План открытого урока
(для учащихся с ОВЗ)
учителя логопеда средней школы № 30 г. Йошкар-Олы
Равчеевой М.В.
Тип урока – Урок изучения нового материала.
( Третий логопедический этап. 3-й коррекционный класс)
Тема: Урок -сочинение
« Поездка в город»
Цель: научить детей свободному и правильному выражению своих мыслей
в письменной форме, исходя из предложенной ситуации общения.
Задачи:
формирования познавательных УУД
1. Учить детей проводить наблюдения по заданной теме и собирать
материал к сочинению.
2. Работать над использованием средств выразительности для
описания своих наблюдений.
Развивать умение устанавливать связь между частями и предложениями текста.
Учить детей соотносить заголовок текста с его содержанием и главной мыслью.
формирования коммуникативных УУД
Работать над обогащением активного и потенциального
словарного запаса детей.
Приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми,
учиться правильно выражать свои мысли и чувства.
Работать над совершенствованием видов речевой деятельности
(аудирование, чтение, говорение, письмо), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми.
Воспитывать внимание к собственной речи и речи своих
одноклассников.
формирования личностных УУД
Продолжить работу по созданию мотивации к учению через
выполнение посильных и интересных заданий, формирование на уроке положительного эмоционального фона, благоприятного микроклимата в коллективе, создание ситуации успеха, нацеленности на положительный результат, возможности реализовывать себя на различных этапах урока в индивидуальной или групповой работе.
Работать над укреплением физического и психического
здоровья через использование на занятии пальчиковой
гимнастики, динамической физкультминутки, разрешение на занятии проблемных ситуаций.
формирования регулятивных УУД
Работать над обучением учащихся навыкам контроля и оценки
своей деятельности на уроке.
Обучать детей вносить необходимые корректировки в свою
работу, учитывая характер сделанных ошибок, а также оценив и
прослушав ответы более сильных учеников.
коррекционная задача:
Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, коррекция отклонений в развитии связной речи.
Виды деятельности на уроке:
учебное сотрудничество (в виде коллективной дискуссии, групповой работы)
индивидуальная учебная деятельность (самостоятельная работа с демонстративным материалом, выбор необходимых слов для своего сочинения, используя слайды)
игровая деятельность (разгадывание зашифрованного слова)
творческая деятельность (составление собственных предложений с использованием демонстративного материала)
просмотр демонстративного материала (презентация о нашем городе)
Используемые на уроке технологии:
Личностно-ориентированная технология построения урока
Игровая технология
ИКТ технология
Технология использования опорных слов и фраз
Оборудование: Компьютер, проектор MS Word, MS PowerPoint, диск о
достопримечательностях нашего города слайд-шоу, яркие карандаши
с острыми гранями для пальчиковой гимнастики.
План урока.
Вводная беседа.
Постановка учебной задачи.
Обсуждение содержания сочинения.
Физкультминутка.
Показ фильма о достопримечательностях города.
Обсуждение дополнений к тексту. Орфографическая подготовка.
Пальчиковая гимнастика. Запись текста.
Проверка сочинений. Чтение сочинений желающих.
Ход урока.
1.
Слайд 1 ( Тема занятия)
Слайд 2
- Ребята, определите ключевое слово сегодняшнего урока, для этого приведите буквы в соответствии с изображенными фигурами. (Это слово город)
Слайд 3
- Почему буква «д» в слове город изображена особым цветом? (В написании этой буквы
можно совершить ошибку, мы пишем «д», а слышим «т», проверочное слово города)
Слайд 4
-Как называется город, где мы живем?
Слайд 5
- Сравните картины, данные на слайде, определите: где здесь город? Докажите. (В городе есть высотные дома, многоэтажные кирпичные дома, крупные заасфальтированные дороги, по которым движется общественный транспорт; в деревне одноэтажные деревянные дома, нет общественного транспорта, нет шоссейных дорог, по улочкам ходит скотина: коровы, свиньи, козы, овцы; в деревне значительно меньше проживает людей).
Слайд 6
-А что такое город? ( Это крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр).
Слайд 7
- Ребята, почему город является крупным населенным пунктом? ( Так как большое количество людей- горожан проживает в городе)
-Люди каких профессий живут в нашем городе?(…)
-Я буду произносить слова по звукам, а вы назовите мне все cлова.(Учитель, воспитатель, продавец, шофер, инженер, полицейский, парикмахер, строитель, фотограф, доктор, швея)
Слайд 8
- Итак, город является административным центром. Город – место пребывания правительства и правительственных учреждений.
Слайд 9
Наш город является столицей .
Слайд 10
-Кроме того, город является торговым центром. Так как в город едут люди из различных деревень и районов республики, а также из других республик, которые привозят свой товар на продажу и покупают товары местных марийских производителей. Торговля невозможна без развитой транспортной системы.
-Что мы относим к транспортной системе? (Троллейбусы, грузовые машины, легковые автомобили, автобусы, маршрутные такси).
Весь этот транспорт перевозит различные товары, а также людей из одного конца города в другой.
Слайд 11
-Город является крупным промышленным центром, который представлен в городе заводами и фабриками, на которых изготавливают различные нужные людям вещи: одежда, книги, стройматериалы, электро - бытовая техника, кондитерские изделия.
Слайд 12
-Город является еще и крупным культурным центром. В городе есть место не только для деловой жизни, но и для отдыха всей семьи. Так, наш городской парк построен на реке , по которой в летнее время можно покататься на лодках и катамаранах, а зимой на лыжах, санках, коньках. Пройдясь по Набережной нашего города, можно полюбоваться великолепными памятниками, архитектурными сооружениями. В центре нашего города расположен Парк культуры и отдыха, где дети могут покататься на каруселях, просмотреть и быть участником какой-нибудь праздничной программы, проводимой прямо на улице, а также можно покататься на лошадях, запряженных в яркие и красочные повозки. Кроме того в городе находится несколько музеев, театров, старинных домов, кинотеатров, спортивных дворцов, школ, ВУЗОВ, на окраине города расположен Ботанический сад, где даже зимой можно полюбоваться цветущими растениями - все это составляет культурную жизнь нашего города.
2.
Слайд 13
- А теперь представьте, что к вам приехал ваш друг из другого города или из деревни на каникулы. Что бы вы хотели бы показать ему в нашем городе? Куда хотели бы вместе сходить? Что сделали бы, чтобы каникулы у него прошли интересно?
- Прочитайте то, что отпечатано на листочках:
Слайд 14
На каникулы ко мне приехал мой друг (подруга).
Сначала я решил познакомить его (ее) с городом. ……………………………………………………………………………………………………
В один из дней мы ходили в театр ( на выставку, в музей, в парк). ……………………………………………………………………………………………………
Надолго запомнится ему (ей) эта поездка.
3.
- Какое задание вы будете выполнять? (Дополнять рассказ)
- Что узнаем из тех предложений, которые напечатаны? ( О чем этот текст)
- Можем ли мы сказать, что главное в тексте, какое предложение раскрывает главную мысль? ( Последнее)
- Сколько частей в этом тексте? (Три)
- Какие части даны полностью? (Вводная и заключительная)
- Какую часть надо дополнить? (Основную)
- О чем будете рассказывать в первой части? Почему? ( В предложении первой части говорится о знакомстве с городом, поэтому надо рассказать о городе.)
- О чем расскажете во второй части? Почему?
4.
Физкультминутка
А сейчас физкультминутка
Нужно нам, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтобы нам писать, читать
И совсем не уставать!
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка!
5.
Показ фильма о достопримечательностях города.
6.
- Ребята, какие места в нашем городе вы показали бы другу?
Чем они вам нравятся?
Составьте предложения, дополняющие первую часть. ( У нас много памятников и красивых зданий. …)
- Как вы дополните вторую часть? (…)
- Какие слова помогут передать ваше отношение? ( Замечательный, интересный, увлекательный…) Эти слова даны на слайде.
Слайд15
Составьте предложения для второй части. (В один из дней мы ходили в театр. Там ме посмотрели увлекательный спектакль « Цветик-семицветик ». Нам очень понравилась женя, добрая и веселая девочка. Она помогала выздороветь больному мальчику. Затем мы побывали в парке игр и развлечений «Джуманджи». Это был настоящий праздник!...)
-Обратите внимание на слова на слайде, они вам помогут при написании вашего сочинения.
Слайд16
профессия
памятник
транспорт
автобус
троллейбус
маршрутное такси
улица
завод
фабрика
магазин
театр
библиотека
7.
- А сейчас вы можете приступить к написанию вашего сочинения, базовые предложения у вас есть.
Но сначала разомнем наши пальчики. ( Пальчиковая гимнастика с использованием карандашей с острыми гранями)
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Запись текста.
8. Итог урока. Проверка сочинений. Чтение сочинений желающих.