СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Славянские воины и богатыри"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка формирует образное представлениео славянских воинах и богатырях,знакомит с вооружением славян

Просмотр содержимого документа
«Урок "Славянские воины и богатыри"»

КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа-интернат»

Учитель истории: Комарова О.В.


Тема: Славянские воины и богатыри.

Цель: дать представление о военном искусстве славян.

Задачи:

Образовательные: формировать образное представление о славянских воинах и богатырях; познакомить с вооружением славян, показать храбрость и военное умение славян.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию устной речи уч-ся, обогащать словарный запас, развивать внимание и умение работать с учебником.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство патриотизма и восхищения мужеством, храбростью славян.

Основные знания:

Вооружение славян, военное искусство.

Основные термины и понятия:

Колчан, секира, палица, булава, ратник, засека, дозорный, кольчуга, шлем.

Оборудование: карта «Древнерусское государство. Киевская Русь в IX – начале XII век»; карточки, презентация, кроссворд по теме, выставка рисунков « Русь богатырская».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Организационный момент.

Приветствие, психологический настрой на работу (слайд 1)

Добрый день, добрый час!

Я снова рада видеть вас

Друг на друга посмотрели-

И тихонечко все сели.

А девиз у нас такой:

Всё должно быть под рукой-

Всё ль на месте , всё ль в порядке:

Ручки, книжки и тетрадки,

Все ли правильно сидят и внимательно глядят?

Я всем вам желаю сегодня успеха

И пусть интересным будет урок!

На партах лежат смайлики – определение настроения в начале урока и в конце урока.

- Скажите а на какой урок вы пришли –история А может география –нет. Проверим хорошо ли вы знаете этот предмет Я буду называть слова относящиеся к предмету история. Слово связанное с предметом история –хлопаем в ладоши. (племя, река, памятник, равнина, столица, век, Родина)

-Ребята , вы хотели бы найти клад? А что это такое? ( клад – это золото , деньги , украшения)

- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. И так, в путь! (Звучит веселая музыка, клад-знания)

По пути за знаниями мы будем собирать фишки-знания, кто больше всех соберет фишек, тот получит самый большой багаж из знаний и станет возможно в бедующем знатоками истории

II. Повторение пройденного материала.

-Какой раздел мы с вами изучаем? ( учащиеся вспоминают название раздела, дают полный ответ)

Игра «Мозговой штурм»(учитель называет определение исторического понятия- дети называют это слово, устно дают ответ)

1.Наука о прошлом человечества называется – история.

2. Песни-сказания о подвигах богатырей – былины

3.Объединение родственников – род

4.Отрезок времени в сто лет- век

5.Предки русских украинцев и белорусов – восточные славяне

6.Самый старый, мудрый и уважаемый член племени – старейшина

7.Княжеское войско – дружина

8.Языческий чародей, предсказатель- кудесник

9.Место где селились славяне – поселение

10.Мастер по изготовлению изделий из глины – гончар

11.Мастер по изготовлению изделий из железа – кузнец

12. Погребальная песня- плач

-Какую тему мы изучали на предыдущем уроке ( уч-ся называют тему урока)

Работа с картой. Показать на карте место, где жили соседи восточных славян, используя историческую карту.

(Под руководством учителя проводится коллективная работа с картой).

На востоке жили …… ПЕЧЕ – НЕГИ; ХА – ЗАРЫ; ПО – ЛОВЦЫ.

_ На юге жили…… БОЛ – ГАРЫ; ГРЕ – КИ.

_ На западе жили ….. ЛИТОВ – ЦЫ.

_ На севере жили ….. ВА – РЯГИ.

-Какие степные племена относятся к кочевникам?

-Какие племена считались очень воинственными?

Актуализация знаний, объявление новой темы

Отправляемся дальше отыскивать наш клад-знания.

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока… А, впрочем, вы сейчас сами догадаетесь посмотрев на иллюстрацию (слайд 3)

- О чем пойдет речь на нашем уроке? Тема урока, с которой мы сегодня познакомимся, называется: «Славянские воины и богатыри».

Объявление целей урока для уч-ся.

-Сегодня мы познакомимся с военным искусством восточных славян, вооружением славянских воинов, с новыми понятиями и словами.

Сообщение темы урока, запись темы в тетрадь.( слайд 4)

Изучение нового материала

Краткий рассказ о военном искусстве восточных славян.

Славяне старались жить с соседями мирно: вести торговлю, не конфликтовать. Но в истории государств войны неизбежны. Слишком многие хотели захватить богатые русские земли. И славянам приходилось отражать многочисленные набеги врагов.

- Восточные славяне славились своей силой и храбростью. Сражались они отчаянно, смело пробирались в тыл врага. Умирали в бою без стонов и жалоб. Если враги нападали на города и поселки, то все мужское население вставало на защиту своей земли.

-Чтобы отстоять родную землю, отбить врага нужно было оружие.

Чем же были вооружены славянские воины?

Вооружение славянских воинов –( уч-ся делают заголовок в тетради, по мере получения знаний записывают в тетрадь ) слайд 5

на слайде иллюстрации- лук со стрелами – колчан-копье- меч- секира- палица- щит.

Слайд 6,7,8,9,10,11.

Опережающее задание: сообщение «Доспехи дружинников»


Одевался дружинник в особую рубаху: кольчугу. Кузнец ковал много небольших железных колец, затем соединял их друг с другом. Кольца были так сплетены между собой , что в них застревали острые стрелы и не могли пробить копья. На голову дружинник надевал шлем -железный головной убор.

- КОЛЬЧУГА (слайд 12 )

- ШЛЕМ (слайд 13) (пояснение к словам).

Физ. пауза (слайд14)

- Чтобы быть сильными и здоровыми как славянские воины, предлагаю выполнить несколько упражнений.


- Каждое славянское поселение имело свою дружину. Это были самые сильные и смелые воины. Дружина не занималась ни земледелием, ни скотоводством. Их основное занятие защищать людей и землю от врагов. Воинов раньше называли ратниками.

- РАТНИК (слайд )- читают обозначение слова на стр. 95 СЛАЙД 15

Про таких смелых отважных воинах люди сложили немало пословиц ( зачитывают пословицы)

1.Сам погибай, а Родину защищай. СЛАЙД 16

2.Родину – мать умей защищать.

3.Кто за Родину горой, тот истинный герой.

4.Жизнь дана на добрые дела.

- Чтобы заранее узнавать о нападении врагов дружинники строили сторожевые башни и делали засеки.

Слайд сторожевой башни СЛАЙД 17

ЗАСЕКА – зачитывают что обозначает словарное слово СЛАЙД 17

Здесь постоянно находился один из воинов –дозорный.

Работа с учебником

- Найдите на стр 93 и зачитайте за чем должен был следить дозорный.

Физминутка для глаз

1.Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.

2.Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.

3.Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза.

-А в наше время есть дозорные ( пограничники)

Среди славянских воинов в бою всегда кто-нибудь отличался силой, боевым умением и смелостью.

А как называли таких воинов вы узнаете из загадки

Силен, как вольный ветер,

Могуч как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков, и матерей. (богатырь)

А откуда вы знаете о богатырях? Из былин, русских народных сказок, поэм.
А что такое былина? От какого слова оно происходит?
Быль, правда – то, что происходило на самом деле. Это песни, сказы о подвигах богатырей.

Рефлексия

- А сейчас расслабитесь, сядьте поудобней, послушайте как мелодично, красиво звучат гуслию. Ваше дыхание ровное, спокойное.
Работа по картине В.В.Васнецова «Три богатыря» 
(слайд 18)

Давайте посмотрим на картину Виктора Михайловича Васнецова

Как она назывыается?

- Кого вы видите на репродукции?

-Как зовут богатырей?

-Как вы думаете, кто из них главный?

-Что делают богатыри в поле?

-На картине изображены былинные богатыри,
В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.
Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет.
Какие они богатыри? Дайте им характеристику.  (Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.

Скажите, а есть ли в наше время богатыри? Наши славные воины
- А есть сейчас в наше время люди с такими человеческими качествами?
- Так есть ли в наше время богатыри?
Слайд 8
- Какой профессии они могут быть?
- А может ли каждый из нас стать современным богатырем?
- Что для этого надо?
Я надеюсь что вы вырастите и тоже станете настоящими воинами.

Кратко проговорив изученный материал, учитель подводит к выводу по теме.

V. Закрепление.

Вопросы по теме:

- Какую тему изучали?

-Зачем славянам была нужна дружина?

-- Кого из воинов называли дозорными?

- Кого называли богатырями?

ЗАДАНИЕ «Одень воина, богатыря исключи лишнее» слайд 20

Шапка, лук со стрелами, автомат, палица, шинель, кольчуга, граната, секира, щит, меч, колчан, шлем, туфли (карточки с текстом, исключить лишнее)

Вставить пропущенные слова, чтобы получился рассказ. Слайд 21

Славяне проявляли в боях_____ и _______. Основным оружием славян были________,______,_____,______,________.

Славянское племя имело свою________. Воинов дружины называли_________. Дружинники делали_________.

Здесь находился_______.

VI. Подведение итогов.

Комментарии по уроку, оценивание.

VII. Домашнее задание:

I уровень - прочитать текст учебника, составить простейший кроссворд «Вооружение»;

II уровень - прочитать текст учебника, ответить на 1-3 вопросы;

VIII. Рефлексия СЛАЙД 22

Понравился ли вам сегодняшний урок… Что нового узнали на уроке...

Что больше всего запомнилось…


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!