СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок с применением технологии развивающего обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был проведён в 4 классе совместно с учителем информатики.

Просмотр содержимого документа
«Урок с применением технологии развивающего обучения»

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» - с применением технологии развивающего обучения

Учитель: Благова Наталия Валентиновна

МОУ СОШ п. Алексеевка Хвалынского района Саратовской области

4 класс, программа «Начальная школа XXI века»

(Авторы учебников: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. 4 класс. издательство «Вентана-Граф»

Место урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.

Тема урока по учебно-методическому плану: Как жили наши предки славяне.

Номер урока по теме: 1.

Форма урока: комбинированный урок с использованием

ЭОР «Человек. Природа. Общество» в форме презентации.

Цели урока:

1. Расширять знания учащихся о наших предках – восточных славянах;

2. Приобщать младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков

Образовательно-развивающие задачи:

-раскрыть происхождение восточных славян;

-формировать историческое, наглядно образное мышление, речь, интерес к прошлому, развивать воображение и творческие способности;

-сформировать представление о том, как была организована жизнь наших далёких предков, кто управлял их жизнью;

-познакомить с разнообразием их жилищ, показать зависимость устройства жилища от природных условий.

Ожидаемые результаты:

Повышение интереса к изучаемому предмету, к истории Отчизны, обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора.

Этапы урока (с временной раскладкой).

  1. Вступительное слово учителя. – 5 минут.

  2. Изучение нового материала. - 30 минут

  3. Физминутка – 2 минуты (на 18 –той минуте урока).

  4. Подведение итогов урока. – 3 минуты.

Материально-техническое оборудование: учебник, интердоска, компьютеры, печка, лавка, стол, предметы старины.

Ход урока


  1. Организационный момент.

Ученики: Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И не досуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

Учитель: Сегодня наш урок пройдёт в необычной для нас обстановке. Мы находимся в кабинете информатики.

  1. Закрепление пройденного материала.

  1. Вступительное слово учителя.

-Все события в нашей жизни как бы собраны в цепочку, одно за другим, составляют жизнеописание каждого из нас.

Мы, живущие сегодня, и те, кто жил за долго до нас, и те, кто будет жить через много лет после нас – все мы составляем человечество. У человечества тоже есть биография - это история.

  1. Актуализация опорных знаний.

- Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем?

(история: как жили наши предки) (уч-к с. 28)

- Что изучает наука история?

(учёные – историки)

- Из каких источников мы узнаём о том, что было в прошлом?

(из различных исторических источников: вещественных, письменных, устных, раскопки древних городов, изучение берестяных грамот, изучение старинных книг)

- Кто и где находит старинные предметы?

(археологи)


IV.Сообщение темы и цели урока:

- Внимательно прочитайте 3 высказывания и найдите среди них ложные.

Внимательно прочитайте высказывания и найдите среди них ложные:

  • Наши предки живут в далеком будущем.

  • Наши потомки жили в далеком прошлом.

  • Наши предки жили в далеком прошлом.


Объясните свою позицию.

-Действительно, истинным является только последнее высказывание. Это и есть название темы нашего урока, к изучению которого мы сегодня приступаем.

- Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени.


-Сформулируйте вопросы по данной теме, используя следующие вопросительные слова, написанные на карточках и помещенные на слайде.

- КТО были наши предки?

- КАК их называли?

- ОТКУДА они пришли?

- ГДЕ они жили?

- КАКИЕ они были?

- ЧЕМ они занимались?

-Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего сегодняшнего урока.

V. Изучение нового материала.

1. Сообщение учителя.


- Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Ока и Западная Двина на большой лесной равнине поселились наши предки. По одной из исторических версий пришли они на эту землю с предгорий Гималаев. Доказательством этому является похожее звучание слов: мать, брат, сестра, нос, двое как у нас, так и в Индии.


- Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов-богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьем, одетые в простые рубахи, а то и полуголые.


- Как называются выделенные слова на карточках?

(однокоренные)

- Какое слово получится, если к корню –слав- прибавить суффикс –ян- и окончание –е?

(славяне)


  1. Выступления детей с заранее подготовленными заданиями.

Ученик 1: - Река Днепр, где поселилось племя полян называлась в древности Славутич. Учёные считают, что от этого слова происходит слово «славяне», которым впоследствии объединили все племена, жившие по берегам рек . Означает оно «люди живущие у воды».



- Итак, мы нашли ответ на вопрос, кто были наши предки.

(славяне)

-На какие еще вопросы вы нашли ответы, прочитав данный текст?

( Откуда? Где?)

Работа по карте (Найти реки: Ока, Днепр, Западная Двина).


Ученик 2: - Славяне были рослыми, сильными и красивыми людьми, у них были серые или голубые глаза, светлые волосы и правильные черты лица.


Ученик 3: - Одевались они в домотканую, одежду, носили обувь из кожи и лыка. На рассвете, вместе с первыми лучами солнца люди принимались за работу. Трудились все от мала до велика. Мужчины пахали землю, женщины занимались домашним хозяйством, дети пасли скот.


В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи.


- Почему славяне селились по берегам рек?


Ученик 4: - Главным занятием славян было земледелие. Обычно сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо . Заниматься земледелием в густых, непроходимых лесах было тяжело. Прежде чем посеять зерно, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни и сжечь их . Только после этого поле становилось пригодным для пашни.


Ученик 5: - Благодаря упорному труду славяне постепенно осваивали большие пространства, превращая непроходимые леса и болота в плодородные нивы. Помимо земледелия славяне разводили домашний скот. Почти в каждом их поселении были искусные мастера, которые изготовляли орудия труда и оружия из железа.


VI.Физминутка.


- Славяне любили плясать, петь песни и водить хороводы.


Бояре, а мы к вам пришли

Молодые, а мы к вам пришли!

Бояре, вы зачем пришли

Молодые, вы зачем пришли?

Бояре, мы невест выбирать

Молодые, мы невест выбирать!

Бояре, вам какая мила

Молодые, вам какая мила?

Бояре, нам вот эта мила

Молодые, нам вот эта мила!

(Учитель предлагает детям встать в хоровод и под музыку выполнить движения)


Давайте продолжим искать ответ на вопрос, какими были славяне, выполняя следующие задания:

Прочитайте предложения, в которых содержится грубый вымысел о наших предках – славянах. Замените выделенные слова антонимами.

  • Древние славяне славились своей скупостью.

  • В военных сражениях они, как правило, проявляли трусость.

  • Их поражения часто объяснялись глупостью воинов.

  • От других народов славян отличали физическая слабость и нетерпеливость.

  • Но больше всего славяне любили рабство.

Слова для справок: свобода, смелость, победа,

сообразительность, сила, терпеливость, щедрость.

Ученик 6: - Жизнь людей в те далёкие времена была полна лишений и опасностей. В любой момент можно было ожидать внезапного нападения. Славяне почти никогда не расставались с оружием. Порой они даже пахали вооружённые.

Ученик 7: - храбрые воины пользовались большим почётом в племени. Славянам часто приходилось защищать родную землю. Ходили они и в дальние военные походы, из которых возвращались с большой добычей.

- Как славяне отдыхали и веселились?

Ученик 8: - славяне отмечали множество праздников. Все они были связаны с явлениями природы, влияющими на жизнь. Зимним праздником были Коляды, начинавшиеся накануне Нового года и посвящённые повороту солнца от зимы к весне. В это время славили начало новой жизни солнца, гадали и приносили жертвы.

Ученик 9: - в марте славяне праздновали приход весны, пробуждение природы – масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошёл обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.

Ученик 10: - девичьим праздником называлась неделя перед Троицей. Этот праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую берёзку, украшали берёзовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В последний день праздника берёзку срубали, а девичьи венки пускали по реке. За веселье и гаданья неделю называли зелёными святками.

Ученик 11: - Иванов день или Иван Купала, проходил в ночь с 6 на 7 июля. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки из трав: Иван-да-Марья, лопуха и медвежьего уха. Вечером бросали эти венки в воду. Наблюдали, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти, так же водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все с песнями входили в реку и купались.

- какие обычаи мы наблюдаем в своих семьях, которые пришли к нам от древних славян?

( калядовать, печь блины на масленицу, купаться на Ивана Купалу)

Физминутка. (для глаз)

- в каких домах жили древние славяне, какими предметами домашней утвари пользовались наши предки?

Ученик 12: - Славяне жили в небольших поселениях, обнесённых частоколом. Жилищами им служили деревянные избы, которые соломой или древесной корой. Печи в таких избах топились «по-чёрному». Труб у них не было, и дым от сгоревших дров выходил на улицу через окна и двери.


- А в избе можно было увидеть самые простые и необходимые в хозяйстве предметы: глиняные горшки, сковородки.

Посмотрим сказку «Лиса и Журавль» (инсценирование )

- О каком древнем предмете быта вы узнали? (пахталка-маслобойка)

- Заслушаем сообщение о пахталке.

VII. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Наш урок подходит к концу. Вспомним ещё раз:

От какого слова происходит название «славяне»?

-Откуда пришли и где обосновались древние славяне?

-Почему за рубежами славянского мира древних славян называли народом богатырей?

-Назовите самое главное, на ваш взгляд, качество древних славян.

-Перечислите основные занятия древних славян.

-Перечислите основные качества древних славян.

Почему для нас важно изучать все о древних славянах?

В течении урока вы составляли презентацию. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Ответьте, пожалуйста, сегодня я:

Научился…

Было трудно…

Мои ощущения…

Для меня было открытием, что…

VIII. задание на дом.

Учебник с. 37-38, с.45-46. Тетрадь, по желанию нарисовать костюмы народов России.

Приложение к плану урока

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ ЭОР


Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Древние славяне


Реконструкции М. М. Герасимова

Информационный

изображение

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/43b09c86-d80f-4d68-932f-c74d077ed01c/%5BIS6IR_1-03%5D_%5BPD_01%5D.jpg


2

Знакомлюсь с народами России

Тест

ЭОР

http://www.openclass.ru/node/234008







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!