СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок- сказка "Классы органических соединений. Изомерия и номенклатура"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Вам представлен нетрадиционный урок-сказка. В интересах успешного решения задач формирования и воспитания у студентов общих и профессиональных компетенций необходимо развивать межпредметные интегративные связи. При организации современного педагогического процесса особое значение имеют нестандартные, нетрадиционные уроки.  Нетрадиционный урок - это урок, который выходит за рамки обычного урока и несёт в себе элементы нового и рассчитан на совместную работу преподавателя и студентов.

Просмотр содержимого документа
«Урок- сказка "Классы органических соединений. Изомерия и номенклатура"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

Красногорский колледж

Волоколамский филиал, отделение подготовки специалистов среднего звена




Методическая разработка

учебного занятия





урок повторения и обобщения знаний

УРОК – СКАЗКА

Тема: «Классы органических соединений.

Изомерия и номенклатура»



дисциплина «ХИМИЯ»









Автор:

Лебединская Е.М.-

преподаватель










Волоколамск

2016



Пояснительная записка


Одной из будущих профессиональных компетенций пожарных техников является организация действий по тушению пожаров. Но в современном мире появилось огромное количество новых строительных материалов, пластиков и полимеров. Технический прогресс требует от будущих руководителей тушения пожаров больших знаний в области химии.

В интересах успешного решения задач формирования и воспитания у студентов общих и профессиональных компетенций необходимо развивать межпредметные интегративные связи.

При организации современного педагогического процесса особое значение имеют нестандартные, нетрадиционные уроки.

Нетрадиционный урок - это урок, который выходит за рамки обычного урока и несёт в себе элементы нового и рассчитан на совместную работу преподавателя и студентов.

Для успешной реализации этих связей выбран урок в нетрадиционной форме – урок-сказка, который при помощи интегративных связей с информатикой, русским языком помогает усвоить сложнейший материал по обобщению и систематизации классов органических соединений.

Данный вид занятия используется как обобщение изученного материала после изучения раздела программы «Органическая химия». Знания, полученные в процессе изучения раздела «Органическая химия» чрезвычайно необходимы студентам специальности «Пожарная безопасность» при изучении на втором курсе общепрофессиональной дисциплины «Теория горения и взрыва». Знания и умения, полученные на этом занятии, помогут студентам производить вычисления стандартной температуры самовоспламенения, выбора огнетушащего вещества в процессе тушения и др.

На этапе подготовки занятия преподавателем было сконструировано содержание занятия и составлена хронологическая карта. Урок имеет проблемный характер.

Урок несёт в себе средства, несущие научно - аргументированную информацию, но раскрывающую тематику в лёгкой форме. Выбраны средства, которые воздействуют на эмоциональную сферу в виде театрализованного представления, эвристической беседы, использования компьютерной программы.

Программа “Тест по органической химии” предназначена для автоматизации опроса студентов. Данная программа разработана студентами нашего колледжа, под руководством преподавателей химии Лебединской Е.М. и преподавателя программирования Мелконян Л.Г. и апробирована в колледже.

В ней реализовано выполнение следующих функций:

  • ведение преподавателем базы структурных формул органических соединений;

  • реализация прав доступа к различным частям информационного обеспечения;

  • генерация структурных формул из данных, введенных преподавателем;

  • регистрация студента для тестирования;

  • предоставление студенту теста, организованного случайным образом, в виде структурной формулы органического соединения;

  • вывод оценки, полученной студентом по окончании прохождения теста;

  • предоставление возможности просмотреть теоретический материал по теме тестирования;

  • вывод по сети отчета опроса группы студентов.

Программа разработана в среде Делфи 7. Интерфейс программы прост, удобен и нагляден.

Учебной целью применения такой программы является отработка навыков составления названий изомеров органических соединений.

Программа позволяет преподавателю полностью автоматизировать процесс опроса и оценки студентов по разделу «Классы органических соединений», «Изомерия». Программа даёт возможность не проверять работы студентов, оценка работ ведётся автоматически. Кроме этого программа даёт возможность просмотреть ошибки студента.

Программа состоит из двух блоков: блок для студентов и блок для учителя.

Блок преподавателя защищён и недоступен для студента.















Рис.1 Блок для студента.

В блоке для студента студент может воспользоваться вкладкой «Теория», которая позволяет восстановить алгоритм составления формул, гомологический ряд алканов, названия и общие формулы радикалов, составить и ввести формулу органического соединения, посмотреть оценку своей работы, которая проставляется автоматически. Формулы органических соединений выбираются случайно из комплекта заданий.












Рис.2 Гомологический ряд алканов и общие формулы радикалов












Рис.3. Алгоритм составления названий изомеров по систематической

номенклатуре

В блоке преподавателя реализована возможность ввода органических соединений, автоматическое составление названий, просмотр результатов работы студентов.














Рис.4 Блок преподавателя, редактирование


На рис.4 показано, что при нажатии на кнопку добавление формул раскрывается структура, в которую можно вписывать радикалы и в поле название преподаватель вписывает название вещества.

Данная программа создавалась и проходила апробацию в Волоколамском колледже права, экономики и безопасности. В случае отсутствия такой программы в вашем учебном заведении можно воспользоваться элементарными программами по составлению тестов или применить традиционные дидактические материалы.

Конечной целью проведения данного урока можно считать сформированный навык у студентов различать классы органических соединений и давать названия формулам органических соединений.

Дидактический материал занятия помещён в приложениях.

































ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Классы органических соединений. Изомерия и номенклатура»

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Форма проведения занятия: урок - сказка.

Продолжительность занятия: 90 мин.

Место проведения занятия: учебная аудитория.

Цели:

Обучающая:

систематизировать знания о классах органических соединений; закрепить навыки в составлении названий органических соединений по систематической номенклатуре.

Развивающая:

развивать познавательные способности, умение анализировать, сравнивать и обобщать знания, полученные при изучении темы «Классы органических соединений»

Воспитательная:

формировать у студентов в ходе занятия научного

мировоззрения; формировать навыки культурного поведения,

дисциплинированности, чувства упорства в достижении поставленной цели.


Междисциплинарные связи:

информатика, биология, химия, русский язык, теория горения и взрыва.


Внутридисциплинарные связи:

темы: «Алканы, алкены, алкины и другие классы органических соединений »,

Методы обучения:

  1. информационно-иллюстративный;

  2. репродуктивный;

  3. частично-поисковый;

  4. проблемный

Формы работы:

1.индивидуальная;

2.коллективная;

3.групповая.


Обеспечение урока:

  1. таблица для заполнения по теме «Классы органических соединений»;

  2. костюмы бабы-яги и домового;

  3. компьютерная программа: тест для контроля знаний по данной теме;

  4. дидактический материал по органической химии;

  5. технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран, колонки, компьютеры с компьютерной программой для выполнения работы,

На дом было получено задание, повторить основные классы органических соединений, их основные свойства, общие формулы


Критерии и методы оценки ЗУНов студентов на занятии:

На данном уроке используется следующая форма оценки знаний:

тест. Студентам предлагается составить 10 названий формул органических соединений, в компьютерной программе, оценку выставляет компьютер. Кроме этого студенты могут получить оценку за заполненную таблицу по классам органических соединений в ходе занятия. Студентам предлагается дифференцированная таблица, по 3 уровням сложности. (См. приложение1)


Использованная литература:

1.О.С.Габриелян И.Г. Остроумов Химия. М., Издательский центр «Академия» 2011

2.Л.Г.Тишакова Тетрадь на печатной основе по химии. Белгород. УМЦ «Школьник»1995.

3. А.А.Тыльдсепп. Мы изучаем химию. М., «Просвещение» 1988.



Содержание и структура урока:


  • Театрализованное представление

  • Организационный момент

  • Сообщение темы, постановка задач и целей урока

  • Организация деятельности студентов по использованию имеющихся знаний, выявление степени понимания студентами учебного материала

  • Эвристическая беседа

  • Систематизация знаний классов органических соединений в таблице

  • Повторение правил составления названий орг.соединений

  • Сравнение правил с правилами составления названий других классов органических соединений

  • Контроль знаний

  • Подведение итогов урока









Ход урока


1.Вступительное слово преподавателя и инсценировка.

Инсценировка.

Автор: В некотором царстве, в некотором государстве на чердаке пятиэтажного дома жил-был домовой. И была у него одна единственная мечта – уж очень сильно ему хотелось иметь собственное тело.


Домовой: Моих бед не перечесть: есть еда, да нечем есть, есть цветы, да нечем нюхать, стулья есть, да нечем сесть! Так устал за тыщу лет, что не в радость белый свет! Думал было удавиться, так опять же шеи нет!


Автор: И вот однажды летая по библиотеке, в старом учебнике по химии он прочитал такие строчки: «Тело человека, тоже состоит из органических веществ. В настоящее время органических веществ насчитывается свыше 20 миллионов». И так ему захотелось приобрести для себя человеческое обличие…

Целый вечер домовой напрягался домовой, да в голове мысли от напряжения скисли, вспомнил на досуге о старой подруге бабе-яге костяной ноге.


Домовой: Схожу-ка к ней - она поумней.


Баба-яга: Ты чего-то сам не свой не румяный, не живой, аль беда, какая вдруг приключилася с тобой?

Домовой: Полно бабка! Я не хвор! Есть сурьезный разговор… Ты ответь мне, слов не трать, мне чего и сколько брать, чтобы человеком стать?


Баба-яга: Ты у нас такой дурак по субботам или как? Ведь задача-то простая, вспомним правила, играя.

Мы с тобою, эх, дедок, рванем на химии урок!


Домовой: Ай да бабка, ай да спец, буду я как молодец!

…………………...............................................................................................................................

2. Организационный момент.

Начинаем наш урок. Итак, сегодня на уроке вам необходимо помочь домовому обрести человеческое обличье. То есть чем больше вы получите хороших и отличных отметок ,тем больше вероятность, что мечта домового исполнится. Но прежде чем получать хорошие оценки мы с вами должны повторить и обобщить знания об изученных классах органических соединений.

3.Эвристическая беседа:

  1. Перечислите, с какими классами органических соединений мы познакомились при изучении органической химии?

  2. Укажите характерные черты, присущие классу алканов?

  3. В чём сходство и различие в строении алканов, алкенов и алкинов?

  4. Что общего в строении молекул альдегидов и карбоновых кислот?

  5. В чём между ними различие?

  6. О чём говорит в названии словообразовательный суффикс ин? аль? ол?

Молодцы ребята!

4. Работа с таблицей:

Мы с вами систематизировали наши знания о классах органических соединений. Теперь мы отразим эту систему в таблице «Классы органических соединений». Таблица дифференцированная – 3-х уровневая. Каждый заполняет свою таблицу. Эта таблица нам нужна будет на контрольной работе. А теперь сравним вашу таблицу с контрольной таблицей. Ребята, если вы допустили какие–либо ошибки, исправьте их.

5. Работа с правилами составления формул органических соединений

А теперь ребята давайте вспомним правила составления названий органических веществ.

Вопрос: Есть ли разница в правилах составления названий алканов, алкенов и алкинов?

Разбор трёх примеров у доски:

3 человека- 3 примера.

6. Контроль знаний

Включите компьютеры. На рабочем столе найдите папку с программой «Тест по органической химии».

Откройте папку, найдите файл «Тест начать» Приступайте к выполнению теста. Сначала выполняют тест первая половина группы. У вас есть 10 минут.

В это время вторая половина группы работает по заполнению таблицы, при быстром выполнении – дидактический материал (Расчётные задачи)

В это время баба-яга и домовой пройдут и помогут мне записать ваши полученные оценки.

Баба-яга: Ну, браток, каков улов? Скоро будешь, будь здоров?

Поменялись местами.


7.Подведение итогов урока.

Уважаемые ребята! Давайте теперь подсчитаем, сколько мы получили отличных отметок? А сколько хороших? Вот мы и помогли домовому осуществить заветную мечту. Обрести человеческое тело. И одновременно отлично подготовились к контрольной работе по органической химии. Спасибо за урок!







Хронологическая карта урока


Структура и содержание

Преподаватель БЖ

Другие участники урока

Студенты


Время


1.

Инсценировка

Участвует в инсценировке

Участвуют в инсценировке

Смотрят инсценировку

8 мин.

2.

Орг.момент

Вступительное слово преподавателя, постановка задач на урок


Слушают преподавателя, готовятся к уроку

3 мин.

3.

Эвристическая беседа

Задаёт вопросы, комментирует ответы, дополняет ответы


Отвечают на поставленные вопросы, дополняют ответы других товарищей

15 мин.

4.

Работа с таблицей

Раздаёт таблицы, согласно уровню сложности

Помогают преподавателю

Заполняют таблицу по своему варианту

10 мин.

5.

Работа с правилами

Задаёт проблемный вопрос, о том есть ли разница между правилами составления названий органических веществу различных классов соединений


Отвечают на поставленный вопрос

4 мин.

6.

Работа у доски

Записывает на доске три вещества

З студента выполняют задание у доски

Выполняют задание в тетради, проверяют выполнение задания


5 мин.

7.

Работа с компьютером

Даёт задание включить компьютер, найти и открыть программу, начать работать с тестом

Помогают преподавателю проверять и записывают оценки.

Работает первая половина группы; остальные работают с таблицей

15 мин.

8.

Работа с компьютером


Меняет группы студентов


Помогают преподавателю проверять и записывают оценки

Работает вторая половина группы, а первая работает с таблицей

15 мин.

9.

Подведение итогов

Подводит итоги урока, выясняет степень понимания материала

Слушают преподавателя

5мин.

10.

Домашнее задание

Задаёт задание на дом, благодарит за урок


Записывают задание на дом

5мин.

Приложение 1

Таблица для проверки

Класс органических соединений

Общая формула

Особенности строения данного класса

Образовательный

суффикс или приставка

Формула первого представителя гомологического ряда

Алканы

СnH2n+2

Одинарные связи, цепи открытые

Ан

СН4

Циклоалканы

СnH2n

Одинарные связи, замкнутый цикл

Цикло

С3Н6

Алкены

СnH2n

Цепи открытые,

одна двойная связь

Ен

С2Н4

Алкодиены

СnH2n-2

Цепи открытые,

две двойные связи

Диен

С3Н4

Алкины

СnH2n-2

Цепи открытые, одна тройная связь

Ин

С2Н2

Спирты

СnH2n+1OH

Цепи открытые,имеется функциональная группа ОН-

Ол

СН3ОН

Арены

С6Н5-R

Ароматический цикл

Ол

С6Н6

Альдегиды

R-COH

Цепи открытые, имеется функциональная группа -СОН

Аль

Н-СОН

Карбоновые кислоты

R-COOH

Цепи открытые, имеется функциональная группа -СООН

Овая кислота

Н-СООН

Сложные эфиры

R-COO-R1

Цепи открытые, имеется остаток от функциональной группы –СОО-

ат

-


Таблица для заполнения 1 уровня(простой)

Класс органических соединений

Общая формула

Особенности строения данного класса

Образовательный

суффикс или приставка

Формула первого представителя гомологического ряда


СnH2n+2

Одинарные связи, цепи открытые


СН4

Циклоалканы




С3Н6

Алкены


Цепи открытые,

одна двойная связь


С2Н4



Цепи открытые,

две двойные связи

Диен


Алкины

СnH2n-2



С2Н2


СnH2n+1OH

Цепи открытые,имеется функциональная группа ОН-

Ол


Арены

С6Н5-R

Ароматический цикл



Альдегиды



Аль

Н-СОН


R-COOH







Таблица для заполнения 3 уровня( высокий уровень)


Класс органических соединений

Общая формула

Особенности строения данного класса

Образовательный

суффикс или приставка

Формула первого представителя гомологического ряда
















Алкодиены




















Альдегиды





Карбоновые кислоты








Таблица для заполнения 2 уровня(средней сложности)


Класс органических соединений

Общая формула

Особенности строения данного класса

Образовательный

суффикс или приставка

Формула первого представителя гомологического ряда


СnH2n+2


Ан




Одинарные связи, замкнутый цикл



Алкены

СnH2n




Алкодиены


Цепи открытые,

две двойные связи


С3Н4


СnH2n-2


Ин




Цепи открытые,имеется функциональная группа ОН-



Арены

С6Н5-R



С6Н6

Альдегиды






R-COOH


Овая кислота