МБОУ СОШ № 3 г.о. Спасск-Дальний
1. Общая информация об уроке |
Тема | «Социальная структура Российского общества в XVII в.» |
№ урока по КТП | 27 |
Предмет, класс: | История, 7 класс |
УМК: | 1) УМК И.Л. Андреева, О.В. Волобуева. История 6-10. Учебник: Андреев И.Л., Федоров И.Н. История России, 7 кл. – М.: Дрофа, 2021. 2) Программа по истории России для 6-10 классов системы «Алгоритм успеха» под общей редакцией В.А. Тишкова издательства «Вентана-Граф» 2021 г. Учебник: Вовина В.Г. и др. История России 7 класс: учебное пособие /В.Г.Вовина, П.А.Баранов, Т.И.Пашкова и др.; под ред. В.А.Тишкова. – М.: Вентана-Граф, 2021. |
Тип урока: | Изучения нового материала |
Методы, приемы обучения, образовательные технологии | По характеру учебно-познавательной деятельности: системно-деятельностный подход, проблемно-поисковые методы. Приемы обучения: самостоятельно извлекать необходимую информацию из источников различного вида; переструктурировать полученную информацию в схему или таблицу по выбору; выполнять познавательные задания, приводить необходимые аргументы и формулировать соответствующие выводы. |
Цель | учителя | учеников |
Формирование знаний учащихся о социальной структуре Российского общества и правовом положении основных категорий населения в XVII в. | Получение знаний о жизни представителей основных сословий российского общества XVII в. |
Задачи | 1. На основе текста учебника познакомить учащихся с изменениями правового статуса различных категорий привилегированных и непривилегированных категорий населения в XVII в. 2. Организовать отработку основных УУД учеников через выполнение познавательных заданий с учетом разноуровневого подхода. 3. Способствовать поддержанию у учеников устойчивого интереса к изучению российской истории, усвоению обучаемыми традиционных ценностей многонационального российского общества. | 1. Выяснить, как изменились условия службы и уклад жизни основных категорий населения в сравнении с их положением в XVI в. 2. Закрепить полученные знания и умения при выполнении познавательных и проблемных заданий. 3. Сформировать собственное эмоционально-ценностное отношение к событиям и явлениям прошлого, поделиться аргументированным мнением с одноклассниками и учителем. |
Формируемые УУД |
предметные | метапредметные | личностные |
Объяснять смысл и значение понятий, изучаемых на уроке. Понимать сущность социальной иерархии российского общества в XVII в., выделять особенности процесса формирования сословий, их прав и обязанностей. Составлять таблицу (опорную схему) «Основные сословия России в XVII в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества. Обсуждать иллюстрации параграфа и компьютерной презентации и определять, представители каких социальных групп на них изображены. Обосновывать выбор ответа на главный вопрос урока. Соотносить факты и их принадлежность определенным категориям населения. | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: формулировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать адекватный заявленным целям алгоритм действий; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала; производить поиск и фиксацию информации (текстовой, иллюстративной), выделяя главное и второстепенное. Познавательные: | Формировать и развивать устойчивую мотивацию учения; Овладевать способами обобщения и систематизации знаний; Расширять опыт оценочной деятельности; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; Осознавать свою этническую принадлежность, усваивать социальные нормы и правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах. |
Организация учебного пространства | Разделение класса на 3 группы (по рядам) и пары. |
Оборудование, дидактические материалы | Нетбук, проектор, интерактивная доска, учебники истории, тетради, карточки с заданиями, историческая схема «Основные сословия российского общества XVII в.», компьютерная презентация по теме урока |
Источники информации | 1. Вовина В.Г. и др. История России 7 класс: учебное пособие /под ред. В.А.Тишкова. – М.: Вентана-Граф, 2021. 2. Симонова Е.В. История России XVI – конец XVII в.: Методическое пособие к учебнику 7 класса. – М.: Дрофа, 2018. 3. Сорокина Е.Н. История России 7 класс: методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2021. 4. //www.history.ru. |
2. План-сценарий урока |
Этап урока | Виды, приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Ресурсы |
1. Организационный этап | Подготовка к работе на уроке. 1 минута | Просит учеников разместиться на своих местах (3 ряда). Приветствует учеников. Предлагает проверить наличие необходимых на уроке принадлежностей. | | Организация рабочих мест для 3 групп. Нетбук с загруженными файлами и программами; дидактические материалы для каждого ученика. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Знакомство с темой, типом урока. 2 минуты Постановка цели и задач урока (прием «корзина идей»). 3 минуты | Называет тему и тип урока. Напоминает правила ведения конспекта, правила конструктивного взаимодействия на уроке, напоминает о памятках на форзацах учебника. Ученики будут оценивать каждый этап своей работы на уроке, заполняя оценочный бланк. Называет главный вопрос урока: «Как изменилось в XVII в. общественное положение основных категорий населения России?», просит учеников сформулировать цель и задачи своей деятельности на уроке. Фиксирует выбранные учениками цель и задачи на меловой доске. Отмечает, что многие вопросы, которые обсуждаются в данной теме до сих пор не имеют однозначного ответа, поэтому мнения учеников класса могут разделиться, это нормально. Выполнить задания на уроке поможет учебник, историческая карта, а также исторические документы, дополнительные источники информации. | Воспринимают информацию, уточняют непонятные моменты. Записывают тему урока. Формулируют и оглашают цель и задачи своей работы на уроке. Отмечают, какие факторы помогут им достичь цели, какие – будут мешать. Фиксируют свою цель и задачи в рабочей тетради. Открывают § 19 учебника (стр. 154). | Слайд 1 Слайд 3 |
3. Актуализация знаний | Повторение изученного материала по схеме с. 149. 5 минут | Фронтальная работа с классом: Напоминает ученикам о необходимости оценивать свои результаты в «Таблице самооценки» после каждого задания. Соборное уложение 1649 г. не только закрепило систему государственного управления, но и установило четкую иерархию людей в обществе, установив для каждой категории перечень прав и обязанностей. Какие это права и обязанности ученики узнают на уроке. | Выполняют задание 1 «Вставить пропущенное», один ученик делает задание на интерактивной доске. Взаимопроверка результатов. Коррекция знаний. Называют Боярскую думу, Земские соборы, органы местного самоуправления. Объясняют сущность произошедших изменений, цель которых усиление самодержавной власти монарха. Оценивают свою работу, фиксируют результаты в «Таблице самооценки». | Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 |
4. Первичное усвоение новых знаний | 1) Объяснение нового материала. 3 минут Работа с текстом п. 3-9, поиск информации, ее анализ и систематизация. Выполнение познавательных заданий 12 минут | На схеме объясняет принятую в изучаемый период систему налогообложения и разделение людей на привилегированные и тяглые категории. Предлагает дополнить схему, назвав, какие именно категории населения входили в обозначенные на схеме группы. Поясняет, что на партах лежат карточки с заданиями по определенным пунктам параграфа (учитель сам распределяет пункты для работы между учениками). Работать предлагается индивидуально или в парах. Проводит тематическую перекличку: просит поднятием рук показать, кому какой пункт для изучения достался. Предлагает учащимся выбрать приемлемый по сложности вариант заданий: - базовый уровень – карточка 1 (ответить на вопросы по пункту); - средний уровень – составить, в соответствии с главным вопросом урока, 3 «тонких» и 3 «толстых» вопроса по своему пункту, зафиксировать ответы на них; - повышенный уровень – используя текст параграфа и схему с. 55 выписать, какие изменения произошли с любыми 3 категориями населения, указанные в параграфе 19, именно в XVII в. Консультирует учащихся в случае затруднений при выполнении заданий, следит за соблюдением временного регламента. Организует проверку выполнения задания, отмечает правильные ответы. | Знакомятся с заданиями, участвуют в тематической перекличке. Прослушивают вопрос учителя, уточняют непонятные моменты, приступают к выполнению задания, фиксируют ответы к заданию 3. Озвучивают ответы, проводят парную взаимопроверку выполнения заданий, сверяя ответы с комментарием учителя. Самооценка. | Слайд 6,7 Слайд 8 |
2) Работа с иллюстрациями учебника с. 160, 161 3 минут | Предлагает рассмотреть иллюстрации параграфа с. 155-158 и определить, представители каких категорий населения изображены на гравюре из книги А.Олеария и картине А.Васнецова? | Выполняют задание. Озвучивают свое мнение, вступают в дискуссию с одноклассниками. По итогам выполнения заданий - самооценка | Слайд 9 |
5. Первичная проверка понимания | Выполнение задания «Моя творческая мастерская» стр. 163-164. 6 минут | Организует выполнение задания творческого уровня в бригадах (по рядам). Необходимо обязательно ответить на вопросы а), б), в), прочитав монологи. Рекомендуется использовать схему урока и схему на с. 55 учебника. Просит учеников разместиться по своим местам и сверить свои ответы с эталоном. Результаты самооценки нужно отметить в таблице самооценивания. | Ученики уточняют непонятные моменты, на основе изученного материала и текста параграфа выполняют задание. Озвучивают полученные результаты, сравнивая свой ответ с ответами других бригад и эталоном. Самооценка | Слайд 10 |
6. Первичное закрепление. | Решение интерактивного теста. 5 минут | Предлагает проверить свои знания, полученные на уроке. Приглашает по очереди желающих учеников к интерактивной доске. Остальные ученики озвучивают ответы. | Помогают однокласснику у доски в решении тестовых заданий. Сверяют свои ответы с эталоном. Самооценка результатов. | Файл интертактивного теста Слайд 11 |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | § 19, читать Базовый уровень: Составить тестовое задания по пунктам 3-9 (8 вопросов), отметить правильные ответы. Повышенный уровень: написать письмо родным от имени представителя одного из сословий (по выбору) с рассказом о жизни, правах и обязанностях. 2 минуты | Оглашает домашнее задание, объясняет, что именно и в какие сроки нужно сделать ученикам. Отвечает на уточняющие вопросы. | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. | Слайд 12 |
8. Рефлексия | Заполнение листа самооценки своей работы. 3 минуты | Предлагает учащимся закончить заполнение листа самооценки своей работы предельно честно. Напоминает, что подписывать данный лист не обязательно. Предлагает ученикам назвать оценки, которые они выставили себе. Проводит оглашение накопительных отметок за работу, называет отметки, которые будут выставлены в журнал. | Анализируют свою работу (успехи и затруднения), заполняют лист самооценки своей работы. Называют отметки, выставленные за свою работу. Проводят самооценку своей работы на уроке, выделяют успехи и затруднения. Благодарят учителя за урок. Прощаются с учителем. | Слайд 5 |
Карточка 1. Работа с текстом учебника
Карточка 2. «Тонкие» и «толстые» вопросы
Карточка 3.