ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
В современном мире образование стало одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества.
Уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфрастуктуры становятся непременным условием становления и развития общества и экономики, ведущими ресурсами которых выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии производства.
Сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений. Поэтому, в предверии нового учебного года, я предлагаю вспомнить технологии и методы развивающего обучения.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев). |
Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным процессом, гуманизацией и демократизацией общества.
Выдающийся педагог Г.К. Селевко провел анализ педагогических технологий. Описал более 50 из них и сгруппировал их следующим образом: 1. Технологии, основанные на гуманизации учебного процесса (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили; Е.Н. Ильина и др.). 2. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, развивающее обучение, технология обучения на основе опорных конспектов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.). 3. Технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения, программированное обучение, технологии дифференцированного обучения, индивидуализации учебного процесса, опережающего обучения, компьютерные (информационные) технологии. 4. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева (известное как блочная система планирования), технология «Диалог культур» В.Е. Библера и С.Ю. Куртанова, технология теории поэтапного формирования умственных действий М.Б.Воловича. |
Сегодня мы обратим внимание на технологии развивающего обучения. Их научное обоснование дано в трудах Л.С. Выготского. Свое дальнейшее развитие оно получило в работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается ведущей движущей силой психического развития ребенка, становления у него всей совокупности качеств личности.
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. Ребенок является полноценным субъектом деятельности. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Зона ближайшего развития – это возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве. |
Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.
В ходе учебного процесса учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности. В преподавании используются дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.
Развивающее обучение способствует совершенствованию познавательных способностей личности. Основой для развития учащихся является содержание исторического образования, его качество. Полноценное содержание, богатое фактами и связями (но без перегрузки), при ярком, эмоциональном изложении дает для развития прекрасную основу.
Новые поколения могут наиболее полно усвоить богатство знаний и развить познавательные способности лишь с помощью собственной активной самостоятельной деятельностью. Необходимо научить школьников самостоятельно делать выводы и оценивать те или иные факты, явления. Умение учиться формирует организация познавательного процесса, для этого формулируется методическая цель, большое влияние оказывает и стиль работы учителя.
Методическая цель – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается следующими путями: учитель создает проблемные ситуации, коллизии; использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся; составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися; создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; оценивает не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика. |
Система развивающего обучения поощряет коллективное мышление, диалог, дискуссию, деловое общение детей, проблемное изложение знаний, когда учитель идёт на урок не с готовыми знаниями, а с проблемными вопросами, ставит учебные задачи. На таких уроках учитель превращается из лектора в руководителя, консультанта и контролёра процесса получения новых знаний учащимися. Задача учителя — вызвать ученика на сотворчество, организовать его, создать условия для его развития.
Развивающее обучение обеспечивается такими формами работы как проекты, семинары, практикумы, конференции, таблицы на сравнение, составление по определенной теме логико-структурных схем, деловые и ролевые игры, работа с ИКТ. |
Методика развивающего обучения предусматривает применение разноуровневых заданий, что способствует росту успешности обучения, помогает учащимся обрести уверенность в своих силах, стимулирует интерес к предмету. Задания дифференцируются по объему учебного материала, по степени трудности, по уровню творчества.
Развивающее обучение обеспечивает переход от репродуктивной деятельности к деятельности творчески-поисковой, т.е. продуктивной. Учащимся нравятся такие формы работы, как семинары, практикумы, конференции, деловые и ролевые игры, работа с ИКТ.
Диалог на уроке — это, во-первых, доброжелательная обстановка, когда не страшно выступить, когда не опасаешься получить негативную оценку; во-вторых, это поощрение активности того, кто высказывает своё мнение; в-третьих, это защита собственной позиции; в-четвёртых, это совместный творческий поиск, когда все вместе решают учебную задачу.
Например, на уроке в 7-м классе по теме «Начало Реформации в Западной Европе (XVI в.)», учитель, опираясь на знания учащихся о роли католической церкви в жизни средневековой Европы, раскрывает вместе с учениками причины Реформации и ее сущность. Ученики сами пытаются ответить на вопрос: что такое реформация? Высказывают свои суждения и приходят к выводу самостоятельно. Понятие реформации связано с реформами, преобразованиями, изменениями, речь идет о реформировании чего-то. В ходе урока семиклассники выясняют, что и почему подвергалось преобразованиям. Чтобы ответить на эти вопросы, они работают с учебными текстами. В текстах помещены отрывки произведений Э. Роттердамского, Т. Мора, Г. Сакса и др. В ходе обсуждения текстов дети сами формулируют определение явления, выясняют его причины. Выясняя, когда и как началась Реформация, работая с картой, мысленно переносясь в Германию XVI в., они подходят к изучению личности Мартина Лютера. Рассматривая его портрет, пытаются дать ему характеристику. Учитель дополняет и уточняет эту характеристику, дает представление о событиях, которые привели к возникновению мощного религиозного учения. Далее ученики пытаются выяснить вопрос о том, как папа Лев Х должен был отреагировать на реформацию. Ответы учеников: обвинение в ереси, булла об отречении. Особое место занимает событие 1520 г. – сожжение папской буллы. Семиклассники строят вместе с учителем логическую цепочку М. Лютер → лютеранство → лютеранская церковь. В заключение урока учитель организует работу с учебником, просит найти ответы на три вопроса: 1) может ли индульгенция спасти человека? 2) что является единственным источником для христианского вероучения? 3) нужны ли церкви пышные обряды? Учащиеся включаются в дискуссию о смысле учения Мартина Лютера. Они пытаются определить основные черты лютеранства и первые итоги Реформации. Учитель корректирует ответы учеников и обобщает пройденный материал.
На уроке развивающего обучения процесс познания идет от ученика. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Учитель меняет характер заданий, стремится пробудить детей к мыслительным действиям. На уроке идет интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, включением ориентировочно-исследовательской реакцией, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя. Коллективный поиск, направляемый учителем, обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, за счет пропедевтических домашний заданий.
Вряд ли найдется учитель истории, который не заинтересуется тем или иным методом развивающего обучения. Перед современным учителем истории уже десятилетия стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений. Неоднозначные этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности. Коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, самостоятельная творческо-поисковая деятельность приобретают все большее значение в нашей непростой жизни.
Я активно использую и другие технологии в своей работе.
Методы и приёмы из других технологий: «мозговой штурм», «карусель», методы эвристического обучения, работа в группах и парах, коллективные способы обучения, ребусы, приёмы критического мышления, текст с историческими ошибками, кроссворды, дифференцированные задания, строителлинг, интерактивное обучение, перевёрнутый класс. |
Технологии активного обучения. Известный прием “Мозговой штурм” был, например, использован на уроке в 5-м классе. Ученики были поделены на 3 группы по 2 человека. Я читаю текст и задаю вопрос парадоксального характера: “По всем нашим представлениям древний человек должен был быть сильным и ловким – таковы были условия выживания. Но вот при раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было лет 50, а руку он потерял (правую) еще в юношеском возрасте. Как выжил этот человек?” Такой вопрос активизирует класс. Дети не боятся отвечать, обсуждать. Это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате определенных умственных действий. На таком уроке всячески приветствуются и поощряются реплики, непринужденная обстановка. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Дети раскованы, а потому стараются активно участвовать в работе, что способствует развитию личности. После обсуждения предлагаю самостоятельно просмотреть мультфильм «Эволюция», где описана такая же история.
Или приём “Обсуждаем домашнее задание”. Например, изучили тему в
5-м классе “Жизнь египетского вельможи”, я в конце урока задаю детям вопрос: “Каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?” Ребята предлагают нарисовать дом вельможи, гробницу, составить кроссворд и т.д. Ученики сами задают себе задание. Это один из самых эффективных способов развития творческого мышления.
Повышает интерес к учебному материалу применение коллективного способа обучения на уроках истории. Так при изучении темы «Письменность и знания древних египтян» ребята учили параграф самостоятельно по рядам, каждый ряд изучал один пункт. Вторая часть урока – работа в группах. Каждый ученик в группе должен был рассказать выученную часть параграфа двум одноклассникам и с помощью товарищей выучить оставшиеся две темы. Новые понятия записать в тетрадь.
Проблемные ситуации на уроках истории. Их можно создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Например, на контрольном уроке по теме: «Великая Отечественная война 1941 -1945 гг.», я формулирую проблемное задание: «Одна из точек зрения западной историографии состоит в утверждении, что война Германии против СССР носила вынужденный характер: Гитлер был вынужден начать войну против СССР, так как Советы угрожали Германии войной. Как вы относитесь к этому утверждению? Свой ответ обоснуйте.
Игра как интерактивный метод обучения. Применение игровой деятельности возможно для всех школьных возрастов. Ролевая игра, например, по истории средних веков «Город мастеров», деловая игра «Я иду на выборы», интеллектуальные игры "Своя игра”, "Что? Где? Когда?”, дидактические игры на уроке "Знаешь ли ты этого исторического деятеля?”, "Откуда этот отрывок?”, "Знаешь ли ты эти мифы?”, « А правда ли?», «В гостях у …”, “Лови ошибку!” - это эффективные способы развития творческого мышления.
Метод проектов. Проектно – исследовательская деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учащимися были разработаны творческие, исследовательские, информационные проекты по истории: «Василий Осипович Ключевский» (на кружке «Юный исследователь» 7 класс; «Отечественная война 1812 года» 8 класс; "Влияние искусства Франции на моду в 18 веке» (интегрированный урок Изо и истории 7 класс);
Интегрированные уроки. Межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного фактора активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Я работаю в сотрудничестве с учителями различных предметов: географии, математики, английского языка. Мною разработаны интегрированные уроки:
• история – ИЗО «Путешествие по «Золотому кольцу России» (2015г. 7 класс),
• история – литература по теме «Судьба декабристов» (20016г., 8 класс),
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей. Учащимся такие уроки нравятся еще и потому, что они могут показать знание другого предмета.
ИКТ на уроках истории и обществознания. Надо помнить о том, что сегодняшние ученики - уверенные пользователи электронными средствами коммуникации, много времени проводят они в Интернете, в том числе и с целью поиска ответов на интересующие их жизненные вопросы. Учитель в современном мире перестал быть одним из основных источников информации. Информационно - коммуникационные технологии, сегодня столь стремительно завоёвывающие очень значимую роль в образовательном и воспитательном процессе, оказывают неоценимую помощь в повышении мотивации учащихся, развитии познавательных и коммуникативных компетенций учащихся. В среднем звене на уроках истории и обществознания пользуюсь учебно-электронными пособиями. Это помогает индивидуализировать подход в обучении, каждый работает самостоятельно с оптимальной для себя скоростью.
Интерес к предмету помогает поддерживать внеурочная работа по предмету с привлечением новых технологий. На протяжении 2015-2016 учебного года в нашей школе проводились занятия по истории Амурской области, краеведческие занятия с экологической направленностью. Мы принимаем участие в разных исторических конкурсах: «История БАМа» 2014 год, «Жизнь ветерана» 2015
В своей повседневной работе я активно использую ресурсы сети Интернета, где не только обмениваюсь опытом с коллегами, но и БЕРУ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОЕКТОВ, организую работу с учащимися по подготовке к ЕГЭ, используя возможности Открытого Банка заданий.
Великий немецкий педагог Адольф Дистервег утверждал, что «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий… должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.» Только так можно индивидуально раскрывать и совершенствовать личность учащегося, расширять его кругозор, формировать навык оценки тех или иных исторических событий и общественных явлений в жизни общества.
Учить детей находить истину – это, прежде всего, непростой путь постоянного профессионального самосовершенствования учителя, постоянного поиска новых форм, методов и приёмов обучения. Всевозможные “почему” и “как” ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, творить в сотворчестве и в содружестве с учеником, а это значит, что идет процесс взаимного развития и совершенствования учителя и ученика.
2