СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «Слово о мастере»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественно – педагогическая идея (цель) – духовное возрождение через музыку русского классика. Осознание значимых, русских духовных ценностей через музыкальные образы Г. Свиридова задачи: 1) Образовательная – расширить и углубить знания школьников о творческом пути русского композитора. Научить детей понимать музыкальный и художественно – образный язык искусства. 2) Воспитательная – формирование трепетного, положительного отношения к русской музыке. Разрешать через музыку нравственные и жизненные проблемы в душе ребенка

Просмотр содержимого документа
«Урок «Слово о мастере»»



Творческая разработка урока по предмету «Музыка»



учителя МОУ Деденевской СОШ

Московской области Дмитровского района
Трофимовой Галины Борисовны.




5 класс. Тема: «Слово о мастере»















Есть образованцы и есть воспитанцы
У них почему-то разные танцы
Образованцы танцуют прилежно
А воспитанцы застенчиво - нежно
У образованцев движения строги,
Как будто чужие руки и ноги
У воспитанцев – поле, паренье,
Но слишком цветасто у них оперенье.
У образованцев во всем изощренность.
У воспитанцев – раскрепощенность.
Образованцы – у всех на примете,
А воспитанцы – в кордебалете
Стараются все, но толкутся на месте
В особом кругу. Не хотят они вместе…


Это стихотворение в шутливой форме отражает печальную мысль о том, что функции обучения и воспитания на практике иногда разводятся. Воспитательная задача никогда не снималась с педагогов. Но из-за перегрузок содержания учебных предметов ее роль зачастую упраздняется.

Новые образовательные стандарты как никогда ранее ориентированы на восприятие обучения, воспитания и развития как единого процесса. Сделать обучение современным хотели бы многие – от президента, до обычного школьника. Важно не только внедрять новое, но и сохранять лучший опыт учительства. Рождение новой школы – процесс длительный, сложный трудоемкий.

Почему я выбрала тему «Слово о мастере»?
Почему именно Георгий Свиридов (1915-1998)?

Прежде всего, потому, что эта музыка отражает через свои интонации историю развития русской музыки XX века. Это и интересно, и актуально. Так же русская музыка помогает школьникам познавать свои корни, свои истоки, пропустить через свою душу потоки музыкальной родной культуры. Все это просветляет душу человека и дает ему правильные ориентиры в жизни.
Чем прекрасно музыкальное искусство?
Оно прекрасно тем, что дает не только знания, умения и навыки, но и наполняет душу чувствами, красотой, жизненным разнообразием музыкальных и художественных образов. Как писал А.С. Пушкин: «Да жалок тот, кто все предвидит, в ком опыт сердце остудил». М. Горький более непримирим: «Людей умных, но не умеющих чувствовать, не люблю. Они все злые и злые низко».

Сегодня очень много агрессии в обществе, агрессия есть и у школьников. Поэтому тема русской души, ее истоков, ее красоты, ее полета очень актуальна. И если учитель способен «зажечь юные сердца» русской музыкой, то это дорогого стоит.
Мои заключительные размышления…
Учитель музыки должен:
1) Правильно поставить цель. Она будет гарантом достижения
запланированного результата.
2) Грамотно выстроить урок.
3) Урок должен быть доступным и понятным (гениальное все просто).
4) Ученику должно быть комфортно.
5) Процесс слушания музыки – это священнодействие (состояние
концертного зала).
6) Влюблять ребенка в Искусство!

Тема урока: «Слово о Мастере»

Художественно – педагогическая идея (цель) – духовное возрождение через музыку русского классика. Осознание значимых, русских духовных ценностей через музыкальные образы Г. Свиридова задачи:
1) Образовательная – расширить и углубить знания школьников о
творческом пути русского композитора. Научить детей понимать
музыкальный и художественно – образный язык искусства.
2) Воспитательная – формирование трепетного, положительного
отношения к русской музыке. Разрешать через музыку нравственные
и жизненные проблемы в душе ребенка.



Ход урока.

  1. Видеофрагмент «Музыкальные зарисовки» Г. Свиридова «Вальс» к повести Пушкина «Метель».

Ребята, вам знакома эта музыка? (да)
- Это русская или зарубежная музыка? (русская)
- Кто-то может назвать композитора? (ответы…)
- Сегодня с нами почти наш современник Георгий Васильевич Свиридов. Посмотрите, на доске годы его жизни 1915-1998.
Показываю портрет…
- Перед нами человек, который прожил почти весь 20 век.
- Красивая музыка? (да) – Очень? (очень)
- Прозвучал очень красивый вальс. Музыка Г. Свиридова вообще вся красива, благородна и возвышенна.
- Знаете почему?! Потому что герои его музыки всегда прекрасны. Свиридов показывает музыкой все самое лучшее в человеке, откуда у него столько любви к человеку?

читаем стр. 36 учебника за 5 класс…

Один ученик читает, а остальные слушают и смотрят компьютерную презентацию с видами русской природы…
- Так откуда он взял столько любви к людям, где черпал силы, где находил?

(в природе, в музыке…)

- Оказывается, как важна эта связь человека с матушкой природой и с песенной природой русской души. Зачем? Что бы остаться человеком, не озвереть от обид, от потерь. И нам завещал быть поближе к природе и русской музыке.

2. А сам Г. Свиридов родился почти сто лет назад в Курской губернии. Отец был крестьянином. Он рос простым деревенским мальчишкой, который босиком бегал по траве, слышал на сенокосах песни. Видел, как водят девчата и ребята хороводы, участвовал в народных посиделках.

В 9 лет переезжает в город, в Курск. Становится городским. Первый инструмент – балалайка. Сам учился.

В 15 лет переезжает в Ленинград. Неожиданно для себя узнает, что музыку можно научиться не только играть, но и сочинять. Поступает в музыкальный техникум, учится играть на фортепиано. В Ленинграде впервые побывал в оперном театре. Взрослеет. В 20 лет сочиняет свои первые романсы…

- Ребята, а вы помните, что такое романс? (Да…)

- Давайте споем! Исполняем стоя, спиночки прямые, поем романс «Утро туманное»…

В 21 год поступает в Московскую консерваторию, становится учеником Д. Шостаковича.

Начинается Великая Отечественная война. Ему 36 лет. Пишет песни для фронта. Уходит на войну. Вскоре демобилизуется по состоянию здоровья. Пишет музыку к художественным фильмам: «Время вперед»… Сочиняет хоровую музыку на слова Пушкина, Блок, Есенина, Пастернака.

Герои его произведений красивы, благородны, выразительны. Его музыка не принижает, а возвышает.

Живет в Г. Свиридове какая-то вечная двойственность натуры. С одной стороны – Современность (прогресс, движение, ритмы…). С другой стороны – Народность (музыка русской глубинки), которая передавалась из уст в уста, из поколения в поколение. Эти песни пелись на особых старинных ладах… Теперь так не поют, как тогда, в детстве, в Курской губернии… - Забыть?

- Как не хочется потерять! Как хочется сохранить эти протяжные, покосные, свадебные, хоровые древние напевы. И молодец! Сохраняет для нас нашу далекую исконно русскую песню наших прадедушек и прабабушек. Создает цикл «Курские песни». Ушки в детстве слушали, а душа запоминала.

3. Давайте и мы услышим первую песню из этого цикла, которая называется «Ты воспой, воспой жавороночек». В ней Свиридов показывает Весну, Молодость, Молодецкую удаль.

Слушают (1,35 мин)…

- Что скажете, как получилась Весна, Молодость? (Ответы детей…)

Вторая песня «Ой, горе-горе да лебедоньку да моему» Девушка выходит замуж, а мать печалится за свою дочь. Трудно ей будет теперь

Слушают (1,54 мин)…

- Как Печаль получилась? (ответы детей… Вспоминаем с средства музыкальной выразительности)

Третья песня «За речкою за быстрою». Перед нами – разгул жизненных сил, буйство русской души, поглощающее все горести жизни.

Слушают (0,52 мин)…

- Какие средства здесь использует Свиридов? (ответы…)

4. И вот уже перед композитором новая современная жизнь (города, стройки, кино…). Новому времени нужна новая музыка. Сейчас мы услышим, как музыка Свиридова постепенно обретает черты нового времени. Уже другие ритмы, другие мелодии.

Слушают «Маленький фокстрот»… (2,28 мин)

- Что слышим? Что нового? Что по-другому? (другой темп, ритм…)

5. Время идет вперед. Люди смотрят в будущее. Советским людям есть чем гордиться. Середина 20 века. Они победители в Великой Отечественной войне. Они подняли страну из руин. Русский человек Юрий Гагарин первым полетел в космос. И в это время Свиридов создает свой музыкальный шедевр – музыку под названием «Время вперед!»

- Давайте послушаем, а после прослушивания вы мне ответите (раздаю листочки) на 2 вопроса в письменном виде:

1) какими чувствами наполнена эта музыка?

2) какой инструмент солирует, как бы вырываясь из звукового пространства?

Слушают «Время вперед!»… (3,32 мин)

Пишут ответ…, что позволяет оценить работу всего класса.

6. Заключение.

- Вот так мальчик из Курской губернии «ворвался» в современную жизнь телеэкранов и прославил русского человека свое Всепобеждающей устремленность Человеческого духа.

Так и вы, кем бы ни стали в жизни, куда бы ни забросила вас жизнь, всегда помните о своей русской культуре, о своей необъятной Родине. Нам есть чем гордиться. Неслучайно любимой песней нашего Президента является песня «С чего начинается Родина?»

- А с нами сегодня на уроке был русский композитор?

(дети хором – Г. Свиридов)

- Который брал силы от любви к…?

(дети хором – Родине и Русской песне)

Звучит песня «С чего начинается Родина?»…

По желанию дети поют песни на выбор, песни с ритмическими движениями…









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!