СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Строение и функции мышечной ткани. Классификация мышц тела человека"Лабораторная работа «Изучение строения мышечных тканей»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по обновленной программе РК. Разработка содержит план урока и инструктивную карту к лабораторной работе.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Строение и функции мышечной ткани. Классификация мышц тела человека"Лабораторная работа «Изучение строения мышечных тканей»»

Раздел долгосрочного плана: 8.3В Движение

Школа: КГУ СШИКОР

Дата:


Класс: 8 б, в

Участвовали


Тема урока

Строение и функции мышечной ткани (гладкая, поперечно-полосатая скелетная, поперечно-полосатая сердечная). Лабораторная работа 10 «Изучение строения мышечных тканей». Классификация мышц тела человека

Учебные цели для достижения на этом уроке

8.1.6.5 описывать строение и функции мышечной ткани, и их виды

8.1.6.6 изучать строение и группы мышц человека

Цель урока

ученик изучает микро и макроскопическое строение мышцы, описывает строение и функции мышечной ткани, называет виды мышц, формирующих тело человека, определяет их местоположение и выполняемые функции

Критерий оценки

Описывает строение и функции мышечной ткани, и распознает их виды

Изучает строение и группы мышц человека

Языковые цели

Развивать умение учащиеся на основе имеющихся знаний определять тему, цели познавательной деятельности на уроке; поддерживать активный диалог при обсуждении вопросов; объяснять, строение, функции и местоположение мышц.

Учащиеся будут использовать в речи ключевые термины: мышцы, мускулы, миоциты, гладкие мышечная ткань, поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань, поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань (миокард), мышечные волокна, фасция, мышцы – антогонисты (сгибатели, разгибатели), сократимость.

Деятельность: чтение, говорение, письмо, аудирование

Привитие ценностей

Коммуникативные навыки - умение осуществлять сотрудничество при работе в группе. Развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений. Образование в течение всей жизни.

Общенациональная идея «Мәнгілік ел»: национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем может реализоваться при изучении учащимися вопросов.

Межпредметная связь

физика

Предшествующие знания

Роль и функции опорно-двигательной системы.


Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке /Записи по упражнениям

Ресурсы

Мотивационный этап

Цель: Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, а также эмоциональный настрой, мотивирующий творческую деятельность учащихся.


Приветствие и создание коллаборативной среды – прием «Бодрячок на урок»:

Погладьте себя по голове

Обнимите себя

Пожмите соседу руку

Улыбнитесь друг другу

Ваше настроение улучшилось!

Деление на группы - учащиеся получают карточки и делятся на группы: «Неподвижное соединение костей», «Подвижное соединение костей», «Полуподвижное соединение костей»

Неподвижное соединение костей

Полуподвижное соединение костей

Подвижное соединение костей

Череп

Позвоночник

Локтевой сустав

Кости таза

Грудина и ребра

Голеностопный сустав

Костные швы

Кости пясти и плюсны

Коленный сустав

Лобная и теменная кости

Хрящевые прослойки между позвонками

Нижняя челюсть и череп

Крестец

Грудная клетка

Кости фаланг пальцев

Способ соединения костей черепной коробки

Соединение костей с хрящами.

Соединение костей с мышцами.

Прочность и защита мозга

Способ соединения позвонков

Способ соединения костей в суставе


Частичная свобода движения

Совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок.

Прием позволяет провести проверку домашнего задания и разделить учащихся на рабочие группы.

Выход на тему урока - загадки

Штучка есть у нас одна

Состоит из волоска

Нервный импульс подбежит,

И тогда она дрожит,

Быстро, быстро сокращается.

Ток пройдет и расслабляется (мышца)

Чтобы самым сильным стать
Нужно мышцы накачать
Сам построй свою фигуру –
Развивай …(мускулатуру)
Источник:http://zagadki.info/zag/myshtsy.html

Следовательно, тема урока – Строение и функции мышечной ткани. Классификация мышц тела человека

Целеполагание и определение путей достижения цели – учащиеся собирают предложение из слов: «описывать строение и функции мышечной ткани, и их виды», «изучать строение и группы мышц человека»

А чтобы нам достигнуть поставленной цели, что мы должны узнать о мышцах? – составление кластера

Слайд презентации



Карточки

Таблички с названиями групп




















[описывать строение и функции мышечной ткани, и их виды], [изучать строение и группы мышц человека]

Операционный этап (новый материал)

Цель:

Сформировать умение описывать отличительные особенности и признаки грибов


Учащиеся получают МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ темы «Строение и функции мышечной ткани. Классификация мышц тела человека» и работают с текстом учебника, микроскопом, микропрепаратами.

Фамилия, имя ________________________________ класс __________

1. Для изучения строения и видов мышечных тканей выполните лабораторную работу.

2. а) С помощью текста выясните общее строение мышцы и подпишите выделенные в тексте слова на рисунке:

Строение мышц: в строении многих мышц различают брюшко и сухожилия. То сухожилие, которое прикрепляется к костям, остающимся при движении малоподвижными, называют головками мышцы, а то, что прикрепляется к подвижным костям, — хвостом. Брюшко состоит из множества пучков поперечнополосатых мышечных волокон. Каждый пучок одет оболочкой. Вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой, защищающей нежную мышечную ткань – фасцией. Каждое мышечное волокно — это многоядерная цилиндрическая клетка. Диаметр этих клеток колеблется от 5 до 100 мкм, длина достигает 10—12 см. Внутри волокна находятся многочисленные тонкие сократительные нитимиофибриллы. Миофибриллы образованы двумя видами сократительных белков — актином и миозином. Эти белки расположены в миофибриллах упорядоченно, так что молекулы миозина заходят в промежутки между молекулами актина. Поэтому в миофибрилле чередуются темные и светлые участки. Скелетная мышца хорошо снабжается кровеносными и лимфатическими сосудами. К ней подходят нервы, которые регулируют ее работу.

б) Какая особенность строения позволяет мышце приводить кости в движение?

3. Определи местоположение и функции основных мышц тела человека, в скобки вставьте цифры, которыми они обозначены на рисунке. Функции подчеркните.

Мышцы головы и шеи

Мимические мышцы прикрепляются к костям, коже или только к коже, жевательные — к костям неподвижной части черепа и к нижней челюсти.

Определите функцию височных мышц ( ), для этого приложите руки к своим вискам и сделайте жевательные движения. Мышца напрягается. Найдите жевательную мышцу ( ). Она находится около челюстных суставов, примерно на 1 см впереди них. Обе мышцы поднимают нижнюю челюсть вверх.

Для того чтобы выяснить функцию мимических мышц, возьмите зеркало и наморщите лоб, что мы делаем, когда недовольны или когда задумались. Сокращается надчерепная мышца

( ). Пронаблюдайте функцию круговой мышцы глаза ( ) и круговой мышцы рта ( ). Первая закрывает глаз, вторая — рот.

Поверните голову вправо и прощупайте левую грудино-ключично-сосцевидную мышцу ( ). Поверните голову влево и обнаружьте правую. Эти мышцы поворачивают голову влево, вправо, действуют как антагонисты, но, когда сокращаются вместе, становятся синергистами и опускают голову вниз.

Мышцы-антогонисты – мышцы, действующие одновременно (или поочередно) в двух противоположных направлениях

Мышцы-синергисты – это мышцы, которые работают однонаправлено, т.е. выполняют одинаковую сократительную функцию в различных упражнениях.

Мышцы туловища

Если согнуть руки в локте и с усилием сложить их на груди, то можно найти большую грудную мышцу ( ). Эта парная мышца напрягается.

Мышцы живота, образуют брюшной пресс ( ). Они участвуют в дыхании, наклонах туловища в стороны и вперед, в переводе туловища из лежачего в сидячее положение при фиксированных ногах.

Межреберные мышцы ( ), наружные осуществляют вдох, внутренние — выдох.

Если свести лопатки и запрокинуть голову назад, то будет напряжена трапециевидная мышца ( ).

Найдите широчайшую мышцу спины ( ). Она опускает плечо вниз и отводит руки за спину.

Вдоль позвоночника находятся глубокие мышцы спины ( ). Они разгибают тело, откидывая корпус назад.

Найдите ягодичные мышцы ( ). Они отводят бедро назад. Глубокие мышцы спины и ягодичные мышцы у человека наиболее сильно развиты в связи с прямохождением. Они противостоят силе тяжести.

Мышцы конечностей.

Над плечевым суставом находится дельтовидная мышца ( ). Она отводит руку в сторону до горизонтального положения.

Найдите двуглавую ( ) и трехглавую ( ) мышцы плеча. Двуглавая обеспечивает сгибание плеча в плечевом суставе, а предплечья в локтевом, а трехглавая участвует в разгибании локтя и отведении руки назад и к туловищу.

Мышцы предплечья ( ). Чтобы понять их функцию, положите руку на стол ладонной стороной вниз. Прижмите ее к столу, после чего сжимайте кисть в кулак и разжимайте ее. Вы почувствуете, как сокращаются мышцы предплечья. Это происходит потому, что со стороны ладони на предплечье располагаются мышцы, сгибающие кисть и пальцы, а разгибающие их находятся на тыльной стороне предплечья.

На передней поверхности бедра расположена очень мощная четырехглавая мышца бедра ( ). Она сгибает ногу тазобедренном суставе и разгибает в коленном. Ее антагонистом являются ягодичные мышцы. Они отводят ногу назад. Действуя как синергисты, обе эти мышцы удерживают корпус в вертикальном положении, фиксируя тазобедренные суставы. На задней поверхности бедра расположены три мышцы, сгибающие ногу в колене.

Поднимитесь на носки, вы чувствуете, как напряглись икроножные мышцы ( ). Они находятся на задней поверхности голени. Эти мышцы хорошо развиты, потому что они поддерживают тело в вертикальном положении, участвуют в ходьбе, беге, прыжках.

Проверка выполнения задания осуществляется по рисункам, которые являются ключом.





Инструктивная карточка к лабораторной работе















































































































Слайд презентации










Конец урока - рефлексивный этап

Цель: зафиксировать содержание, изученное на уроке. Проанализировать только что пройденный процесс усвоения нового

Задание для формативного оценивания:

Раздел

Тема

8.Движение

Строение и функции мышечной ткани. Классификация мышц тела человека.

Цели обучения

Описывать строение и функции мышечной ткани, и их виды

Изучать строение и группы мышц человека

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание; применение


Критерий оценивания

Описывает строение и функции мышечной ткани, и их виды

Изучает строение и группы мышц человека

Задание 1.

Определите по порядку виды мышечной ткани, изображенной на рисунке и выберите для каждого вида соответствующие характеристики:

  1. Изображенная ткань:

1.1 1.2 1.3

  1. Название вида мышечной ткани

2.1. Гладкая 2.2. Поперечно-полосатая скелетная 2.3. Поперечно-полосатая сердечная

  1. Клетки, образующие ткань

3.1. Мышечные волокна 3.2. Кардиомицеты 3.3. Миоциты

  1. Местоположение ткани в организме

4.1.Стенка сердца 4.2. Мускулатура пищеварительного тракта, мочевого пузыря, кровеносных сосудов 4.3. Опорно-двигательный аппарат тела

  1. Количество ядер в клетке, образующей ткань

5.1. Одно овальное ядро, расположенное в центре клетки 5.2. Несколько ядер, расположенных в центре клетки 5.3. Большое количество ядер, которые расположены по периферии клетки

  1. Форма клеток, образующих ткань

6.1. Клетки очень длинные, расположенные параллельно друг другу 6.2. Клетки веретоновидной формы, собраны в пучки или пласты 6.3. Клетки длинные, на концах разветвляются и соединяются друг с другом

  1. Наличие поперечной исчерченности

7.1. Поперечная исчерченность имеется 7.2. Поперечная исчерченность отсутствует

  1. Скорость наступления сокращения ткани

8.1. Возникает быстро 8.2. Возникает медленно

Ответы занесите в таблицу:

2

3

4

5

6

7

8

1.1.








1.2.








1.3.









Дескрипторы Учащийся:

  • Знает изображение мышечных тканей

  • Называет виды мышечных тканей

  • Определяет названия клеток, образующих ткань

  • Определяет местоположение видов мышечных тканей

  • Называет особенности строения клеток мышечных тканей (количество ядер, форма клеток, наличие поперечной исчерченности)

  • Определяет скорость наступления сокращения ткани


Задание 2

Назовите мышцы изображенные на рисунке. Какие функции они выполняют? К какой группе мышц вы их отнесете?






Дескрипторы Учащийся

  • Дает название мышцам

  • Определяет функции указанных мышц

  • Называет группу мышц, к которой относятся данные мышцы.

Рефлексия. Прием «Корзина знаний»: каждый учащийся вспоминает и записывает настикере все, что запомнил по теме урока, озвучивает написанное и опускает в «Корзину знаний»
































Дифференциация, – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Смена деятельности (ЗОЖ),

мебель соответствует учащимся

1 - По видам учебной деятельности - индивидуальная, групповая работа

2 - По уровню трудности заданий – ответить на вопросы, практическое выполнение лабораторной работы;

3 - По способу выполнения заданий - устные (работа в группе – обсуждение вопросов, озвучивание информации, формулирование выводов), письменные (заполнение таблиц), чтение (работа с инструкциями, текстом);

-по уровню самостоятельности - работа с ресурсами; саморегуляция при выполнении любого задания).

1. Самооценивание.

2. Взаимооценивание

3. Оценивание правильности выполнения заданий маршрутной карты

5. Оценивание задания формативного оценивания

6. Обратная связь по итогам рефлексии


Коллаборативная среда с учетом здоровьесберегающих факторов

Рефлексия по уроку

Была ли реальнй и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиесы достигли цели обучения?

Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему?

Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока?

Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Я думаю, что все учащиеся достигнут поставленной учебной цели, т.к. в ходе урока для этого будут создана коллаборативная среда и использованы активные формы обучения. Маршрутная карта и инструктивная карта лабораторной работы будут являться подмостками зоны ближайшего развития. В ходе урока осуществляются групповая и индивидуальная формы обучения. Задания соответствуют возрастным нормам учащихся. Чередуются виды деятельности. Дифференциация осуществлялась по различным направлениям, это способствует выполнению заданий различного вида сложности большинством учащихся. Время распределено эффективно.




Инструктивная карточка

Лабораторная работа «Изучение строения мышечных тканей»

Цель: описывать строение и функции мышечной ткани, и их виды

Критерий оценивания: Учащийся описывает строение и функции мышечной ткани, и их виды

Уровень мыслительных навыков: применение

Формирование навыков и умений: следовать письменным инструкциям для безопасного проведенияработы, проводить наблюдения, использовать микроскопы и микропрепараты, подготовить письменный отчет по результатам работы, написать вывод, основанный на наблюдении.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты скелетной поперечнополосатой, гладкой и поперечнополосатой сердечной мышечной ткани


Техника безопасности:

  1. Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.

  2. С предметами лабораторного оборудования, изготовленными из стекла (предметные стекла) работай осторожно, чтобы не разбить их.

  3. Предметное стекло осторожно держи за края между большим и указательным пальцами левой руки.

  4. Микроскоп расположи на расстоянии 5 – 8 см от края стола. Работай с микроскопом спокойно, не делай резких движений.

  5. После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.


Ход работы:

1. Рассмотри микропрепараты гладких и поперечно-полосатых мышц: скелетной и сердечной.

2. Используя текст учебника с. 12 и с 139 заполни таблицу: «Мышечная ткань»:

Виды ткани

Характерные особенности ткани

Рисунок

Местоположение в организме

Функции ткани






















3. Сделай вывод: что общего в строении различных видов мышечной ткани? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дескрипторы: учащийся

  • Выполняет лабораторную работу, соблюдает правила ТБ.

  • Описывает характерные особенности строения различных видов мышечной ткани.

  • Определяет местоположение тканей в организме человека

  • Называет функции мышечных тканей в организме человека








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя