СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта "Применение технологии развивающего обучения на уроках истории"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед учителем задачу развивать инициативного, творческого, способного к самостоятельному мышлению, смелого  в принятии решений школьника.  Считаю, что осуществлению этой цели поможет технология развивающего обучения.

         На мой взгляд, технология развивающего обучения позволяет учителю   сделать свои уроки интереснее, разнообразнее, содержательнее.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта "Применение технологии развивающего обучения на уроках истории"»



Струтинская Оксана Александровна (МКОУ «Извековская ООШ»

Большесолдатского района Курской области)

Применение технологии развивающего обучения на уроках истории


Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед учителем задачу развиватьинициативного, творческого, способного к самостоятельному мышлению, смелого  в принятии решенийшкольника.  Считаю, что осуществлению этой цели поможет технология развивающего обучения.

На мой взгляд, технология развивающего обучения позволяет учителю сделать свои уроки интереснее, разнообразнее, содержательнее.

Находя на уроке ответы на проблемные вопросы, решая учебные задачи, вступая в учебный спор, рассказывая об историческом событии от первого лица, составляя досье на историческую личность, исследуя исторические источники, школьники учатся самостоятельно добывать знания иделать выводы, анаглядность, учебные игрыи инсценировки исторических событий повышают заинтересованность в учебной деятельности.  

Конечно, успех учебной деятельности во многом зависит от степени концентрации вниманияучащихся. Чтобы поддерживать на уроке интерес и развивать внимание,применяю различные игровые моменты. Мыразгадываемкроссворды, которые ребята очень любят составлять самостоятельно, отвечаем на вопросы всевозможных викторин, составляем планы путешествий, используя такие остановки, как «Кто лучше знает?», «О ком сказано?  Кто сказал?», «Историческая разминка», «Исторические личности», «Историческая математика»и др.

Чтобы обучающиеся научилисьсамостоятельно извлекать информацию из текста учебника ииллюстраций, анализировать историческую карту и делатьвыводы, использовать современные источники информации, выбирать способ решения учебной задачи и планировать её выполнение, а также систематизировать информацию ипредставлять результатысвоей деятельности в различных формах,называя особенности историческойэпохи, использую задания:

-Прочитайте текст учебника, рассмотрите иллюстрации.

- Дайте краткую характеристику присваивающего хозяйства.

- Как измениласьжизнь людей в ледниковый период?

- Когда и где на территории нашей страны появились первые люди?

- Покажите на карте древнейшиестоянки человека на территориисовременной России.

- Есть ли древнейшие стоянки натерритории вашего края?

- Приподготовке домашнего заданияузнайте из дополнительной литературы, краеведческих материалов, в том числе из Интернета,какие древние стоянки найдены на территории вашего края.

- Подготовьте краткое сообщениеоб одной из таких стоянок.

Организовать работу с текстом поможет приём инсерт.

I — interactive: самоактивизирующая

N — noting: разметка

S — system: системы

E — effective: эффективного

R — reading: чтения

T — thinking: размышления

При чтении текста учащиеся,используя полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста,расставляют пометки:

— если то, что вы читаете, уже вам знакомо — «v»;

— думали иначе — «–»;

— является для вас новым — «+»;

— непонятно, и вы хотели бы получить более подробные сведения — «?».

При определении достоверности текста пометки обозначают следующее:установленный, подтверждаемый другими источниками информации факт —«+»;

— факт или суждение, требующие проверки, — «?»;

— мифологические, недостоверные сведения — «–».

Развитию творческих способностей поможет участие в учебных исторических драматизациях:

- Рассмотрите репродукцию картины К. В. Лебедева «ВстречаСвятослава с византийским императоромЦимисхием на берегу Дуная».

- Опишите внешностьдействующих лиц.

- В чём вывидите особенность композиционного построения картины?

- Придумайте возможный диалог между правителями.

- Сыграйтесцену по ролям в классе.

Изучая повседневную жизнь европейского общества Нового времени, учащимся 7 класса было предложено выпустить «Журнал мод» и составить виртуальную экскурсию «Париж 17 века». Учащиеся настолько оказались вовлечены в творческий процесс, что подобные Журналы и Экскурсии появились по каждой изучаемой эпохе.

Неотъемлемой частью развивающего обучения считаю организацию исследовательской работы. Например, изучая Великую Отечественную войну, учащиеся 9 класса получают задание узнать, как жилось детям во время войны, какой подвиг совершили родственники или односельчане в тылу и на фронтах.

Обучающимся 5-6 классов нравится описывать предметы бытана основе иллюстраций учебника, экспозиций музея (втом числе виртуального):

- Рассмотрите иллюстрации в параграфе.

- Что было общего и в чёмзаключалось различие в образежизни знатных и простых людей?

- Опишите какую-либо вещь, предмет на основе иллюстрации учебника.

- Встречаются ли такие предметы быта сейчас?

Развивающее обучение позволяет эффективно использовать метод проектов. Обучающиеся готовят такие интересные проекты, как «Моя семья в истории страны», «Храмы и монастыри Курска и Курской области» и др.

Большую роль в технологии развивающего обучения играют новые информационные технологии, позволяющиепредставить сухую историческую информацию ярко и увлекательно в виде иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, интерактивных карт, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует развитию воображения и мотивации учебной деятельности школьников.

Задание: Используя различные источники информации, подготовьте презентацию «Архитектура России в 18 веке».

Или, например, используя материалы Интернета и учебник по Новой истории, напишите имена правителей европейских стран – современников ПетраI.

Особое место в своей работе уделяю составлению опорных конспектов. С помощью схем и рисунков учащиеся достаточно быстро и легко усваивают информацию.Особое значение опорный конспект играет для слабоуспевающих школьников. Запомнить множество дат, фактов, событий - огромная для них сложность. Такие ученики теряются, замыкаются и в результате теряют интерес к предмету. Опорный конспект позволяет без подсказки вспомнить и воспроизвести материал. Ответшкольника становиться более полным и последовательным. На уроке возникает ситуация успеха, позволяющая раскрепоститься и поверить в свои возможности.

Проблемное обучение является неотъемлемой частью технологии развивающего обучения.Поиск ответов на проблемные вопросы заставляет размышлять, интеллектуально развиваться и совершенствоваться:

- Почему Пётр I активно привлекал в Россию иностранных специалистов? Каковы были последствия этих действий?

Изучая восстание под предводительством Е.И. Пугачева, в начале урока, ставлю проблемный вопрос:

- Кому принадлежат слова: «Я не ворон, я – воронёнок, а ворон – то ещё летает».

Развивая творческий подход к изучению истории, использую такие задания, как:

- Составь примерный распорядок дня дворянина, жившего в конце 18 века в российском городе.

- Напишите небольшое сочинение «Герой и антигерой в истории».

Таким образом, технология развивающего обучения помогает учителю сделать процесс преподавания истории не только более разнообразным и интересным, но и заинтересовать и увлечь каждого ребенка, при этом, развивая мыслительную деятельность, поддерживая и помогая выявить творческие способности детей. Развивающее обучение даёт возможность раскрыться  каждому  ученику.  

Изучение насыщенного сложным материалом предметане создаёт трудностей, а превращается в творческий процесс. Совершая небольшое открытие на каждом уроке самостоятельно, дети понимают, что думать интересно!



Литература

  1. Коротаева, Е.В., Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников [Текст] /Е.B. Коротаева. - М.: Учебная литература, 2003.

  2. Кускашева Л.Г. Практика использования технологий разноуровневого и развивающего обучения. //Преподавание истории и обществознания в школе. №1 2003.

  3. Никулина, Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие [Текст] / Н.Ю. Никулина. - Калининград: 2000.

  4. Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий», М., НИИ школьных технологий, 2006.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!