СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Симфоническая музыка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Симфоническая музыка

Просмотр содержимого документа
«Урок Симфоническая музыка»

Технологическая карта урока музыки в 7 классе

по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной

Подготовила учитель музыки ГБОУ СОШ пос. Сургут Миронова С. Н.

Раздел: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

Тема: «Симфония № 5 Л. Бетховена».

Тип урока: углубление и расширение знаний

Проблема урока: «Как музыкальный эпиграф помогает раскрыть образ симфонии Бетховена »

Цели:

Образовательный результат :

  • раскрыть художественный образ одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л. Бетховена. На основе проникновения в творческую лабораторию великого творца, убедиться в развитии замысла композитора: «через борьбу – к победе»

  • уметь определить ведущую тему симфонии

  • расширение музыкального кругозора

Развивающий результат:

  • содействовать развитию у школьников логического мышления, музыкальной речи;

  • развивать умения раскрывать образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л. Бетховена.

  • способствовать развитию познавательного интереса;

  • развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;

  • создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

Воспитательный результат:

  • содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;

  • воспитывать трепетное, уважительное отношение к искусству – как части духовной культуры народа, к искусству, несущему в себе созидательный заряд, его значимости в поиске и выборе юным поколением жизненной позиции.

  • активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;

Формируемые УУД.

Личностные:

- развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;

- развивать учебную мотивацию;

-самоопределение;

Регулятивные:

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- определять и формулировать цель деятельности;

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

- умение адекватно оценивать свою деятельность

Познавательные:

- Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;

- любознательность и познавательная инициатива;

- умение в постановке проблемы и учебной цели;

- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

- Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

- умения обобщать знания и делать выводы;

Коммуникативные:

- умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью;

- умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение с помощью вопросов  получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах);

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение аргументировать свои высказывания;

- умение четко выражать свои мысли;

- умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.

Ресурсы:

Технические средства обучения:

Компьютер ,колонки

медиапроектор,

фортепиано.

Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point , презентация к уроку.

Формы работы:

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Виды деятельности учащихся:

Слушание музыки

Пение

Музыкально –пластическое движение

Музыкальный материал:

Симфония № 5 Людвига Бетховена

Песня А. Городницкого «Атланты"

Видеофильм Симфония № 5 Л.В. Бетховена в современной обработке https://www.youtube.com

Видеофильм «Атланты» https://www.youtube.com/watch





Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность учащегося


Содержание учебного материала

Музыкальный материал

I.Организационный момент. 2 мин


Настрой на урок с опорой на имеющиеся знания.

Исполнение музыкального приветствия.


Музыкальное приветствие.



Вводное слово

учителя.

Эмоционально настраиваются на урок.

Дают определение классике и определяют стиль композитора.


У: Сегодня на уроке будет звучать классическая музыка. Вспомните, какие произведения искусства называют классикой.

Задание: прослушать фрагменты музыки разных композиторов и выделить среди них музыку Л.В. Бетховена.

II. Постановка учебной задачи. 2 мин

Подводит учащихся к определению темы.







Показ портрета композитора.

Определение задач урока

У: Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. Наша задача - последовать за мыслями Бетховена,

вслушаться в особенности его музыки. Какие интонации помогают раскрыть главные образы симфонии.

Слайд №1




III. Работа по теме урока 13 мин




















IV. Изучение нового материала

10 мин




























V Закрепление знаний и способов действий 8 мин

























VI Рефлексия

(подведение итогов урока) 4 мин








Задает вопросы.


Показ слайда.












Раздает слова песни.



Показ видеофильма с одновременным исполнением песни вместе с детьми.













Беседа о композиторе

















Актуализация изученного.









Беседа по методу опроса.
















Подведение итога урока.


Называют знакомое произведение Бетховена и определяют сильный, решительный характер вступительного мотива; вспоминают слова композитора о начальных тактах симфонии.

Называют разделы сонатной формы.



Сравнивают главную и побочную партии.



Исполнение песни А. Городницкого «Атланты» и одновременный просмотр видеофильма.


Чтение завещания Бетховена.

Выделяют его

основной смысл и

отвечают на вопросы учителя.

Размышляют о музыке.

Определяют победный финал симфонии.


Ученики высказывают свои впечатления о развитии образа, определяют тембр медных инструментов.















Ответы на вопросы.





Слушают учителя и размышляют о музыке.







Высказывания детей.

Задание: назвать музыкальное произведение Л.В. Бетховена.

(Звучит вступление Пятой симфонии.)

У: как звучит эпиграф?

Задание: графическое изображение эпиграфа.

У: Что сказал Бетховен о нем?

Слайд №2


Задание: назвать форму, в которой написана первая часть симфонии и ее разделы.

У: Прослушаем первую часть симфонии и определим главную и побочную партию.(Слушание музыки)

У: Короткие и яркие темы сразу врезаются в память.

А если представить, что это портрет , то можем ли мы сказать, что у человека две линии, два «жизненных голоса « ? Какие это голоса ?


Мы увидели, что мотив судьбы – это лейтмотив , который пронизывает все темы.

У: Конкретный смысл основного мотива дает возможность трактовать музыку как грандиозную картину борьбы с ударами судьбы. Бетховен остается один на один с собой. Исход борьбы пока не ясен.

Подобный пример мы видим в песне А. Городницкого «Атланты»

Исполним ее.

Видеофильм.

Задание: прочитать Гейлигенштадское завещание композитора и рассказать как судьба постучалась к этому человеку?

У: Каким сильным человеком был Бетховен.

Терпение, добродетель и любовь к искусству помогли ему стать в один ряд с достойными людьми.

Как вы думаете, какой музыкой должна заканчиваться симфония, если человек не покорился судьбе, а вышел с достоинством в схватке с ней?

Задание: прослушать финал Симфонии №5 и ответить на вопрос:

«Кем выходит из борьбы Л.В. Бетховен?»


У: Что мы услышали в музыке, какую атмосферу?

Победу, праздник, ликование, свет.


Тембр, каких инструментов созвучен окраске победных фанфар?

Правильно, тембр медных инструментов. Оркестр в финале симфонии заметно усилен. Композитор ввел тромбоны, малую флейту, что делает звучность гимна – финала особенно звонкой , остро – блестящей и воинственно – мощной.


Слайд№3



Мы вышли от тьмы к свету.



У. Смогли ли мы определить «что на сердце» у Бетховена?

Какое значение эта музык имеет для слушателей?

Какая ведущая тема, интонация из которой вырастает вся симфония?


У. Композитор неоднократно возвращался к мыслям о предназначении человека в мире. Будучи необычайно сильной, даже властной натурой, Бетховен считал, что для человека не может быть ничего невозможного. Даже когда в его жизнь вторгается судьба, т.е нечто роковое и неподвластное человеческой воле, он не имеет права покориться. Торжество героического духа через преодоление страдания, через борьбу — такова идея его лучших сочинений и прежде всего, Пятой симфонии.

Любое выдающееся художественное произведение всегда многозначно , и каждое поколение по-своему трактует его смысл, находя в нем ответы на все вопросы.

Задание: прослушать музыку симфонии №5 в современной обработке.

Видеофильм. https://www.youtube.com/watch


У: Я предлагаю рассказать о чувствах по поводу услышанной музыки.

У: Слова Бетховена о величии человеческой доброты, прозвучавшие более двух веков назад , нисколько не утратили своего значения в нашей современной жизни.

Я вам желаю, чтобы всем трудностям судьбы вы говорили:

«Я справлюсь»


Домашнее

задание

1 мин

Объяснение домашнего задания.

Запись домашнего задания в тетрадь.

Вспомнить героические образы в музыке и других видах искусств.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!