СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок сказка «Вычитание столбиком»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок сказка «Вычитание столбиком»»

Конспект открытого урока по математике.

Тема: «Вычитание чисел столбиком».

  1. Орг. Момент:

Прозвенел звонок для нас.

Все вошли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо

Вижу класс наш хоть куда!

Мы начнем урок друзья.

Устный счет.

- И начнем мы наш урок с устного счета:

1. Слайд 1.

Продолжи ряд:

1) 1, 2, 3, 4, …, …

2) 2, 4, 6, 8, …, …

3) 3, 6, 12, 24, …, …

2.Слайд 2.

Реши задачу:

Брату 10 лет. Он моложе своей сестры на 3 года, но старше друга на 2 года. Сколько лет сестре и другу?

-Хорошо.

Актуализация опорных знаний.

-А теперь откройте тетради, запишите число и классная работа.

-Посмотрите на слайд 3, на нем примеры на сложение и вычитание. Ваша задача, решить эти примеры любым способом, которым мы уже умеем решать.

25+12 49-31 37+21 78-41

-Заканчиваем. Давайте проверим, как вы могли решить примеры на сложение?

-На вычитание?

-Сравните свое решение с эталоном решения на слайде. Слайд 4.

- Ребята, скажите пож-та, одинаково ли вы затратили времени на решение примеров на сложение и вычитание?

-А почему на сложение вы потратили меньше времени?

-Правильно! Ребята, вот складывать мы умеем в столбик, а вычитать не умеем. А вы представьте, что у нас с вами контрольная работа, и нам нужно за урок решить 50 таких примеров, да еще и 3 задачки.

- Мы успеем решить все эти примеры и задачки если будем использовать такой способ вычитания чисел?

-А как нам тогда быть? Может кто-нибудь знает какой-нибудь другой способ вычитания чисел?

- Мы с вами умеем складывать в столбик, и это, как мы с вами решили, намного удобнее и времени на решение уходит намного меньше. Но как же научиться выполнять вычитание чисел в столбик?

-Да? И чем же оно похоже, кто знает?

-Совершенно верно. Но в столбик у нас в классе не все умеют вычитать. Как вы думаете, какова будет

тема нашего урока?

цель нашего урока? Чему мы должны будем сегодня научиться на уроке? Слайд 5

-Совершенно верно.

-Если вы легко выполняете сложение в столбик, то и вычитание в столбик вам не составит особого труда.

-Итак, приступим.

-Давайте вместе разработаем алгоритм, т.е. что за чем нужно выполнять, чтобы правильно выполнить вычитание чисел в столбик.

-Скажите пожалуйста, самое первое. Самое главное, что нужно знать, чтобы записать пример в столбик?

-Совершенно верно! Самое главное, чтобы записать любой пример в столбик, будь то сложение, либо вычитание чисел, нужно знать разряды чисел. Слайд 6.

-А какие разряды мы знаем?

-Второе, но не менее важное, что мы должны знать? Вот мы назвали разряды наших чисел. Мы просто так их называли? Где они нам пригодяться?Для чего?

-А как это сделать? Слайд 7.

- И третье, что мы должны сделать, чтобы правильно выполнить вычитание чисел в столбик? Слайд 8.

- Ну а теперь, посмотрите на этот слайд, и еще раз проговорим алгоритм записи вычитания чисел в столбик. Слайд 9.

-Молодцы!

-Вы все правильно назвали.

-Ну, а теперь запишем и решим в столбик те же примеры, которые вы вычитали в строчку.

-Итак, сначала я пишу уменьшаемое 78, затем ставлю знак «-« слева от 78, затем записываю строго разряд единиц под разрядом единиц, и разряд десятков строго под разрядом десятков. И получается вот такая запись:78

-

41

-Ребята, скажите пож-та, а почему нужно записывать строго единицы под единицами, а десятки под десятками?

-Совершенно верно! Если мы запишем не единицы под единицами, а десятки не под десятками, то и решение значит будет выполнено не верно.

-Ну все, записали мы все правильно.

Проводим черту. Теперь нужно вычесть. Что мы сначала будем отнимать десятки или единицы?

-Правильно! 8 единиц-1 единица = 7 единиц, ответ, который получился, мы тоже записываем строго под тем разрядом, который отнимали. Единицы отняли, теперь 7 десятков - 4 десятка=3 десятка.

-И получается вот такая запись в итоге:

78

- 41

37

Физкультминутка!

Решение по теме урока.

- А теперь проверим, как вы научились решать столбиком. Я вам сейчас продиктую 5 примеров. Вы их запишите сначала в строчку, чтобы вам потом легче было записать в столбик, затем запишите в столбик, решите их.

-А потом мы вместе проверим.

-Итак. Приготовились.

46-21

59-48

87-30

45-32

89-34

-Время пошло. Решаем.

-Проверяем.  Проверьте, у всех ли так получилось. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадкой, возьмите простые карандашики, и напротив каждого примера, решенного в столбик, поставьте + если он решен верно, и знак – если пример решен не верно.

-Приступаем.

-Поменяйтесь тетрадями обратно, и покажите мне, что вы готовы работать дальше.

- Теперь возьмите оценочные листы и оцените свою работу.

-Хорошо, отложите пока в сторону оценочные листы.

Задание 2.

-Такие примеры вы с легкостью решили, потому что они были без перехода через разряд.

-А посмотрите, вот такой пример, он

чем -нибудь отличается от предыдущих?

-Совершенно верно!

-Если, когда мы выполняли сложение с переходом через разряд, то мы запоминали 1, или подписывали ее снизу чтобы не забыть, то в вычитании в столбик, мы наоборот будем занимать 1 в предыдущем разряде.

-Итак, смотрим как это происходит на деле.

65-27. (объясняю в столбик).

-Понятно?

Проверим!

-На слайде примеры, ваша задача решить их приемом вычитания чисел в столбик, но будьте очень внимательны и не запутайтесь.

Слайд 10.

-Проверяем. По слайду поменялись тетрадями.

-Оцените себя на оценочных листах.

Задание3.

-Ребята, я приготовила для вас примеры, они были разбиты на 2 группы, но они у меня перепутались. Помогите пож-та мне их снова разделить на 2 группы. Но для того чтобы понять, в чем отличие одной группы от другой, вам нужно их решить.

-Приступаем.

-Проверяем по эталону на слайде 11

-Ребята, скажите, а почему должно получится именно так?

-На какой отличительный признак вы смотрели перед тем как распределить примеры на 2 группы?

- Умнички! В каком столбике происходил переход через разряд?

-А где перехода не было?

-Молодцы! А теперь возьмите оценочные листы и оцените свою работу

Подведение итогов

-Итак, ребята, давайте вспомним цель, которую мы ставили перед собой в начале урока, чему мы хотели научиться? Слайд 12.

Совершенно верно!

–Мы научились?

-А ну как давайте вспомним алгоритм, 3 важных момента без которых мы не сможем выполнить вычитание чисел в столбик?!

Слайд 13.

-Совершенно верно!

-Возьмите свои оценочные листы, подсчитайте все +, Слайд 14.

-урок был насыщенным, мне понравилось работать с вами, думаю вам тоже. Спасибо.