Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ларичихинская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
Тема:
Способы решения систем уравнений.
Математика 9 класс
Технология: Проблемное обучение
Номинация: Современные образовательные технологии
Автор: Щекотева Татьяна Юрьевна,
учитель математики
Ларичиха 2016
План- конспект урока
Педагог (ФИО) __Щекотева Татьяна Юрьевна_
Предмет __математика_____Класс _______9_____________________
Тема урока Способы решения систем уравнений___________
Цели урока.
Образовательные: создать условия для:
Формирования умений применять знания в незнакомой ситуации (применение способа подстановки для решения систем рациональных уравнений).
Формирования потребности в приобретении новых знаний.
Развивающие: создать условия для:
Развития умений учеников самоконтроля, взаимоконтроля, самоанализа своей учебной деятельности.
Развития умений добывать новые знания, используя свой опыт, перерабатывать полученную информацию.
Развития умений высказывать свою точку зрения, пытаться ее обосновать, слушать и понимать речь другого, организовывать взаимодействие в группе.
Воспитательные: создать условия для:
Воспитания устойчивого познавательного интереса.
Развитие доброжелательного отношения к окружающим.
Умения критически оценивать свой труд на уроке.
Тип урока:
изучение нового материала. Методы обучения: По источникам знаний:
наглядные. По степени взаимодействия
учитель-ученик, ученик-ученик: эвристическая беседа. Относительно характера познавательной деятельности:
проблемный и частично-поисковый. Характеристика класса. В классе обучаются 14 человек. Из них 1 ребенок обучается по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью (на уроке ребенок отсутствовал). Из остальных 13 человек оценку «5» по математике имеют 3 человека, «4»- 8 человек, «3»- 2 человека. Класс средний, уровень мотивации на хорошем уровне. Учащиеся работоспособны, на уроке свободно высказываются, к заданиям подходят творчески.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:
учебник, рабочая тетрадь;
раздаточный материал, для организации работы учащихся в группах;
распечатанные приложения для организации фронтальной работы с классом.
Организационный момент (1-2 мин) Цель этапа: Создать благоприятный психологический настрой на работу. |
Деятельность учителя - Доброе утро. Девизом нашего урока будут слова Владимира Мономаха: «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь» Сегодня на уроке как обычно можно ошибаться, сомневаться, консультироваться, но давайте дадим себе установку со всеми вопросами разобраться и уйти с урока с усвоенным материалом. Согласны? Желаю всем удачи. | Деятельность учащихся Настраиваются на работу. | Примечание Психологический настрой учащихся. Слайд 1-2 приложение 3 |
Целеполагание и мотивация: Цель этапа: Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Какую тему изучали на прошлом уроке? Проверим как вы усвоили изученный материал. Каждая группа решает предложенные системы: А) Б) Сверяем ответы, получившиеся в группах. Как вы думаете, почему ответы для второй системы разные? Как узнать точное решение для данной системы? - В последней системе точно указать координаты второй точки не получается, значит данный способ решения системы не удачен. - А в каком случае ещё графический способ ненадёжен? -Достаточно ли для решения систем знать только этот способ? Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Сформулируйте её. Запишите тему урока - А какие способы решения систем линейных уравнений вы знаете? Сегодня на уроке давайте рассмотрим применение способа подстановки для решения систем уравнений, отличных от линейных, а способ сложения отработаем на следующем уроке. Подумайте над задачами урока. | Графический способ решения систем уравнений Решают предложенные задания. Ответ: А) (-1;1), (3;9) Б) (-1;1), (≈0,5;≈0,2) Точки пересечения расположены не удачно. Когда трудно построить графики, когда не видны точки пересечения. Нет. Способы решения систем уравнений. Способ подстановки и способ сложения. Сформулировать алгоритм решения систем уравнений способом подстановки. Закрепить применение алгоритма при решении систем уравнений. Решить вторую систему данным способом. | Слайд 3 приложение 3 Слайд 4 приложение 3 Записываются на доске. |
| | |
| | |
Изучение нового учебного материала. Цель этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: способы решения систем уравнений. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1)Работа в группах. По учебнику (стр 54, 55 разобрать алгоритм применения метода подстановки, пример 1 прокомментировать друг другу) 2) достаньте из конверта задание, прочитайте его и выполните в группе (Задание: определить очередность соответствующих частей алгоритма, представленного в виде отдельных разрезанных листочков) (приложение 1). Следующее задание. В каком случае ученик применил метод подстановки наиболее рационально? Объясните. А) Б) В) (выполняется на листе приложение 2) | Работают в группах с материалом учебника. Обсуждают в группах. Зачитывают полученный алгоритм. Обсуждают в группах. Сверяют полученные ответы с другими группами. | Алгоритм состоит из 4 пунктов, взят из учебника Виленкина. В учебнике Мордковича А.Г. алгоритм состоит из 5 шагов. |
| | |
Динамическая пауза. Гимнастика для глаз. 2 мин |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
А теперь давайте дадим нашим глазам отдохнуть. Следим за движением объектов на слайде. | Выполняют гимнастику для глаз. | Слайд 5 приложение 3 |
4. Закрепление учебного материала: Цель этапа: Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Вернемся к системе №2. Скажите, можем теперь узнать точные ответы? Решение системы методом подстановки. Коллективная работа на доске. Могли ли мы получить такой ответ, решая систему графическим способом? №121 (а)- работа в группах Ответ: (2;-1), (-1;2) Самостоятельная работа. Выполните самопроверку работы. Оцените свою самостоятельную работу. Поднимите руки те, кто выполнил работу отлично. Теперь те, кто с вычислительной ошибкой. | Да 1 человек решает у доски, остальные в тетрадях. Нет. Решают систему, работая в группе. Сверяют ответы, обсуждают возможные ошибки. Выполняют самопроверку. Сверяют решение системы с решением на доске. | Слайд 6 приложение 3 Слайд 7 приложение 3 Слайд 8 приложение 3 |
| | |
Подведение итогов урока. Цель этапа: Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Рефлексивный итог урока. Какие знания помогали на уроке? Что вам мешало в работе на уроке? Что нового узнали на уроке? Что хотелось бы повторить на следующих уроках? Кого из учащихся хотелось бы особо отметить и почему? Как оцениваете свою работу на уроке? | Отвечают на вопросы: «Мы узнали…», «Мы учились…», «Мы смогли…», «У нас не получилось…», «Дома и на следующем уроке надо потренироваться в…» Оценивают свою работу на уроке. | |
Домашнее задание: Цель этапа: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Запишите домашнее задание: № №120 в,г, №121 в,г Стр. 54-55 выучить алгоритм Оценивает работу класса в целом и деятельность отдельных учащихся Спасибо за урок! | Записывают домашнее задание, производят взаимопроверку записи домашнего задания. Задают вопросы по содержанию и выполнению домашнего задания. | Слайд 9 приложение 3 |
| | |
Приложение 1.
Определить очередность соответствующих частей алгоритма
Выражают из какого-нибудь уравнения системы одну переменную через другую |
Подставляют в другое уравнение системы вместо этой переменной полученное выражение |
Решают полученное уравнение с одной переменной |
Находят соответствующее значение второй переменной, из подстановки |
Определить очередность соответствующих частей алгоритма
Выражают из какого-нибудь уравнения системы одну переменную через другую |
Подставляют в другое уравнение системы вместо этой переменной полученное выражение |
Решают полученное уравнение с одной переменной |
Находят соответствующее значение второй переменной, из подстановки |
Определить очередность соответствующих частей алгоритма
Выражают из какого-нибудь уравнения системы одну переменную через другую |
Подставляют в другое уравнение системы вместо этой переменной полученное выражение |
Решают полученное уравнение с одной переменной |
Находят соответствующее значение второй переменной, из подстановки |
Приложение 2.
В каком случае ученик применил метод подстановки наиболее рационально? Объясните.
А) Б) В)
______________________________________________________________
В каком случае ученик применил метод подстановки наиболее рационально? Объясните.
А) Б) В)
__________________________________________________________________
В каком случае ученик применил метод подстановки наиболее рационально? Объясните.
А) Б) В)
Приложение 3
Слайд 1.
Слайд 2.
Слайд 3.
Слайд 4
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Литература.
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. под ред. Теляковского С.А. Алгебра. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2014
Мордкович А.Г. Алгебра, 7 – 9. Методическое пособие для учителя.- М.: Мнемозина, 2009.
Мордкович А.Г. Алгебра. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2007.
Мордкович А.Г., Мишустина Т.Н., Тульчинская Е.Е. Алгебра. 9 класс. Задачник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2007.
http://luchiki.ucoz.ru/load/ehlektronnye_fizminutki_dlja_glaz/15 Электронные физминутки для глаз Масько Л.Г.