МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 31»
Конспект открытого урока биологии
по теме:
«Водоросли»
7 класс
Выполнила: учитель биологии
Иванова Е.Г.
Оренбург, 2017 г
Урок-соревнование по теме «Водоросли»
Тема урока: Водоросли.
Цель урока: обобщить знания учеников о водорослях, значении их в природе и жизни человека, инициировать работу по группам.
Задачи:
• образовательная: закрепить и систематизировать знания учащихся о строении, размножении и роли водорослей в природе и жизни человека, их разнообразии;
•развивающая: продолжить формирование умений и навыков обобщения знаний в виде таблицы, работы в паре, общения, выделения главного.
•воспитывающая: способствовать формированию бережного отношения и любви к природе.
План урока
1. Организационный момент.
Выступление команд
- название
- девиз
- эмблема
2. I конкурс. «Ответы на вопросы»
3. II конкурс. «Слова-перевертыши»
4. III конкурс. Домашнее задание «Заполни таблицу»
5. IV конкурс. «Работа с текстом»
6. Подведение итогов.
Ход урока
1. Организационный момент. Урок является конкурсом. Из класса образуются 2 группы по 2 человека в каждой.
Учащиеся рассаживаются по группам. Учитель рассказывает о теме урока и содержании первого конкурса.
Выступление команд
- название
- девиз
- эмблема
2. Этапы соревнований
I конкурс. «Ответы на вопросы»
Каждой из команд предлагаются конверты с номерами. Учитель предоставляет возможность каждой из групп взять конверт с карточкой №1. Ученики вынимают карточку, на которой указаны термины и понятия.
| 1. Низшие растения | | 7. одноклеточные водоросли |
| 2. автотрофы | | 8. зооспоры |
| 3. таллом | | 9. гаметы |
| 4. хроматофоры | | 10. нитчатые водоросли |
| 5. гаметофит | | 11. зигота |
| 6. ризоиды | | 12. спорофит |
Учитель зачитывает вопросы, а команды поочередно отвечают на вопросы.
1. Какие водоросли напоминают мелкие зеленые шарики диаметром не более 15 мкм?
2. В чем у водоросли находится хлорофилл?
3. По способу питания водоросли являются представителями какой группы?
4. Каким способом размножаются бурые водоросли?
5. По внешнему виду морские водоросли напоминают растения суши, но у них нет органов, а что они имеют?
6. При подходящих условиях одноклеточные водоросли стремительно размножаются. Что получается в результате размножения?
7. К какому виду водорослей относится спирогира, улотрикс, кладофора.
8. С помощью каких клеток могут размножаться одноклеточные водоросли в случае неблагоприятных условий?
9. Благодаря чему бурые водоросли имеют возможность прикрепляться ко дну?
10. Как называют клетку, покрытую толстой оболочкой и находящуюся долгое время в состоянии покоя?
11. У каких растений нет органов?
Ответы
11 | 1. Низшие растения | 1 | 7. одноклеточные водоросли |
3 | 2. автотрофы | 6 | 8. зооспоры |
5 | 3. таллом | 8 | 9. гаметы |
2 | 4. хроматофоры | 7 | 10. нитчатые водоросли |
4 | 5. гаметофит | 10 | 11. зигота |
9 | 6. ризоиды | 4 | 12. спорофит |
II конкурс. "Слова-перевертыши"
Ученикам необходимо составить названия известных терминов из слогов на карточке №2, которую команда получает от учителя.
Карточка №2
1. ос-зо-о-ры-по |
2. го-та-зи |
3. зо-ды-и-ри |
4. сло-ще-е-ви |
Ответы
1. ос-зо-о-ры-по | 1. зооспоры |
2. го-та-зи | 2. зигота |
3. зо-ды-и-ри | 3. ризоиды |
4. сло-ще-е-ви | 4. слоевище |
III конкурс. "Заполни таблицу"
1 команда
Значение бурых водорослей |
в природе | для человека |
1. Обогащение воды кислородом | 1. Корм для скота |
2.Питание для рыб | 2. Удобрение для почвы |
| 3. Использование в кондитерской промышленности |
| 4. Получение йода |
| 5. Изготовление красок, пластмасс, непромокаемых тканей |
| 6. Морская капуста, латимерия употребляется в пищу как диетический продукт. |
| 7. Грязелечение - сапропель |
2 команда
Значение нитчатых водорослей |
в природе | для человека |
1. Обогащение воды кислородом | 1. Обогащение воды кислородом. |
2. Питание для рыб | 2. Биокорм для сельскохозяйственных животных |
3 команда
Значение одноклеточных водорослей |
в природе | для человека |
1. Очистка водоемов | 1. Очистка водоемов |
2. Корм для животных | 2. Биокорм для с/х животных |
4 команда
Значение красных водорослей |
в природе | для человека |
1. Обогащение воды кислородом | 1. Используется в пищевой промышленности – агар-агар |
2. Питание для рыб | 2. Получение йода |
| 3. Биодобавка, чтобы хлеб не так быстро черствел. |
IV конкурс. "Работа с текстом"
Ученикам необходимо отметить на карточках номера правильных суждений.
Карточка №5
1. Все растения, которые растут в воде-водоросли.
2. Поверхность прудов летом может быть сплошь затянута водорослью-ряской.
3. Водоросли не всегда живут только в воде, они могут быть и на суше (на коре деревьев, на почве и в ней).
4. Хламидомонада обладает двумя пульсирующими вакуолями.
5. В случае неблагоприятных условий хламидомонады преобразуются в гаметы.
6. Хлорелла способна поглощать из воды растворенные в ней органические вещества.
7. Нитчатая водоросль улотрикс создает тину.
8. Спирогира представляет собой зеленую нитчатую водоросль.
9. Хроматофор у спирогиры имеет форму чаши.
10. Зеленые нитчатые водоросли снабжают воду кислородом
11. У большинства бурых водорослей есть широкие листья
12. Морские водоросли накапливают в своем организме йод.
Ответы: 3,4,5,6,8,10,12,
V конкурс. "Эрудиты".
Учитель читает вопросы, а ученики отвечают, набирая очки для команды, за каждый из правильных ответов.
Вопросы представляются ученикам с помощью видеопроектора.
1. Одноклеточные водоросли нуждаются в солнечном свете. При t =+4*С они гибнут, так как при отрицательных температурах неосуществимы процессы жизнедеятельности. Как объясняется то, что среди льдов на снегу живут водоросли.
2. Ряска и спирогира находятся в одном водоеме. Но их нельзя отнести к одной группе растений. Объясните это.
3. Ученым давно известно, что в северных морях водоросли растут намного лучше, чем в морях южных широт. Почему?
4. Большинство водорослей находятся в воде, но водоросли, которые произрастают в приливно-отливной зоне морей и океанов, некоторое время находятся вне воды, что им вовсе не вредит. Почему?
5. Ученые-альгологи заметили, что бурая водоросль-ламинария сахарная (морская капуста) намного лучше растет в бухтах и заливах, которые расположены около городов. С чем это связано?
6. Известно, что многие водоросли применяют для очистки сточных вод. Почему?
Ответы
1. На снегу водоросли обитают колониями. На темные пятна попадает солнечный свет, и они греются активнее, чем снег, он подтаивает, и водоросли оказываются в ямке, под ледяным стеклышком, образуется парничок с постоянной температурой.
2. Ряска является высшим растением. Спирогира - водорослью.
3. В холодной воде находится больше кислорода, который нужен для жизни водорослей.
4. Большинство водорослей покрывает студенистое вещество, замедляющее испарение воды, которое появляется при ослезнении тканей.
5. В загрязненных бухтах намного больше питательных веществ для ламинарии сахарной, или морской капусты.
6. Водоросли могут всасывать всей поверхностью тела находящиеся в воде органические вещества, что содействует очищению воды.
3. Подведение итогов.
Все учащиеся группы, набравшей большее количество баллов, получают «5».
Остальные получают оценки в зависимости от набранных баллов