СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - сказка по теме "Координатная плоскость"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок стимулирует интерес к предмету "Математика", а тем самым побуждает к более глубокому познанию предмета. Там, где находится место математической сказке, царит хорошее настроение.

Просмотр содержимого документа
«Урок - сказка по теме "Координатная плоскость"»

Урок-сказка

Тема: Координатная плоскость (6 класс)

  • Цели урока:

  • Образовательные

    • сформировать у учащихся представление о координатной плоскости (прямоугольной системе координат);

    • закрепить умение учащихся строить точки на координатной плоскости, закрепив это умение заданиями 2 и 3;

    • уметь читать координаты точки, закрепив это умение заданием 4;

    • уметь определять положение точки на координатной плоскости, закрепив это умение заданием 5;

    • уметь переносить знания в новую ситуацию: задание 1;

    • продолжать формировать графическую культуру.

  • Развивающие

    • повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету;

    • способствование развитию логического и математического мышления, четкости и аккуратности выполнения;

    • развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету;

    • развитие самостоятельности, используя творческие задания;

    • побуждать математическую любознательность;

    • привитие интереса к математике включением в урок игровых технологий, умению взаимодействовать

    • развитие потребности к самообразованию.

Воспитательные

    • воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе;

    • способствовать повышению мотивации учения за счет привлечения ИКТ;

    • показать математику, как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик;

    • воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.

Планируемые результаты:

Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, умение строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики (устные и письменные), понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, выполнять перевод с естественного языка на математический и наоборот; стремление к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности; способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем;

Метапредметные: формировать умение работать в группах, способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни (простейшие ситуации);

Предметные: анализировать задания, аргументировать и презентовать решения. Объяснять и иллюстрировать понятия: система координат, координатные прямые, начало координат, ось абсцисс, ось ординат, координатная плоскость, координаты точки на плоскости. Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам, находить координаты точек. Проводить исследования, связанные с взаимным расположением точек на координатной плоскости. Понимать и применять в речи соответствующие термины и символику.


Тип урока: урок применения знаний, навыков и умений

Методы: словесный, наглядно - образный, частично – поисковый.

Оборудование: мультимедийный комплекс; магнитная доска, магнитные точки, сигнальные карточки, карточки – задания, портрет Рене Декарта;

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель:

- Ребята, у всех вас по построенным координатам (-9;2), (-3;3), (0;8), (3;3), (9;2), (5; -3), (6;-9), (0;-7), (-6;-9), (-5;-3) получился одинаковый рисунок – «ЗВЕЗДА». По заданию вы её раскрасили. Пусть это будет наш "Звёздный салют Победы” в честь подвига и 80-летия победы (отмечаем в этом году) нашего народа – героя в Великой Отечественной войне. И, пусть она служит вам напоминанием о тех, кто, не жалея жизни приближал Победу. Историю тех, кто выиграл неимоверными усилиями войну, нам надо знать и помнить. Пятиконечная звезда – это символ для обозначения чести, храбрости служения своей стране и является напоминанием о самопожертвовании и самоотверженности. Пятиконечная звезда имеет богатую историю не только в военном деле. Я прошу вас приготовить сообщение «Что означает звезда?, используя интернет.

  1. Постановка цели урока.

В речи взрослых вы могли слышать такую фразу: "Оставьте мне ваши координаты”. Это выражение означает, что собеседник должен оставить свой адрес или номер телефона, которые и считаются, в этом случае координатами человека. Главное здесь в том, что по этим данным человека можно найти. Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Кроме почтовых адресов и номеров телефонов, вы знакомы с системой координат в зрительном зале кинотеатра (номер ряда и номер места), в поезде (номер вагона и номер места). Те, кто играли в "морской бой”, пользовались соответствующей системой координат. Каждая клетка, которой на игровом поле определяется буквой и цифрой, т.е. координатами. Аналогичная система координат используется в шахматах, только горизонтали на шахматной доске обозначаются латинскими буквами. Такого рода "клеточные” координаты обычно используются на военных, морских, геологических картах. (по слайдам назвать координаты) На географии вы знакомились с системой географических координат (долгота и широта). С помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов.


  1. Тема нашего урока «Координатная плоскость» и сегодня мы побываем в сказке, сначала давайте проверим нашу готовность. Оценивать свою работу на уроке вы будете в листе самооценки.

  2. Актуализация опорных знаний

Тест (время выполнения 5 мин)

1. Как называются числа, задающие положение точки на координатной плоскости?

А) координаты; Б) ординаты; В) абсциссы; Г) пары

2. Сколько чисел надо указать, чтобы задать положение точки на координатной плоскости?

А) одну; Б) три; В) две.

3. Как называется первое из чисел, задающих положение точки на координатной плоскости?

А) ордината; Б) абсцисса; В) координата.

4. Как называется второе из чисел, задающих положение точки на координатной плоскости?

А) А) ордината; Б) абсцисса; В) координата.

5. Что общего имеют все точки, лежащие на оси Ох?

А) ордината равна 0; Б) абсцисса равна 0; В) координата равна 0.

6) Оси координат разбивают плоскость на …. части, которые называют ……..……….. . Нумерация четвертей происходит ……………………… движения часовой стрелки.

Точки, имеющие координаты

7) (+; +) - принадлежат ……… четверти,

8) (-; -) - принадлежат ……… четверти,

9) (+; -) - принадлежат ……… четверти,

10) (-; +) - принадлежат ……… четверти

По истечении 5 мин – взаимопроверка. Ответы проецируются на интерактивную доску. За выполнение теста можно набрать от 1 до 10 баллов. Каждый учащийся заносит в таблицу сомооценки набранное им количество баллов

Лист самооценки:



Ф. И. учащегося

№ задания

Количество набранных балов

Тест (10 баллов)


№1 (5 баллов)


№2 (5 баллов)


№3 (2 балла)


№4 (5 баллов)


№5 (3 балла)




Итоговая оценка


  1. Учитель:

- Ребята, вы любите сказки? Очень хорошо! Сегодня мы проведём урок-сказку на заключительном уроке по теме: «Координатная плоскость». Конец этой сказки будет счастливым, если все будете точными и аккуратными в своих ответах, т. к. малейшая невнимательность и небрежность ведет к ошибкам, которые можно не сразу обнаружить, а обнаружив, придётся переделывать.

В сказке 5 заданий, каждое из которых должно быть оценено либо вами, либо товарищем по парте.

1. Итак, в некотором царстве, в тридевятом государстве жил-был царь и был у него сын Иван-царевич. Перед смертью позвал отец сына и сказал:

- Есть у тебя наречённая жена - Марья-краса, золотая коса. Она за морем живёт, там, где солнышко встаёт. Произнёс он эти слова и умер.

И остался Иван-царевич один-одинёшенек, и в доме, и в царстве. Много ли мало ли времени проходит, решает царевич отыскать свою суженую. Только у кого он не спрашивал, никто не знает, где живёт Марья-краса. Отправился Иван-царевич в путь. Идёт два дня, три, а на четвёртый дошёл до колодца. За колодцем видит он клетку, в клетке стена, а из стены слышен голос.

- Добрый молодец, освободи меня из клетки.

-Хорошо, а как?

- Видишь клетку с решётками?

- Да!

- Ответ зашифрован парами чисел (см. рис.). Заменишь каждую пару чисел буквой и прочитаешь тогда, как освободишь меня (самостоятельно)














Итак, это задание № 1, оно оценивается 5 баллами.

Учащиеся сами выставляют оценки в карточки.

При правильной расшифровке ответ такой: «Набери воды из колодца и вылей на клетку»

Учитель контролирует, и по мере необходимости, корректирует работу учащихся.



2. Иван-царевич сделал всё, как велено и из клетки вылетел Змей и спрашивает:

- Ну, говори своё заветное желание.

И стал царевич спрашивать его про Марью-красу.

- Знаю, знаю, забрал её мой брат, старший Змей, у которого вместо сердца стрела. Если эту стрелу достать и поломать, он умрёт. Я тебе в этом помогу, ведь это он меня заколдовал. Но не все ещё чары колдовские сняты с меня. А как их снять знает один зверь лесной. Помоги царевич. Если сумеешь по этим волшебным числам правильно нарисовать рисунок, я буду знать, кто мне поможет. Исцелюсь и буду верой и правдой служить тебе.

- Ребята, давайте попробуем угадать, кого же по координатам изобразил царевич.

(Все учащиеся получают карточки-задания. Один работает у доски, остальные парами в тетрадях изображают. У всех должен получается один и тот же рисунок, хотя координаты разные, т.к. рисунки получены в результате параллельного переноса).

Задание для работы на доске:

  1. (-3;12), (-3;18), (0;15), (3;18), (3;12), (9:6), (9;3), (9; -3), (0; -3), (2;-1), (2;3), (-2;7), (0:9), (-3;12).

  2. (9; -3), (11; -1), (16; -1), (14; -3), (9;-3).

  3. Точки (2;14) и (-2;14) не соединять.

Дополнительный вопрос к заданию: имеются ли на данном рисунке точки, симметричные относительно оси ординат? Оси абсцисс?

Образцы карточек;

  1. (-5: -8), (-3: -6), (-3: -2), (-7:2), (-5:4), (-8:7), (-8:13), (-5:10), (-2:13), (_2:7), (4:1), (4: -8), (-5: -8)

  2. (4: -8), (6-6), (11: -6), (9: -8).

  3. Точки (-3:9) и (-7:9).



  1. (2: -7), (4: -5), (4: -1), (0:3), (2:5), (-1:8), (-1:14), (2:10), (5:14), (5:8), (11:2), (11: -7), (2: -7).

  2. (11: -7), (13: -5), (18: -5), (16: -7), (11:-7).

  3. Точки (0:10) и (4;10).





Т.к. ученики работают парами, то они ставят оценку за задание № 2 друг другу. Это задание оценивается 5 баллами



3. Понял Змей, что спасти его может только кот. Отыскали они его в дремучем лесу. Не пришлось его долго упрашивать: кот был добрый и мудрый. Выпил Змей приготовленное снадобье и свалились с него чары колдовские. Совсем стемнело в лесу. Не отпускает кот гостей в дорогу, уговаривает их остаться до утра. Но царевич торопится. Тогда кот остановил их и говорит:

-В 12 часов ночи будет хорошо видно созвездие Овна.

- Если вы отыщите его правильно среди других знаков зодиака, он и укажет вам дорогу к Марье.

Справка: овен - зодиакальное созвездие видно с территории нашей страны в конце лета, осенью и зимой. Человек, рождённый под этим знаком зодиака, (с 21 марта по 20 апреля), задорен, честолюбив и упрям. Плохо поддаётся чужой воле. Сильная воля не знает предела, деятельный ум толкает вперёд. Кстати, под этим знаком рождён математик Рене Декарт (портрет на стене). В древности люди сильно увлекались астрологией – это учение о влиянии небесных тел на земные объекты, в том числе и на человека, хотя некоторые считают её лженаукой. Однако во всем мире астрология наряду с генетикой, социологией является равноценным источником, из которого черпает необходимые знания педагогика. Звезды говорят, что каждый ребенок рождается талантливым. И теперь вы должны свои знания и умения проявить при выполнении практического задания с элементами творчества. У вас на столах лежат листочки с изображением координатной плоскости, рядом указаны координаты точек. После построения точек по данным координатам вам необходимо соединить их отрезками в указанной последовательности.

1) (-1:2), (1:4), (3:8) – соединить.

2) (1:4), (10:6), (13:5)- соединить.

3) Точки 3:10), (5:9), (14:4) не соединять.

Задание № 3 (2 балла) выполняется в тетради (самостоятельно) Правильность его выполнения проверяется после проецирования этого изображения на доску.

Построенное изображение будет являться моделью рассматриваемого созвездия – Овна.



4. Хорошо освещает и указывает дорогу Овен. Сел Иван-царевич Змею на шею и они полетели. Летели, летели, наконец, прилетели к большому замку.

Змей приземлился, а царевич слез с него, ноги размял. Змей и говорит Ивану:

-Слушай меня внимательно. У ворот замка выставлена стража. (На магнитной доске крепится магнитами таблица с координатной плоскостью и на неё устанавливаются магнитные точки - это «стража». Чтобы её убрать, надо правильно назвать координаты отмеченных точек. Если координаты будут названы правильно, то цель поражается (точки убираются). Давайте поможем царевичу (указкой показывается точка. Кто-либо из ребят должен назвать её координаты. Кто согласен с ответом, поднимает зелёную карточку, а кто нет – красную. Цель считается поражённой, если все учащиеся дают правильный ответ и точка снимается с доски, если хотя бы один ученик не согласен с координатами наводчика, точка остаётся на доске до выяснения.

Вся стража перебита. После этого Иван-царевич и Змей вошли в замок. Змей, у которого вместо сердца стрела, в этот момент спал. Иван-царевич подкрался к нему, вытащил у него стрелу и отдал её брату - другому Змею. И только он это сделал, как оба Змея пропали, а перед царевичем появилась Марья-Краса. Пришлось Ивану взять из конюшни Змея, самого лучшего скакуна.

5. Ребята, если вы правильно определите (самостоятельно) координаты точек, отмеченных на данном изображении, то царевич и Марья беспрепятственно возвратятся домой (изображение проецируется на интерактивную доску)





Ученики называют координаты отмеченных точек.

Привёз Иван-царевич Марью в своё царство-государство, сыграли они свадьбу, и стали жить – поживать, добра наживать.

А Иван-царевич так с тех пор полюбил математику, что в свободное время играл в математические игры, составлял кроссворды, решал задачи, приводя ум в порядок.

  1. Рефлексия.

  • Какой теме был посвящен урок? (Координатная плоскость.)

  • Что мы делали на уроке? (Побывали в сказке. Строили по координатам точек изображения, определяли координаты точек.)

  • Как мы выполняли эти задания на уроке? (3 задания самостоятельно, 2-коллективно, иногда помогал учитель))

  • Как вы оцениваете свою работу?


Дописать предложения:

Важная тема?________________________________________________

Я, молодец!_________________________________________________

Было интересно______________________________________________

Было скучно_________________________________________________

Спасибо Декарту!____________________________________________

Не понял тему________________________________________________

Свой вариант________________________________________________



Оценивание работ проводится в то время, когда учащиеся выбирают домашнюю работу

30 – 25 баллов – «5»

25 – 20 баллов – «4»

20 - 15 баллов – «3»

менее 15 баллов-«2»



  1. Домашнее задание проецируется на доску

на «5»

2. (-1; 10), (1; 9), (2; 9), (1; 11), (2; 13), (1; 13), (0; 12), (-1; 12), (-2; 13), (-3; 13), (-2; 11), (-2; 9), (-3; 8), (-3; 7), (-7; 6), (-7; 4), (-6; 4), (-6; 5), (-3; 5), (-2; 4), (-6; 3), (-6; 1), (-5; 1), (-5; 2), (-2; 2), (-1; -1), (-2; -1), (-1; -6), (-4; -6), (-4; -7), (1; -7), (0; -4), (2; -4), (6; -6), (10; -6), (11; -7),

(10; -9), (12; -7), (11; -5), (6; -4), (3; 5), (0; 9), (0; 9,5).

Не соединять: (-3; -6), (-3; -5), (-1; 5). Не соединять: (0,5; -6), (2; -6), (1; -4).

Не соединять: (-0,5; 10,5). Не соединять: (0,5; 10,5).

(Кенгуру)

4. (-16; 2), (-13; 6), (-14; 7), (-12; 7), (-12; 6), (-10,5; 7), (-10; 6), (-10; 5,5), (-6; 6), (4; 6), (6; 6,5), (8; 6), (11; 6), (11; -4), (10; -4), (10; 5,5), (9,5; 5,5), (10; 4), (9; 1), (9,5; -1), (9; -7), (7; -7), (7; -6,5), (8; -6), (8; -1), (7,5; -1), (6; -7), (4; -7), (4; -6,5), (5; -6), (6; -1),(2; -2), (-0,5; -1), (-1; -7), (-3; -7), (-3; -6,5),(-2; -6), (-2; -1), (-2,5; -1), (-4; -7), (-6; -7), (-6; -6,5), (-5; -6),(-4; -1), (-6; -1), (-7; 1), (-10; 3), (-12; 2), (-13; 2), (-14;1),(-15;1),(-16;2).

(Корова)



5. (-6; -2), (-9; 4), (-9; 7), (-10; 4), (-11; 4), (-11; 7), (-12; 6), (-14; 6), (-14; 8), (-13; 10), (-13; 11), (-11; 14), (-10; 14), (-9; 16), (-5; 18), (-7; 16), (-3; 17), (-6; 15), (-7; 13), (-5; 14), (-5; 12), (-2; 13), (-4; 11), (0; 6), (9; 6), (11; 8), (11; 10), (12; 8), (10; 5), (11; 4), (11; -4), (10; -5), (11; -6),

(11; -11), (10; -12), (8; -12), (9; -11), (8; -11), (9; -10), (8; -6), (6; -4), (-2; -4), (-2; -11), (-3; -11), (-4; -12), (-6; -12), (-5; -11), (-5; -6), (-6; -6),

(-6; -2).

(Коза)

на «4»

7.(-5; -4), (-3; 3), (-2; 3), (-4; -4), (-7; -4), (-7; -3), (-6; -3), (-5; -1), (-5; -4), (-7; 6), (-10; 8), (-13; 7), (-14; 8), (-10; 11), (-9; 13), (-9; 13), (-9;15),

(-8; 13), (-7; 15), (-6; 13), (0; 8), (6; 8), (9; 7), (13; 0), (14; -3), (13; -3), (11; 0), (10; 4), (9; 2), (9; 0), (8; -4), (6; -4), (6; -3), (7; -3), (7; 0), (5; 3), (-2;3).

Не соединять: (9; 2), (10; 0), (9; -4), (8; -4).

(Волк)



9.(-1; -12), (-7; -9), (-11; -8), (-13; -9), (-7; -13), (4; -17), (10; -15), (12; -12), (11; -9), (12; -4), (10; 1), (6; 5), (-1; 9), (-1; 13), (0; 15), (-1; 17),

(-1; 19), (-3; 17), (-4; 15), (-7; 15), (-8; 17), (-10; 19), (-11; 16), (-10; 13), (-10; 8), (-9; 6), (-10; 2), (-7; -3), (-7; -9).

Не соединять: (-7; 11), (-8; 11), (-8; 12), (-7; 12), (-7; 11).

Не соединять: (-3; 11), (-4; 11), (-4; 12), (-3; 12), (-3; 11).

(Кошка)



11. (-7; 9), (-4; 8), (-1; 8), (2; 9), (1; 7), (2; 2), (5; 2), (5; 3), (4; 3), (4; 6), (6; 9), (8; 8), (10; 5), (13; 1), (14; 2), (15; 6), (14; 9), (10; 15), (7; 17),

(0; 20), (-6; 20), (-9; 18), (-11; 16), (-11; 11), (-12; 7), (-12,5; 4), (-11; 3), (-8; 3), (-8; 4), (-9; 4), (-7; 9).

Не соединять: (-8; 6,5), (-7; 3), (-4; 3), (-4; 4), (-5; 4), (-4; 8).

Не соединять: (5; 7,5), (6; 3), (9; 3), (9; 4), (8; 4), (8; 8).

(Медведь)

на «3»



13. (-3; 0), (-3; -3), (-5; -3), (-6; 1), (-6; 4), (-9; 1), (-10; 2), (-5; 7), (4; 8), (6; 7), (7; 1), (10; 1), (11; 5), (12; 5), (11; -1), (7; 0), (6; -2), (5; 0),

(3; -3), (1; -3), (2; -1), (-3; 0).

Не соединять: (4; 4), (2; 5), (-2; 3), (2; 3).

(Слон)



20. (-4; 4), (-3; 4), (-3; 3), (-1;2), (4; 1), (7; 0), (4; 0), (4; -4), (3; -4), (3; -2), (1; -1), (-1; -1), (-1; -4), (-2; -4), (-2; -1), (-4; 1), (-6; 1), (-6; 2), (-5; 2), (-4; 3).




(Собака)