III. Работа по теме урока 13 мин IV. Изучение нового материала 10 мин V Закрепление знаний и способов действий 8 мин VI Рефлексия (подведение итогов урока) 4 мин | Задает вопросы. Показ слайда. Раздает слова песни. Показ видеофильма с одновременным исполнением песни вместе с детьми. Беседа о композиторе Актуализация изученного. Беседа по методу опроса. Подведение итога урока. | Называют знакомое произведение Бетховена и определяют сильный, решительный характер вступительного мотива; вспоминают слова композитора о начальных тактах симфонии. Называют разделы сонатной формы. Сравнивают главную и побочную партии. Исполнение песни А. Городницкого «Атланты» и одновременный просмотр видеофильма. Чтение завещания Бетховена. Выделяют его основной смысл и отвечают на вопросы учителя. Размышляют о музыке. Определяют победный финал симфонии. Ученики высказывают свои впечатления о развитии образа, определяют тембр медных инструментов. Ответы на вопросы. Слушают учителя и размышляют о музыке. Высказывания детей. | Задание: назвать музыкальное произведение Л.В. Бетховена. (Звучит вступление Пятой симфонии.) У: как звучит эпиграф? Задание: графическое изображение эпиграфа. У: Что сказал Бетховен о нем? Слайд №2 Задание: назвать форму, в которой написана первая часть симфонии и ее разделы. У: Прослушаем первую часть симфонии и определим главную и побочную партию.(Слушание музыки) У: Короткие и яркие темы сразу врезаются в память. А если представить, что это портрет , то можем ли мы сказать, что у человека две линии, два «жизненных голоса « ? Какие это голоса ? Мы увидели, что мотив судьбы – это лейтмотив , который пронизывает все темы. У: Конкретный смысл основного мотива дает возможность трактовать музыку как грандиозную картину борьбы с ударами судьбы. Бетховен остается один на один с собой. Исход борьбы пока не ясен. Подобный пример мы видим в песне А. Городницкого «Атланты» Исполним ее. Видеофильм. Задание: прочитать Гейлигенштадское завещание композитора и рассказать как судьба постучалась к этому человеку? У: Каким сильным человеком был Бетховен. Терпение, добродетель и любовь к искусству помогли ему стать в один ряд с достойными людьми. Как вы думаете, какой музыкой должна заканчиваться симфония, если человек не покорился судьбе, а вышел с достоинством в схватке с ней? Задание: прослушать финал Симфонии №5 и ответить на вопрос: «Кем выходит из борьбы Л.В. Бетховен?» У: Что мы услышали в музыке, какую атмосферу? Победу, праздник, ликование, свет. Тембр, каких инструментов созвучен окраске победных фанфар? Правильно, тембр медных инструментов. Оркестр в финале симфонии заметно усилен. Композитор ввел тромбоны, малую флейту, что делает звучность гимна – финала особенно звонкой , остро – блестящей и воинственно – мощной. Слайд№3 Мы вышли от тьмы к свету. У. Смогли ли мы определить «что на сердце» у Бетховена? Какое значение эта музык имеет для слушателей? Какая ведущая тема, интонация из которой вырастает вся симфония? У. Композитор неоднократно возвращался к мыслям о предназначении человека в мире. Будучи необычайно сильной, даже властной натурой, Бетховен считал, что для человека не может быть ничего невозможного. Даже когда в его жизнь вторгается судьба, т.е нечто роковое и неподвластное человеческой воле, он не имеет права покориться. Торжество героического духа через преодоление страдания, через борьбу — такова идея его лучших сочинений и прежде всего, Пятой симфонии. Любое выдающееся художественное произведение всегда многозначно , и каждое поколение по-своему трактует его смысл, находя в нем ответы на все вопросы. Задание: прослушать музыку симфонии №5 в современной обработке. Видеофильм. https://www.youtube.com/watch У: Я предлагаю рассказать о чувствах по поводу услышанной музыки. У: Слова Бетховена о величии человеческой доброты, прозвучавшие более двух веков назад , нисколько не утратили своего значения в нашей современной жизни. Я вам желаю, чтобы всем трудностям судьбы вы говорили: «Я справлюсь» |