И. Г. Савкина, ГУО «Гимназия № 1 г. Минска»
Урок
Тема. Словосочетание (углублённое повторение)
Одним из направлений в преподавании русского языка в современной школе является ориентированность на текст, т. е. текстоцентричность. В процессе работы с текстом формируется языковая и коммуникативная компетенции учащихся, развивается умение пользоваться словом, рождается «языковая индивидуальность ученика».
Предлагаемый вниманию читателей урок является примером использования текста на межпредметной основе (русский язык и литература). Одиннадцатиклассники к моменту проведения данного учебного занятия уже закончили изучение поэзии Серебряного века. Все тексты, используемые на уроке- практикуме, связаны с именем А. С. Пушкина — великого русского поэта золотого века. Работая с предложенными текстами, учащиеся не только обобщают и углубляют знания по теме «Словосочетание», но и получают возможность увидеть преемственность лучших традиций русской поэзии, то особое место, которое в ней занимает А. С. Пушкин.
Форма урока: урок-практикум.
Цели урока:
углубить и систематизировать знания учащихся о словосочетании; отработать умение определять типы связи слов в словосочетаниях (решение заданий ЦТ);
развивать познавательную активность учащихся посредством выполнения заданий по конструированию, переконструированию, поиску словосочетаний по заданному образцу, исправлению грамматических ошибок в тексте; формировать речевую компетентность учащихся;
на материале текстов воспитывать осознание роли языковой личности в современном мире, любовь к слову, интерес к творчеству А. С. Пушкина и поэтов Серебряного века.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал с текстами, тесты для контроля знаний.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап.
Мы практически завершили углублённое повторение темы «Словосочетание. Синтаксическая норма управления». Убедились в том, что знание норм управления — это залог нашей правильной речи. Сегодня мы остановимся на трудных случаях подчинительной связи, обратимся ещё раз к языковым нормам. Эти знания помогут в выполнении заданий ЦТ. Поэтому сегодня мы должны выяснить: что нужно знать и уметь каждому из вас?
На доске перечислены те умения, которыми вы владеете:
выделять словосочетание из предложения;
находить главное и зависимое слова;
определять вид подчинительной связи;
видеть в предложении несвободное словосочетание;
владеть нормами управления.
Как видите, перед вами звенья цельной системы. Системные знания — это те знания, к которым мы с вами идём.
Актуализация опорных знаний.
Презентация-тест «Верно ли утверждение?».
Если в словосочетании зависимое слово указывает на предмет, это управление. (Да.)
Существительное и относящееся к нему одиночное приложение образуют словосочетание. (Да.)
В словосочетании трёх берёз вид подчинительной связи управление. (Нет.)
В предложении Роман в стихах «Евгений Онегин» — самое известное произведение А. С. Пушкина выделенная конструкция не является словосочетанием. (Да.)
В предложении Лучшие поэты Серебряного века сформировались под влиянием Пушкина, его музы выделенная конструкция является словосочетанием со связью управление. (Нет.)
Учащиеся записывают в тетрадь ответы «да» или «нет» и сверяют их с ответами на последнем слайде презентации. При необходимости учитель комментирует сложные случаи.
Этап совершенствования умений и навыков на основе применения обобщённых знаний в новых ситуациях.
— На уроке литературы мы закончили изучать тему «Серебряный век в русской поэзии». Как же связан Александр Сергеевич Пушкин с этим периодом в русской литературе? Многие поэты Серебряного века росли и формировались под влиянием великого Пушкина. Такое явление можно назвать перекличкой двух веков: «золотого» пушкинского века и века «серебряного».
На практической части нашего урока мы будем работать с текстами, из которых вы узнаете, кто из поэтов Серебряного века глубоко изучал творчество Пушкина и посвящал ему свои стихи.
Учитель напоминает учащимся, что урок — практикум и в конце занятия все должны, сдать тетради на проверку.
Текст № 1. Пушкин в жизни и поэзии Анны Ахматовой
В жизни и поэзии Ахматовой Пушкин занимал особое место. 2. Она росла и училась в Царском Селе и с детства впитала воздух русской поэзии и культуры. 3. Здесь написано одно из известнейших стихотворений, посвящённых юному Пушкину, — «Смуглый отрок бродил по аллеям...». 4. У Пушкина Ахматова училась краткости, простоте и подлинности поэтического слова. 5. С середины двадцатых годов поэтесса серьёзно начала заниматься изучением жизни и творчества Пушкина.
Задания к тексту
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Найдите в предложениях 2 и 3 несвободные словосочетания, выпишите их и подчеркните как члены предложения.
Найдите ещё предложение с несвободным словосочетанием, выпишите его (словосочетание) и подчеркните как член предложения.
Текст № 2. Уроки Пушкина в жизни Марины Цветаевой
1. Для Марины Цветаевой великий поэт самый современный. 2. Пушкин всегда оставался для поэтессы лучшим другом, собеседником и советчиком. 3. У Марины Цветаевой есть книга «Мой Пушкин». 4. Это великолепная, свободно льющаяся лирическая проза, афористичная и живая. 5. Это рассказ о том, как девочка, которой суждено было стать в будущем великим поэтом, постепенно познавала его трагическую судьбу. 6. Пушкин давал ей уроки смелости, гордости, верности.
Задания к тексту
Прочитайте выразительно текст.
Выпишите из текста по одному примеру на все виды подчинительной связи.
Определите вид подчинительной связи выделенного словосочетания.
Составьте предложение, в котором бы встретились все три вида связи.
Например: Дни поздней осени бранят обыкновенно (А. С. Пушкин).
Текст № 3. Для Блока Пушкин — духовная опора и учитель
1. Имя Пушкина в жизни Блока — словно бы немеркнущая радуга. 2. В течение детства поэта сопровождали сказки Пушкина, один из самых значительных циклов своих стихов Блок назвал «Ямбами» (это был любимый размер Пушкина), а свою лирическую «Трилогию вочеловечения», как и Пушкин «Евгения Онегина», — романом в стихах. Пушкина Александр Блок ставил в один ряд с Эсхилом, Данте и Шекспиром. Для Блока Пушкин — воплощение гармонии и высокой человечности.
Задания к тексту
Прочитайте выразительно текст.
Выпишите выделенные конструкции.
Верно ли утверждение, что все выделенные в тексте конструкции являются словосочетаниями? Прокомментируйте свой ответ.
Текст № 4. Языковая норма
Языковая норма — это то, как принято говорить и писать в данном обществе в данную эпоху. 2. Норма стоит на страже целостности литературного языка. 3. Она определяет, что правильно и что неправильно. 4. Нормы — не оковы языка, а великое благо: они сохраняют литературный язык.
Задания к тексту
1. Прочитайте выразительно текст.
2. Определите его стиль.
3. Озаглавьте текст.
4. Определите основную мысль текста.
5. Найдите в предложении 2 словосочетание со связью согласование и выпишите из него зависимое слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
— Языковая норма — не оковы, а великое благо: она сохраняет литературный язык. Я вспомнила интересную историю, прочитанную в одном научно-популярном журнале.
В 70-х годах XX века в Москве в Институте русского языка имени В. В. Виноградова была служба «Правильно говорю». Как вы думаете, что это была за служба и для чего она была создана? (Ответы учащихся.)
— Очень часто у телефона дежурил Сергей Иванович Ожегов — советский лингвист, лексикограф, доктор филологических наук, профессор, автор выдержавшего множество изданий «Словаря русского языка». Когда он отвечал по телефону на вопрос, иногда говорил: «Минуточку, я сейчас проверю по словарю Ожегова».
— Дома вы работали с таблицей учебника «Управление при синонимических словах», расширяли свой словарный запас. Сегодня дежурным службы «Говорю правильно» выступят учащиеся...
— Продолжаем работать с текстом. Предлагаю отредактировать текст, в котором допущены ошибки, связанные с нормами управления.
Текст № 5. Пушкин в Беларуси
1. В черновиках Пушкина обнаруживается множество белорусских реалий, которые свидетельствуют неплохое знание поэтом Беларуси. 2. Маршрут его Южной ссылки лежал через Полоцк, Витебск, Барановичи, Оршу, Могилёв, Чечерск, Белицу. 3. По прибытии в Могилёве Пушкин остановился у Александра Распопова. 4. В окружении молодых офицеров провёл ночь, читал стихи, был весел. 5. Именно из белорусского помещика Павла Островского списал он своего «Дубровского», даже первоначально озаглавил повесть «Островский». 6. Но потом перенёс героя в центр России, на Волгу. 7. В остальном же ничего не изменил из жизни «оригинала» — небогатого белорусского дворянина, судившегося с соседом о земле и проигравшего процесс. 8. В имении Вавуличи под Бобруйском жила внучка Пушкина, Наталья Александровна. 9. В 1881 году она вышла замуж за Воронцова-Вельяминова. 10. Он был офицером гусарского Нарвского полка, которым командовал её отец, сын поэта, Александр Александрович Пушкин.
Задания к тексту
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Отредактируйте текст, исправив ошибки. Выпишите исправленные словосочетания.
— Завершить наш разговор о Пушкине я хочу словами одного из зачинателей Серебряного века, поэта и философа Владимира Сергеевича Соловьёва: «Неподдельная красота пушкинской поэзии была внутренне неразделима с добротой и правдой». Так давайте вслед за великим поэтом будем бережно относиться к русскому языку, хорошо знать правила и нормы языка.
— Выполните тест на закрепление знаний по теме «Словосочетание» (приложение).
Учащиеся выполняют тест, составленный по материалам ЦТ. Затем учитель организует его проверку, при необходимости объясняя трудные случаи.
IV. Подведение итогов.
— Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный-филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге «Письма о добром и прекрасном» писал (слова Д. С. Лихачёва выведены через проектор на слайд)-. «Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэту, учёному, инженеру, экономисту — человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего, о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля». Я желаю вам лёгкости стиля.
V. Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение, употребив, по возможности, разные типы простых предложений (пользуясь таблицей упр. 80).
Тезис к рассуждению — слова Владислава Ходасевича, талантливого поэта Серебряного века, известного пушкиниста: «О, никогда не порвётся кровная, неизбывная связь русской культуры с Пушкиным».
Приложение
Вариант I
1. Данное ниже утверждение является верным.
В словосочетании всё предусмотреть вид подчинительной связи — управление.
2. Найдите в предложении В силу естественного скручивания коры берёзы они обычно приобретают вид свитка словосочетание со связью согласование и выпишите из него зависимое слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
3. Определите, какой частью речи является зависимое слово в словосочетании, и установите соответствие между столбцами таблицы:
А. Вернуться домой Б. Найти нефть В. Дважды повторить Г. На десятый день | 1. Имя существительное 2. Имя прилагательное 3. Имя числительное 4. Местоимение 5. Глагол 6. Наречие |
4. Определите вид подчинительной связи в выделенном словосочетании.
Затем у Третьякова возникла мысль — показать искусство в движении, в чередовании стилей и направлений.
5. Укажите конструкции, которые не являются словосочетаниями:
кто-то пришёл;
благодаря учителю;
выйдя из строя;
подрезав растения;
абсолютно неинтересный.
Вариант II
1. Данное ниже утверждение является верным.
В словосочетании кое-что сделать вид подчинительной связи — управление.
2. Найдите в предложении Передал он свои секреты людям, поджёг избу и исчез словосочетание со связью согласование и выпишите из него зависимое слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
3. Определите, какой частью речи является зависимое слово в словосочетании, и установите соответствие между столбцами таблицы:
А. Мечта побывать Б. На всякий случай В. Осмотреться кругом Г. Говорить точнее | 1. Имя существительное 2. Имя прилагательное 3. Имя числительное 4. Местоимение 5. Глагол 6. Наречие |
4. Определите вид подчинительной связи в выделенном словосочетании.
За третьим ангелом находится гора – древний символ всего возвышенного.
5. Укажите конструкции, которые не являются словосочетаниями:
1) увлёкшись идеей;
2) опадают листья;
3) весьма привлекательный;
4) в течение суток;
5) тёмной ночью.