3.Этап изучение нового материала деятельностный этап -получения новых знаний Дидактическая задача: открытие нового знания – поиск решения проблемы – выражение решения проблемы  Физкультминутка Способы организации переключения внимания учащихся Дидактическая задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков | О строении вещества помогают судить некоторые явления и опыты. И сегодня мы с вами проведём опыты, которые нам помогут узнать о строении вещества. Для проведения опытов у вас на столах имеется все необходимое. Опыт 1. У вас на парте лежит кусочек мела. Разломите его. - Можно ли его ещё разделить на части? Как? Проведите пальцем по поверхности мела. - Что мы наблюдаем? - Что остаётся у вас на руках? - Из чего же состоит кусок мела? Опыт 2. Возьмём стакан с водой. - Какое вещество в стакане? - Можем ли мы это вещество разделить на более мелкие порции? Как? - А эти порции ещё на более мелкие? - И эта маленькая порция из чего будет состоять? -Какой вывод можно сделать из этих опытов? Запишите в тетрадь этот вывод «Вещество состоит из частиц». Все знают, что при помощи внешней силы, можно изменить объём тела. Опыт 3. Возьмём воздушный шарик. Надавим на него. Ответьте на вопросы: - Что изменилось? -Какое вещество находится внутри шарика? -Из чего оно состоит? - Изменилось ли их число? -А сами частицы могли уменьшиться в размере? - Тогда как вы можете объяснить изменение объёма воздуха в шарике? -Если тело сжимают, то,………….. а если……………. например растягивают кусок резины, то……. Опыт 4. Ставит учитель, с целью постановки проблемного вопроса. Брызнем одеколоном в воздухе. - Что произойдёт через некоторое время? - Что вы почувствуете? - Как это произошло? -Какой вывод можно сделать из этих опытов? Запишите в тетрадь этот вывод «Между частицами есть промежутки». Мы поставили пластинку Начинаем все разминку Головой покрутим резво, Вправо-влево, вправо-влево. (повороты в сторону головой.) Так мы лучше думать будем. В круговую поворот и поворот, А потом наоборот. (Вращения головой в круговую.) Влево плечи разверни. А теперь направо. Ну-ка! Упражненье повтори. (Вращение туловищем в стороны.) Пальцы в кулачки зажми, разожми и три раза повтори (сжимают и разжимают кулачки) А теперь на спинку стула ты откинься в тишину на минуту погрузись Опыт 5. У нас есть дощечка с двумя вбитыми в неё гвоздями. Возьмём пинцет, зажмём монету и проверим: - Легко ли проходит монета между вбитыми в дощечку гвоздями? Возьмём монету пинцетом за край и подержим её в пламени спиртовки? - Проходит ли теперь монета между гвоздями? - Как вы думаете почему? Охладим монету. - Проходит между гвоздями? - Что же произошло при охлаждении монеты? Откройте учебник на странице 16. Рассмотрите рисунки 16, 17. Расскажите об опыте на этом рисунке. На этом основан принцип действия обычного термометра для измерения температуры. В трубке термометра спирт. Опыт 6. Выполним следующий опыт с использованием термометра. Опустим его в горячую воду. - Если опустим термометр в горячую воду, что произойдёт через некоторое время? - А если опустим его в холодную воду? Рассмотрите рисунок 18. Расскажите об опыте на этом рисунке. -Какой вывод можно сделать из этих опытов? Запишите в тетрадь этот вывод «При изменении температуры промежутки между частицами вещества изменяются. При этом изменяется объём вещества». Мы с вами каждый день наблюдаем ряд окружающих нас предметов: столы, стулья, книги, парты. Теперь вы знаете, что все они состоят из частиц, между которыми есть промежутки. Посмотрите на эти предметы. -Разве вы видите промежутки? -Почему же эти тела кажутся нам сплошными, или они на самом деле являются таковыми? Докажем это. Проведём следующий опыт. Опыт 7. Ставит учитель, с целью постановки проблемного вопроса. Растворим маленькую крупинку краски в воде, налитой в пробирку. Отольём немного окрашенной воды в другой сосуд и дольём в него чистую воду. -Что будем наблюдать? Повторим предыдущее действие. -Что будем наблюдать? С каждым разом мы убеждаемся в том, что раствор окрашен всё более слабее. Рассмотрим последний раствор. Он хотя и слабо, но равномерно окрашен. Следовательно, в каждой его капле содержатся частицы краски. А ведь в воде растворили очень маленькую крупинку краски, и лишь часть её попала в последний раствор. -Что же можно сказать о количестве частиц? -А о размерах частиц? -Какой вывод можно сделать из этого опыта? Запишите в тетрадь этот вывод «Частицы очень маленькие. Их очень много». А теперь перед нами стоит проблема: -Сможем ли мы делить краску до бесконечности? Т.е при любом сколь угодно большом количестве пробирок краска будет обнаружена в последней из них?........... Ответ на этот вопрос дал древнегреческий учёный, философ Демокрит из Абдер, живший в 5 веке до нашей эры. Он утверждал, что все тела в мире состоят из молекул. Запишите определение молекулы в тетрадях. Молекула – мельчайшая частица вещества. Демонстрация на компьютере №1. Молекула вещества – это мельчайшая частица данного вещества. Самая малая частица воды – молекула воды. Самая малая частица сахара – молекула сахара. Молекулы разных веществ различны. Молекулы одного вещества одинаковы. Молекула сахара везде одна и та же: и в сахарнице и в варенье, и в сладком чае. Молекулы обладают определёнными свойствами. Молекула сахара - сладкая. Молекула соли – солёная. -Какой вывод можно сделать из этого опыта? Запишите в тетрадях. Молекулы разных веществ различны. Молекулы одного вещества одинаковы. Молекулы обладают определёнными свойствами. Каковы же размеры молекул? Известно, что кусок сахара можно растолочь на очень маленькие крупинки, зерно пшеницы размолоть в муку. Капля масла, растекаясь по поверхности воды, может образовать плёнку, толщина которой в десятки тысяч раз меньше диаметра человеческого волоса. Но в крупинке воды и в толще масляной плёнки содержится не одна, а много молекул. Значит, размеры молекул этих веществ ещё меньше, чем размеры крупинки муки и толщина плёнки. Демонстрация на компьютере №2. Размеры молекул. Молекулы очень малы. Давай попробуем представить их размеры Если бы молекулы стали размером с точку на листе бумаги. Тогда все бы тела тоже увеличились и верхушка Эйфелевой башни достала бы до Луны, люди бы были высотой 1700 км, мыши были бы длинной 100 км, а мухи – 7 км, каждый волос был бы толщиной 100 м, красные тельца нашей крови – эритроциты имели бы в поперечнике 7 м. - Можно ли увидеть молекулы невооружённым глазом? Запишите в тетрадях. Молекулы нельзя увидеть невооружённым глазом. Молекулы хоть и очень маленькие частицы, но они делимы. Молекулы состоят из атомов. Запишите определение в тетрадях: Молекулы состоят из атомов. Истоки теории внутреннего строения вещества лежат в древности. Еще 2500 лет назад Левкипп, а затем древнегреческий ученый Демокрит (400 г. до н. э.), своими рассуждениями, используя метод познания – диалектику и логику, пришли к выводу, что все тела состоят из мельчайших постоянно движущихся частиц, которые они назвали «атомами», что значит «неделимый». Ученых, придерживающихся данной теории, называли «атомистами». Взгляды древних атомистов отразил в своей поэме Лукреций Кар (1 в. до н.э.) «О природе вещей»: Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь, Что существуют тела, которых мы видеть не можем. Ветер, во-первых, морей неистово волны бичует, Рушит громады судов и небесные тучи разносит … Мощные валит стволы, непреступные горные выси … Ветер, беснуясь, ревет и проносится с рокотом грозным. Стало быть, ветры – тела, но только незримые нами … Далее, запахи мы обоняем различного рода, Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают. Также палящей жары или холода нам не приметить Зреньем своим никогда, да и звук увидать невозможно. Но все это обладает телесной природой, Если способно оно приводить наши чувства в движенье: Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может. И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны, Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет; Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает, Да и не видно того, как она исчезает от зноя. Значит, дробится вода на такие мельчайшие части, Что недоступны они совершенно для нашего глаза. Перед нами опять возника-ет проблема: Мы не видим атомов. Тела нам представляются сплошны-ми. Как же дока-зали их существование? Демонстрация на компьютере №3. Ученые придумали приборы, которые помогают нам увидеть атомы. Атомы можно увидеть в самые современные электронные микроскопы! Современные электронно-голографические микроскопы дают увеличение в 70 миллионов раз. Атомы каждого вида принято обозначать специальными символами. Например: (записываем на доске) и (в тетрадях) О – атом кислорода H – атом водорода Молекулы также обозначаются специальными символами (химическими формулами). Например: О2 – молекула кислорода. Она состоит из 2-х атомов кислорода. Н2 – молекула водорода. Она состоит из 2-х атомов водорода. Н2О – молекула воды. Она состоит из 2-х атомов водорода и одного атома кислорода. На рисунках 21,22 стр. 20 учебника даны условные изображения молекул водорода, кислорода и воды. Атомы очень маленькие частицы, но и они имеют сложное строение. Существуют ещё более мелкие частицы, о которых вы узнаете позже. | Выполняют опыт №1 и №2 , в процессе постановки опыта отвечают на вопросы работа в парах Опыт 1. (Частички мела.) (Из частиц мела). Опыт 2. (Из частиц воды). Ученики делают выводы из поставленных опытов№1 и 2 делают записи в тетрадь Вещество состоит из частиц Выполняют опыт №3 , в процессе постановки опыта отвечают на вопросы Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой (И форма и объём) (воздух) (из частиц) (нет) (нет) (Между частицами воздуха есть промежутки) (промежутки между частицами уменьшаются) (промежутки между частицами увеличиваются) Выдвигают гипотезы предлагают версии ответов Частицы одеколона проникли между частицами воздуха) Ученики делают выводы из поставленных опытов№3 и 4 делают записи в тетрадь Между частицами есть промежутки. Личностные: применять правила делового сотрудничества, проявлять доверие к собеседнику. Регулятивные: планировать реше-ние учебной задачи; Коммуникативные интегрировать-сяв мини-группу; участвовать в кол-лективном обсуждении проблем; составлять план работы, выбирать главное, формулировать цепочку рассуждений; составляют неболь-шие монологические высказывания; Познавательные: составляют план действий в мини-группах, распреде-ляют обязанности; устанавливают причинно-следственные связи; вос-призводят по памяти необходимую информацию для работы по допол-нительному материалу Ученики выполняют под спокойную музыку упражнения на расслабление мышц шеи, плеч, позвоночника, кисти рук повторяя за учителем. Личностные: проявляют понимание необходимости заботе о своем здоровье. Выполняют опыт №5 , в процессе постановки опыта отвечают на вопросы Работа учеников в четверке- мини группа (Легко) (нет) (При нагревании расстояние между частицами увеличивается). (Свободно). (Расстояние между частицами уменьшилось). Работа учеников с учебником, ответы учеников Выполняют опыт №6 , в процессе постановки опыта отвечают на вопросы Работа учеников в четверке- мини группа (спиртовая жидкость в трубке термометра будет подниматься). (жидкость в трубке будет опускаться). Работа учеников с учебником, ответы учеников Ученики делают выводы из поставленных опытов№5 и 6 и работы с учебником делают записи в тетрадь При изменении температуры промежутки между частицами тела и жидкости изменяются. При этом изменяется объём вещества. Выдвигают гипотезу, предлагают версии ответов (Частицы очень маленькие и их очень много). Выдвигают гипотезы предлагают версии ответов (Раствор окрашен слабее). (Раствор окрашен ещё слабее). (Их очень много). ( Они очень маленькие). Ученики делают вывод из опыта №7 делают записи в тетрадь Частицы очень маленькие. Их очень много. Выдвигают гипотезы предлагают версии ответов Ученики делают записи в тетрадь Молекула – мельчайшая частица вещества. Ученики знакомятся с информацией на слайде Добровольцу дают попробовать кусочек рафинированного сахара и кристаллик соли Ученики делают выводы и делают записи в тетрадь Молекулы разных веществ различны. Молекулы одного вещества одинаковы. Молекулы обладают определёнными свойствами. Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения с учетом ошибок, трудностей; Познавательные: выделять общее и частное при сопоставлении текста с рисунком Коммуникативные: анализировать текст, восстанавливать логику изложения. Выдвигают гипотезы Выдвигают гипотезы Ученики делают записи в тетрадь Молекулы нельзя увидеть невооружённым глазом. Молекулы состоят из атомов. Ученики знакомятся с теорией о веществе, с которой знакомит старшеклассник Ученики делают записи в тетрадь Атомы можно увидеть в самые современные электронные микроскопы Работа учеников с учебником, таблицей Менделеева, ответы учеников. Ученики делают записи в тетрадь О – атом кислорода H – атом водорода О2 – молекула кислорода. Н2 – молекула водорода. Н2О – молекула воды. Результат сотрудничества: систематизация знаний; умения выделять признаки по определенным критериям; сравнивать и анализировать |