4 В класс. «Семья и семейные традиции. Любовь к Отечеству».
Форма проведения: урок-беседа (с работой в парах и элементами игры). Разработчик: Луцай Дарья Владимировна.
Цели:
познакомить детей с семьей, как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа;
воспитывать интерес и любовь к семейным традициям;
создать условия для формирования у детей чувства любви и уважения к Отечеству, выяснить у детей, что объединяет всех граждан России.
Ход урока
-Прозвенел уже звонок!
Пора, ребята, на урок!
Посмотрите на друзей,
Улыбнитесь всем скорей.
Слово доброе скажите,
Настроенье поднимите.
А теперь начнём урок,
Руки все на локоток.
– Прослушайте стихотворение и подумайте, о чём мы с вами сегодня будем говорить?
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну – наш общий дом!
– Спасибо! Итак, ребята, о чём это стихотворение? (Это стихотворение о нашем общем доме, о нашей стране, о нашей Родине)
– Верно, ребята! А с чего начинается Родина? (предположения учеников, среди которых звучит слово «семья»)
– Что же такое семья? На этот вопрос мы постараемся с вами найти ответ.
– Ребята, перед вами два сердца. (Контур сердца.) Как по-вашему мнению это добрые сердца? (Холодные.)
– А вспомните, у какого сказочного героя было похожее сердце? (Кай. Г.Х.Андерсен “Снежная королева”.) Какие поступки совершал Кай с ледяным сердцем? (Это и грубость, и предательство, и зависть, и жадность…)А нам надо попробовать растопить ледяные, холодные сердца. Для этого надо вспомнить все добрые дела, которые вы сделали и наполнить эти сердца добротой.
(Дети выходят, говорят о своем добром поступке, потом наклеивают красное маленькое сердце на большое.)
– Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки в реки, реки – в море добра. И только такие добрые сердца способны создать что-то особенное, способны дать ростки самому прекрасному на земле – семье.
( На доску в выкладываются два сердца, от них рисуется стебель, выкладывается серединка цветка – «семья», по ходу общения с детьми выкладываются лепестки - « понимание», «любовь», «трудолюбие», «традиции», «здоровье».)
– Что такое семья? Что вы вспоминаете, когда произносится это слово? (ответы детей). Правильно, семья – это папа, мама, дедушка, бабушка, братья, сестры.
– Сейчас я вам расскажу одну легенду:
В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи “как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?”. Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово “понимание”. Значит семья – это понимание.
– Молодцы! А как у вас в семье происходит понимание? (Ответы детей.) Итак, мы прикрепляем к нашему ростку первый лепесток – ПОНИМАНИЕ.
– Еще в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Например, «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Где родился, там и пригодился», « В гостях хорошо, а дома лучше». А мы с вами обратимся к пословицам другого характера. Но они перепутались. Вы должны их правильно составить.
Работа в парах.

– Молодцы! О чем эти пословицы? (Ответы детей.) Правильно, о труде. Значит, какой должна быть семья? Трудолюбивой. И у нас появляется лепесточек ТРУДОЛЮБИЕ.
– Не малую роль в семьях играют традиции – это то, что передается из поколения в поколение. Все семьи разные и семейные традиции тоже. А в ваших семьях есть эти традиции? Расскажите нам о них (Дети рассказывают.) Очень хорошо. Вы же должны хранить эти традиции, приумножать их. А на нашем цветке появился новый лепесток – ТРАДИЦИИ.
– Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
– Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.
– Вам раньше приходилось когда-нибудь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.
– Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.
Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.
219 ныне здравствующих потомков Пушкина гордятся своим великим предком.
И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?
Учащиеся рассказывают о своих близких.
– Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
– Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей… В нашем классе есть семьи, где сформировались династии?
Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.
– И конечно, вы знаете много русских династий, таких как… (ответы учеников).
– И все они помогли сформировать наше Отечество, нашу Родину.
– А что есть Родина? Давайте все вместе вслушаемся в слово Ро-ди-на. Что оно обозначает? Слово родина происходит от слова род (ряд поколений, происходящих от одного предка, родоначальника).
– Ребята, а какие вы знаете слова близкие по значению к слову Родина? Назовите их.
Моя страна, государство, Россия, Отечество.
– Спасибо, ребята! Давай подумаем, а почему Россию мы называем нашей Родиной, нашим Отечеством?
Родина – это Отечество, отчизна. К. Д. Ушинский писал: “Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней говорят родным нам языком и всё в неё для нас родное; матерью – потому что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…”
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
– Какие мысли и чувства возникли у вас при слушании песни?
– О чём поётся в песне?
– Родина начинается на пороге твоего дома, всё в ней нам близко, знакомо и понятно. Родина нас объединяет. А что для вас означает слово Отечество? Отечество - страна, где родился человек. Значит, слова Родина и Отечество имеют одно значение. Что слово Родина означает для каждого из вас? Почему мы Родину называем матушкой, мамой? Мы - дети нашей Родины и она заботится о нас. Родина нас кормит, дарит красоту, одевает, бережёт и т. д.
– Как называется наша малая Родина? (Хабаровский край)
– Давайте подробнее разберём понятия Родина, Отечество. Это место родное для человека. Это село, город, страна, где человек родился, вырос, где жили его предки. «Моя Родина»- можно сказать по отношению к своему родному дому в деревне и в отношении всей нашей страны. Родина, это всё, что свято для человека: его семья, друзья, одноклассники.
– Отечество - родная страна. Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека.
– Моя Родина – Россия – это земля моего народа, политая кровью доблестных предков, защищавших её в исторических сражениях. Моя Родина – это душа моего народа, его вера, его чаяния и молитвы. Моя Родина – это традиции и культура моих предков.
– Между народами нашей страны много общего.
Россия - какое красивое слово.
За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем,
Тебя по-славянски назвали Россия.
(на доске фото герба и флага, беседа о значениях цветов).
После звучит Гимн Российской Федерации.
– Что объединяет всех людей, живущих в нашей стране? (общие традиции, мы любим своих родителей, учимся).
– Молодцы, ребята, вы произнесли очень важное слово «любовь». А что такое любовь. К кому или чему может быть наша любовь?
– А в чём ценность любви? Какой должна быть наша любовь? (искренней, настоящей, бескорыстной)
– Правильно, ребята, а что значит бескорыстная любовь?( Это означает, что человек делает что-то хорошее и не ждёт выгоды для себя.)
– А как может проявляться любовь к Отечеству? (помогать ближним, беречь окружающую природу, защищать Отечество, заботится о своих родных и близких)
– Посмотрите на доску. Дерево - это образ нашей Родины. Каждый листик – это семья. Все листочки разные: есть большие, а есть и маленькие, как и семьи. Но все мы связаны друг с другом, так как у нас одна Родина. Что нас объединяет? (Культурные традиции, историческая память, вера, язык.)
– Как человек не может жить без Родины, так и дерево не может жить без корня. А корни нашего дерева уходят в глубокую древность. Поэтому историю своих предков должен знать каждый из вас.
– У каждой семьи есть свои ценности. Какие ценности близки вашей семье?
Дети отличают истинные и ложные ценности.
На доске:
Истинные ценности (Любовь, забота, семья, домашние животные, природа)
Ложные ценности (настольные игры, машина, деньги, мороженее, коньки, компьютер)
– А теперь сравните два дерева (на доске цветущее дерево и безжизненное). Первое – это наше Отечество. А второе – уже ничто…
– Почему оно стало таким? (Его не поливали, за ним не ухаживали, оно получало мало света)
– Такое не должно случиться с нашей Родиной .А что мы должны для этого сделать? (Давайте бережно относится к нашей Родине, защищать её, любить её, украшать её).
– Давайте украсим наше дерево!
(Дети отгадывают загадки на обратной стороне цветов и приклеивают к дереву. Загадки о Родине, Отчизне, Отечестве, любви, известных людях и т.д.)
– Давайте ещё раз прочитаем тему урока. Чем же наполнен весь наш урок? (Любовью, уважением к Родине ( или любовью к Родине)
– Давайте же все-таки уточним, что значит любить Родину, любить своё Отечество (защищать, уважать, ценить, беречь, заботиться, украшать, гордиться, любить свою семью, ближнего своего, друзей, одноклассников)
– А что значит уважать Отечество? (Помнить о прошлом. Помогать фронтовикам и пенсионерам.
Изучать историю своей Родины.)
– А что же сохранит наше Отечество? (Любовь, свобода, милосердие, долг, справедливость, уважение, забота и т.д.)
– Без чего не может жить дерево? Так и наше Отечество не может жить без любви и уважения.
Игра
– Какие же вы молодцы! А теперь мы с вами немного поиграем. Игра называется «Что отдашь Земле родной?». Правила игры: дети встают, делятся на пары, берутся за руки и встают в цепочку друг за другом. Один человек – водящий. Первая пара обращается к нему со словами: «Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?». Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома, буду помогать больным… После его ответа все поднимают руки, и ребёнок проходит под поднятыми руками. По пути он выбирает кого-то из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они образуют новую пару. Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра продолжается.
– Спасибо, ребята! Понравилась вам игра? (ученики рассаживаются по местам).
Ребята, вот от таких малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народам России. Всё это называется патриотизм.
Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – это не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы живём. Чувство любви и уважения к Отечеству должно пронизывать всю нашу жизнь.
Рефлексия. Подведение итогов.
–Что вам сегодня было интересно на уроке?
– А что творческого было на уроке?
–Чему вы обучились на уроке?
– А что главное было на уроке?
– Главным было то, что все мы разные, но живем в одной стране. Нас всех объединяют духовные традиции и любовь к Отечеству. Мы должны любить, уважать, заботиться о своём Отечестве! Мы все хотим, чтобы в нашей стране всегда был мир. А какую птицу называют птицей мира? Вот я хочу подарить вам голубя-птицу мира, чтобы у вас у всех был мир в доме, в семье и конечно же мир в нашей стране. (звучит песня Струве Моя Россия.)