«Отец в судьбе ребенка»
Объявляется тема занятия и раздаются папам листочки с фразой, которую надо закончить, «Мой отец для меня…» После заполнения, учитель собирает их и зачитывает. По ответам сделать вывод.
Сегодня мы с вами попробуем осознать свою, отцовскую, роль в воспитании ребенка.
Блиц-опрос: Можете ли Вы считать себя замечательным отцом? Папы выбирают ответ: да, нет, не знаю. На доске фиксируется количество по ответам.
Почему большинство ответило «нет» и «не знаю»? Должны ответить пап 4.
Попросить папу, который ответил «да», поделиться своим отцовским счастьем, почему он считает себя замечательным отцом.
Работа в группах:
1. «Как зависит судьба ребенка от отца?»
2. «Вредные привычки пап» (то есть, какие ошибки совершают папы в общении с ребенком)
3. «Десять запрещенных обращений к ребенку»
4. «Десять нужных обращений к ребенку».
Выступление групп и обсуждение ответов. При обсуждении ответов 2,3 и 4 групп, спросить, узнали ли себя некоторые отцы. Обсудить чувства и эмоции ребенка, когда папы используют либо запрещенные, либо нужные обращения к ребенку.
Обсудив роль отца в жизни ребенка, и чтоб эта роль была положительной, давайте составим личность идеального отца.
При обсуждении ответы фиксируются на доске в виде солнышка
После создания образа идеального папы, подумайте, пожалуйста, как вам нужно измениться, что изменить в вашем общении с ребенком, в вашем поведении. И эти изменения запишите на листочке «Чтобы быть идеальным отцом, мне нужно…» (листочки не подписываются, после заполнения ответы собираются и зачитываются)
Любить-то мы любим, а вот выражать свою любовь мы не умеем. А есть четыре способа для этого: глаза (смотреть с нежностью, добротой, а не раздраженно и вообще порой не смотреть), физический контакт (объятия, поцелуи, коленотерапия – сажать на колени, особенно важно папам держать на коленях девочек), слово (комплименты, поддерживающие слова, успокаивающие) и поступок (быть примером, доказывать свои слова делами). А самое главное, будьте другом для своего ребенка.
Немного дополнительной информации
Папа – это вестник мира. Так ощущает ребенок в самом начале жизни, так будет и в дальнейшем – мама дает любовь, а папа открывает дорогу в мир. Именно папа поощряет активность детей в освоении мира, формировании и достижении целей. Но папа не только проводник, но и контролер. Любовь матери – безусловная и бесконечная, отцовская любовь требовательна, она возникает, условно выражаясь, как награда за социальную адаптацию и успехи ребенка.
Папа – это воплощение дисциплины, требований, норм. Именно папа отвечает за принятие ребенком своего пола и усвоение соответствующей модели поведения. Задача папы – подчеркивать и культивировать мужское или женское в сыне или дочери.
Для того чтобы быть отцом, мало быть добытчиком и далекой карающей инстанцией. Хотите иметь влияние на ребенка– наладьте с ним настоящий контакт с самого рождения и продолжайте поддерживать его всю жизнь.
Отец – это гид ребенка по миру. Если он не отмахивается от заданных вопросов, создает богатую окружающую среду, поддерживает ребенка в его начинаниях и показывает, как надо и не надо, – папа выполняет свою миссию.
Показывайте свою любовь к жене.
Главное, чтобы ребенок знал: отец его любит, ему интересны все события в жизни ребенка. И самое главное, что папа всегда поможет и советом и делом.
Предложение «Я хочу, чтобы мой папа…» подростки закончили следующим образом:
…больше времени проводил со мной, был всегда рядом - 20 %
… был самым счастливым, здоровым, жил долго – 16,2 %
… оставался таким, какой он есть - 11 %
… стал добрее - 6,3 %
… поддерживал мои интересы - 4 %
… любил меня 3,6 %
… стал богатым – 3,2 %
… купил мне что-либо (собаку, компьютер, квадроцикл и т.д.) – 3 %
…помогал мне и маме 2,4 %
«…перестал курить, пить»
…не лез в мои дела – 1,6%
Испытуемые чаще всего отмечали такие качества характера, как доброта (25,17%), чувство юмора, позитив (23,78%), сила, мужественность (16,08%), интеллект, ум (10,49 %), забота, способность прийти на помощь (9,09%), уверенность (4,2%), ответственность, смелость, храбрость (по 3,5%). 11,89% респондентов ответили: «всё нравится». 9,79% учащихся не смогли сформулировать ответ на данный вопрос, а 4,9 % респондентов дали отрицательный ответ («ничего не нравится»).
У девочек –подростков отмечается некоторая возрастная динамика в плане идеализации отца: 15 % девочек в возрасте 11-13 лет, характеризуя образ идеального отца отмечают, что реальный отец именно такой и есть (т.е. идеальный отец = реальный), старшие девочки-подростки не идеализируют своего отца, т.е. можно отметить некоторую деидеализацию отца, осознанность и большую дифференцированность его образа к старшему подростковому возрасту. Среди мальчиков данный аспект отчетливо не выражен, лишь 5 % мальчиков, независимо от возраста, считают своего отца идеальным.
идеальный
Умный, мудрый - 33,3%
Уделяет много внимания детям - 27 %
Всегда поможет, поддержит - 27 %
Смелый, храбрый - 26 %
Любящий своих детей - 25,6 %
Добрый- 21 %
Честный, справедливый – 19 %
Серьезный, строгий- 18 %
Всегда рядом – 15,4 %
Защищающий - 14,8 %
Ответственный 14 %
Веселый, с чувством юмора - 13 %
Уважающий - 12%
Богатый, обеспеченный – 0 %
Будущее вашего ребенка: его успешность, его уверенность в себе, его ответственность за свои поступки, его счастье зависит от вас, от пап. Любите своего ребенка, показывайте свою любовь, научите показывать любовь.