СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-семинар «Словари – наши друзья и помощники. Составление словарных статей»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке «Словари – наши друзья и помощники» в 6 классе закрепляются знания по теме «Лексика», формируется умение учащихся пользоваться справочной литературой, пополняются их знания о богатстве языка. Школьники приходят к выводу, что словарь – это действительно «…вся Вселенная в алфавитном порядке».

Просмотр содержимого документа
«Урок-семинар «Словари – наши друзья и помощники. Составление словарных статей»»



Всероссийский конкурс «Словарный урок»








Урок-семинар в 6 классе

«Словари – наши друзья и помощники.

Составление словарных статей»





Волкова Зоя Петровна,

МОАУ «Средняя

общеобразовательная школа

№ 17 г. Орска»

Оренбургской области,

учитель русского языка

и литературы


г. Орск , 2021 год



Пояснительная записка


Тема урока: Словари – наши друзья и помощники. Составление словарной статьи для лингвистического и энциклопедического словарей.

Тип урока: урок-семинар, урок развития речи, 6 класс, учащиеся 12 лет, 2 часа. Этот урок завершает раздел «Лексика. Культура речи», является обобщающим.

Тема урока предусмотрена в разрезе программы:

Русский язык, 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – М. : Просвещение, 2012. (Курс рассчитан на 6 часов в неделю, 204 часов в год. Данная тема даётся в первой четверти § 28, раздел «Лексика. Культура речи»).

Цели: создавать условия для формирования культурной личности; познавательной компетенции учащихся;

  • обучающая: повторить лексику, узнать, какие бывают словари, формировать ключевые и предметные компетенции, умение работать с книгой-словарём;

  • развивающая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость;

  • воспитывающая: воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку, прививать навык внимательного отношения к слову, интерес к урокам русского языка.

Задачи:

  • Расширить словарный запас студентов.

  • Расширить знания о словарях русского языка.

  • Формировать коммуникативные качества.

  • Формирование начальных знаний о лексикографии, умения создавать словарную статью.

  • Развитие понятия о научном стиле, умения строить связное высказывание.

  • Воспитание внимательного отношения к слову, материалу, дающемуся в словарях.

  • Приобщить к работе со специальной литературой

Формирование УУД:

Личностные действия: готовность к личностному самоопределению и саморазвитию, сформированность мотивации обучающихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Планируемые результаты:

      1. умение пользоваться разными типами лексических словарей;

      2. готовить сообщения по заданной теме;

      3. объяснять языковые явления;

      4. знать структуру словарной статьи;

      5. развитие мотивации к аналитической деятельности.

Методы и формы обучения: наблюдение над словом, эвристический метод; работа индивидуальная, в парах, группах, игры, фронтальная.

Наглядно-демонстрационный материал: раздаточный материал (примеры словарных статей, карточки для игры «Собери словарную статью»), сообщения учеников, словари. Пословицы, написанные на листках разноцветной бумаги.

Выставка словарей: орфографический словарь, толковые словари, словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь, словарь синонимов, словарь антонимов.

Информационные ресурсы: https://urok.1sept.ru/russian , https://urok.1sept.ru/articles/510740

Основные понятия: словарь, словарная статья, этимология, лексикология, орфоэпия, орфография, энциклопедия, лингвистика.

















Ход урока

1. Приветствие, деление на группы.

-Здравствуйте!

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

Сегодня вы целых 2 урока будете работать в группах, поэтому столы расставлены необычным для вас образом. В каждой группе должен быть капитан, который распределяет роли, следит за работой каждого члена, заполняет оценочный листок.

Перед тем, как начать наш семинар, я предлагаю каждому выбрать пословицу, которая вам понятна и близка более других. (На столе перед входом в класс лежит четыре группы пословиц, отпечатанных на листах разного цвета)

Добрые слова лучше мягкого пирога.

Осла узнаешь по ушам, а дурака – по словам.

Слово – серебро, молчание – золото.

Слово толковое стоит целкового.

2. Постановка целей урока.

А) Групповая работа

  • Составьте группой текст из 3-4 предложений, объясняющий смысл вашей пословицы. (Чтение миниатюр, обсуждение)

  • Скажите, пожалуйста, о чём все ваши пословицы? (о словах)

Б) Запись и разбор предложения.

Слово учителя:

Множество очень древних слов и корней хранит язык в своей сокровищнице… (Лев Васильевич Успенский, «Слово о словах»)

  • О какой сокровищнице говорит Лев Успенский? (словарный запас, лексикон)

  • Где же хранятся эти сокровища, по-вашему? (в словаре)

  • Уважаем государь, по прозванию Словарь, 
    Даже Пушкин, я об этом достоверно говорю, 
    Не однажды за советом обращался к Словарю. 
    Он связует новь и старь, 
    И тебе всегда, как другу, оказать готов услугу
    Русской речи государь по прозванию Словарь!/Я. Козловский/

  • Слова. 
    Всему название дано-
    И зверю и предмету. 
    Вещей вокруг полным-полно, 
    А безымянных - нету!
    И все, что может видеть глаз -
    Над нами и под нами, -
    И все, что в памяти у нас, 
    Означено словами. (А. Шибаев)

  • -Ребята, а какие типы словарей вы знаете? (энциклопедические и лингвистические.)

Итак, сегодня мы будем говорить о словарях и словарных статьях. Вам предстоит стать авторами словарных статей. У сокровищницы, с которой мы будем работать, есть свои секреты. Попробуем их раскрыть.

3. Знакомство с предметом изучения.

А) презентация «Словари»

Сообщения учащихся (капитан держит в руках словарь)

Я - словарь Толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь

- Наиболее популярный и доступный из всех существующих толковых словарей - это словарь Ожегова. К нему постоянно обращают лингвисты и учителя, писатели и журналисты, актеры и дикторы, студенты и школьники, представители самых разных профессий.

Я - Орфографический словарь. Я нужен вам для того, чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам.

Я - Этимологический словарь. Назначение этимологического словаря - дать историю и происхождение слов. Ведь у каждого слова своя история, своя судьба, своя жизнь. Не зря говорят, биографию имеют не только люди, но и слова. Так давайте, друзья, будем проникать в суть слова, в истинное значение слова, в первоначальный смысл слова, будем добрыми и умными. Я, этимологический словарь, стану вашим надёжным помощником. В добрый путь!

Я - Словарь синонимов. Открой меня, и ты увидишь слова, близкие по значению, слова - друзья. Слова - синонимы похожи, близки друг к другу по смыслу, но всё же каждое из них имеет своё, особенное значение. Синонимы дают возможность выражать самые тонкие оттенки мысли и чувства. Употребляя слова - синонимы, мы делаем нашу речь образной, красочной, выразительной.

Я - словарь антонимов. Если хочешь узнать, какие есть в русском языке "слова-враги, "загляни в меня. В нашей жизни много явлений, противоположных друг другу. Мы спрашиваем: это хорошо или плохо? Ещё рано или уже поздно? Сегодня тепло или холодно? Ты сыт или голоден? Эти явления отражают антонимы слова противоположение по смыслу.

Есть под властью Словаря много слов иноплемённых, 
Издалёка завезённых через горы и моря. Что же это за словарь? (Словарь иностранных слов. )

Я - словарь иностранных слов. Я имею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. И среди своих законных слов, в отечестве рождённых.

Б). Интервью со словарями (инсценировка заранее подготовленных ребят)

Ученик:- А кто создаёт словари?

Словарь: - Созданием словарей занимаются лексикографы. А наука, занимающаяся вопросами составления словарей и их изучения, называется лексикографией.

Ученик: - Когда вышел самый первый словарь?

Словарь:- О, это было очень давно! Первый печатный словарь назывался "Лексис". Составил его Лаврентий Зизания в 1596 г. В этом словаре было всего 1 061 слово - это очень много по тем временам.

Словарь:- А при Петре I вышел первый в России словарь иностранных слов. Он издал указ: "Где какое именование явится, выписывать в особливую тетрадь. Сие выписав, перевести на русский язык потом".

Ученик:- Какие словари самые известные?

Словарь:Это словарь В. И. Даля. В 1863 г. вышел его знаменитый "Толковый словарь живого великорусского языка". В нём собрано более 200 000слов.

Ученик:- Каким должен быть примерно словарный запас человека?

Словарь: -Для того чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4 - 5 тысяч слов, хотя этого мало для выразительной речи. У взрослого образованного человека словарный запас составляет примерно 10-12 тысяч слов, у А. С. Пушкина - 21 тыс.

Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль, тем лучше его речь, язык. Ведь известно, что язык, речь являются показателем ума человека, показателем культуры.

Задания группам. (по цепочке) К каким словарям нужно обратиться за помощью, чтобы ответить на вопросы? (Ребята зарабатывают баллы командам)

Встреча за круглым столом.

- Давайте поговорим о слове, на котором "мир стоит", которое "сверкает ярче солнца", "в огне не горит, в воде не тонет", "суда не боится", "с ложью не дружит", "всегда живёт с хорошими людьми"

- Что это за слово?

- Да, это слово правда.

- Ребята, что вы знаете о слове правда?

- Уважаемые Словари, сегодня, мы хотим узнать, что знает каждый из вас о слове ПРАВДА. Первому мы предоставим слово Толковому словарю русского языка.

Выступления учащихся. Правда - слово многозначное. Вот его основные значения:

  • То, что соответствует действительности, истина (Правду говорит).

  • То, что исполнено истины: правдивость (Люблю тебя за правду).

  • Справедливость, порядок, основанный на справедливости. (Нам правду не найти).

  • В составе средневековых названий сводов законов (Русская правда).

  • В значении наречия: верно, справедливо, в самом деле.

  • В значении уступительного слова ХОТЯ.

- А какие пословицы со словом "правда" знаете вы?

Правда в глаза колет. Правду за деньги не купишь. Правда суда не боится

Кроме толкования значения слов, мой словарь включает в себя 30 тысяч пословиц. Среди них есть огромное количество пословиц и со словом правда. Вот некоторые из них.

  • Без правды жить легче, да помирать тяжело.

  • Правда - свет разума.

  • Правда сама себя очистит.

  • Над правдой не мудруй.

  • Дело знай, а правду помни.

  • Кто правдой живёт, тот добро наживёт.

Задание. - Давайте-ка запишем их с вами на память и постараемся запомнить.

В) Слово учителя «Словарная статья»

Задание группам

Г) Сопоставление словарных статей из лингвистического и энциклопедического словарей. (тексты раздать по группам)


ОБЛАКА, скопления взвешенных в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. О. образуются гл. обр. в тропосфере; их различают по высоте: О. верх. яруса (выше 6 км) – перистые, перисто-слоистые, перисто-кучевые – состоят из ледяных кристаллов; О. ср. яруса (2-6 км) – высоко-слоистые и высоко-кучевые – состоят из мельчайших капель и кристаллов льда; О. ниж. яруса (ниже 2 км) – слоистые, слоисто-кучевые и слоисто-дождевые – состоят преим. из капель. О. возникают в результате конденсации водяного пара, содержащегося в воздухе. Диаметры облачных капель – порядка неск. мкм, содержание жидкой воды в О. – доли грамма или неск. граммов на м³. При укрупнении части капель и кристаллов они выпадают из О. в виде атм. осадков. В стратосфере наблюдаются также перламутровые, а в мезосфере серебристые О.


ÓБЛАКО, -а, мн. –á, -óв, ср. 1. Светло-серые клубы, волнистые слои в небе, скопление сгустившихся в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. Облака плывут по небу. Ветер гонит облака. Кучевые облака. Грозовое, дождевое о. До облаков (перен.: очень высоко). Спуститься с облаков (перен.: от мечтаний обратиться к действительности; ирон.). С облаков упасть или свалиться (перен.: о неожиданном появлении кого-н.; разг.). 2. перен., чего. Сплошная масса каких-н. мелких летучих частиц. О. дыма, пара. // уменьш. облачко, -а, мн. – á, -óв, ср.// прил. облачный, -ая, -ое (к 1 знач.). О. слой.


  • Определите, из какого словаря эти статьи, докажите. (1 – энциклопедический словарь, т.к. описывается явление природы, 2 – лингвистический, т.к. описывается слово, единица языка)

  • О чём рассказывается в словарной статье энциклопедического словаря? Каков характер сведений, данных в этой статье? (О природе облаков, о месте образования, видах облаков, сведения, данные в статье, носят научный характер: терминология, числовые данные)

  • Какие сведения можно почерпнуть из другой словарной статьи? (Лексическое значение слова, грамматические особенности, примеры употребления…)

Учитель обращает внимание учащихся на стиль словарных статей.


Д) Игра «Собери словарную статью»

Каждая группа получает свой набор карточек, на которых разные зоны словарной статьи. Они вперемешку, надо разложить по порядку.


ВÁЛЕНКИ, -нок, ед. –нок, -нка, м. Зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти. Подшитые в. (с пришитой кожаной или войлочной подошвой). // прил. вáленочный, -ая, -ое.

ЗОДИÁК, -а, м. (спец.). Пояс неба, по которому Солнце совершает своё видимое годовое движение. Знаки зодиака (обозначение 12 созвездий, через которые проходит зодиак). // прил. зодиакáльный, -ая, -ое.

ЛИСИ́ЦА, -ы, ж. Хищное млекопитающее сем. псовых с длинным пушистым хвостом, а также мех его. Красная л. // уменьш. лиси́чка, -и, ж.


ПРИ́ГОРОД, -а, м. Посёлок, населённый пункт, примыкающий к большому городу. Жить в пригороде. // прил. при́городный, -ая, -ое.


4. Составление словарной статьи для энциклопедического и лингвистического словарей (групповая работа).


Инструкция.

I. Составить статью для лингвистического словаря.

  1. Указать ударение в ед.ч. и мн.ч.

  2. Определить окончание в родительном падеже ед.ч. и именительном и родительном падежах во мн.ч.

  3. Дать предложенному слову толкование.

  4. Привести пример использования данного слова в речи.

  5. Записать уменьшительную форму, если есть, пример употребления этой формы.

  6. Записать прилагательное, образованное от данного слова, пример его употребления.

II. Составить статью для энциклопедического словаря.

  1. Рассказать о природе предмета (что это?)

  2. Описать основные свойства (какое это?)

  3. Перечислить возможные виды.

Слова для работы по группам.

1. Цветок

2. Овощ

3. Дерево

4. Ягода

5. Оформление словарных статей.

Статьи оформляются на листах А4, могут использоваться иллюстрации в словарной статье для энциклопедии.

6. Итог урока.


Помните, как в сказке «Алибаба и сорок разбойников» только тот мог открыть пещеру с сокровищами, кто знал тайное слово? Вот и мы с вами приоткрыли завесу тайны, которая поможет нам приобщиться к сокровищам русского слова. А дома я предлагаю вам составить словарь из 8-10 слов на темы по выбору «Новый год», «Школа», «Мое хобби». А какой это будет словарь? Решать вам. Возможно, вы объедините особенности двух словарей в одном! Дерзайте!





Заключение.

На уроке «Словари – наши друзья и помощники» в 6 классе закрепляются знания по теме «Лексика», формируется умение учащихся пользоваться справочной литературой, пополняются их знания о богатстве языка. Школьники приходят к выводу, что словарь – это действительно «…вся Вселенная в алфавитном порядке», и уметь воспользоваться словарём – избавиться «…от половины заблуждений».

В результате работы со словарями на этом семинаре у учащихся развивается не только речь, но и внимание, логическое мышление, расширяется кругозор школьников. Разнообразные задания и упражнения, применяемые в ходе урока, не просто обогащают словарный запас детей, они вызывают желание освоить как можно больше слов для свободного их употребления, формируют взыскательность, критичность по отношению к собственной речи. Активность ребят на уроках повышается, они приучаются при затруднениях обращаться к словарям различного рода.

Работа со словарями – это одна из технологий при обучении русскому языку. Учитывая особенности и назначение словарей, мы в доступной форме знакомим с ними учащихся, учим пользоваться справочной литературой. Доступность, последовательность, систематичность, целенаправленность – принципы, на которых строится работа со словарями. Изложенный опыт раскрывает сущность этой деятельности.

Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, обеспечит их интенсивное интеллектуальное и речевое развитие. 

Таким образом, школьники начинают осознавать, что словарь – надёжный друг и помощник каждого человека, желающего не только лучше знать русский язык, но и стремящегося повышать своё образование, развивать свою речь.


Список литературы:

1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. 6 класс.Учеб.для ОО. – 7 изд. – М. :Просвещение, 2016.

2. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе. – М., «Просвещение», 2001.

3. Борисковская Е. М. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников. М., «Славянский дом книги», 2002.

4. Ред. Валаева А. Новый орфографический словарь русского языка. – М., «Лукоморье», 2000.

5. Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.,

6. Карантиров С. И. Фразеологический словарь русского языка для школьников. – М., «Славянский дом книги», 2002.

7. Лапатухин М. С. и др. Школьный толковый словарь русского языка. – М., «Просвещение», 1981.

8. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М., «Просвещение», 1981.

9. Одинцов В. В. и др. Школьный словарь иностранных слов. – М., «Просвещение», 1983.

10. Панов Б. Т. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., «Просвещение», 1991.

11. Подгаецкая И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М., «Просвещение», 1985.

12. Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М., «Просвещение», 1987.

13. Сергеев В. Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., «Просвещение», 1984.