Урок сельскохозяйственного труда в 5 классе
Тема: «Заготовка веточного корма для кроликов».
Цели урока: 1) обучающиеся познакомятся с основными видами деревьев, ветки которых могут служить кормом для кроликов;
2) развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы; работать над коррекцией речи, внимания, обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор;
3) воспитывать бережное отношение к природе, дисциплинированность, интерес к предмету.
Оборудование: фонограмма «Голоса птиц», картина «Лес», гербарии березы, липы, осины, ольхи, дуба, кроссворд «Кролик», карточки с сообщениями, цветные карандаши, листья деревьев,
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Ход урока
I.Организационный момент
- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в лес. (звучит пение птиц). Как надо вести себя в лесу и почему?
II. Актуализация опорных знаний
1. Кроссворд «Кролик»
1). Морковь и свекла – это … (корнеплод)
2). Руководитель крестьянского хозяйства - … (фермер)
3). Большой участок земли, занятый одной или несколькими сельхозкультурами – это … (поле).
4). Орудие труда, необходимое для уборки послеурожайных остатков - … (грабли)
5). Разделение клубней по величине - …(сортировка)
6). При уборке картофеля на поле собирают … (клубни)
| к | о | р | н | е | п | л | о | д |
| ф | е | р | м | е | р | |
| п | о | л | е |
г | р | а | б | л | и | | |
с | о | р | т | и | р | о | в | к | а | | |
| к | л | у | б | н | и |
- Сегодня мы с вами узнаем, какой веточный корм необходимо заготавливать летом и осенью для кроликов. (Учащиеся записывают число и тему урока)
III. Изучение нового материала
1. Остановка «Лесная полянка» (картинка «Лес»)
- Рассмотрите картинку. Какие деревья здесь растут? Как вы думаете, ветки, каких деревьев необходимо собрать для кроликов? (ответы детей)
Возле речки у обрыва
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого–то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может ива хочет пить?
Может нам пойти спросить?
Сообщение «Ива»
2) Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит дуб выносливый,
Значит закаленный.
Сообщение «Дуб»
2. Работа по учебнику с. 18
(чтение текста)
- Ветки, каких деревьев идут на корм кроликам? (ответы детей)
- Рассмотрите рисунок 7 на с. 19. Какие деревья здесь представлены?
3. Словарная работа
Веточный корм, заготовка.
4. Работа с гербариями.
(Береза, осина, ольха, липа, дуб)
- Сравните эти деревья. Чем отличаются?
IV. Физминутка
Грабли в руки взяли, грядки причесали, Мы водой прохладной грядки поливали! Раз-два, раз-два! Грядки поливали. | выполняют имитирующие движения. |
Семена редиса в землю мы сажали Раз-два, раз-два! Вот как мы сажали! | - наклоны вперед - повороты вправо – влево |
V. Закрепление
1. Работа в тетради
- Зарисуйте 2 ветки каких-нибудь из этих деревьев.
2. Игра «С какого дерева упал листок?» (Листья деревьев у каждого на парте в конверте, дети достают и называют их, далее раскладывают их в том порядке, в котором называет учитель: береза, клен, дуб, осина, липа).
3. Практическая работа «Заготовка веточного корма» с. 19.(сам-ное чтение)
Вопросы:
- Какой толщины должны быть ветки? Почему?
- Где надо сушить пучки?
- Ветки каких деревьев надо сушить отдельно и почему?
VI. Итог урока. Выставление оценок.
Домашнее .задание с. 18 - 19, прочитать
Заключение
Данный тип урока – урок изучения нового материала. На уроке основное внимание уделялось изучению нового материала. Были использованы объяснительно-иллюстративный, наглядный методы обучения, беседа. Методы обучения были выбраны в соответствии с психологическими, возрастными особенностями детей.
Данный урок способствовал коррекции внимания, мышления, зрительной памяти. Учащиеся с ограниченными умственными возможностями не способны к долговременному восприятию учебного материала. Поэтому на уроке использовалось чередование видов деятельности: разгадывание кроссворда, отгадывание загадок, коррекционно-развивающая игра, работа в тетради, работа со словарем.
Во время урока использовалась наглядность, которая способствовала повышению познавательной активности учащихся.
Я считаю, что мне удалось реализовать замысел урока, достичь поставленные цели. Проведённый урок был направлен на формирование положительной «Я – концепции» личности учеников, развитие внимания, познание окружающего мира, основанных на собственных наблюдениях.
Приложения к уроку
СЛОВАРЬ
веточный корм
заготовка
Сообщение «Ива»
Ива очень любит берег реки. Она так и тянется к воде, склоняя свои ветки. Эти ветки такие гибкие, что местные жители плетут из них корзины. У Ивы легко отрастают корни, поэтому она легко приживается на новом месте. Иногда достаточно воткнуть во влажную землю прутик – и из него вырастет деревце. Поэтому ивой часто укрепляют берег реки. Из коры ивы получают лекарства. Ветки ивы служат хорошим веточным кормом для кроликов.
Сообщение «Дуб»
Дуб сильный, могучий, может прожить очень долго – 500 и более лет. Однако дуб боится холода. Поэтому он растет там, где тепло. Из-за весенних заморозков молодые листья и стебли деревьев погибают. Поэтому дуб начинает зеленеть поздно весной. Осенью дуб дарит нам вкусные желуди. Ветки дуба тоже полезны для кроликов: их дают кроликам в небольших количествах для предупреждения поноса.