи.

  2. В Конструкторе задач заложен разноуровневый подход к обучению. Внимательно ознакомившись с предлагаемым набором формулировок заданий, можно увидеть, что уровень ознакомления и понимания – это доступная способность учащихся, обладающих базовым уровнем, более высокий уровень владения материалом (понимание и применение) – продвинутый; анализ, синтез, оценка – углублённый.

  3. Удобно создавать задачи для детей, опираясь на задания в таблице.

  4. Формы организации учебной деятельности на уроке с применением Конструктора задач могут быть как групповые, так и индивидуальные или фронтальные. Результативность зависит от знания учителем возможностей каждого обучающегося и выбора тех заданий для детей, которые приведут их к ситуации успеха, дадут поверить в свои возможности.

  5. Детям интересно на подобных уроках, так как учитель может выбрать те задания для детей, которые приведут их к ситуации успеха, дадут поверить в свои возможности.