СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-соревнование "Водоросли"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-соревнование в 7 классе "Водоросли"

Просмотр содержимого документа
«Урок-соревнование "Водоросли"»


МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 31»











Конспект открытого урока биологии

по теме:


«Водоросли»


7 класс





Выполнила: учитель биологии

Иванова Е.Г.
















Оренбург, 2017 г


Урок-соревнование по теме «Водоросли»


Тема урока: Водоросли.

Цель урока: обобщить знания учеников о водорослях, значении их в природе и жизни человека, инициировать работу по группам.

Задачи:

• образовательная: закрепить и систематизировать знания учащихся о строении, размножении и роли водорослей в природе и жизни человека, их разнообразии;

•развивающая: продолжить формирование умений и навыков обобщения знаний в виде таблицы, работы в паре, общения, выде­ления главного.

•воспитывающая: способствовать формированию бережного отношения и любви к природе.


План урока

1. Организационный момент.

Выступление команд

- название

- девиз

- эмблема

2. I конкурс. «Ответы на вопросы»

3. II конкурс. «Слова-перевертыши»

4. III конкурс. Домашнее задание «Заполни таблицу»

5. IV конкурс. «Работа с текстом»

6. Подведение итогов.


Ход урока


1. Организационный момент. Урок является конкурсом. Из класса образуются 2 группы по 2 человека в каждой.

Учащиеся рассаживаются по группам. Учитель рассказывает о теме урока и содержании первого конкурса.


Выступление команд

- название

- девиз

- эмблема


2. Этапы соревнований


I конкурс. «Ответы на вопросы»

Каждой из команд предлагаются конверты с номерами. Учитель предоставляет возможность каждой из групп взять конверт с карточкой №1. Ученики вынимают карточку, на которой указаны термины и понятия.



1. Низшие растения


7. одноклеточные водоросли


2. автотрофы


8. зооспоры


3. таллом


9. гаметы


4. хроматофоры


10. нитчатые водоросли


5. гаметофит


11. зигота


6. ризоиды


12. спорофит


Учитель зачитывает вопросы, а команды поочередно отвечают на вопросы.


1. Какие водоросли напоминают мелкие зеленые шарики диаметром не более 15 мкм?

2. В чем у водоросли находится хлорофилл?

3. По способу питания водоросли являются представителями какой группы?

4. Каким способом размножаются бурые водоросли?

5. По внешнему виду морские водоросли напоминают растения суши, но у них нет органов, а что они имеют?

6. При подходящих условиях одноклеточные водоросли стремительно размножаются. Что получается в результате размножения?

7. К какому виду водорослей относится спирогира, улотрикс, кладофора.

8. С помощью каких клеток могут размножаться одноклеточные водоросли в случае неблагоприятных условий?

9. Благодаря чему бурые водоросли имеют возможность прикрепляться ко дну?

10. Как называют клетку, покрытую толстой оболочкой и находящуюся долгое время в состоянии покоя?

11. У каких растений нет органов?


Ответы


11

1. Низшие растения

1

7. одноклеточные водоросли

3

2. автотрофы

6

8. зооспоры

5

3. таллом

8

9. гаметы

2

4. хроматофоры

7

10. нитчатые водоросли

4

5. гаметофит

10

11. зигота

9

6. ризоиды

4

12. спорофит


II конкурс. "Слова-перевертыши"


Ученикам необходимо составить названия известных терминов из слогов на карточке №2, которую команда получает от учителя.


Карточка №2

1. ос-зо-о-ры-по

2. го-та-зи

3. зо-ды-и-ри

4. сло-ще-е-ви


Ответы

1. ос-зо-о-ры-по

1. зооспоры

2. го-та-зи

2. зигота

3. зо-ды-и-ри

3. ризоиды

4. сло-ще-е-ви

4. слоевище


III конкурс. "Заполни таблицу"



1 команда

Значение бурых водорослей

в природе

для человека

1. Обогащение воды кислородом

1. Корм для скота

2.Питание для рыб

2. Удобрение для почвы


3. Использование в кондитерской промышленности


4. Получение йода


5. Изготовление красок, пластмасс, непромокаемых тканей


6. Морская капуста, латимерия употребляется в пищу как диетический продукт.


7. Грязелечение - сапропель


2 команда

Значение нитчатых водорослей

в природе

для человека

1. Обогащение воды кислородом

1. Обогащение воды кислородом.

2. Питание для рыб

2. Биокорм для сельскохозяйственных животных


3 команда

Значение одноклеточных водорослей

в природе

для человека

1. Очистка водоемов

1. Очистка водоемов

2. Корм для животных

2. Биокорм для с/х животных


4 команда

Значение красных водорослей

в природе

для человека

1. Обогащение воды кислородом

1. Используется в пищевой промышленности – агар-агар

2. Питание для рыб

2. Получение йода


3. Биодобавка, чтобы хлеб не так быстро черствел.


IV конкурс. "Работа с текстом"

Ученикам необходимо отметить на карточках номера правильных суждений.


Карточка №5

1. Все растения, которые растут в воде-водоросли.

2. Поверхность прудов летом может быть сплошь затянута водорослью-ряской.

3. Водоросли не всегда живут только в воде, они могут быть и на суше (на коре деревьев, на почве и в ней).

4. Хламидомонада обладает двумя пульсирующими вакуолями.

5. В случае неблагоприятных условий хламидомонады преобразуются в гаметы.

6. Хлорелла способна поглощать из воды растворенные в ней органические вещества.

7. Нитчатая водоросль улотрикс создает тину.

8. Спирогира представляет собой зеленую нитчатую водоросль.

9. Хроматофор у спирогиры имеет форму чаши.

10. Зеленые нитчатые водоросли снабжают воду кислородом

11. У большинства бурых водорослей есть широкие листья

12. Морские водоросли накапливают в своем организме йод.

Ответы: 3,4,5,6,8,10,12,


V конкурс. "Эрудиты".


Учитель читает вопросы, а ученики отвечают, набирая очки для команды, за каждый из правильных ответов.


Вопросы представляются ученикам с помощью видеопроектора.


1. Одноклеточные водоросли нуждаются в солнечном свете. При t =+4*С они гибнут, так как при отрицательных температурах неосуществимы процессы жизнедеятельности. Как объясняется то, что среди льдов на снегу живут водоросли.

2. Ряска и спирогира находятся в одном водоеме. Но их нельзя отнести к одной группе растений. Объясните это.

3. Ученым давно известно, что в северных морях водоросли растут намного лучше, чем в морях южных широт. Почему?

4. Большинство водорослей находятся в воде, но водоросли, которые произрастают в приливно-отливной зоне морей и океанов, некоторое время находятся вне воды, что им вовсе не вредит. Почему?

5. Ученые-альгологи заметили, что бурая водоросль-ламинария сахарная (морская капуста) намного лучше растет в бухтах и заливах, которые расположены около городов. С чем это связано?

6. Известно, что многие водоросли применяют для очистки сточных вод. Почему?


Ответы

1. На снегу водоросли обитают колониями. На темные пятна попадает солнечный свет, и они греются активнее, чем снег, он подтаивает, и водоросли оказываются в ямке, под ледяным стеклышком, образуется парничок с постоянной температурой.

2. Ряска является высшим растением. Спирогира - водорослью.

3. В холодной воде находится больше кислорода, который нужен для жизни водорослей.

4. Большинство водорослей покрывает студенистое вещество, замедляющее испарение воды, которое появляется при ослезнении тканей.

5. В загрязненных бухтах намного больше питательных веществ для ламинарии сахарной, или морской капусты.

6. Водоросли могут всасывать всей поверхностью тела находящиеся в воде органические вещества, что содействует очищению воды.


3. Подведение итогов.

Все учащиеся группы, набравшей большее количество баллов, получают «5».

Остальные получают оценки в зависимости от набранных баллов










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!