СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-сказка по предмету "Технология оштукатуривания поверхностей", профессия "Штукатур"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная проверка знаний обучающихся за полугодие; формирование умений и навыков, закрепление учебного материала.

Научить давать конкретные ответы, выбирать оптимальные варианты, развивать любознательность, глубокий познавательный интерес.

Развивать чувство коллективизма, воспитывать интерес к уроку, прививать интерес к профессии.

Просмотр содержимого документа
«Урок-сказка по предмету "Технология оштукатуривания поверхностей", профессия "Штукатур"»

28



Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Приморский многопрофильный колледж»















Тема работы:

Использование методов коррекционной работы с обучающимися


Гаевец Анна Владимировна, преподаватель
















г. Партизанск 2016 г.







СОДЕРЖАНИЕ



  1. ВВЕДЕНИЕ

стр. 3-4

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

стр. 5-12

2.1.Формы и методы коррекционной деятельности

стр.

2.2. Обучение и развитие аномальных детей

стр.

2.3. Методы обучения в коррекционном образовательном учреждении


стр.

3. УРОК-СКАЗКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОХРАНА ТРУДА»

стр.13-16

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

стр. 17

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

стр. 18






























ВВЕДЕНИЕ


Одним из самых деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной педагогики. Еще десять лет назад вряд ли бы кто из педагогов, светил отечественной науки, задумался об организации специальной помощи детям с ограниченными возможностями в условиях массовых детских садов и обычных общеобразовательных школ.

Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития - одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем.

В нашей стране внедрению коррекционной работы в учебные заведения уделяется самое серьезное внимание. Учитывая, что эта проблема является не только образовательной, но и социально-охранительной, Министерством народного образования совместно с Министерством труда, занятости и социальной защиты населения, Министерством здравоохранения принята система мер по оказанию образовательной, социальной и медицинской помощи детям с недостатками в физическом и психическом развитии. В соответствии со ст. 18,19 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в стране создана сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с недостатками умственного и физического развития.

Уроки теоретического обучения в училище - это значительная часть в жизни учащегося, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения. Эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учащихся, наличия целенаправленной мотивации преподавателя, от их прилежания, трудолюбия, обученности.

Однообразие урока постепенно вызывает у учащихся скуку, притупляет их внимание. Можно избежать этого, создав оптимальные условия учащимся в соответствии с их возможностями обучения.

Также условия достигаются определённым соотношением на уроке форм учебной работы.

Не высказываясь на уроке, - учащиеся хуже усваивают изучаемый материал, развивается неуверенность в своих силах. Надо ставить их в позицию говорящих, действующих.

В процессе общения личность развивается, обогащается нравственными ценностями. Необходимо развивать у учащихся стремление помогать друг другу, создавать условия для этого, укреплять, развивать это качество. Формирует личность не только содержание учебного материала, но и вся система взаимоотношений учителя с учениками, учеников друг с другом. Учителю необходимо создавать атмосферу сотрудничества, избегать перегрузок учащихся, учитывать их индивидуальные запросы, внедрять в практику результаты научных и методических разработок, приёмов, использующих подходы к проведению форм занятий.

При работе в традиционных условиях учащиеся редко обращаются друг к другу за помощью. А сколько спортивного интереса, когда в игру втянут весь класс.

По форме проведения можно выделить группы нестандартных уроков: уроки в виде соревнований и игр (турнир, поединок, эстафета, поединок); уроки, напоминающие публичные формы общения (устный журнал, диалог); уроки, опирающиеся на фантазию (уроки-сказки проводят после изучения темы для отработки навыков решения, для закрепления изученного материала. Игра проводится на основе сказки) применение традиционных форм внеклассной работы на уроке (урок-КВН, счастливый случай, математическое поле чудес) урок-зачёт, зачёт практикум, учебная конференция, семинар, урок-лекция.

Нестандартные уроки - это всегда уроки-праздники. Когда активны все учащиеся, каждый имеет возможность проявить себя, группа становится творческим коллективом.

Нестандартные уроки используются как итоговые при обобщении и закреплении знаний умений и навыков.

Коррекционная образовательная система как один из компонентов общественной жизни претерпела за последние годы изменения. Процессы трансформации в коррекционных образовательных учреждениях происходит сегодня в нескольких направлениях, влияя тем самым на цели, структуру и содержание образования.

Для системы коррекционного образования стали характерными отход от унифицированности, стремление к многообразию во всем: в типах и видах образовательных учреждений, в вариантах учебных планов, в формах обучения, воспитания учащихся и подготовки педагогических кадров. Краткому анализу психолого-педагогических аспектов этой проблемы и посвящена данная работа.





















  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Формы и методы коррекционной деятельности

На протяжении своей педагогической работы, наблюдая и сравнивая учащихся учебных заведений, выпускников детских домов и коррекционных школ-интернатов прихожу к горькому выводу, что ученики скованные, закомплексованные в общении и учебе, хотя и обладают большим трудолюбием. Это дети с сельской глубинки, дети из многодетных семей, дети-сироты, воспитанники детских домов. И таких у нас более 50 %.

Эта цифра говорит о низкой способности данного контингента к обучению. Поэтому только традиционные методы обучения малоэффективны. А создать необходимые условия для освоения конкретной инновационной технологии, удовлетворяющей учебным задачам по всем специальностям, имеющим свою специфику, сложно.

Воспитание и обучение учащихся с отклонениями в умственном развитии — сложная социальная и педагогическая проблема. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни посредством коррекционно-воспитательной работы, что является устранением или сглаживанием дефектов развития познавательной деятельности и физического развития учащегося.

Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды работы в процессе формирования у учащихся теоретических и трудовых знаний, умений и навыков. На ранних этапах обучения и развития эта работа предусматривает обогащение представлений учащихся, с отклонением в умственном развитии об окружающей действительности, формирование навыков самообслуживания, произвольных движений и других видов деятельности. В дальнейшем коррекционно-воспитательная работа осуществляется в процессе обучения учащихся с отклонением в умственном развитии общеобразовательным знаниям.

Специальное обучение и воспитание открывают широкие возможности развития функций. Это означает включение учащегося в разнообразные социальные отношения: активное общение со сверстниками, общественно полезную деятельность, участвуя в кружках: художественной самодеятельности (вокально-инструментальная группа), технического творчества («Умелые руки», «Резчик»), художественно-прикладного творчества («Оригами», «Вязание»).

Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс коррекции и способствует развитию учащегося в благоприятном направлении.

Одна из главных задач в социальной реабилитации, т.е. восстановлении пригодности — это включение ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. В процессе реабилитации компенсируются функции, нарушенные болезнью. Задачи реабилитации решаются в системе специальных учебных заведений для разных категорий учащихся с отклонениями в умственном развитии.

Следующей задачей коррекционной работы является социальная адаптация, т.е. приведение индивидуального и группового поведения учащихся с отклонением в умственном развитии. У таких детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении. В этих целях мной проводится курс дополнительных занятий «Учись учиться». Занятия положительно влияют на развитие познавательных процессов и на формирование у учащихся с отклонениями в умственном развитии общеучебных умений.

Социальная адаптация открывает аномальным детям возможность активного участия в общественно полезной жизни. Опыт моей работы в данном направлении показывает, что учащиеся способны овладеть принятыми в нашем обществе нормами поведения.

Воспитание аномальных детей — одно из основных понятий дефектологии. Оно имеет большое значение для общего развития детей, их общения со сверстниками и взрослыми, формирования личности.

Воспитание учащихся с отклонениями в умственном развитии требует деликатного, тактичного отношения окружающих к его психическим или физическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте, подчеркивающую его неполноценность. Важно воспитать у ребенка оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолевать трудности, стимулировать его компенсаторные возможности, ориентировать на положительные качества и вместе с тем развить способность к критической оценке своих действий и поступков.

2.2. Обучение и развитие аномальных детей

Обучение и развитие проблемных детей — это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умении, навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду. Развитие такого ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию учащихся, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от нормальных сверстников.

2.3. Методы обучения во вспомогательной школе

В коррекционном образовательном учреждении так же, как и в обычном, учебный процесс предполагает единство содержания, методов и организационных форм обучения, наряду с этим разрабатываются специфические методы и приемы.

Недостатки развития познавательной деятельности умственно отсталых учащихся, особенно мышления и речи, не позволяют использовать такие методы, как лекция и учебные дискуссии, диспуты. В то же время коррекционная направленность обучения требует активного использования не только репродуктивных, но и продуктивных методов, способствующих развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, переходу их от наглядно-практических к наглядно-образным и словесно-логическим формам мышления. Поэтому в процессе обучения я использую некоторые продуктивные виды самостоятельных работ, элементы проблемного обучения (создание простейших проблемных ситуаций, эвристические беседы), но применение их ограничено.

Умственно отсталые дети, как правило, приходят в училище плохо подготовленными к учебной профессиональной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Это требует более широкого включения в процесс обучения методов, вызывающих интерес к учению: использование познавательных игр, создание занимательных ситуаций и т. д.

В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности умственно отсталых детей. Учащиеся, например, не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо членение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается, не запоминается, а следовательно важно сочетать эти методы. Однако в связи с тем, что у учащихся связи между словесными и наглядными компонентами образуются с большим трудом, требуются специальные методические приемы, обеспечивающие эту связь.

Нередко своеобразие того или иного метода заключается в специфике применяемых приемов. Например, для коррекции дикции и развития слухового и речевого внимания учащихся мы проговариваем скороговорки.

Большое значение имеет сочетание разных методов. Это зависит не только от характера и содержания учебной дисциплины, дидактических задач, подготовленности учащихся, но и состава группы. Неоднородность состава, обусловленная типологическими особенностями, требует поисков различных сочетаний методов для успешного обучения всех учащихся. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения я выбираю те или иные методов уроков (имитационные, неимитационные, игровые, информационно-развивающие). Следует отметить, что специфика применения методов и приемов наиболее отчетливо проявляется в процессе преподавания каждого учебного предмета.

Ряд педагогических коллективов в разных регионах России осуществляет коррекционно-развивающее обучение, выделяя детей со специфическими трудностями в обучении в отдельные группы. Коррекционно-развивающая работа с ними проводится педагогами, психологами, логопедами и другими специалистами в форме дифференцированного обучения.

При соответствующей организации обучения, создающей оптимальные условия для развития личности, и своевременном выявлении возникающих у ребенка проблем можно получить хорошие результаты.
























УРОК-СКАЗКА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ ОШТУКАТУРИВАНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ»

Цели урока:

1. Образовательная: Контрольная проверка знаний учащихся за полугодие; формирование умений и навыков, закрепление учебного материала.

2. Развивающая: Научить давать конкретные ответы, выбирать оптимальные варианты, развивать любознательность, глубокий познавательный интерес.

3. Воспитательная: Развивать чувство коллективизма, воспитывать интерес к уроку, прививать интерес к профессии.

Тип урока: Контрольно-обобщающий

Вид урока: Игра, урок-сказка

Оснащение урока: Карточки с наименованием инструментов для оштукатуривания: штукатурная лопатка, сокол, терка, полутерок, отвес, молоток, правило, уровень, ватерпас, линейка, зубило, фасонные полутерки, плакаты, учебники А.М.Шепелева «Штукатурные работы», карточки-задания, тесты по ТБ, жетоны. Имитация яблони с яблоками из цветов, строительные материалы, мел, цемент, песок, гравий, щебень разных фракций (крупный и мелкий) керамзит, битум, известковое тесто, кроссворды, тесты.






Ход урока

I.Организационная часть

1.Проверка списочного состава учащихся по журналу

2.Урок построен на основе русской народной сказки «О молодильных яблоках, живой воде». Ведущая роль принадлежит преподавателю. Теоретическое обучение имеет цель сформировать у учащихся систему знаний и умений, развивать обеспечение формирования приемов умственной деятельности, умения самостоятельно решать проблемы, преодолевать трудности в учении, развивать интеллект, внимание, речь, память, познавательные интересы учащихся.


В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Старшего звали Фёдором, среднего - Василием и младшего - Иваном. Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель в тридесятом царстве есть молодильные яблоки и живая вода. Вот и устроил царь пир на весь мир. Позвал князей да бояр и пообещал, кто привезёт ему молодых яблок и живой воды, отписать полцарства.

Не захотелось сыновьям терять своего богатства, и попросил старший сын благословения и отправился в путь. Ехал он, близко ли далёко ли, низко ли высоко ли, доехал до росстаней, до трёх дорог. Лежит на росстанях плита-камень, на ней надпись: «Направо поедешь - коня спасать, себя потерять, прямо поедешь - женатому быть, налево поедешь - себя спасать, коня потерять».

Выбрал Фёдор-царевич третью дорогу и угодил в подземелье. Точно также попал 'в подземелье и средний брат Василий.

Настала очередь Ивана-царевича. Долго не мог он выбрать себе коня необузданного. Идёт, повесил свою буйну голову. Навстречу ему бабушка-задворенка. Пообещала она ему достойного коня, если он со своими помощниками справится с заданием устно.

Фронтальный опрос

Каждому учащемуся дается карточка с заданием (карточки прилагаются). Вопросы по карточкам:

1. Какие виды поверхностей вы знаете? (камневидные, деревянные, кирпичные, камышитовые, бетонные)

2. Как подготовить кирпичную поверхность? (срубить наплывы из раствора молотком, зубилом, бучардой, смыть жировые пятна растворителем, смести пыль щеткой, швы зачистить металлической щеткой, смочить поверхность водой).

3. Как подготовить деревянную поверхность? (Надо прибить штучную дрань металлическую сетку).

4. Назвать виды драни? (щипаная и пиленая).

5. Какая дрань более качественная: щипаная или пиленая, почему? (Более качественная - щипаная дрань, т.к. при расщеплении у нее не разрезаются газовые кольца, а у пиленой драни эти кольца разрезаются - соответственно дрань может быстро сломаться).

6. Что входит в подготовку поверхностей кирпичных под оштукатуривание? (Срубка наплывов, зачистка швов, швов жирных пятен, провешивание поверхностей, устройство марок и маяков).

7. Чем отличается простая штукатурка от улучшенной?

(Штукатурными слоями: в простой штукатурке 2 слоя - обрызг, и грунт и толщина 12 мм, а в улучшенной 3 слоя: 1- обрызг, 2- грунт, 3- накрывка, толщина - 15-18 мм).

8. Назвать способы нанесения раствора на поверхность. (Слева направо, справа налево, сверху вниз, через голову, над головой, снизу вверх).

9. Какими инструментами можно набрасывать раствор на поверхность? (ковшом, совком с качающейся ручкой, снизу вверх).

10. Какими инструментами можно производить намазывание раствора? (Мастерком, теркой, полутером, соколом, гладилкой).

11. Каким инструментом производят затирку поверхностей? (Теркой).

12. Какие способы затирки вы знаете? (Вкруговую и вразгонку).

13.Что такое лузг, усенок? (Лузг - это сопряжение двух стен, образующих внутренний угол, а усенок - это сопряжение стен, образующих наружный угол).

14.Назвать основные правила по технике безопасности труда при штукатурных работах? (Иметь спецодежду, исправный инструмент, не размахивать штукатурной лопаткой с рядом стоящим рабочим, не работать на расшатанных лесах, не ставить под стойки ящики, бочки, камни и т.д.)

15. Какие растворы бывают по составу? (Простые и сложные)

16.Расшифровать формулу 1:3:6 (состав цемент, известь, песок) ( 1 часть цемента, 3 части извести, 5 частей песка - раствор сложный).

17.Каким вяжущим является цемент? (Гидравлическим).

18.Каким вяжущим является гипс? (Воздушным).

19.Какие виды штукатурок вы знаете? (Простая, улучшенная, высококачественная, декоративная).

20.Какие дефекты при штукатурных работах бывают? (Дутики, отслаивание, растрескивание).

Преподаватель отмечает правильные ответы и дает каждому, кто правильно отвечает по жетону.


Указала бабушка, где находится конь для Ивана-царевича. Взял его Иван и отправился в дорогу. Ехал он, ехал и наехал на избушку. Повернулась избушка к лесу задом, к Ивану передом. Зашёл Иван в избушку, а там Баба-Яга шелковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает. Рассказал Иван, куда он едет и зачем. Послушала Баба-Яга и говорит: «Да, трудно тебе будет. Эти живая вода и яблоки у моей племянницы, у сильной богатырки-девицы, синеглазки, но я помогу тебе, если ты справишься со следующим заданием:

К доске выходят 3 учащихся и выполняют задание: - На доске висят три плаката с заданиями (плакаты прилагаются):

1 плакат - определить технологическую последовательность оштукатуривания высококачественной штукатурки;

2 плакат - из приведенного списка выбрать материалы, которые в штукатурных растворах:

  1. Вода;

  2. олифа;

  3. гипс;

  4. известь;

  5. мел;

  6. медный купорос;

  7. мыло;

  8. костный клей;

  9. песок;

  10. сиккатив;

  11. скипидар;

  12. казеиновый клей;

  13. цемент

Ответ: а); в); г); и); н)

3 плакат - выбрать из таблицы правильную последовательность операций в технологическом процессе штукатурки:

а) грунт, накрывка, смачивание, разравнивание, затирка.

б) обрызг, смачивание, накрывка, разравнивание, грунт, затирка

в) обрызг, смачивание, накрывка, разравнивание, грунт, затирка

г) смачивание, обрызг, грунт, разравнивание, накрывка, затирка

д) грунт, смачивание, обрызг, затирка, накрывка, разравнивание

Ответ: г)

Если учащиеся у доски не справляются, то ребята в классе стараются им помочь. За правильные ответы учащиеся получают жетоны.

Дала Баба-Яга своего коня и отправила его к средней сестре. Едет Иван-царевич, близко ли, далёко ли, день и ночь коротается, завидел он впереди избушку. Конь заржал. Конь перед Иваном откликнулся. Кони то были одностадные. Подумала Баба-Яга, что сестрица приехала, да учуяла русский дух. Баба-Яга накормила Ивана, напоила, да спать положила и начала расспрашивать. Понравился ей Иван и пообещала она ему помочь добраться до синеглазки, если безошибочно определите строительные материалы:

- на столе стоят образцы строительных материалов: 1-е цементом, 2 - песок, 3 - известь, 4 - клей ПВА, 5 - мел, 6 -гипс, 7 - битум, 8 - щебень (разных фракций мелкий и крупный), 9 - гравий, 10 - керамзит. Необходимо определить, что находится в каждой из емкостей.

Быстро справились люди Ивана-царевича с заданием. Баба-Яга и говорит: «Ехать тебе придётся в середину ночи, ехать на добром коне. Доедешь до стены - бей коня по бокам плетью нехлёстанной. Конь через стену перескочит. Ты коня привяжи и иди в сад. Там увидишь яблоню, а под яблоней - колодец. Сорви три яблока, а больше не бери, и зачерпни из колодца живой воды кувшинец из 12 рылец. Девица-синеглазка будет спать, ты в терем не ходи, а садись на коня и бей его по крутым бокам. Он тебя через стену и перенесёт». Так и сделал Иван-царевич. Да уж очень ему захотелось увидеть синеглазку. Зашёл он в терем, уж больно она была хороша. Поцеловал её и вышел. Сел на доброго коня, конь и говорит человеческим голосом: «Не послушался ты, вошёл к синеглазке. Теперь не перескочить мне стены, если ты не догадаешься какие инструменты понадобятся для оштукатуривания поверхностей(на первой парте лежат картинки с инструментами для подготовки поверхностей, для оштукатуривания, контрольно-измерительные инструменты). Вызываются 2 учащихся, которые выбирают нужные инструменты.

Затем преподаватель раздает тесты каждому учащемуся (тесты прилагаются).

Решив правильно тестовые задания, ребята получают очередные жетоны.

Ответы Ивана и его помощников понравились Бабе-Яге и она ' дала ему своего коня, который был ещё бойчее первого. Мигом домчал конь Ивана к старшей сестре. Чтобы добраться до синеглазки, сказала баба-Яга, вам придется преодолеть много препятствий - это леса, горы, реки. Правильные ответы задач помогут вам преодолеть эти препятствия.

Перескочил конь через стену, да задел всё-таки одной подковой её. На стене струны запели и колокола зазвонили. Проснулась синеглазка и бросилась со своей свитой в погоню. А что произошло с Иваном-царевичем, с его братьями, Синеглазкой и царём, вы узнаете на следующем уроке, если без ошибок ответите на вопросы.




IV. Заключение

А что произошло с девочкой дальше, вы узнаете на следующем уроке, если справитесь с домашним заданием: Повторить тему в учебнике А.М.Шепелев «Штукатурные работы», «Оштукатуривание поверхностей».

В конце урока преподаватель собирает жетоны у учащихся, отмечает лучших и выставляет оценки в журнал. Задает домашнее задание.







«Педагогика – не наука, а искусство, самое обширное, свободное и самое необходимое из всех искусств»

К.Д.Ушинский



За годы работы в системе профтехобразования я испробовала множество методов по самовоспитанию и активизации учащихся на уроках теоретического обучения, проводила всевозможные виды уроков, которые будили бы в учащихся живую мысль и способствовали лучшему усвоению учебного материала, чтобы они применяли свои знания в полной мере на производстве.

Мечта каждого педагога - вести группу хорошо воспитанных, эрудированных ребят, которые бы тянулись к знаниям, как ростки к свету. Но к нам приходят, в основном, ребята, имеющие слабые знания по предметам, склонные к правонарушениям. И о будущей профессии они не имеют определенного понятия.

Поэтому для меня, как педагога, первой задачей является не только подготовить хороших квалифицированных рабочих, но и привить им любовь к избранной профессии.

Однако для привлечения интереса к любому содержанию учебной деятельности необходимы, по меньшей мере, два условия: интерес самого преподавателя к деятельности, его увлеченность, и привлечение к активной самостоятельной деятельности самих учащихся. А привлечь к деятельности наших учащихся сложно, поэтому постоянно нахожусь в поиске, при этом стараюсь быть не только источником информации, а человеком, который организует и направляет учебно-воспитательный процесс в полном сотрудничестве и содружестве с учащимися, так как самые интересные и плодотворные методы учебно-воспитательного воздействия «зарабатывают» только тогда, когда будут обеспечены верным соответствующим им педагогическим общением. Общение с людьми -это всегда творчество, и, как любым творчеством, овладеть им сложно.

Сегодня явно недостаточно опираться лишь на здравый смысл, традиции, опыт. Совершенствование учебно-воспитательного процесса требует активного использования нестандартных уроков.

При изучении нового материала применяю, в основном такие виды уроков, как беседа; урок рассказ; урок дискуссия; киноурок с последующим анализом и обсуждением. Применяю при этом красочно оформленные опорные конспекты и термины новых слов.

На контрольных уроках провожу письменные работы по каждой теме, уроки - взаимоконтроля, опросы в виде тестов и т.д. Для обобщения и закрепления знаний учащихся использую уроки деловой игры. Например: урок-игра; урок самостоятельного мышления; урок-лекция; урок-зачет; урок-соревнование; урок-конкурс.

В зависимости от метода проведения урока ставлю различные цели: развитие логического мышления, активизация учащихся, умение самостоятельно и правильно делать выводы по поставленным целям. Но при этом, конечно же, цель не только научить, но и привить любовь к профессии. Для реализации этих целей на уроках использую словесные наглядные, практические методы. Для решения учебных проблем немаловажно знать психологию каждого учащегося.

Обычно после завершения первого курса провожу классный час на тему: «Анонимное откровение». Провожу анкетирование.

Вопросы:

1. Имеешь ли ты представление о своей выбранной профессии?

2. Почему ты выбрал наше училище?

3. Устраивает ли тебя режим училища?

4. Что ты считаешь главным в жизни?

5. Твое понятие о счастье?

6. На какой урок ты идешь с желанием и почему?

7. На какой урок тебе не хочется идти, почему?

8. Есть ли у тебя любимый старший товарищ и педагог?

9. Есть ли педагог к которому ты относишься положительно и почему?

10. Есть ли педагог, к которому ты относишься отрицательно и почему?

11. Как ты относишься к дружбе?

12. Веришь ли ты в чувство, любовь?

13. Какое отношение у тебя с родителями, можешь ли ты с ними поделиться своим секретом?

14. Можно ли при воспитании подростку обойтись без помощи родителей?

15. Как ты считаешь, может ли твой преподаватель стать другом?

16. Какую черту характера уважаешь больше всего в человеке?

Ребята откровенно отвечают на вопросы анкеты, что позволяет лучше узнать их, а это облегчает работу на уроке, разрешать всевозможные конфликтные ситуации, которые частенько возникают в любом ученическом коллективе. Это помогает в выборе бесед, лекций по внеклассной работе.

Большое значение в создании благоприятного психологического климата имеет взаимоотношение в группе. Хорошего отношения можно добиться в том случае, когда преподаватель является не только источником информации, а человеком, который организует и направляет учебно-воспитательный процесс в полном сотрудничестве с учащимися. Сотрудничество хорошо проявляется на уроке экскурсии, когда учащиеся более раскрепощены и лучше входят в контакт с преподавателем.

Учитывая тот факт, что эстетика и уют классной комнаты также влияют на психику учащегося, кабинет оформлен в соответствии с эстетическими требованиями, что повышает работоспособность, снижает усталость и раздраженность. Естественно, кабинет содержится в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии.

В процессе теоретического обучения приходится решать многие важные задачи: как учащихся обучить профессии, привить им любовь к труду, научить их мыслить, заинтересовать.

Все эти задачи можно реализовать на уроках теоретического обучения, проводимых в виде деловой игры. Среди тех, кто увлекался игровыми методами при воспитании выдающийся педагог А.С.Макаренко, К.С.Станиславский.

Игры - одно из важных средств умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания подростков. Преимущество деловых игр состоит в том, что взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. В результате создается конфликтная ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной напряженностью, что создает повышенный интерес к ходу игры. Участники могут не только профессиональные знания, но и общую эрудицию, решительность, инициативность, активность и т.д. При закреплении изученной темы опрос провожу в форме: «Учащийся-преподаватель».

К доске выходят два учащихся. Один из них в роли «преподавателя», другой в роли «ученика». «Преподаватель» задает вопрос «ученику». «Ученик» отвечает на вопросы, группа следит за ответами, затем исправляет, дополняет ответы «ученика» по просьбе «преподавателя». При неполном или неправильном ответе «преподаватель» сам дополняет, исправляет ответ «ученика». Затем роли меняются.

Опрос цепочкой. Первый учащийся отвечает на вопрос преподавателя и сразу задает вопрос следующему учащемуся. При разрыве «цепочки», «звено» закрепляют в виде дополнительных вопросов. Для того, чтобы не ослабевал интерес у учащихся к уроку провожу игровые моменты. Логическая игра «Да, нет». Один из учащихся задумывает вопрос, например по теме «Слои улучшенной штукатурки», второй ученику должен определить их количество.

Успешно проходит «Опрос с закрытыми глазами». Учащемуся закрывают глаза и дают определить инструменты или оборудование. Он должен угадать и сказать его назначение.

Экзамен. Один из учащихся выходит к доске, а учащиеся группы задают ему вопросы по теме. Причем вопрос считает тем ценнее, чем он труднее.

«Открытый урок». Учащиеся самостоятельно готовятся к определенной теме, ведет урок также, как и преподаватель, объясняет, закрепляет, ведет опрос, то есть работает по плану урока. Такие уроки нравятся учащимся и они с удовольствием готовят их.

«Игра в хлопушки». Один учащийся выходит к доске, становится к группе спиной. Желающий из группы должен подойти к нему и притронуться к ладошке и сесть на место. Стоящий учащийся у доски разворачивается к группе и угадывает, кто его «хлопнул» по ладошке. Если угадает, то задает ему вопрос и садится за парту, а отвечающий ученик становится спиной к доске и т.д.

«Изложение письма». Учащиеся пишут письма по содержанию определенной темы. Оно будет ценнее и содержательнее, если раскроют тему. Письма подписываются псевдонимом, затем зачитываются вслух. Оценивают письма сами учащиеся.

«Взаимоконтроль». Я его провожу часто, потому, что на этих уроках учащиеся не только закрепляют свои знания, но учатся ставить конкретные вопросы, находить ошибки в ответах своих товарищей и правильно оценивать их ответы. Это заключается в следующем. Каждый учащийся должен составить и записать 3-5 вопросов по заданной теме. Затем их раздают учащимся, которые на них отвечают письменно. Вопросы с ответами возвращаются к обладателям этих вопросов. Они их проверяют, исправляют и ставят оценку.

«Сочинение». На доске записываются слова и выражения по изучаемой теме. Надо написать сочинение, то есть изложить краткое содержание темы. Это можно применить при закреплении нового материала и домашнего задания.

Пути, методы, формы воздействия на мышление многообразны. Один из важных методов формирования мыслительной деятельности у учащихся - умение контролировать свои вопросы, ответы. Для проявления самоконтроля выходить самостоятельно из проблемного затруднения, ориентироваться в ситуации можно на уроке в виде игры «Казино». Игра заключается в следующем. Готовятся карточки в двух видах: карточки-вопросы и карточки-ответы. Их должно быть в равном количестве.

Например, численность в группе 16 человек, 8 карточек с вопросами и 8 карточек с ответами. Каждая карточка имеет свой номер. Для отличия карточек, номера можно или карточки отметить разным цветом. Существует эталонная карта и фишки. Весь процесс игры, практически полностью ведут сами учащиеся. Преподаватель ставит своей целью познакомить с процессом игры. Игру начинает учащийся, имеющий карточку под номером один. Например, вопрос в этой карточке: «Чем отличается улучшенная штукатурка от простой?». Он его зачитывает, а учащиеся должны быстро отреагировать на вопрос. Тот, кто имеет карточку с ответом на этот вопрос, поднимается, объявляет номер карточки и отвечает. Ответ проверяется по контрольной карточке. Остальные учащиеся слушают, исправляют и дополняют. Следующая фишка может быть под номером пять. Обладатель карточки под номером пять дает информацию своей карточки (она с ответом). На эту карточку должен быть вопрос, он под номером семь . Запасной игрок (кому достается карточка «Запасного игрока», следит за ходом игры учащихся). В случае заминки, он должен вести процесс игры, или сделать замечание по соответствию номеров. В процессе игры он должен быть очень внимательным, в противном случае в «Казино» произойдет срыв и все проиграют.

Чтобы после окончания игры оценить каждого учащегося, преподаватель каждому отвечаю ученику выдает ретьер. Он соответствует цветом качеству ответа. Например, ответ отличный - выдается красный ретьер. Ответ плохой, но неполный - синий, плохо - черный и т.д. После окончания игры я уже по ретьерам оцениваю знания учащихся, объявляю оценки каждому учащемуся и даю общую оценку деловой игре.

Такой урок, во-первых, позволяет разнообразить работу, он развивает у учащихся способность самостоятельно контролировать свои ответы и ответы другого учащегося. Появляется эмоциональный настрой участников. Таким образом, закрепляя тему, они вступают во взаимоотношения друг с другом.

Яркий эмоциональный рассказ на уроке вызывает интерес у учащихся, создает тот определенный настрой, который помогает лучше усвоить новый материал.

Урок, проведенный в форме беседы, дискуссии и комментирования в сочетании с демонстрацией наглядных пособий позволяет наглядно видеть как формируются знания на уроке. К любому уроку предъявляются высокие требования, а в свою очередь высокие требования и к успеваемости, организованности, дисциплине, к внешнему виду учащихся, уважению к училищу.

Известно, что одной из причин неуспеваемости является пассивное поведение ученика на уроке, отсутствие желания или умения следить за логикой изложения нового материала. Часто пассивность порождается неподготовленностью учащегося к уроку (отсутствие ручки, тетради, книги). Причем у отдельных учащихся это неподготовленность умышленная и носит хронический характер. Поэтому с первых дней занятий я требую от учащихся быть полностью подготовленными к уроку. Это намного облегчает работу. Нельзя сказать, что перелом во взглядах и поведении наступает легко и быстро, без усилий. Об этом свидетельствуют оценки в первые месяцы учебы. В журналах бывает не мало двое, троек, а затем успеваемость намного улучшается. По разному ребята усваивают материал. Одни сразу, быстро, а другие медленнее. Поэтому терпеливо добиваюсь понимания материала, редко ставлю двойки, считаю, что это мало поможет моим подопечным. Кто не понял, объясняю еще раз. Учу писать опорные конспекты. Правильно использовать материал в учебнике при выборе ответов на поставленные вопросы. Очень хочу, чтобы на мои уроки ребят не «загоняли», а чтобы их тянуло ко мне в класс. Стараюсь быть сдержанной, терпимой к ошибкам учащихся. Все конфликтные ситуации стараюсь разрешать сама и найти выход из создавшихся ситуаций.

Все мои отношения с ребятами строятся на доброжелательности и ничто не должно унижать достоинство ребят, какими бы они ни были и как бы плохо они не учились. Они часто просят рассказать им что-нибудь интересное. И я при объяснении нового материала уроков рассказываю им о красивых, необычных зданиях, полах их мозаичного паркета, отделки стен залов дворцов, о различных строительных материалах.

Совершенно становится ясным, что качество знаний учащихся, их успеваемость находятся в прямой зависимости от качества уроков. Поэтому надо сделать вывод: надо стремиться «учить на уроке», найти свой «золотой ключик», которым можно «открыть не только сердце ученика», но и повысить внимание, обострить мышление, усилить память. И для того, чтобы учить эффективно, надо постоянно повышать свое мастерство, творчески применять все лучшее из опыта других преподавателей и всегда помнить слова К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока он учится!

Я считаю, преподаватель должен быть терпеливым, без напряжения и нервозности реагировать на проявление личности учащегося, уметь определять «опасные зоны» для общения, а определив их, уметь предсказать свое поведение, уметь быть открытым и коммуникабельным во взаимодействии с учащимися, уметь снимать нервное напряжение (способность расслабиться, свободно сесть, встать, пройти по классу, подойти к разным учащимся, остановиться, обратиться к ним с вопросом, уметь владеть своим настроением, уметь создавать себе хорошее настроение. Вызвать учащегося спокойно, весело, доброжелательно, оценить его равнодушно, с надеждой, поздороваться с ним непринужденно, скрыть свое отношение к ним).

Бывают и ошибки. Ошибка - это неправильный процесс выполнения каких то действий и тогда я ставлю ряд вопросов: «Почему не получилось?», «Где я не права?», «Как выйти из этого положения?», «Можно ли поступить так, а не иначе?». И хотя не всегда эту ошибку можно исправить, но главное в том, что она осознается, контролируется. В.А.Сухомлинский писал: «Кто пытается разобраться в хорошем и плохом на своих уроках; в своих взаимоотношениях с воспитанниками, тот уже достиг половины успеха».

На протяжении своей педагогической работы, наблюдая и сравнивая учащихся сельских и городских учебных заведений, прихожу к горькому выводу, что ученики сельской местности и воспитанники детских домов намного скованнее, закомплексованнее в общении и учебе, чем их городские сверстники, хотя и обладают большим трудолюбием. На мой взгляд это обусловлено прежде всего социально-экономическими условиями сельской местности, где зачастую отсутствуют элементарные социальные блага и нормальные условия жизни. К нам приходят учиться такие ребята, которые никогда не были в театре, не посещали музеев. Это дети с сельской глубинки, дети из многодетных семей, дети-сироты, воспитанники детских домов. И таких у нас почти 90 %.

Поэтому передо мной встала задача развивать в своих воспитанниках умение адаптироваться к требованиям современной жизни через активизацию самостоятельной работы. Под выражением «самостоятельная работа» я понимаю комплекс целенаправленной деятельности учащихся по овладению профессиональным мастерством, мобилизации нравственно-волевых усилий для более полного раскрытия своих способностей для духовного самосовершенствования.

Результативность обучения и воспитания зависят от того, какую позицию (активную или пассивную) в процессе обучения занимают учащиеся. В то же время необходимо отметить, что современные средства массовой коммуникации имеют и отрицательную сторону. С помощью телевидения, компьютеров, видеоматериалов, учащиеся получают уже готовые ответы. У подростка, приученного с детства получать в виде информации готовые ответы, притупляется мыслительный процесс. Он не утруждает себя вопросом: «А почему так получилось?», т.е. отсутствует любознательность - работа мысли, которая заставляла бы учащегося самостоятельно найти правильный ответ. Через активизацию самостоятельной работы можно побудить учащегося к активному учению, труду и самосовершенствованию.

Одним из основных мероприятий является «Неделя штукатура-облицовщика». Подготовка к «Неделе профессии» вся работа методической комиссии, преподавателя, мастера производственного обучения направлена на создание определенного эмоционального фона, который вдохновляет ребят, вселяет в них гордость за свою профессию, вызывает чувство ответственности за результаты коллективного труда. Учащиеся оформляют стенды по профессии, выпускают стенгазеты, готовят выставку своих работ (рисунки, поделки, практические работы и д.р.). Проводится конкурс рефератов, и выбираются лучшие работы, которые затем будут прочитаны на классных часах в группах учащихся других профессий. Весь сценарий недели учащиеся второго курса продумывают с преподавателем сами. Стараемся охватить как можно больше учащихся. В процессе работы ребята больше узнают друг друга, раскрепощаются, сплачиваются, учатся общаться, а самое главное - активизируется самостоятельная творческая деятельность, формируется инициативное и ответственное отношение к работе. Вся «Неделя» проводится на высоком эмоциональном уровне, становится своеобразным праздником профессии.

Очень большое значение для активизации самостоятельной работы учащихся имеет работа в кабинете. В начале учебного года с учащимися групп планирую работы, которые необходимо выполнить в кабинете. Работа по оформлению кабинета, пусть даже самая малая, дает учащимся огромное моральное удовлетворение, воспитывает уважение к труду своих сверстников. На первых уроках я рассказываю о том, кто и когда оформил стенд, изготовил ту или иную работу. И когда среди авторов этих работ первокурсник слышит знакомое имя или фамилию, то смотрит на не уже другими глазами. Важное место в воспитании отвожу тематическим классным часам, которые составляю по интересам учащихся. Вот некоторые темы классных часов, вызвавшие наиболее положительный эмоциональный отклик: «Что такое самовоспитание?», «Знание - твое завтра», «Что значит быть современным?», «В здоровом теле - здоровый дух».

Реализуя цели самостоятельной работы и формируя профессиональную активность у учащихся в процессе обучения спецтехнологии и раскрытия учебного материала, использую различные методы обучения. Так, прививая интерес к профессии, развивая техническое мышление умение самостоятельно применять полученные знания на практике, я строю уроки таким образом, чтобы учащиеся были не праздными слушателями, а стремились получить знания, работая самостоятельно. Поэтому провожу не только уроки -лекции, но и уроки семинары, проблемные уроки, деловые и ролевые игры. В данный момент разрабатываю деловые игры по технологии отделочных работ. При разработки деловых игр основываюсь на методических рекомендациях передового опыта педагогов-новаторов (из опыта работы Г.А.Рудин Москва 1991 г.).

Для учащихся второго курса применяю более сложные ролевые, управленческие и бригадные игры. Они помогают создавать условия для моделирования жизненных и производственных ситуаций, обеспечивают реальную значимость знаний и умений. Есть деловые игры в виде элемента урока (для объяснения или закрепления учебного материала).

Опорное конспектирование, безусловно активизирует самостоятельную работу учащихся на уроке. При этом учащиеся получают навыки и умения:

  • внимательно слушать и воспринимать излагаемый преподавателем материал и выделять основное;

  • распределять внимание между объяснением преподавателя и фиксированием информации в записи;

  • запоминать и записывать понятое;

  • сокращенной, но понятной скорописи;

  • самостоятельно работать с учебной и справочной литературой:

  • использовать приобретенные знания и навыки для дальнейшего самообразования;

  • высказывать собственное мнение.

Одним из важных моментов урока я считаю установление взаимосвязи, то есть контакта с аудиторией. Заставить слушать подростка, у которого на все есть свое мнение, порой бывает очень трудно. Здесь мне помогают материалы из газет, журналов, технической, научно-популярной и художественной литературы. Когда урок спецтехнологии стоит по расписанию последней парой, то испытываешь двойную трудность: нужно снять усталость, добиться сознательного освоения урока, привлечь внимание учащихся. Собранный мной материал вносит элемент неожиданности, новизны, сосредотачивает внимание ребят, рождает интерес.

Подростку, который сегодня вступает в жизнь предстоит продолжать строить и развивать новый мир, отличающийся от того, в котором выросли мы. И то, как будет жить подросток в новом мире, во многом зависит от нас - преподавателей, воспитателей. Мы обязаны воспитывать и обучать их быть готовыми к требованиям современной жизни, стать активными участниками, а не сторонними наблюдателями.

Чтобы учащийся умел учиться, ему необходимо овладеть общеучебными умениями, такими, как:: слушать ,запоминать, составлять простой и сложный планы, различного вида схемы, писать конспекты, рефераты и т. д.. Считается , что всем этим умениям они обучаются в школе. Но на практике оказывается все сложней. Учителя не уделяют им специального внимания, рассматривая их как сопутствующий или побочный результат обучения. В итоге общеучебных умений явно не достает выпускникам общеобразовательных школ, собирающимся учиться в учреждения среднего профессионального образования, в которых учебная деятельность сложнее и насыщенней.

Многие выпускники, поступая в УПО, полагаются, как и в школе, на простое копирование написанного учителем на доске и на механическое запоминание учебной информации. Но здесь объем материала существенно увеличивается и подобные способы учения становятся неэффективными. Это ведет к перегрузкам, стрессам и в результате - к негативному отношению к преподавателям и учебе в целом.

Качественно улучшить усвоение знаний невозможно без соответствующего развития интеллектуальной сферы. Надо разрабатывать адаптационно-развивающий курс направленный не только на формирование общеучебных умений, но и на развитие познавательных процессов, таких как: мышление, память, внимание, речь.

Таким образом, мы помогаем им адаптироваться к новому, более сложному процессу обучения и даем возможность качественно повысить уровень знаний.

Вместе с тем владение общеучебными умениями и высокий уровень развития познавательных процессов еще не гарантируют улучшения качества знаний. Эти умения «срабатывают» лишь тогда, когда есть желание их применять, т. е. желание учиться. Поэтому очередной задачей является формирование у учащихся положительной учебной мотивации. Занятия начинаем с разминки, цель которой настроить группу в целом и каждого учащегося в отдельности на позитивную работу, сконцентрировать их внимание и развить гибкость мышления. Далее идет ряд коррекционно-развивающих упражнений, которые направлены на реализацию основной цели конкретного учебного занятия.

В структуре программы курса контроль выполняет не только диагностическую функцию, но и является стимулом для саморазвития учащихся. Их постоянное знакомство с результатами своего развития способствует осознанию ответственности за успехи и неудачи в учебной деятельности.

Применение блочно-модульной системы обучения и рейтинговой интенсивной технологии модульного обучения является современной и эффективной формой обучения. Учащиеся учатся отвечать, свободно выражать свою точку зрения, спорить, комментировать и аргументировать. При использовании игровых ситуаций учащиеся вовлекаются в учебный процесс, быстро решается большое число обучающих и воспитательных задач.

В модульном обучении находит свое выражение идея полной управляемости учебных процессов. Современная технология организации учебного процесса выражает стремление полной управляемости им, к воспроизводимости учебных процедур, гарантирующих достижение четких поставленных целей.

Обучающие могут усваивать материал модуля в таком темпе, который наиболее соответствует его личным способностям, обучающимся предоставляется возможность свободно выбирать порядок усвоения модулей из проходимого комплекта. Повышается активность обучающихся.