Урок - сказка
Разработала: Шарина Светлана Борисовна,
учитель начальных классов
г. Смоленск
Цель урока: закрепить приёмы сложения и вычитания для случаев вида +2,-2.
Личностные УУД
Регулятивные УУД
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД
Строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Вид урока – нестандартный, урок-сказка, урок - презентация
Оборудование: карточки для каждого ученика, «Танграм», цветы разного цвета (красные, желтые, синие), компьютер, проектор, диск с презентацией, фонограмма с записью П.И.Чайковский «Вальс цветов»
Планируемые результаты:
Предметные:
учащиеся научатся складывать и вычитать и сравнивать полученные результаты; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 10; моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи;
Метапредметные:
познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый контроль по результату;
ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников;
1.Психологический настрой.
Доброе утро всем. И не только из-за ясной погоды, а прежде всего из-за новых добрых встреч с чудесным миром знаний, которые готовы подарить мы вам. Доброе утро всем, кто впервые пришел сюда, и тем, кто уже был у нас в гостях. Доброго настроения всем присутствующим.
Дорогие ребята!
Приключилась у нас беда страшная. Коварный Змей Горыныч захватил Тридевятое Царство. Украл солнышко, а Василису в темницу заточил. И теперь в царстве темно и холодно. И все жители стали болеть. Помогите вернуть нам солнышко и Василису.
Жители Тридевятого царства.
2. Сообщение темы и цели урока
Итак, ребята, у нас сегодня необычный урок. А какой. Вы узнаете, если быстро и правильно выполните устный счёт.
Устный счёт.
7 увеличить на 2
Из какого числа надо вычесть 2, чтобы получилось 4 ?
На сколько 10 больше 5 ?
Чему равна разность 8 и 4 ?
Число, которое больше 5, но меньше 7
8 это 3 и .?.
С К З А ( Слайд 2)
9 6 4 5
Где играют дружно,
Считают умело
Там и сказке можно
Появиться смело ( Слайд 3)
Сегодня у нас урок – сказка. Мы отправляемся в тридевятое царство. В этой сказочной стране всё подчинено законам математики. Если мы справимся со всеми заданиями, сможем показать все свои знания, будем добрыми и терпеливыми друг к другу, то сможем освободить Василису из плена и вернуть жителям этой страны солнышко.
Путь неблизкий. Нас ждёт много испытаний. Не испугаетесь? Тогда в путь!
3. Самостоятельная (разноуровневая) работа
Вот и попали мы в сказочный лес,
Он полон загадок и разных чудес.
Куда же нам идти?
Смотрите три дорожки и камень указательный. Давайте прочитаем, что на нем написано.
«Дорога правильная та,
где ответ - наибольшее число» ( Слайд 4)
Чтобы быстро найти нужную нам дорожку, будем работать все. У каждого из вас лежит своя дорожка. Вы должны решить примеры и найти недостающее число. И чем быстрее мы выполним эту работу, тем быстрее найдём нужную нам дорожку.
10 + 2 = 14 – 2 = 9 + 1 + 2 =
3 + 8 - 2 = 7 + 4 – 2 = 10 + 2 – 3 =
8 + 3 – = 9 10 + 5 + = 17 7 + 4 – = 9 (Слайд 5)
Что заметили интересного в примерах?
Какой результат на зелёной дорожке?
Какой результат на жёлтой дорожке?
Какого числа недостаёт на красной дорожке?
По какому же пути нам следует идти? (Слайд 6)
4. Решение «круговых примеров»
По тропинке мы пойдём.
К речке сказочной придём.
И перед нами речка. Как же через неё перейти?
Нужно построить мостик, но не простой, а из «круговых» примеров.
8 – 2 6 + 5 9 – 5
11 – 2 4 + 4 (Слайд 7)
5. Решение задачи.
Через речку перешли,
И избушку мы нашли.
В избушке этой живёт Баба – Яга,
Длинный нос, костяная нога. (Слайд 8)
Призадумалась о чём-то Баба – Яга. Решила она вязанием заняться, да не может она сосчитать, сколько носков получится у неё. Давайте ей поможем!
Составим задачу по рисунку. ( Ученик у доски)
6. Работа с «Танграмом» (составление кораблика).
Работа в парах.
Обрадовалась Баба – Яга и решила помочь нам скорее добраться до царства Тридевятого. Если сможете вы построить корабль летучий, то вмиг доберётесь до Тридевятого царства.
(Слайд 10)
7. Физминутка. «Счётная машинка» (Слайд 11, 12, 13)
Очень дружными мы были
И корабль смастерили.
Кораблик по небу плывёт.
А мы ведём меж делом счёт.
4 + 2 7 – 2
5 + 2 8 – 2
9 – 2 2 + 6
8. Самостоятельная работа. Запись примеров.
( Работа по группам)
Быстро мы считать умеем.
Злого Змея одолеем.
Приземляемся теперь,
Но закрыта в царство дверь. (Слайд 14)
Лишь откроет её тот,
Кто к замочку код найдёт. (Слайд 15)
1 2 3
4 5 6
7 8 9
+
=
+ =
+ =
+ =
+ =
_
=
Код мы с вами отыскали,
И замочек вдруг растаял. (Слайд 16)
9. Работа с «Машиной»
Вот в Тридевятое царство попали
Только мрачными тёмными стали
Деревья, цветы и дороги – пути,
Василису без солнышка нам не найти.
А солнце охраняет огромный паук,
Который боится только наук.
Его паутину вы расплетёте,
Если вы правильно числа найдёте. (Слайд 17)
? ?
1
1 9 7 9
10. Физминутка «Солнышко»
Вот мы солнышко нашли, (Слайд 18)
Красоту и свет вернули
Полюбуйтесь на него,
Чтобы глазки отдохнули.
11. Задания Змея Горыныча
Солнышко вернули. Теперь надо Василису спасать. (Слайд 19)
Яркое солнышко разбудило спящего Змея Горыныча. Говорит он: «Давайте мирно договоримся. Если выполните мои три задания, забирайте Василису. А не справитесь, останетесь на веки вечные в моей темнице».
(Слайд 20)
Задание 1. Работа по учебнику ( с.38 №10)
Сравните задачи.
Гуси – 2пт
Гусята – 9 пт.
Всего - ? пт
Катя -9 ф.
Оля – 2 ф.
Осталось - ?ф. (Слайд 21)
Решение по вариантам
(два ученика у доски)
Задание 2
Есть у меня подземный лабиринт. (Слайд 23)
Все ходы имеют квадратную форму. Посчитайте на чертеже, сколько квадратов вы видите?
.
Задание 3. Решение логической задачи
(Слайд 24, 25)
Забирайте Василису, только сначала догадайтесь, где она?
У меня 4 башни. Башня № 1 пустая.
Василиса не в самой высокой башне. Где она?
Освободили Василису. Звучит фонограмма.
12. Рефлексия.
Звучит фонограмма. (Голос Василисы) (Слайд 26)
Дорогие ребята! Спасибо вам за помощь, за добрые, умные мысли, за творчество и знания. Впереди вас ждёт много славных дел. Вы обязательно сделаете нашу планету красивой. И я уверена, что вам это по силам. Наполняйте свою жизнь и жизнь окружающих вас людей солнечным светом – добрыми делами и добрыми словами
Желаю вам удачи!
И нам пора возвращаться .
- А сейчас я хочу, чтобы вы показали, каким цветом вы окрасили бы сегодняшний урок? (Слайд 27)
Если вам было интересно сегодня на уроке, и вы многому научились – возьмите красный цветок,
Если вам было радостно и приятно общаться на уроке – желтый цветок,
Если вам было скучно и некомфортно на уроке – синий.
13. Итог урока
(Слайд 28)
Чудесная встреча, в которой по сказкам
С тобой путешествовали друзья.
Вопросы, ответы, друг другу подсказки
Помогут понять: это – мы, это – я.
Чудесная встреча! И каждый стремился
Логичным, весёлым, смекалистым быть.
А праздник у нас, согласись, получился,
И нам этот праздник с тобой не забыть!..
Мы стали друзьями, мы стали умнее,
Богаче на целый волшебный урок!
Нас знания делают выше, сильнее,
А дружба – добрей.
Ты согласен, дружок?
Тут и сказочке конец – (Слайд 29, 30)
Кто работал – молодец!
Всем спасибо за работу. Желаю успехов.