Урок литературы в 11 классе «Страницы, опаленные войной»
Цель:
Обучающая: познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, показать значение литературы в годы Великой Отечественной войны;
Развивающая: развивать компетенции, способствующие формированию навыков анализа литературного произведения;
Воспитательная: создать обстановку, способствующую воспитанию чувства патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое страны.
Задачи:
показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя;
рассказать о роли поэзии в годы Великой Отечественной войны;
выявить ведущие темы и мотивы лирики военного времени;
продолжить работу по обучению анализу лирического текста;
развивать навыки выразительного чтения, устной монологической речи.
Технология: педагогическая мастерская.
Ход урока:
Организационный момент – 1 минута
1 фаза – «Индуктор» - 12 минут
Звучит песня «Священная война»
- Какова цель и содержание песни?
- Какое обращение здесь используется? Что оно обозначает?
- Единение, сплочение народа против врага, подобные мысли мы встречали на страницах «Слова о полку Игореве».
- Какое слово в песне является ключевым?
- Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Слова? Исполнение?
- На слайде вы видите строки из поэмы Р. Рождественского «Реквием»
- Почему автор использует черный цвет, что он символизирует? В чем монументальность обелиска?
На слайде изображен «Вечный огонь», в чем заключается его символика?
Поэзия – это тоже своего рода памятник, память, от слова «ПОМНИТЬ». Именно эту мысль и хотели донести поэты военной поры.
ПЕРЕХОД НА КИНО (фильм "Зарисовки войны")
Война, что же это такое…какие ассоциации вызывает у вас это слово?
Делимся по группам и работаем с кластером: 1 – существительные о войне; 2 – прилагательные о войне; 3 – глаголы о войне. (интеграция с русским языком)
- Чем же стала война для русского человека?
- Искусство, литература вышли на огневой рубеж.
“Нравственные категории – писал Алексей Толстой, – приобретают решающую роль в этой войне. Глагол уже не только уголь, пылающий в сердце человека, глагол идет в атаку миллионами штыков, глагол приобретает мощь артиллерийского залпа”.
- Как вы понимаете это выражение Алексея Толстого?
- Что такое литература военного времени?
2 фаза – «Разрыв» - 15 минут
- Во времена лихолетья у советского человека обостряется чувство патриотизма. Особой популярностью пользовались стихотворения Зенкевич Михаил, Дудин Михаил, Кедрин Дмитрий и других поэтов. Мы с вами можем выделить и записать основные темы и образы литературы военного времени. Темы и образы лирики военных лет: (перечисляем)
Тема любви и верности;
Тема разлуки;
Тема семьи;
Тема возвращения домой;
Тема дружбы и преданности;
Образ женщины на войне;
Образ Родины;
Темы боевых сражений.
- Мы с вами рассмотрим 3 темы и для этого нам нужно разделиться на 3 группы.
1 группа – тема любви и верности
-Константин Симонов. В его творчестве тема ВОВ занимает особое место. Стихи Симонова знали все: на фронте и в тылу. Их печатали на листовках и в газетах, во фронтовых и армейских, солдаты переписывали их друг у друга и пересылали в письмах с фронта на фронт. В те годы не было человека, который бы не знал его стихотворений.
Константин Симонов: «Ничто так не сближает русского человека, как чувство общей Беды».
- Именно ему принадлежит прекрасное стихотворение, ставшее народным “Жди меня”. (Чтение стихотворения К. Симонова "Жди меня..." 1941 г.)
- Какова композиция этого стихотворения? На сколько частей можно его разделить? В чем смысл каждого отрывка?
- В чем особенность построения стихотворения? Какие фигуры речи использует автор?
- Сколько раз в тексте встречается слово «Жди» и почему, на что оно нам указывает?
2 группа – образ женщины на войне
В 1941 году Юлия Друнина добровольно ушла на фронт и всю войну была саниструктором. Главная тема поэтессы – женщина на войне. Женщина и суровый военный быт, женщина и трагедия смерти, война и любовь – эти острые противоречия определяют тематику стихотворения Друниной. (Чтение стихотворения Ю. Друниной "Зинка" 1944 г. )
- Составьте ассоциативный ряд к слову женщина? В чем ее предназначение? Совместимы ли понятия «война» и «женщина»?
- Какими автор показывает бойцов в минуты затишья?
- О чём говорят девчонки? Из каких деталей складывается образ малой родины? Как думаете, с какими чувствами героиня говорит о доме?
- Какова композиция стихотворения? Как, с вашей точки зрения, меняется настроение по сравнению с I частью, хотя слова употребляются практически одни и те же?
3 группа – сюжетное стихотворение, тема желания вернуться в отчий дом
Когда началась война, он, не дожидаясь призыва, пришел в райком комсомола с просьбой отправить его добровольцем на фронт. 1942 год. В одном из боев тяжело ранен командир. Асадов вынес командира с поля боя, взял командование на себя и повел бойцов за собой. Бой был выигран. Друзья о нем говорили так: «Он хорошо воюет и хорошо поет, превосходно говорит, знает литературу, у него прекрасная память и поэтическая душа. Он красив лицом, храбр и чист сердцем». Утро 4 мая 1944 года был последним фронтовым утром лейтенанта. Он в последний раз видел небо, солнце, друзей. Он ослеп… Ему было всего 20 лет. (Чтение стихотворения Э. Асадова "Солдат" 1948 г. )
- В чем заключается идея стихотворения?
- Расскажите какое настроение преобладает в стихотворении, как оно меняется на его протяжении и почему?
- Объясните использование автором многоточия, риторических восклицаний и вопросов?
Домашнее задание Выучить одно стихотворение поэтов ВОВ на любую из литературных тем, которые мы не обсудили.
3 фаза – «Рефлексия» - 12 минут
"В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не выдержали этих четырех лет", – писал К. Симонов.
- А теперь давайте проделаем синквейн.