СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Страницы, опалённые войной"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока-мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Страницы, опалённые войной"»

Урок литературы в 11 классе «Страницы, опаленные войной»

Цель:

Обучающая: познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, показать значение литературы в годы Великой Отечественной войны;

Развивающая: развивать компетенции, способствующие формированию навыков анализа литературного произведения;

Воспитательная: создать обстановку, способствующую воспитанию чувства патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое страны.

Задачи:

  1. показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя;

  2. рассказать о роли поэзии в годы Великой Отечественной войны;

  3. выявить ведущие темы и мотивы лирики военного времени;

  4. продолжить работу по обучению анализу лирического текста;

  5. развивать навыки выразительного чтения, устной монологической речи. 

Технология: педагогическая мастерская.

Ход урока:

Организационный момент – 1 минута

1 фаза – «Индуктор» - 12 минут

Звучит песня «Священная война»

- Какова цель и содержание песни?

- Какое обращение здесь используется? Что оно обозначает?

- Единение, сплочение народа против врага, подобные мысли мы встречали на страницах «Слова о полку Игореве».

- Какое слово в песне является ключевым?

- Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Слова? Исполнение?

- На слайде вы видите строки из поэмы Р. Рождественского «Реквием»

- Почему автор использует черный цвет, что он символизирует? В чем монументальность обелиска?

На слайде изображен «Вечный огонь», в чем заключается его символика?

Поэзия – это тоже своего рода памятник, память, от слова «ПОМНИТЬ». Именно эту мысль и хотели донести поэты военной поры.

ПЕРЕХОД НА КИНО (фильм "Зарисовки войны")

Война, что же это такое…какие ассоциации вызывает у вас это слово?

Делимся по группам и работаем с кластером: 1 – существительные о войне; 2 – прилагательные о войне; 3 – глаголы о войне. (интеграция с русским языком)

- Чем же стала война для русского человека?

- Искусство, литература вышли на огневой рубеж.

“Нравственные категории – писал Алексей Толстой, – приобретают решающую роль в этой войне. Глагол уже не только уголь, пылающий в сердце человека, глагол идет в атаку миллионами штыков, глагол приобретает мощь артиллерийского залпа”.

- Как вы понимаете это выражение Алексея Толстого?

- Что такое литература военного времени?

2 фаза – «Разрыв» - 15 минут

- Во времена лихолетья у советского человека обостряется чувство патриотизма. Особой популярностью пользовались стихотворения Зенкевич Михаил, Дудин Михаил, Кедрин Дмитрий и других поэтов. Мы с вами можем выделить и записать основные темы и образы литературы военного времени. Темы и образы лирики военных лет: (перечисляем)

  1. Тема любви и верности;

  2. Тема разлуки;

  3. Тема семьи;

  4. Тема возвращения домой;

  5. Тема дружбы и преданности;

  6. Образ женщины на войне;

  7. Образ Родины;

  8. Темы боевых сражений.

- Мы с вами рассмотрим 3 темы и для этого нам нужно разделиться на 3 группы.

1 группа – тема любви и верности

-Константин Симонов. В его творчестве тема ВОВ занимает особое место. Стихи Симонова знали все: на фронте и в тылу. Их печатали на листовках и в газетах, во фронтовых и армейских, солдаты переписывали их друг у друга и пересылали в письмах с фронта на фронт. В те годы не было человека, который бы не знал его стихотворений. 

Константин Симонов: «Ничто так не сближает русского человека, как чувство общей Беды».

- Именно ему принадлежит прекрасное стихотворение, ставшее народным “Жди меня”. (Чтение стихотворения К. Симонова "Жди меня..." 1941 г.)

- Какова композиция этого стихотворения? На сколько частей можно его разделить? В чем смысл каждого отрывка?

- В чем особенность построения стихотворения? Какие фигуры речи использует автор?

- Сколько раз в тексте встречается слово «Жди» и почему, на что оно нам указывает?

2 группа – образ женщины на войне

В 1941 году Юлия Друнина добровольно ушла на фронт и всю войну была саниструктором. Главная тема поэтессы – женщина на войне. Женщина и суровый военный быт, женщина и трагедия смерти, война и любовь – эти острые противоречия определяют тематику стихотворения Друниной. (Чтение стихотворения Ю. Друниной "Зинка" 1944 г. )

- Составьте ассоциативный ряд к слову женщина? В чем ее предназначение? Совместимы ли понятия «война» и «женщина»?

- Какими автор показывает бойцов в минуты затишья?

- О чём говорят девчонки? Из каких деталей складывается образ малой родины? Как думаете, с какими чувствами героиня говорит о доме?

- Какова композиция стихотворения? Как, с вашей точки зрения, меняется настроение по сравнению с I частью, хотя слова употребляются практически одни и те же?

3 группа – сюжетное стихотворение, тема желания вернуться в отчий дом

Когда началась война, он, не дожидаясь призыва, пришел в райком комсомола с просьбой отправить его добровольцем на фронт. 1942 год. В одном из боев тяжело ранен командир. Асадов вынес командира с поля боя, взял командование на себя и повел бойцов за собой. Бой был выигран. Друзья о нем говорили так: «Он хорошо воюет и хорошо поет, превосходно говорит, знает литературу, у него прекрасная память и поэтическая душа. Он красив лицом, храбр и чист сердцем».  Утро 4 мая 1944 года был последним фронтовым утром лейтенанта. Он в последний раз видел небо, солнце, друзей. Он ослеп… Ему было всего 20 лет. (Чтение стихотворения Э. Асадова "Солдат" 1948 г. )

- В чем заключается идея стихотворения?

-  Расскажите какое настроение преобладает в стихотворении, как оно меняется на его протяжении и почему?

- Объясните использование автором многоточия, риторических восклицаний и вопросов?

Домашнее задание Выучить одно стихотворение поэтов ВОВ на любую из литературных тем, которые мы не обсудили.

3 фаза – «Рефлексия» - 12 минут

"В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не выдержали этих четырех лет", – писал К. Симонов.

- А теперь давайте проделаем синквейн.