Автор: Идрисова-Фомина Людмила Ивановна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Школа №9 г. Донецка»
Населенный пункт: г. Донецк, Донецкая Народная
Республика
Наименование материала: разработка урока по химии.
Тема: « Железо и его соединения»,9 класс
Разделы образования: основное общее образование
Тип урока: изучения нового материала.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ: ознакомить учащихся с
основными свойствами железа и его оксидов и гидро-
ксидов на основе строения атомов и положения в
периодической системе.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: развивать чувство
ответственности, химическую речь, память, выделять
главное в излагаемом материале, научить видеть
существенное при наблюдениях опытов, расширять
эрудицию, логического и критического мышления.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: воспитание чувства гордости за
свою страну, уважения друг к другу при работе в группах,
чувства ответственности при исполнении выбранной роли.
ФОРМЫ РАБОТЫ: групповые с использованием развивающе-
ролевого подхода доцента кафедры педагогики и психологии
Донецкого Национального Университета Донецкой Народной
Республики кандидата психологических наук Руденко А.В.;
демонстрационные и лабораторные опыты, рассмотрение коллекций
«Железо и его природные соединения, сплавы железа».
ОБОРУДОВАНИЕ: экран, проектор, кристаллические решетки
железа, коллекции "Металлы и сплавы", прокорродировавшие
гвозди, серная кислота, соляная кислота, железная проволока,
порошок железа, раствор медного купороса, сера, хлор, спиртовка,
сульфат железа (II) и (III), роданид аммония, раствор щелочи,
штатив с пробирками, цинк, прибор для получения газов, оксид
железа (III).
Ход урока
На доске:
Гремела,пела эта сталь
А.Твардовский
Здесь в дробильнях, в бункерах,
В жерновах железных пугал
Превращаются во прах
Известь, марганец и уголь.
П.Антокольский.
I.Организация класса. Создание благоприятной психологической обстановки с помощью смайликов. Распределение учащихся на группы докладчиков, эрудитов, оппонентов, рецензентов, счетчиков, оценщиков, составителей итогового документа.
II. Мотивация и актуализация знаний учащихся.
Эрудит 1. Знаете ли вы, что...
Человечество в год использует около 500 млн. тонн железа.
В организме взрослого человека содержится до 4 г железа,
Железо входит в состав гемоглобина крови (75%). Много железа в печени, селезенке, костном мозге.
участием осуществляется процесс внутрикле-
точного дыхания.
Женский организм требует больше железа, чем мужской в 2 раза. Мужчине в сутки нужно 5мг железа, а женщине - 10мг.
В земной коре Луны, в лунных породах распространено железо двухвалентное, т.к. там нет воды и кислорода. А в земной коре распространено железо трехвалентное.
Во Франции, в честь столетия французской революции в 1889 году по проекту Густава Эйфеля была построена Эйфелева башня. Её строили 2 года, 2 месяца и 2 дня. Её высота 326 м, масса металлической части - 700 тонн. Для неё потребовалось 1050846 заклепок из железа.
Эрудит 2. Химическая викторина.
1. Среди металлов самый главный,
Важнейший древний элемент.
В тяжелой индустрии славный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
Расплав его течет рекой,
Важнее нет в металлургии
Он нужен всей стране родной. (Железо)
2.Что означает выражение: "Металл, принесенный в жертву дьяволу".(Железо, а также стали превращаются в
ржавчину при коррозии).
3.Почему морскую воду называют "жидкой железной рудой". (Если извлечь все железо, растворенное в морской воде, то его придется по 35 тонн на каждого жителя планеты, в то время, как за все время существо-вания человечества произведено по 6 тонн на каждого ныне живущего человека).
4.Кто раскрыл секрет булата? (Аносов, русский метал-лург).
5.Кому принадлежат слова: "Железо - не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно основа культуры и промышленности, оно орудие труда и войны. И трудно во всей таблице Менде-леева найти другой такой элемент, который бы был так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества". (Академик А. Е. Ферсман). Эрудит 4. Рассказывает об истории открытия булата: Вальтер Скотт в своем романе "Талисман" рассказывает о состязании в ловкости между - султаном Саладином и Ричардом Львиное Сердце. Во время состязания Ричард мечом разрубил на две части копье одного из рыцарей – все видели огромную прочность стали и огромную силу ударов короля. В ответ Саладин подбросил в воздух тонкое покрывало и рассек его саблей - прекрасное доказательство остроты клинка и ловкости воина. Клинок султана был булатный. Это одна из многих легенд, рассказывающая о чудесных свойствах булата. Булат - знаменитая сталь. Первые сведения о булате до нас дошли от участников похода Александра Македонского в Индию за 2300 лет до наших дней.
Индия была родиной булата. Мастера Востока тщательно хранили секрет производства булата, передавая его из рода в род. Тайну булатной стали
раскрыл русский металлург Павел Петрович Аносов. После многолетних опытов он изготовил в Златоусте первый булатный клинок. "Полоска булата сгибалась без малейшего повреждения и издавала чистый и высокий звон. Отполированный конец крошил лучшие английские зубила", - писал Аносов в "Горном журнале".
Так что же такое булат, над тайной которого так долго бились многие люди? "Железо и углерод и ничего более", - отвечал Аносов. "Все дело в чистоте исходных материалов, в методе охлаждения, в кристаллизации". А
если вы хотите узнать десятки тысяч интересных свойств железа и его сплавов, прочтите книгу Н.А.Мезенина "Занимательно о железе".
III. Изложение нового материала с помощью
личностно-ролевого подхода.
Организатор группы: сегодня мы рассматриваем железо и его соединения по следующему плану:
1.Положение железа в периодической системе и строение его атома.
2.Железо в природе. Способы получения железа.
3.Химические свойства железа как простого вещества.
Свойства оксидов и гидроксидов железа (II) и (III). 4.Качественные реакции на ионы железа (II) и (III).
Докладчик 1. Рассказывает о том, что железо находится в побочной подгруппе 7-й группы. На внешнем энергетическом уровне у него находится 2-е, а на предпоследнем- 14. В химических реакциях участвуют 2-е внешнего уровня, тогда железо проявляет степень окисления +2, но иногда и 1d- электрон
предпоследнего уровня. Тогда оно проявляет степень окисления +3. Железо имеет объемно-центрированную металлическую кристаллическую решетку.
Оппонент 1. Докладчик правильно осветил положение
железа в периодической системе, строение атома и
вытекающие отсюда возможные степени окисления +2 и
+3. Сказано было и о том, что железо имеет объемно-
центрированную кристаллическую решетку. Я хочу
задать вопрос: А как нагревание влияет на свойства
железа и его кристаллическую решетку?
Докладчик 1. (ответ) Железо существует в виде нескольких аллотронных модификаций:@ - железо-куби-ческая объёмно-центрированная решетка, более объемная, т.е. меньшая плотность упаковки. Железо - в виде кубической гранецентрированной решетки- более плотная упаковка, меньший объем. При 910°С @-Fe переходит в Y- Fe, а при 710°С теряет свои магнитные свойства, железо немагнитно (демонстрирует кристал-лические решетки).
Докладчик -2. Железо в природе. Способы получения железа.
Первобытный человек стал использовать железные орудия за несколько тысячелетий до н.э. Тогда единст-венным источником металла были упавшие на Землю метеориты. В середине II-го тысячелетия в Египте была освоена металлургия получения железа из железных руд.
Это положило начало "Железному веку" в истории человечества. На территории нашей страны начало железного века относят к рубежу II-I тысячелетий до н.э.
Железо - один из самых распространенных в при-роде элементов. В земной коре его массовая доля состав-ляет 5,1%, и оно уступает лишь кислороду и кремнию. Железо содержится и в небесных телах, что установлено
методом спектрального анализа образцов лунного грунта, которые доставила Советская автоматическая станция "Луна". Для получения железа используют руды с содержанием железа 30-70%. Основными железными рудами являются: магнитный железняк, бурый железняк, красный железняк. Наиболее богатые месторождения в Европейской части: Курская магнитная аномалия, Криворожский железорудный бассейн, а также на Урале, в Казахстане, Западной Сибири.
Оппонент-2: Какое железо не корродирует?
Эрудит-2: в Индии в Дели есть столб из чистого железа, который стоит уже несколько столетий и не ржавеет, потому что не содержит примесей, а абсолютно чистое железо не корродирует.
Докладчик -3. Свойства оксида и гидроксида железа (II) и (III).
FeO- основной оксид; Fe2O3 - амфотерный оксид.
Fe(OH)2 - основной гидроксид; Fe(OH)3 -амфотерный гироксид
Химические свойства основного оксида железа:
FeO + Н2 SO4 —Fe SO4 + Н2О- основные свойства, демонстрирует опыт:
Fe + 2H+— Fe2+ +Н2О
Fe (ОН) 3 + ЗНС1 — FeCl3 + 3Н2О;
Fe2 О3 и Fe (ОН) 3 - проявляет амфотерные свойства, подобно Аl (OН) 3
Демонстрируется опыт:
2Fe (ОН) з + 3Н2 SO4 — Fe2 (SO4)3 +3Н2О
Fe (ОН) 3 + 6Н+ -- 2Fe3+ + 3Н2 О
Fe (ОН)3 + NaOH — [Na [Fe (ОН) 4 ]. (В растворе)
Fe(OH)3 +Na+ + ОН- — Na+ [Fe(OH)4] -- Оппонент- 3.Докладчик раскрыл основные свойства оксидов железа (II) и (III), гидроксидов железа (II) и (III). Обратив внимание на то, что оксид и гидроксид, в котором железо проявляет степень окисления +2 имеют основные свойства, а оксид и гидроксид железа со степенью окисления +3 – амфотерные свойства, подобно алюминию. Мы наблюдали переход количественных
изменений от +2 до +3 в изменения качественные. Докладчик-4. Способы получения гидроксидов железа: при взаимодействии растворимых солей железа со щелочами: (демонстрируется опыт).
а) FeCl2 + 2NaOH — Fe(OH)2 + 2NaCl Fe2+ + 2OH-- — Fe(OH)2 (зеленоватый осадок, который с течением времени буреет, т. к. превращается в Fe (ОН)3). Качественная реакция на ионы железа (II) и (III). 2Fe(OH) 2 + О2 + НОН — 2Fe(OH)3, бурый осадок
б) Fe2 (SO4) 3 + 6NaOH — 2Fe(OH)3 + 3Na2SO4
(бурый осадок)
Fe3+ + ЗОН-- — Fe (OH) 3 демонстрируется опыт
Это также качественная реакция на ионы Fe(III). Вопрос докладчику- 4: Почему при получении Fe(OH)3 из FeCl3 нужно щелочь приливать по каплям, а не в избытке? Ответ: потому, что образующийся осадок Fe(OH)3 растворяется в избытке щелочи, т.к. амфотерен и мы не получим Fe (ОН)3. Эрудит -1. Для распознания ионов Fe2+ можно использовать не только образование зеленого цвета осадка Fe(OH)2 , но и образование темно-синего осадка турнбулевой сини при взаимодействии солей Fe2+ с ферроцианидом калия (красной кровяной солью).Демонстрируется опыт: 2К3 [Fe(CN) 6] + 3FeCl2 — Fe3 [Fe(CN) 6] 2 + 6KC1
турнбулева синь Эрудит -2. Для распознавания иона Fe3+ помимо Fe(OH)3 можно использовать роданид аммония; Демонстрационный опыт: FeCI3 + 3NН+4 + 3SCN-- — Fe(SCN)3 +3NH4CI
кроваво-красный осадок Эту реакцию фокусники использовали для появления "крови" на руке человека. Эрудит -2. Для распознавания солей железа (III) можно использовать желтую кровяную соль K4[Fe(CN)6]. Демонстрационный опыт: 4FeCl3 + 3К4 [Fe(CN)6] — Fe4 [Fe(CN) 6] 3 + 12КСl (берлинская лазурь).
Рецензенты и оценщики рецензируют докладчиков, оппонентов, эрудитов, лаборантов, отмечая, кто из них хорошо владеет химическим языком, говорит кратко и по существу, владеет экспериментальными умениями, задал нестандартный вопрос, сообщил сведения из дополнительной литературы, кто допустил ошибки, чья речь была более эмоциональной и т.д. Сообщают оценки.
IV. Закрепление и обобщение полученных знаний
После работы учащихся с опорными конспектами, микрогруппы получают задания для экспериментальной работы: а) Осуществить практически следующие превращения (по одному в микрогруппе).
Fe—FeCl2— Fe (OH) 2— Fe (OH) 3 — FeCl3 |
Fe2O3 6) Fe2 (SO4)3 Fe (OH) 3 FeCl 3
|
Fe2O3 —Fe . Написать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде:
в) даны пробирки с веществами: Na2SO4; КС1; FeCl2;
FeCl3 . Распознать в какой пробирке какое вещество.
Организатор группы собирает тетради, выставляет оценки.
ЛИТЕРАТУРА
1.Программа: Химия: 7-9 кл.: программа для
общеобразоват. организаций/сост.КозловаТ.Л.,
Дробышев Е.Ю., Старовойтова И.Ю., Науменко
В.И., Журбенко В.Е.; ДРИДПО. – Донецк:
Истоки, 2016. – 37 с.
2.Учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
Химия. 9 класс. – 2-е
изд. – М.: Просвещение, 2016. – 208 с.
3. Н.А. Мезенин. Занимательно о железе. Издание
3-е, переработанное и дополненное.