Урок-семинар как одна из форм организации современного урока в аспекте реализации ФГОС
ЗАДАЧА:
переход к
системно-деятельностной образовательной модели обучения
развитие личности обучающегося
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
совершенствование методов обучения
предметные знания
совершенствование форм организации учебных занятий
предметные умения и действия
личностные действия
метапредметные (универсальные
учебные действия)
я
Сегодня под содержанием образовательного процесса воспринимается не то, что подлежит усвоению, а то, что способствует развитию личности, ориентируясь на практическую деятельность. Одной из форм, направленных на реализацию развивающего и воспитательного потенциала современного урока является урок-семинар.
СЕМИНАР – форма обучения, имеющая цель углубить и систематизировать изучение наиболее важных для учащихся тем и разделов учебной дисциплины.
СЕМИНАР – метод обучения анализу теоретических и практических проблем, это коллективный поиск путей решений специально созданных проблемных ситуаций.
СЕМИНАР – важная форма выработки у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать.
СЕМИНАР – составная часть лекционно-семинарской системы обучения, расширяющей область их применения.
Образовательная функция семинара
- приобретение навыков самостоятельной работы с учебной и научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами;
- умение обобщать, отделять существенные моменты материала от второстепенных;
- приобретение навыков самостоятельной работы с наглядными пособиями, схемами, таблицами, справочниками;
- развитие умения пользоваться пособиями во время докладов;
- создание интерактивных презентаций;
- выполнение рисунков, чертежей;
- составление логико-смысловых схем;
Образовательная функция семинара
- развитие коммуникативных компетенций учащихся;
- умение грамотно, логически последовательно излагать отобранный для доклада материал;
- видение новых аспектов;
- углубление знаний, обоснования;
- выдвижение положений;
- движение мысли от простого к сложному.
Воспитательная функция семинара
Компоненты, соответствующие различным сторонам формирования и развития личности:
- взгляды и мировоззрение;
- нравственное сознание;
- чувства и эмоции;
- эстетические отношения;
- воля;
- физическое состояние.
Воспитательная функция семинара
- формирование диалектико-материалистических представлений, взглядов, мировоззрений;
- формирование нравственности;
- формирование чувств и эмоций;
- формирование эстетического отношения к окружающей действительности;
- формирование волевых качеств личности;
- физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья;
- формирование коллективистических отношений, умения общаться в группе и коллективе.
Воспитательные задачи
я
В каждом из видов воспитательных задач проявляется совокупность качеств и свойств личности. Поэтому, определив вид воспитательной задачи на уроке-семинаре, следует найти то качество личности, для формирования или совершенствования которого наиболее подходит изучаемый учебный материал.
Реализация потенциала урока-семинара
при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной проработки учащимися
после проведения вводных, установочных и текущих лекций
при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой теме
УРОК-СЕМИНАР
при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач, выполнения заданий
самостоятельное изучение учащимися программного материала
УРОК-СЕМИНАР
обсуждением на уроке результатов познавательной деятельности обучающихся
Значение и роль семинара
приобретение умения выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;
развитие познавательных и исследовательских умений учащихся;
повышение культуры общения;
приобретение новых знаний;
выявление наклонностей и способностей обучающихся;
Значение и роль семинара
развитие интереса у обучающихся к научным и техническим знаниям;
развития инициативы, активности и самостоятельности;
воспитание чувства ответственности перед коллективом обучающихся;
приобщение обучающихся к чтению научно-популярной литературы;
побуждение обучающихся выйти за рамки учебной программы.
Методика подготовки семинара
- четкое и точное определение темы и цели семинара;
2) предварительная работа с учащимися:
- информирование учащихся о цели, теме и плане семинара;
- внесение корректив в план в соответствии с пожеланиями учащихся;
Методика подготовки семинара
3) предварительная система подготовки:
- подбор основной и дополнительной литературы;
- организация консультаций, работа творческих групп;
- составление алгоритмов (как работать с литературой, как писать тезисы, как готовить доклады, как выступать);
- разработка системы дифференцированных заданий;
- подбор заданий для сбора материалов в музеях, интервьюирование;
- подготовка схем, таблиц, графиков, демонстраций;
- разработка фронтальных, групповых и индивидуальных заданий;
- психологической подготовка учащихся к обсуждению вопросов;
- стимулирование обучающихся к активности;
Методика подготовки семинара
4) определение соотношения деятельности учителя и учащихся:
- краткость и целенаправленность вводного слова учителя;
- уместность и продуманность замечаний;
- организация коррекционной деятельности;
- организации коллективного обсуждения, дискуссии.
Организация уроков-семинаров
после проведения вводных, установочных и текущих лекций
при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной проработки
при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой теме
при проведении уроков по реализации модульного, проблемного метода обучения
Организация уроков-семинаров
распределение обязанностей между обучающимися;
РАБОЧИЕ
ГРУППЫ
нахождение посильной работы для обучающихся
разного уровня знаний.
Организация уроков-семинаров
знакомство с основными положениями выступлений учащихся;
ГРУППА
ОППОНЕНТОВ
подготовка вопросов;
рецензирование выступлений.
выявление способностей учащихся
формирование умения самостоятельно трудиться, искать решения проблемы
определение собственной позиции, личного мнения обучающегося
ЦЕЛИ УРОКА-СЕМИНАРА
Содержание уроков-семинаров
тема, в ходе обсуждения которой ученик не просто усвоит определенные знания, но и найдет решение проблемы;
особый характер деятельности учащихся;
подготовительная работа исследовательского характера;
правильное распределению труда при подготовке к семинару, где учитываются интересы и способности учащихся.
Отличие урока-семинара от традиционного урока
- большая степень самостоятельности при подготовке к семинару;
- активность учащихся при обсуждении результатов подготовки;
- владение навыками работы с литературой;
- изменение организации этапов обучения:
- последовательность;
- содержание;
- информационная функция обучающихся;
- регулятивная и организаторская функции педагога.
Классификация уроков-семинаров
ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ НА УРОКЕ:
- воспроизведение знаний;
- выполнение простых мыслительных операций;
- осуществление сложных мыслительные операций;
- обобщение знаний и написание сочинения;
- обеспечение продуктивного мышления;
- привитие навыков научной, творческой работы;
- воспитание самостоятельности мышления;
- поиск новых идей и фактов.
ПО УЧЕБНЫМ
ЗАДАЧАМ
Классификация уроков-семинаров
ИСХОДЯ ИЗ ЗАДАЧ, ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ФОРМА:
- семинары с развернутыми выступлениями учащихся по заранее поставленным вопросам и обсуждению проблем и выступлений;
- семинары, где осуществляется обсуждение докладов или рефератов учащихся;
ПО ФОРМЕ
ПРОВЕДЕНИЯ
Виды уроков-семинаров
- углублённое изучения предмета;
- овладение понятиями и терминами;
- развитие навыков самостоятельного мышления;
- развитие навыков устного выступления.
ТРАДИЦИОННЫЕ
Виды уроков-семинаров
формы проведения:
- обобщение пройденного материала;
- вовлечение в обсуждение вопросов большей части учащихся класса;
- заранее подготовленные выступления обучающихся по дополнительным вопросам.
СЕМИНАР-БЕСЕДА
Виды уроков-семинаров
педагогические средства для активизации обучающихся:
- постановка хорошо продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов к выступающему ученику или ко всему классу;
- умелая концентрация внимания учащихся на сильных и слабых сторонах выступлений;
- своевременное акцентирование внимания и интереса учащихся на новых моментах, вскрывающихся в процессе работы.
СЕМИНАР-БЕСЕДА
Виды уроков-семинаров
- диспут как элемент обычного семинара может быть вызван педагогом в ходе занятия или же заранее планируется им;
- стихийное возникновение полемики;
- у учащихся формируется:
- сообразительность и находчивость;
- быстрота мыслительной реакции;
- умения слушать и слышать;
- мировоззрение.
СЕМИНАР-ДИСПУТ
Виды уроков-семинаров
- разновидность докладной системы;
- обучающиеся должны иметь багаж знаний и навыков по работе с научной литературой;
- использование таблиц, схем, графиков;
- пользование оглавлениями и составление библиографических списков;
- использование различных источников информации;
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Виды уроков-семинаров
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- вывод простейших закономерностей;
- формулировка выводов;
- отработка умений:
- отстаивание и доказательство своей точки зрения;
- опровержение чужой точки зрения;
- нахождение выхода из трудных коммуникативных ситуаций.
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Виды уроков-семинаров
- эффективная форма организации образовательного процесса:
- развитие личности;
- обучение исследованию;
- проявление творческих способностей.
- использование комментированного чтения первоисточников:
- осмысленная и тщательная работа учащихся над рекомендуемой литературой;
- длительность 15-20 минут;
- выделяется в качестве самостоятельного пункта плана семинара.
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Виды уроков-семинаров
- проведение через дискуссию;
- сочетание «мозгового штурма» и «творческой дискуссии», индивидуальной и групповой работы, как на этапе подготовки, так и во время его проведения.
- приветствие критических замечаний и вопросов.
ПРОБЛЕМНЫЙ
СЕМИНАР
Виды уроков-семинаров
- основа – создание проблемной ситуации, которая ставится заблаговременно;
- развитие самостоятельности и активности учащихся:
- осуществление поиска обучающимися необходимых сведений по рассматриваемой теме;
- знакомство с различными мнениями и вариантами предложений ее решению проблемы.
ПРОБЛЕМНЫЙ
СЕМИНАР
Виды уроков-семинаров
- сообщение общей основы исследовательской деятельности обучаемых во вступительном слове педагога;
- определение основных проблем семинара;
- определение путей и методов раскрытия проблем и исследования;
- основа – метод постановки системы исследовательских и поисково-познавательных задач и упражнений.
СЕМИНАР- ИССЛЕДОВАНИЕ
Виды уроков-семинаров
задачи :
- теоретико-аналитические;
- логико-методологические;
- контрольно-практические;
- прикладные.
СЕМИНАР- ИССЛЕДОВАНИЕ
Виды уроков-семинаров
доклад учащегося:
- раскрытие проблемы, основных теоретических положений;
- постановка конкретных задач творческого характера;
- создание предпосылок для развертывания дискуссии вокруг различных аспектов проблемы;
- основа доклада – результаты исследований, которые провел обучающийся.
СЕМИНАР- ИССЛЕДОВАНИЕ
Виды уроков-семинаров
исследовательский подход:
- использование познавательных задач в комплексе со схемами, вопросами, доказательствами;
- представление материала для коллективного решения общей задачи.
СЕМИНАР- ИССЛЕДОВАНИЕ
Виды уроков-семинаров
Видеокейс – инструмент обучения, основанный на кейс-методе или методе анализа конкретных ситуаций:
- предложение учащимся решить учебную задачу в соответствии с изучаемой темой;
- описывание учебной ситуации посредством кино:
- игровое;
- художественное;
- документальное.
СЕМИНАР
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ВИДЕОКЕЙСА
Виды уроков-семинаров
Видеокейс состоит из видеофильма на носителе:
- запись для преподавателя, в которой содержатся рекомендации о том, как лучше организовать работу с видеокейсом;
- авторский анализ ситуации и вопросы для обсуждения;
- дополнительные задания и упражнения по теме.
СЕМИНАР
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ВИДЕОКЕЙСА
Виды уроков-семинаров
- «погружение» учеников в реальную проблемную ситуацию, типичную для их будущей учебной или профессиональной деятельности;
- повышение эффективности усвоения учебного материала за счет применения активных методов обучения и визуализации проблемной ситуации;
- повышение эмоциональной вовлеченности учеников в процесс обучения;
- повышение групповой динамики урока;
- выработка практических навыков непосредственно в учебном классе;
- перенесение акцента обучения с передачи сухих знаний на выработку конкретных навыков и компетенций;
- возможность сделать занятие нескучным для учеников.
СЕМИНАР
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ВИДЕОКЕЙСА
Классификация уроков-семинаров
по В.В. Гузееву
АНАЛИТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР:
самостоятельный анализ текстов, конструирование заданий для групп, решение задач, составление планов, схем учащимися.
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР:
применение знаний в измененной ситуации, в лабораторном опыте, докладе, диспуте.
КОНТРОЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ СЕМИНАР:
проверка навыков, базовых знаний по тематическому циклу, готовности к экзаменационным испытаниям.
Схема аналитического семинара с использованием групповых технологий
ВРЕМЯ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В КЛАССЕ
вводный инструктаж: обращение внимания педагога на содержание плана работы, наличие информационных листов, инструкций, тестов, карточек-заданий, немых рисунков
2 минуты
10 минут
практическая работа: конструирование и выполнение заданий разного уровня с использованием схем, немых рисунков, дополнительной литературы
7 минут
защита выполненных работ: обмен заданиями между группами и проверка правильности выполнения заданий других групп, оценка результатов работы консультантами совместно с педагогом, выставление баллов в листки самоконтроля
Схема аналитического семинара с использованием групповых технологий
ВРЕМЯ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В КЛАССЕ
обсуждение предложенных вопросов в группах : проведение обсуждения учениками-консультантами в каждой группе совместно с педагогом, занесение результатов обсуждения в листки самоконтроля в виде баллов
8 минут
3 минуты
общий вывод
индивидуальная работа: работа «Проверь себя», тестирование (предложение тестов разного уровня сложности на выбор ученика)
8 минут
2 минуты
подведение итогов : выставление оценок в лист самоконтроля (сдача учащимися листков самоконтроля, выполненных тестов, проверка педагогом совместно с консультантами)