Урок-сказка (7 класс).
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества»
Цель: систематизация и уточнение полученных знаний; проведение проверочного тестирования по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».
Ход урока.
Ребята! Сегодня у нас урок-сказка . слушайте внимательно, да физику вспоминайте. Но и тетради приготовьте, они вам понадобятся. Итак:
«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И была у них дочь - Настасья Премудрая. Красавица писанная, а уж рукодельница! Все умела. Но больше всего физику она любила. У нее даже комната была, где она целыми днями физические опыты проводила. И все шло хорошо. Но однажды налетел черный вихрь и унес Настасью Премудрую неизвестно куда.
Кликнул тут царь клич: «Кто спасет мою дочь, тому я ее в жены отдам». Нашелся храбрец: Иван - крестьянский сын. Собрался он в дорогу и пошел, куда глаза глядят.
Идет навстречу ему старушка: «Куда путь держишь?» - спрашивает. Рассказал ей Иван.
«Нелегко тебе придется, - говорит она. - Ведь спасти Настасью может только тот, кто физику хорошо знает».
«Вот и хорошо - отвечает Иван. – Уж что-что , а физику я знаю!» . дала тогда старушка ему клубок и говорит: «Он отведет тебя куда нужно, но волшебным он станет лишь тогда, когда ты скажешь правильно: клубок - что это: вещество или тело?»
Задумался Иван.
- «А ну-ка, ребята, давайте ему поможем!» (Учащиеся дают ответ).
Покатился клубок и привел Ивана к двум деревьям. А на них, вместо зеленых листьев, ленточки бумажные висят. Хотел Иван мимо пройти, да услышал голос: «Помоги нам, Иван! Развесь ленточки правильно: на одно дерево- с названиями веществ, а на другое- с названием физических тел».
Принялся Иван за работу.
-«Ребята, а кто из вас может выполнить это задание?»
(К доске выходит -по желанию -ученик и на одной магнитной доске размещает карточки с названием веществ, выбирая их на демонстрационном столе, а на другой -карточки с названием физических тел. Пока он это делает, прошу всех написать в своих тетрадях по три названия веществ и физических тел, а затем зачитать две-три записи).
Не успел Иван справиться с заданием, а уж перед ним зеленой листвой шумят настоящие деревья: «Спасибо, Иван, за то, что оживил нас!»
Покатился клубок дальше. Идет Иван за ним, глядь передним Старичок на пеньке сидит. Хотел, было, Иван мимо пройти, а он и говорит: «Погоди, добрый молодец! Дальше не пройдешь, коли не ответишь на мои три вопроса. «Задавай», говорит Иван, и услышал: «1. Что ты знаешь о молекулах? 2. Можно ли отличить воду, полученную из сока, от воды, выделенной из молока или морской воды? Почему? 3. Чем схожи, и чем различаются холодная и горячая вода?»
Справился Иван с заданием («ну-ка скажите, что он ответил старичку?») и пошел дальше, а клубок покатился так быстро, что Иван за ним еле поспевал. Вдруг впереди болото: не обойти, ни объехать. Что делать? Сел Иван на камень, да призадумался. И слышит, будто зовет его кто-то. Поднял голову, а на ветке синичка сидит. «Отодвинь, - говорит, - камень, на котором сидишь. Там - письмо заветное. Сумеешь ответы найти, откроется тебе невидимая тропинка, через болото, а не сумеешь - не видать тебе Настасьи Премудрой!». Отодвинул Иван камень, а под ним и впрямь письмо, а в нем задания. Первое – дописать концы фраз:
1)Взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в друга вследствие беспорядочного движения частиц, из которых они состоят, называется…
2) То из чего состоит физическое тело, называется…
3) Частицы, из которых состоят молекулы, называются…
4) Сохранение объема и формы - это свойство…
5) Одним из основателей учения о молекулярном строении вещества был великий русский ученый…
(ученики записывают в тетрадях: 1) диффузия, 2) вещество, 3) атомами, 4) твердых тел, 5) М.В.Ломоносов).
«Да, сказка сказывается, да не скоро дело делается. Справился Иван с первым заданием, взялся за второе, а оно не простое : надо показать схематично расположение молекул воды в различных состояниях (газообразном, жидком, твердом) и объяснить, чем вызвано различие свойств воды в этих состояниях». (один из учеников моделирует на магнитной доске расположение молекул в различных состояниях с помощью цветных кружков и объясняет свойства).
«Как только выполнил Иван задание, увидел он тропинку через болото, а клубок покатился по ней. Идет Иван, торопится. Вдруг остановился клубок. Пригляделся иван, а впереди ров глубокий: не обойти, не перепрыгнуть. Что делать? Смотрит, а на самом краю рва камень огромный стоит, а на нем слова написаны: «Если найдешь физические ошибки в рассказе, то перекинется через ров мост, а не найдешь,- так и останешься на этой стороне».
-«Внимание, ребята, слушаем рассказ! (рассказ можно записать). Найдите в нем физические ошибки».
Встретились однажды два друга – Коля и Витя. Давно они не виделись. «А я уже физику знаю», - хвалится Коля. «И я тоже знаю», - говорит Витя. И стали они друг перед другом своими знаниями хвастаться.
«Я знаю, - говорит Коля, - Что мельчайшая частица данного вещества это – молекула». (Да).
«Подумаешь! – отвечает Витя, – Зато я знаю, что все молекулы состоят из атомов». (Да).
«А ты знаешь, -спрашивает Коля, - что молекулы можно увидеть в телескоп?» (Нет)
«Конечно, - говорит Витя, - В телескоп все можно увидеть! А вот ты, Коля, знаешь, что чем меньше скорость движения молекул, тем выше температура данного тела?» (Нет)
«Еще бы не знать! – отвечает Коля, - это каждому известно! А ты, Витя, слышал, что вещества могут находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном?»
«Конечно, слышал, - улыбнулся Витя. – Я даже знаю их свойства. Жидкости сохраняют форму, но не меняют объем. Газы имеют форму и объем, а твердые тела не сохраняют ни форму, ни объем» (не правильно даны свойства).
« Постой, постой – остановил его Коля – По-моему, ты что-то перепутал!».
«Ничего я не перепутал, - обиделся Витя, - я физику как дважды два знаю».
«Ну тогда, - - говорит Коля, - ответь на мой вопрос: одинаково ли быстро протекает диффузия в газах, жидкостях и твердых телах? Только подумай сначала».
«А что тут думать, - усмехнулся Витя. – Я и без обдумывания скажу, что одинаково. На то она, брат, и диффузия!»
Иван точно, как и вы указал все ошибки, тут же появился мост и он пошел дальше. Долго ли коротко ли шел Иван, но, наконец, пришел к замку, а войти в него не может – вокруг глухие стены до самого неба простираются. Отыскал он небольшую дверь в стене, но на ней замок висит многопудовый. Попытался было Иван сбить его, да все напрасно. Стоит Иван пригорюнился. Вдруг голос слышит: «Не печалься, Иван. Замок сам откроется, коли сумеешь ты указать физический смысл трех пословиц:
1. Ложка дегтя бочку меда портит.
2. Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь
3. Как с гуся вода.
(ребята разъясняют смысл этих пословиц с точки зрения физики)
« С последними словами Ивана замок упал на землю; Открыл он дверь, а перед ним стоит Настасья Премудрая. «Молодец Иван! – говорит- Не побоялся трудностей и испытаний! Все прошел. Осталась самая малость. Чтобы разрушить злые чары, надо рассчитать цену деления у всех мензурок, стоящих на столе, и сказать, сколько воды в каждую из них налито»
(учащиеся определяют цену деления мензурок, стоящих у них на партах и объемы воды в них, результаты записывают в тетрадях)
«Выполнил Иван это задание, рухнули злые чары, исчез заброшенный замок, и очутились Иван и Настасья дома. Обрадовались царь с царицей, сыграли свадьбу и стали все жить- поживать. Тут и сказки конец. Кто слушал ее, да физику повторял, тот молодец!»
-«Вот наш урок-сказка и окончен. Свои тетради положите, пожалуйста. На мой стол. До свидания!»