СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок САВКИНОЙ И. Г. "Словосочетание" РЯиЛ 2019-3

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок САВКИНОЙ И. Г. "Словосочетание"

Просмотр содержимого документа
«Урок САВКИНОЙ И. Г. "Словосочетание" РЯиЛ 2019-3»

И. Г. Савкина, ГУО «Гимназия № 1 г. Минска»

Урок

Тема. Словосочетание (углублённое повторение)


Одним из направлений в преподавании русского языка в современной школе являет­ся ориентированность на текст, т. е. текстоцентричность. В процессе работы с текстом формируется языковая и коммуникативная компетенции учащихся, развивается умение пользоваться словом, рождается «языковая индивидуальность ученика».

Предлагаемый вниманию читателей урок является примером использования текста на межпредметной основе (русский язык и литература). Одиннадцатиклассники к мо­менту проведения данного учебного занятия уже закончили изучение поэзии Серебряно­го века. Все тексты, используемые на уроке- практикуме, связаны с именем А. С. Пушки­на — великого русского поэта золотого века. Работая с предложенными текстами, учащиеся не только обобщают и углубляют знания по теме «Словосочетание», но и получают воз­можность увидеть преемственность лучших традиций русской поэзии, то особое место, ко­торое в ней занимает А. С. Пушкин.


Форма урока: урок-практикум.

Цели урока:

  • углубить и систематизировать знания учащихся о словосочетании; отработать уме­ние определять типы связи слов в словосоче­таниях (решение заданий ЦТ);

  • развивать познавательную активность учащихся посредством выполнения заданий по конструированию, переконструированию, поиску словосочетаний по заданному образ­цу, исправлению грамматических ошибок в тексте; формировать речевую компетентность учащихся;

  • на материале текстов воспитывать осо­знание роли языковой личности в современ­ном мире, любовь к слову, интерес к твор­честву А. С. Пушкина и поэтов Серебряного века.

Оборудование: мультимедийная презента­ция, раздаточный материал с текстами, тесты для контроля знаний.

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный этап.

  • Мы практически завершили углублён­ное повторение темы «Словосочетание. Син­таксическая норма управления». Убедились в том, что знание норм управления — это залог нашей правильной речи. Сегодня мы остано­вимся на трудных случаях подчинительной связи, обратимся ещё раз к языковым нормам. Эти знания помогут в выполнении заданий ЦТ. Поэтому сегодня мы должны выяснить: что нужно знать и уметь каждому из вас?

На доске перечислены те умения, которы­ми вы владеете:

  • выделять словосочетание из предложе­ния;

  • находить главное и зависимое слова;

  • определять вид подчинительной связи;

  • видеть в предложении несвободное сло­восочетание;

  • владеть нормами управления.

Как видите, перед вами звенья цельной системы. Системные знания — это те зна­ния, к которым мы с вами идём.

  1. Актуализация опорных знаний.

  • Начнём наш урок с теста на проверку знаний по теме «Словосочетание (углублён­ное повторение)».

Презентация-тест «Верно ли утвержде­ние?».

  1. Если в словосочетании зависимое сло­во указывает на предмет, это управление. (Да.)

  2. Существительное и относящееся к нему одиночное приложение образуют словосоче­тание. (Да.)

  3. В словосочетании трёх берёз вид под­чинительной связи управление. (Нет.)

  4. В предложении Роман в стихах «Евге­ний Онегин» — самое известное произведе­ние А. С. Пушкина выделенная конструкция не является словосочетанием. (Да.)

  • В предложении Лучшие поэты Сере­бряного века сформировались под влиянием Пушкина, его музы выделенная конструкция является словосочетанием со связью управ­ление. (Нет.)

Учащиеся записывают в тетрадь от­веты «да» или «нет» и сверяют их с от­ветами на последнем слайде презентации. При необходимости учитель комментирует сложные случаи.

  1. Этап совершенствования умений и навыков на основе применения обобщённых знаний в новых ситуациях.

— На уроке литературы мы закончили изучать тему «Серебряный век в русской по­эзии». Как же связан Александр Сергеевич Пушкин с этим периодом в русской литера­туре? Многие поэты Серебряного века рос­ли и формировались под влиянием великого Пушкина. Такое явление можно назвать пе­рекличкой двух веков: «золотого» пушкин­ского века и века «серебряного».

На практической части нашего урока мы будем работать с текстами, из которых вы узнаете, кто из поэтов Серебряного века глу­боко изучал творчество Пушкина и посвящал ему свои стихи.

Учитель напоминает учащимся, что урокпрактикум и в конце занятия все должны, сдать тетради на проверку.

Текст № 1. Пушкин в жизни и поэзии Анны Ахматовой

  • В жизни и поэзии Ахматовой Пушкин занимал особое место. 2. Она росла и училась в Царском Селе и с детства впитала воздух русской поэзии и культуры. 3. Здесь напи­сано одно из известнейших стихотворений, посвящённых юному Пушкину, — «Смуглый отрок бродил по аллеям...». 4. У Пушкина Ахматова училась краткости, простоте и под­линности поэтического слова. 5. С середины двадцатых годов поэтесса серьёзно начала заниматься изучением жизни и творчества Пушкина.

Задания к тексту

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Найдите в предложениях 2 и 3 несво­бодные словосочетания, выпишите их и под­черкните как члены предложения.

Найдите ещё предложение с несвободным словосочетанием, выпишите его (словосочета­ние) и подчеркните как член предложения.


Текст № 2. Уроки Пушкина в жизни Марины Цветаевой

1. Для Марины Цветаевой великий поэт самый современный. 2. Пушкин всегда оста­вался для поэтессы лучшим другом, собесед­ником и советчиком. 3. У Марины Цветаевой есть книга «Мой Пушкин». 4. Это велико­лепная, свободно льющаяся лирическая про­за, афористичная и живая. 5. Это рассказ о том, как девочка, которой суждено было стать в будущем великим поэтом, постепенно познавала его трагическую судьбу. 6. Пуш­кин давал ей уроки смелости, гордости, вер­ности.

Задания к тексту

  1. Прочитайте выразительно текст.

  2. Выпишите из текста по одному приме­ру на все виды подчинительной связи.

  3. Определите вид подчинительной связи выделенного словосочетания.

  4. Составьте предложение, в котором бы встретились все три вида связи.

Например: Дни поздней осени бранят обыкновенно (А. С. Пушкин).


Текст № 3. Для Блока Пушкин — духовная опора и учитель

1. Имя Пушкина в жизни Блока — слов­но бы немеркнущая радуга. 2. В течение дет­ства поэта сопровождали сказки Пушкина, один из самых значительных циклов своих стихов Блок назвал «Ямбами» (это был лю­бимый размер Пушкина), а свою лирическую «Трилогию вочеловечения», как и Пушкин «Евгения Онегина», — романом в стихах. Пушкина Александр Блок ставил в один ряд с Эсхилом, Данте и Шекспиром. Для Блока Пушкин — воплощение гармонии и высокой человечности.

Задания к тексту

  1. Прочитайте выразительно текст.

  2. Выпишите выделенные конструкции.

  3. Верно ли утверждение, что все выделен­ные в тексте конструкции являются словосоче­таниями? Прокомментируйте свой ответ.


Текст № 4. Языковая норма

  1. Языковая норма — это то, как принято говорить и писать в данном обществе в дан­ную эпоху. 2. Норма стоит на страже целост­ности литературного языка. 3. Она определя­ет, что правильно и что неправильно. 4. Нор­мы — не оковы языка, а великое благо: они сохраняют литературный язык.

Задания к тексту

1. Прочитайте выразительно текст.

2. Определите его стиль.

3. Озаглавьте текст.

4. Определите основную мысль текста.

5. Найдите в предложении 2 словосочета­ние со связью согласование и выпишите из него зависимое слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

— Языковая норма — не оковы, а великое благо: она сохраняет литературный язык. Я вспомнила интересную историю, прочитанную в одном научно-популярном журнале.

В 70-х годах XX века в Москве в Инсти­туте русского языка имени В. В. Виноградо­ва была служба «Правильно говорю». Как вы думаете, что это была за служба и для чего она была создана? (Ответы учащихся.)

— Очень часто у телефона дежурил Сер­гей Иванович Ожегов — советский лингвист, лексикограф, доктор филологических наук, профессор, автор выдержавшего множество изданий «Словаря русского языка». Когда он отвечал по телефону на вопрос, иногда говорил: «Минуточку, я сейчас проверю по словарю Ожегова».

— Дома вы работали с таблицей учебника «Управление при синонимических словах», расширяли свой словарный запас. Сегодня дежурным службы «Говорю правильно» вы­ступят учащиеся...

— Продолжаем работать с текстом. Пред­лагаю отредактировать текст, в котором допущены ошибки, связанные с нормами управления.


Текст № 5. Пушкин в Беларуси

1. В черновиках Пушкина обнаружива­ется множество белорусских реалий, кото­рые свидетельствуют неплохое знание поэтом Беларуси. 2. Маршрут его Южной ссылки лежал через Полоцк, Витебск, Барановичи, Оршу, Могилёв, Чечерск, Белицу. 3. По при­бытии в Могилёве Пушкин остановился у Александра Распопова. 4. В окружении мо­лодых офицеров провёл ночь, читал стихи, был весел. 5. Именно из белорусского помещика Павла Островского списал он своего «Ду­бровского», даже первоначально озаглавил повесть «Островский». 6. Но потом перенёс героя в центр России, на Волгу. 7. В осталь­ном же ничего не изменил из жизни «ориги­нала» — небогатого белорусского дворянина, судившегося с соседом о земле и проиграв­шего процесс. 8. В имении Вавуличи под Бобруйском жила внучка Пушкина, Наталья Алексан­дровна. 9. В 1881 году она вышла замуж за Воронцова-Вельяминова. 10. Он был офице­ром гусарского Нарвского полка, которым командовал её отец, сын поэта, Александр Александрович Пушкин.

Задания к тексту

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Отредактируйте текст, исправив ошиб­ки. Выпишите исправленные словосочета­ния.


— Завершить наш разговор о Пушкине я хочу словами одного из зачинателей Серебря­ного века, поэта и философа Владимира Сер­геевича Соловьёва: «Неподдельная красота пушкинской поэзии была внутренне нераз­делима с добротой и правдой». Так давайте вслед за великим поэтом будем бережно от­носиться к русскому языку, хорошо знать правила и нормы языка.

— Выполните тест на закрепление знаний по теме «Словосочетание» (приложение).

Учащиеся выполняют тест, составлен­ный по материалам ЦТ. Затем учитель организует его проверку, при необходимости объясняя трудные случаи.


IV. Подведение итогов.

— Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный-филолог, истинный рос­сийский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге «Письма о добром и прекрасном» писал (слова Д. С. Лихачёва выведены через проектор на слайд)-. «Неточ­ности языка происходят прежде всего от не­точности мысли. Поэту, учёному, инженеру, экономисту — человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего, о точности мысли. Строгое соответ­ствие мысли языку и даёт лёгкость стиля». Я желаю вам лёгкости стиля.


V. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение, употре­бив, по возможности, разные типы простых предложений (пользуясь таблицей упр. 80).

Тезис к рассуждению — слова Владислава Ходасевича, талантливого поэта Серебряного века, известного пушкиниста: «О, никогда не порвётся кровная, неизбывная связь русской культуры с Пушкиным».


Приложение

Вариант I

1. Данное ниже утверждение является верным.

В словосочетании всё предусмотреть вид подчинительной связи — управление.

2. Найдите в предложении В силу есте­ственного скручивания коры берёзы они обычно приобретают вид свитка словосоче­тание со связью согласование и выпишите из него зависимое слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

3. Определите, какой частью речи явля­ется зависимое слово в словосочетании, и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. Вернуться домой

Б. Найти нефть

В. Дважды повторить

Г. На десятый день

1. Имя существи­тельное

2. Имя прилагатель­ное

3. Имя числительное

4. Местоимение

5. Глагол

6. Наречие


4. Определите вид подчинительной связи в выделенном словосочетании.

Затем у Третьякова возникла мысльпоказать искусство в движении, в чередова­нии стилей и направлений.

5. Укажите конструкции, которые не яв­ляются словосочетаниями:

  1. кто-то пришёл;

  2. благодаря учителю;

  3. выйдя из строя;

  4. подрезав растения;

  5. абсолютно неинтересный.


Вариант II

1. Данное ниже утверждение является верным.

В словосочетании кое-что сделать вид подчинительной связи — управление.

2. Найдите в предложении Передал он свои секреты людям, поджёг избу и исчез слово­сочетание со связью согласование и выпи­шите из него зависимое слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

3. Определите, какой частью речи явля­ется зависимое слово в словосочетании, и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. Мечта побывать

Б. На всякий случай

В. Осмотреться кру­гом

Г. Говорить точнее

1. Имя существитель­ное

2. Имя прилагатель­ное

3. Имя числительное

4. Местоимение

5. Глагол

6. Наречие


4. Определите вид подчинительной связи в выделенном словосочетании.

За третьим ангелом находится гора – древний символ всего возвышенного.


5. Укажите конструкции, которые не являются словосочетаниями:

1) увлёкшись идеей;

2) опадают листья;

3) весьма привлекательный;

4) в течение суток;

5) тёмной ночью.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!