Урок-соревнование
«Решение задач по теме электрический ток»
Образовательная: Создание ситуаций, позволяющих использовать в процессе игры, знания, полученные в процессе изучения тем “Электрическое поле”, “Законы постоянного тока”.
Воспитательная: Стремиться воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи, через работу в группах малого состава.
Развивающая: Создание условий для развития интеллекта, кругозора. Создание условий для формирования умений выделять главные логические составляющие заданий; развития внимательности и наблюдательности; для творческой деятельности.
Задачи:
Продолжить формирование практических навыков и интеллектуальных умений находить физические величины, характеризующие электрические явления;
Содействовать сознательному выбору профессии;
Развивать креативное мышление студентов, формировать чувство эмпатии;
Развивать у студентов способность обобщать и систематизировать, формировать выводы и заключения, подбирать доказательства для выдвигаемых положений;
Продолжить развитие коммуникативных качеств личности над заданиями в группах;
Обеспечить условия как для самостоятельного получения значимой для всей группы информации, так и для выработки общего вывода из предложенного задания.
Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме; формировать навыки решения задач, умение работать в группах; научить применять теоретические знания по теме для объяснения физических явлений.
Формировать диалектическое мышление у учащихся; развивать логику, внимание, интеллектуальную компетентность, смекалку, умение правильно ориентироваться в нестандартной ситуации, формирование гендерной ориентации личности при решении физических упражнений, дисциплинированность, требовательность к самому себе, ответственность.
Тип урока: урок-соревнование.
Оборудование: вольтметр, амперметр, реостат, гальванический элемент, проектор, карточки с заданиями.
Этапы урока | Время, мин. | Формы и методы деятельности учителя | Результат |
Организационный момент Разминка Мотивация 4.Содержание урока 5.Подведение итогов 6.Вывод 7.Домашнее задание | 1 3 2 30 5 3 1 | Рассказ учителя Игра «Узнай прибор» Интересная информация Решение задач разными группами. Заполнение бланков Комментарий учителя Объяснение учителя | Настрой на работу Мотивация учебной деятельности на базе интересной информации Формирование практических умений Подведение итогов Запись в дневники |
План-схема урока
Организационный момент: Добрый день я приветствую вас на уроке физики. Физику любят многие и урока которого ждут с нетерпением. На прошлом уроке мы познакомились с основными понятиями по теме электрический ток, а сегодня давайте вспомним определения, расчётные формулы, правила изображения и составления электрических цепей, а так же поупражняемся при решении задач. Урок проведем не традиционно, в форме соревнований. Вам будут предложены задания разного типа: экспериментальные задачи, задачи-кроссворды, тестовые и расчётные задачи, а так же будет предложено составить проекты по данной теме.
А сейчас перед большой работой, предлагаю вам разминку.
Разминка: Игра «Узнай прибор»
Учащиеся слушают описание прибора, который состоит с отдельных предложений, после
Которых учитель останавливается, а учащиеся называют варианты ответов.
Неизвестный прибор №1
У меня есть корпус и шкала.
Я отношусь к электроизмерительным
Есть катушка, которая размещена между полюсами магнита.
На моей шкале находится буква «А»
(ответ: Амперметр)
Неизвестный прибор №2
У меня есть брат, очень похож на меня.
На схеме меня изображают в виде кружочка с моей любимой буквой.
Мои клеммы присоединяют к тем точкам цепи, между которыми нужно измерять напряжение.
(ответ: Вольтметр)
Неизвестный прибор №3
А у меня есть корпус керамический, на корпус намотан провод с большим сопротивлением, меня применяют для изменения силы тока.
(ответ: Реостат)
Неизвестный прибор №4
Я-самый распространённый прибор, нет такого дома или квартиры, чтобы там меня не было.
У меня есть ещё две пластины, которые почему -то называют электродами.
В следствии химической реакции электроды заряжаются разноимённо и могут поддерживать ток некоторое время.
(ответ: гальванический элемент)
Слово учителя: Молодцы, с разминкой справились хорошо. Продолжаем урок.
Нестандартность нашего урока заключается в том, что вы объединились в группы мальчики отдельно, девочки отдельно. Каждая команда получает задания. Всего их восемь, но вам предлагается выбор задач по каждому заданию. А в конце урока мы узнаем, какая команда победит и какие задания для вас были лёгкие, а какие вызвали затруднения. Помните, что от активности каждого из вас зависит успех каждой команды.
(Учащиеся делятся на команды)
Слово учителя:
Здание первое будет одинаковым для всех команд: составить ряд. Указать стрелками физические величины, формулу и её единицы измерения, прибор для измерения, на скорость и правильность.
I I Rt Вт Омметр
R q\t Дж Счётчик
P pl\s Ом Ваттметр
А IU A Амперметр
(1б.)
Слово учителя
В этом задании ми усовершенствовали знания физических величин, формул, единиц измерения, приборов. Второе задание вам предлагается с правом выбора. Первый вариант по рисунку определить силу тока и решить задачу. Второй вариант это расчётная задача.
Задание№2
1-вариант
Какой ток прошёл через амперметр? Чему будет равняться электрический заряд через 4секунды?
2-вариант
Через электроплитку проходит ток 300А. Какой заряд пройдёт через электроплитку за 5 минут? Какую работу совершит электрический ток, если эта плита подключена к напряжению 220В?
Слово учителя:
Во втором задании повторили, как определяется цена деления прибора, а также решение простейших задач. Третье задание предлагает право выбора, кто то из вас захочет решать тесты, закончив предложение, а кому то нравятся схематические задачи.
(2б.)
Задание №3
Тесты
Электрический ток –это…….
а) движение протонов в проводнике;
б) беспорядочное движение заряженных частичек;
в) движение электронов в проводнике;
г) упорядоченное движение заряженных частичек.
2.Электрическое сопротивление это….
а) сопротивление проводника длиною 1м;
б)величина, которая характеризует противодействие электрическому току в проводнике;
3.Напряжение в цепи можно измерять:
а) амперметром;
б) вольтметром;
в) омметром;
г) реостатом.
4.Реостат-это прибор для…..
а) увеличения силы тока;
б) увеличения напряжения;
в) регулирования силы тока.
5. Удельное сопротивление –это….
а) сопротивление проводника длиною 1м;
б) величина, которая характеризует противодействие электрическому току в проводнике;
в) коэффициент, который характерезует особенности вещества, из которого он изготовлен.
(1б.)
2-вариант
Начертите схему электрической цепи, которая состоит из батареи для карманного фонарика, ключа, лампы, вольтметра(измеряет напряжение на полюсах источника), амперметра(измеряет силу тока в лампе)
(1б.)
Слово учителя:
Решая треть задание вы закрепили знания по теории, а некоторые из вас
Задание№4
Экспериментальная задача
1-вариант
Определите длину проводника в «бухте», не разматывая её.
План
а) определите-d;
б) включите «бухту» в электрическую цепь по схеме
в) найдите длину проводника
2-вариант
а) определите длину проводника;
б) с помощью амперметра и вольтметра определите сопротивление проводника;
в) с помощью полученных данных рассчитайте удельное сопротивление;
г) начертите схему.
(2б.)
Слово учителя
Во время выполнения четвертого задания вы закрепили умения составлять электрические цепи, снимать показания приборов, а так же знания по математике.
В пятом задании предлагается расчётная и графическая задачи. Вам выбирать.
Задание№5
1-вариант
Подъёмный кран равномерно поднимает на высоту 10м груз массой 0,5т. За 20с. Двигатель крана работает под напряжением 220в. Какая мощность двигателя и какой ток он потребляет, если КПД установки 80%.
2-вариант
На рисунке дан график закона Ома для двух параллельно соединённых участка цепи. Определите, чему равняется сила тока в каждом участке цепи при напряжении 2 и 6В.Какой участок цепи имеет большое сопротивление? Во сколько раз? Укажите, от чего зависит наклон прямой графика и оси напряжений ;к оси токов.
Слово учителя : С самым сложным заданием вы справились. Дальше шестое задание для всех групп одинаковое. Ответить на вопросы
Задание№6
1.В какой цепи можно измерить I? 2. В какой цепи можно измерить U? 3. В какой цепи можно измерить R? 4.В какой цепи грубая ошибка? 5.В какой цепи не существует ток? 6.В какой цепи не будет гореть лампочка? | | 1 2 3 4 5 6 |
Слово учителя:
Решив это задание, вы показали знания электрических цепей. Седьмое задание творческого характера: первый вариант Составляет лесенку, в которую следует написать название приборов, частью которых является электронагреватель, а другому варианту следует составить проект «Как может учащийся обойтись без электрических приборов».
Задание№7
В каждый рядок записать название прибора, частью которого есть электронагреватель
| 1.фен 2.плита 3.лампа 4.чайник 5.паяльник 6.обогреватель 7.кипятильник |
Слово учителя:
Какая из команд выбрала проект, пожалуйста прослушаем презентацию.
Спасибо за презентацию, а мы с вами перейдём к последнему восьмому заданию. Я предлагаю вам составить «Азбуку добра». К каждой букве слова «вольтметр» подберите добрые слова.
Задание№8
«Азбука добра» .К каждой букве слова «вольтметр» подберите добрые слова.
В- весело О- осведомлённость Л- любовь Ь Т- талантливость М-милосердие Е- элегантность Т- толерантность Р- радость | В О Л Ь Т М Е Т Р |
Слово учителя: И для девочек и для мальчиков слова, которые вы подобрали в этом задании, очень важные. Они воспитывают у вас те добрые качества которые необходимы в дальнейшей жизни. Это понятия которыми должен владеть каждый человек.
Сравните пожалуйста свои ответы в заданиях с правильными, поставьте баллы в бланках
Вывод урока:
Сегодня на уроке вы решали разные типы заданий. Работали активно как девочки так и мальчики. А сейчас, пожалуйста дайте ответы на вопросы анкеты.
Анкета:( дать ответ да или нет на каждый вопрос)
Какие задачи нравится решать?
1.задачи по образцу;
2.логическое преобразование задач;
3.применение знаний на практике в ситуациях которые приводят к новому решению;
4.решать теоретические задачи;
5.решать экспериментальные задачи;
6.решать графические задачи;
7.решать тестовые задачи с выбором ответа;
8.решать качественные задачи;
(итог на следующий урок)
Домашнее задание.
1.Повторить теоретический материал, формулы.
2.Составить проект «Как может работать фабрика без электричества»
3.Составить кроссворд по данной теме.
Презентация
приложение
№ п\п | задания | Бал лы | Решение |
1 | I I Rt Вт Омметр R q\t Дж Счётчик P pl\s Ом Ваттметр А IU A Амперметр | 1 | |
2 | 1-вариант Какой ток прошёл через амперметр? Чему будет равняться электрический заряд через 4секунды? | 1 | |
2-вариант Через электроплитку проходит ток 300А. Какой заряд пройдёт через электроплитку за 5 минут? Какую работу совершит электрический ток, если эта плита подключена к напряжению 220В? | 1 | |
3 | 1-вариант Тесты Электрический ток –это……. а) движение протонов в проводнике; б) беспорядочное движение заряженных частичек; в) движение электронов в проводнике; г) упорядоченное движение заряженных частичек. 2.Электрическое сопротивление это…. а) сопротивление проводника длиною 1м; б)величина, которая характеризует противодействие электрическому току в проводнике; 3.Напряжение в цепи можно измерять: а) амперметром; б) вольтметром; в) омметром; г) реостатом. 4.Реостат-это прибор для….. а) увеличения силы тока; б) увеличения напряжения; в) регулирования силы тока. 5. Удельное сопротивление –это…. а) сопротивление проводника длиною 1м; б) величина, которая характеризует противодействие электрическому току в проводнике; в) коэффициент, который характерезует особенности вещества, из которого он изготовлен. | 1 | |
| 2-вариант Начертите схему электрической цепи, которая состоит из батареи для карманного фонарика, ключа, лампы, вольтметра(измеряет напряжение на полюсах источника), амперметра(измеряет силу тока в лампе) | 1 | |
4 | 1-вариант Определите длину проводника в «бухте», не разматывая её. План а) определите-d; б) включите «бухту» в электрическую цепь по схеме в) найдите длину проводника | 2 | |
2-вариант а) определите длину проводника; б) с помощью амперметра и вольтметра определите сопротивление проводника; в) с помощью полученных данных рассчитайте удельное сопротивление; г) начертите схему. | 2 | |
5 | 1-вариант Подъёмный кран равномерно поднимает на высоту 10м груз массой 0,5т. За 20с. Двигатель крана работает под напряжением 220в. Какая мощность двигателя и какой ток он потребляет, если КПД установки 80%. | 3 | |
2-вариант На рисунке дан график закона Ома для двух параллельно соединённых участка цепи. Определите, чему равняется сила тока в каждом участке цепи при напряжении 2 и 6В.Какой участок цепи имеет большое сопротивление? Во сколько раз? Укажите, от чего зависит наклон прямой графика и оси напряжений ;к оси токов. | 2 | |
7. | 1. В каждый рядок записать название прибора, частью которого есть электронагреватель | 1 | |
6 | | 1 2 3 4 5 6 | 1.В какой цепи можно измерить I? 2. В какой цепи можно измерить U? 3. В какой цепи можно измерить R? 4.В какой цепи грубая ошибка? 5.В какой цепи не существует ток? 6.В какой цепи не будет гореть лампочка? | 1 | |
8 | «Азбука добра» . К каждой букве слова «вольтметр» подберите добрые слова. | В О Л Ь Т М Е Т Р | | 1 | |
| | | Всего баллов | | |
Фамилия учащегося_______________________класс________________ |
Дополнение
Ответы учащихся по гендерному признаку |
№ вопроса | ответ | Пол респондента | ответы «да» % юноши | ответы «да» % девушки |
1 | Да | юноши | девушки | 40 | 76,9 |
Нет | юноши | девушки |
2 | Да | юноши | девушки | 50 | 61,5 |
Нет | юноши | девушки |
3 | Да | юноши | девушки | 70 | 30,8 |
Нет | юноши | девушки |
4 | Да | юноши | девушки | 60 | 59,2 |
Нет | юноши | девушки |
5 | Да | юноши | девушки | 90 | 23,1 |
Нет | юноши | девушки |
6 | Да | юноши | девушки | 50 | 38,5 |
Нет | юноши | девушки |
7 | Да | юноши | девушки | 80 | 76,9 |
Нет | юноши | девушки |
8 | Да | юноши | девушки | 70 | 53,8 |
Вывод:
При решении задач девушки ориентируются на скорость, а юноши на точность;
Юношам больше нравится разгадовать кроссворды, с лёгкостью даются экспериментальные задания, предпочтение отдают символам, диаграммам, кодовым записям;
У девушек лучше развито абстрактное мышление, а у юношей пространственная ориентация;
Юноши более подвижны на уроках ,чем стимулируют работу мозга;
Юноши в сравнении с девушками слушают хуже, тяжелее запоминают численные детали, разговорчивы на уроке чаще требуют доказательств;
Как юноши, так и девушки Выигрывают от работы в команде, при этом первые стремятся создать структуриванные команды