Урок-семинар по теме «В мире кодов»
Вопрос урока-семинара: Можем ли мы утверждать, что живем в мире кодов?
1 часть семинара:
Вспоминаем теорию, изученную на прошлом уроке:
1. Код – это система условных знаков для представления информации.
Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.
Примеры кодов, которые рассматривали на прошлом уроке.
Проверка д.з: Самостоятельно придумать какой-либо вид кодирования, закодировать этим видом что-либо и принести на урок результат работы.(устроить выставку работ прямо на семинаре (где-нибудь на доске)
Вывод, который был сделан: множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь и возникла потребность обсудить примеры кодов более подробно, научиться кодировать, декодировать, используя разные способы кодирования, видеть коды, существующие в природе, технике, обществе. Возникла идея провести семинар, на котором можно было обсудить возникшие вопросы и выяснить, Можем ли мы утверждать, что живем в мире кодов.
Итак, сегодня на семинаре мы выслушаем выступления учащихся, которые представят нам примеры кодирования информации в природе, обществе, технике, попробуем практически закодировать или декодировать различные сообщения, найдем ответ на поставленный вопрос.
2 часть семинара:
Выступления учащихся:
1.. Азбука Морзе (пробуют расшифровать и простучать слово) – шифровку готовит и представляет ученик
2. шифр Цезаря (пробуют расшифровать слово) - шифровку готовит и представляет ученик
3. дорожные знаки (показать дорожные знаки, пусть определять, что обозначают) – доклад делает ученик. Можно обыграть это как сценку «Экзамен по ПДД». Экзаменатор – выступающих, экзаменующиеся – ученики класса. За правильный ответ – дается зеленая карточка, за неправильный – красная. Знаки сделаны на презентации.
4. Нотная грамота (жили у Бабуси играет, а ученик преобразовывает игру в ноты).
5. Какие коды есть в природе – презентация учащегося, занимающегося в кружке по биологии.
6. Коды в истории и обществе – доклад ученика.
7. Час кода – демонстрация маленького проекта в Лого мирах, с указанием на то, что все, что происходит на экране закодировано специальными командами- доклад готовит ученик.
8. Правила разгадывания ребусов, нарисованные на плакате. Примеры ребусов из Роботландии.- плакат готовит ученица. Учитель предлагает расшифровать ребусы.
9* (если хватит времени). как понимает информацию компьютер? – доклад делает ученик, зарисовываем черно-белое точечное изображение, расшифровываем слово из двоичных кодов по таблице кодировки.
3 часть семинара. В конце семинара стоит подвести итоги:
1. Есть ли коды в природе? (снова привести примеры, но теперь уже эти примеры проговаривают ученики)
2. Есть ли коды в обществе? (снова привести примеры, но теперь уже эти примеры проговаривают ученики)
3. Есть ли коды в технике? (снова привести примеры, но теперь уже эти примеры проговаривают ученики)
Итоговый вопрос: Можем ли мы утверждать, что живем в мире кодов? Должен быть положительным ответ.