СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Строение вещества. Молекулы", 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в соответствиии с ФГОС ООО, Представлена технологическая карта урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Строение вещества. Молекулы", 7 класс»

Е.И. Романова,

учитель физики МБОУ «Санномыская

средняя общеобразовательная школа»,

Хоринский район.

Технологическая карта урока

Предмет:

физика

Класс:

7

Глава №:

1

Тема урока:

«Строение вещества. Молекулы»

Вид урока:

урок смешанный

Тип урока:

изучение нового материала

Форма урока:

урок открытых мыслей

Цель урока:

Формирование у учащихся представлений о физической картине мира

Цели познавательной деятельности:

практическое применение.

Репродуктивная познавательная деятельность (Р) основана на запоминании информации о знаниях и способах деятельности, предъявленной ученику в ходе обучения.

Р: знать, определение вещество, молекула, атом.

Частично-поисковая учебная деятельность (Ч-П) поиск скрытой, требующей перестройки информации в ситуациях, несколько измененных по сравнению с рассматриваемыми в учебном процессе, конкретизация обобщенных описаний деятельности, осмысление и поиск вариантов в выполнении учебных заданий.

Ч-П: опытным путем доказать, что вещества состоят из молекул (атомов), между молекулами существуют промежутки.

Проектировочно-конструкторская деятельность (П-К) проявляется в познавательной активности ученика, в его

способности осознать цели и разработать план их достижения, это процесс решения познавательных задач, требующий самостоятельного переконструирования и расширения своей системы знаний.

П-К: выразить своими словами, что такое молекула, атом; провести сравнение между молекулами разных веществ.

Задачи урока:


образовательная

Сформировать представление о строение вещества на основе данных, полученных в результате исследовательской деятельности

воспитательная

Воспитывать культуру взаимодействия в группах; формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений, способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

развивающая

содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.

Решаемые проблемы:

отсутствие знаний о роли строения вещества, молекула (атом)

Методы урока: 

проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллю-стративный, эвристический, репродуктивный.

Методические приёмы:

интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения; выделение цветным мелом; демонстрация натуральных объектов, схем с целью иллюстрирования определённых выводов; демонстрация видеофрагментов, опытов с последующим обсуждением.


Метапредметные связи:

Связь с химией - состав и строение атома, знакомство с таблицей Менделеева.

Оборудование:

мел; стакан с водой; воздушный шарик; одеколон; дощечка с двумя вбитыми в неё гвоздями и монета; мензурка; держатель; марганцовка; термометр; горячая вода; модели молекул водорода, кислорода, воды, измерительные цилиндры, видеофрагмент - шар с кольцом, презентация.

Планируемые результаты /в соответствии с ФГОС/

-знать определения вещества, молекулы, атома; между молекулами существуют промежутки; условие изменения промежутков между молекулами; молекулы разных веществ различны, а молекулы одинаковых веществ одинаковы;

-уметь объяснять движение и взаимодействие молекул; как доказали существование молекул, атомов.

Достигаемые результаты /в соответствии с ФГОС/

понятия

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Молекула, вещество,

атом

Овладение научной терминологией: молекула, атом.

Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимания смысла физических законов раскрывающих связь изученных явлений, умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, выполнять эксперимент и обрабатывать результаты измерения с помощью таблиц. Кратко и точно отвечать на вопросы


Познавательные УУД: работа и разными типами информации, с учебными моделями, установление причинно-следственных связей

Личностные УУД:

убежденность в возможности познания природы, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

Регулятивные УУД:

Построение индивидуальной стратегии освоения физических законов окружающего мира

Коммуникативные УУД:

речевая деятельность, навыки сотрудничества и ведения диалога.


Осознание важности изучения физики; проведение наблюдений: формирование познавательного интереса к естественной науке

Технологии:

личностно-ориентированного обучения, проблемное обучение, ИКТ, индивидуального обучения, здоровьесберегающая технология.

Контроль:





промежуточный – для оценки уровня сформированности ЗУН, по окончанию этапа изучения материала и выяснения необходимости его корректировки

Форма контроля:

Заполнение мини текста — закончи предложе-ние, защита результата опытов, индивидуаль-ный опрос, работа с карточками, оценивание работы учениками.

Домашнее задание:

§ 7-8, ответить на ? в конце §; определить размер молекул способом рядов использую инструкцию в учебнике - лаб/раб Сборник задач Лукашика № 53, 54

Творческое задание: Создать с помощью подручных средств (пластилина, бумаги, клея и т.д) макет молекулы воды.

Формы работы:

Индивидуальная работа

Работа в парах

Фронтальная (коллективная) работа

Ресурсы:

Цифровые ресурсы: наглядные мультимедийные пособия http://klass_fizika.narod.ru

Учебно-методическая литература:

http://mon.gov.ru ФГОС на сайте Министерства образования и науки РФ, http:// standart.edu.ru

Средства ИКТ: компьютер, принтер.


Планирование учебной деятельности

Этапы учебной занятости

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный этап

Дидактическая задача: создание комфортной образовательной среды, инструктаж по ТБ

Приветствие. Создание положительного эмоциональ-ного настроя учащихся

Готовность рабочего места.

Личностные: мотивировать свои действия; готовность к восприятию; проявлять внимательность; желание больше узнать.


Результат сотрудничества: создание благоприятной обстановки.

2.Мотивационный этап

Дидактическая задача: проверка уровня знаний имеющихся у учеников из жизненного опыта, имеющих взаимосвязь с изучением новой учебно-познавательной деятельности

Создается проблемная ситуация: предскажите, чем закончатся следующие события:

- если капнуть каплю краски в стакан с водой, то…

- если открыть флакон с духами, то…

- если нагреть лёд, то…

- если сильно сжать два кусочка пластилина, то…

- если капнуть каплю масла на воду, то…

- если опустить термометр в горячую воду, то…

Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы?


Версии ответов.


Коммуникативные: компетентность и учет позиции других учеников

Регулятивные: оценка —оценивание качества и уровня имеющихся первоначальных знаний









Результат сотрудничества: объективность при оценивании первоначальных знаний

Деятельностный этап связанный с мотивацией

Дидактическая задача: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности


А теперь ответьте на такой вопрос проведя опыт№1:

- Одинаково ли будет вести себя капля подсолнечного масла, помещённая на поверхность воды и капля масла, помещённая на поверхность стола?

- Почему вы так считаете? Вы уверены в этом, или предполагаете?

А теперь ответьте на такой вопрос

- Предположим, вы решили изготовить аэроплан. Из чего вы будете его изготавливать?

- Почему вы выбрали именно эти материалы?

- Чтобы что-то создать, изготовить какой-то новый материал, что нужно знать?

Учитель обобщает выводы сделанные учениками: Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать внутреннее строение различных веществ для того, чтобы изготовить тот или иной механизм, и чтобы при этом он отвечал предъявленным к нему требованиям.

Знания о строении вещества позволяют не только объяснять многие физические явления. Они помогают предсказывать, как будет происходить явление, что нужно сделать, чтобы его ускорить или замедлить.

Изучив строение тел, можно объяснить их свойства, а также создавать новые вещества с нужными свойствами, которые можно использовать в быту, в технике, в медицине.

Выдвигают гипотезу и проверяют через постановку опыта №1








Выдвигают гипотезу, предлагают версии ответов (строение вещества)







Версии ответов.

Делают выводы







Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: умения слушать и вступать в диалог;

Познавательные: универсальные логические действия;

Личностные: проявлять понимание и уважение к науке; толерантные отношения.



Тема нашего сегодняшнего урока «Строение вещества. Молекула».

- Какую бы вы поставили цель работы на этом уроке?

Обратите внимание на эпиграф нашего урока:

В одном мгновенье видеть вечность

Огромный мир - в зерне песка,

В едином миге – бесконечность

И небо – в чашечке цветка.

У. Блейк.

Обобщение учителем версий выдвинутых учениками по цели урока

Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: увидеть многое в малом, получить представление о внутреннем строении вещества.


Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Строение вещества».


Опираясь на эпиграф, поставленный опыт и выводы ставят цель урока.
























Записывают тему в тетрадь


Результат сотрудничества: создание цели урока; запись в тетрадях темы урока.

3.Этап изучение нового материала

деятельностный этап -получения новых знаний

Дидактическая задача: открытие нового знания – поиск решения проблемы – выражение решения проблемы




























































































Физкультминутка

Способы организации переключения внимания учащихся




















Дидактическая задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков









О строении вещества помогают судить некоторые явления и опыты. И сегодня мы с вами проведём опыты, которые нам помогут узнать о строении вещества. Для проведения опытов у вас на столах имеется все необходимое.

Опыт 1.

У вас на парте лежит кусочек мела. Разломите его.

- Можно ли его ещё разделить на части? Как?

Проведите пальцем по поверхности мела.

- Что мы наблюдаем?

- Что остаётся у вас на руках?

- Из чего же состоит кусок мела?

Опыт 2.

Возьмём стакан с водой.

- Какое вещество в стакане?

- Можем ли мы это вещество разделить на более мелкие порции? Как?

- А эти порции ещё на более мелкие?

- И эта маленькая порция из чего будет состоять?


-Какой вывод можно сделать из этих опытов?

Запишите в тетрадь этот вывод «Вещество состоит из частиц».

Все знают, что при помощи внешней силы, можно изменить объём тела.


Опыт 3.

Возьмём воздушный шарик. Надавим на него. Ответьте на вопросы:

- Что изменилось?

-Какое вещество находится внутри шарика?

-Из чего оно состоит?

- Изменилось ли их число?

-А сами частицы могли уменьшиться в размере?

- Тогда как вы можете объяснить изменение объёма воздуха в шарике?

-Если тело сжимают, то,………….. а если……………. например растягивают кусок резины, то…….


Опыт 4. Ставит учитель, с целью постановки проблемного вопроса.

Брызнем одеколоном в воздухе.

- Что произойдёт через некоторое время?

- Что вы почувствуете?

- Как это произошло?


-Какой вывод можно сделать из этих опытов?

Запишите в тетрадь этот вывод «Между частицами есть промежутки».




















Мы поставили пластинку

Начинаем все разминку

Головой покрутим резво, 
Вправо-влево, вправо-влево. 
(повороты в сторону головой.) 

Так мы лучше думать будем. 
В круговую поворот и поворот, 
А потом наоборот. 
(Вращения головой в круговую.) 

Влево плечи разверни. 
А теперь направо. Ну-ка! 
Упражненье повтори. 
(Вращение туловищем в стороны.) 

Пальцы в кулачки зажми, разожми и три раза повтори

(сжимают и разжимают кулачки)

А теперь на спинку стула ты откинься

в тишину на минуту погрузись



Опыт 5.

У нас есть дощечка с двумя вбитыми в неё гвоздями. Возьмём пинцет, зажмём монету и проверим:

- Легко ли проходит монета между вбитыми в дощечку гвоздями?

Возьмём монету пинцетом за край и подержим её в пламени спиртовки?

- Проходит ли теперь монета между гвоздями?

- Как вы думаете почему?


Охладим монету.

- Проходит между гвоздями?


- Что же произошло при охлаждении монеты?



Откройте учебник на странице 16. Рассмотрите рисунки 16, 17.

Расскажите об опыте на этом рисунке.

На этом основан принцип действия обычного термометра для измерения температуры. В трубке термометра спирт.

Опыт 6.

Выполним следующий опыт с использованием термометра. Опустим его в горячую воду.


- Если опустим термометр в горячую воду, что произойдёт через некоторое время?


- А если опустим его в холодную воду?


Рассмотрите рисунок 18.

Расскажите об опыте на этом рисунке.


-Какой вывод можно сделать из этих опытов?

Запишите в тетрадь этот вывод «При изменении температуры промежутки между частицами вещества изменяются. При этом изменяется объём вещества».


Мы с вами каждый день наблюдаем ряд окружающих нас предметов: столы, стулья, книги, парты. Теперь вы знаете, что все они состоят из частиц, между которыми есть промежутки. Посмотрите на эти предметы.

-Разве вы видите промежутки?

-Почему же эти тела кажутся нам сплошными, или они на самом деле являются таковыми?

Докажем это.

Проведём следующий опыт.

Опыт 7. Ставит учитель, с целью постановки проблемного вопроса.

Растворим маленькую крупинку краски в воде, налитой в пробирку.

Отольём немного окрашенной воды в другой сосуд и дольём в него чистую воду.

-Что будем наблюдать?

Повторим предыдущее действие.

-Что будем наблюдать?

С каждым разом мы убеждаемся в том, что раствор окрашен всё более слабее.

Рассмотрим последний раствор. Он хотя и слабо, но равномерно окрашен. Следовательно, в каждой его капле содержатся частицы краски. А ведь в воде растворили очень маленькую крупинку краски, и лишь часть её попала в последний раствор.

-Что же можно сказать о количестве частиц?

-А о размерах частиц?

-Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Запишите в тетрадь этот вывод «Частицы очень маленькие. Их очень много».

А теперь перед нами стоит проблема:

-Сможем ли мы делить краску до бесконечности? Т.е при любом сколь угодно большом количестве пробирок краска будет обнаружена в последней из них?...........

Ответ на этот вопрос дал древнегреческий учёный, философ Демокрит из Абдер, живший в 5 веке до нашей эры.

Он утверждал, что все тела в мире состоят из молекул.

Запишите определение молекулы в тетрадях. Молекула – мельчайшая частица вещества.

Демонстрация на компьютере №1.

Молекула вещества – это мельчайшая частица данного вещества.

Самая малая частица воды – молекула воды.

Самая малая частица сахара – молекула сахара.

Молекулы разных веществ различны.

Молекулы одного вещества одинаковы.

Молекула сахара везде одна и та же: и в сахарнице и в варенье, и в сладком чае.

Молекулы обладают определёнными свойствами. Молекула сахара - сладкая. Молекула соли – солёная.

-Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Запишите в тетрадях. Молекулы разных веществ различны. Молекулы одного вещества одинаковы. Молекулы обладают определёнными свойствами.










Каковы же размеры молекул?

Известно, что кусок сахара можно растолочь на очень маленькие крупинки, зерно пшеницы размолоть в муку. Капля масла, растекаясь по поверхности воды, может образовать плёнку, толщина которой в десятки тысяч раз меньше диаметра человеческого волоса. Но в крупинке воды и в толще масляной плёнки содержится не одна, а много молекул. Значит, размеры молекул этих веществ ещё меньше, чем размеры крупинки муки и толщина плёнки.

Демонстрация на компьютере №2.

Размеры молекул.

Молекулы очень малы. Давай попробуем представить их размеры

Если бы молекулы стали размером с точку на листе бумаги. Тогда все бы тела тоже увеличились и верхушка Эйфелевой башни достала бы до Луны, люди бы были высотой 1700 км, мыши были бы длинной 100 км, а мухи – 7 км, каждый волос был бы толщиной 100 м, красные тельца нашей крови – эритроциты имели бы в поперечнике 7 м.

- Можно ли увидеть молекулы невооружённым глазом?

Запишите в тетрадях. Молекулы нельзя увидеть невооружённым глазом.

Молекулы хоть и очень маленькие частицы, но они делимы. Молекулы состоят из атомов.

Запишите определение в тетрадях: Молекулы состоят из атомов.

Истоки теории внутреннего строения вещества лежат в древности. Еще 2500 лет назад Левкипп, а затем древнегреческий ученый Демокрит (400 г. до н. э.), своими рассуждениями, используя метод познания – диалектику и логику, пришли к выводу, что все тела состоят из мельчайших постоянно движущихся частиц, которые они назвали «атомами», что значит «неделимый». Ученых, придерживающихся данной теории, называли «атомистами». Взгляды древних атомистов отразил в своей поэме Лукреций Кар (1 в. до н.э.) «О природе вещей»:

Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь,

Что существуют тела, которых мы видеть не можем.

Ветер, во-первых, морей неистово волны бичует,

Рушит громады судов и небесные тучи разносит …

Мощные валит стволы, непреступные горные выси …

Ветер, беснуясь, ревет и проносится с рокотом грозным.

Стало быть, ветры – тела, но только незримые нами …

Далее, запахи мы обоняем различного рода,

Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают.

Также палящей жары или холода нам не приметить

Зреньем своим никогда, да и звук увидать невозможно.

Но все это обладает телесной природой,

Если способно оно приводить наши чувства в движенье:

Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может.

И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,

Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет;

Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,

Да и не видно того, как она исчезает от зноя.

Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,

Что недоступны они совершенно для нашего глаза.

Перед нами опять возника-ет проблема: Мы не видим атомов. Тела нам представляются сплошны-ми. Как же дока-зали их существование?

Демонстрация на компьютере №3.

Ученые придумали приборы, которые помогают нам увидеть атомы.

Атомы можно увидеть в самые современные электронные микроскопы!

Современные электронно-голографические микроскопы дают увеличение в 70 миллионов раз.

Атомы каждого вида принято обозначать специальными символами.

Например: (записываем на доске) и (в тетрадях)

О – атом кислорода

H – атом водорода

Молекулы также обозначаются специальными символами (химическими формулами). Например:

О2 – молекула кислорода. Она состоит из 2-х атомов кислорода.

Н2 – молекула водорода. Она состоит из 2-х атомов водорода.

Н2О – молекула воды. Она состоит из 2-х атомов водорода и одного атома кислорода.

На рисунках 21,22 стр. 20 учебника даны условные изображения молекул водорода, кислорода и воды.

Атомы очень маленькие частицы, но и они имеют сложное строение. Существуют ещё более мелкие частицы, о которых вы узнаете позже.

Выполняют опыт №1 и №2 , в процессе постановки опыта отвечают на вопросы

работа в парах







Опыт 1.









(Частички мела.)


(Из частиц мела).


Опыт 2.










(Из частиц воды).


Ученики делают выводы из поставленных опытов№1 и 2 делают записи в тетрадь

Вещество состоит из частиц





Выполняют опыт №3 , в процессе постановки опыта отвечают на вопросы

Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой

(И форма и объём)


(воздух)

(из частиц)

(нет)

(нет)

(Между частицами воздуха есть промежутки)

(промежутки между частицами уменьшаются) (промежутки между частицами увеличиваются)



Выдвигают гипотезы предлагают версии ответов




Частицы одеколона проникли между частицами воздуха)




Ученики делают выводы из поставленных опытов№3 и 4

делают записи в тетрадь

Между частицами есть промежутки.


Личностные: применять правила делового сотрудничества, проявлять доверие к собеседнику.

Регулятивные: планировать реше-ние учебной задачи;

Коммуникативные интегрировать-сяв мини-группу; участвовать в кол-лективном обсуждении проблем; составлять план работы, выбирать

 главное, формулировать цепочку

 рассуждений; составляют неболь-шие монологические высказывания;

Познавательные: составляют план действий в мини-группах, распреде-ляют обязанности; устанавливают 

причинно-следственные связи; вос-призводят по памяти необходимую информацию для работы по допол-нительному материалу



Ученики выполняют под спокойную музыку упражнения на расслабление мышц шеи, плеч, позвоночника, кисти рук повторяя за учителем.


Личностные: проявляют понимание необходимости заботе о своем здоровье.













Выполняют опыт №5 , в процессе постановки опыта отвечают на вопросы

Работа учеников в четверке- мини группа



(Легко)






(нет)

(При нагревании расстояние между частицами увеличивается).


(Свободно).



(Расстояние между частицами уменьшилось).



Работа учеников с учебником, ответы учеников










Выполняют опыт №6 , в процессе постановки опыта отвечают на вопросы

Работа учеников в четверке- мини группа


(спиртовая жидкость в трубке термометра будет подниматься).



(жидкость в трубке будет опускаться).


Работа учеников с учебником, ответы учеников



Ученики делают выводы из поставленных опытов№5 и 6 и работы с учебником

делают записи в тетрадь

При изменении температуры промежутки между частицами тела и жидкости изменяются. При этом изменяется объём вещества.











Выдвигают гипотезу, предлагают версии ответов



(Частицы очень маленькие и их очень много).



Выдвигают гипотезы предлагают версии ответов










(Раствор окрашен слабее).


(Раствор окрашен ещё слабее).
















(Их очень много).

( Они очень маленькие).

Ученики делают вывод из опыта №7 делают записи в тетрадь

Частицы очень маленькие. Их очень много.




Выдвигают гипотезы предлагают версии ответов















Ученики делают записи в тетрадь

Молекула – мельчайшая частица вещества.

Ученики знакомятся с информацией на слайде















Добровольцу дают попробовать кусочек рафинированного сахара и кристаллик соли


Ученики делают выводы и делают записи в тетрадь

Молекулы разных веществ различны. Молекулы одного вещества одинаковы. Молекулы обладают определёнными свойствами.


Регулятивные: корректировать  деятельность: вносить изменения с учетом ошибок, трудностей;

Познавательные: выделять общее и частное при сопоставлении текста с рисунком

Коммуникативные: анализировать текст, восстанавливать логику изложения.


Выдвигают гипотезы









































Выдвигают гипотезы

Ученики делают записи в тетрадь

Молекулы нельзя увидеть

невооружённым глазом.





Молекулы состоят из атомов.


Ученики знакомятся с теорией о веществе, с которой знакомит старшеклассник













































































Ученики делают записи в тетрадь

Атомы можно увидеть в самые современные электронные микроскопы






















Работа учеников с учебником, таблицей Менделеева, ответы учеников.

Ученики делают записи в тетрадь

О – атом кислорода

H – атом водорода

О2 – молекула кислорода.

Н2 – молекула водорода.

Н2О – молекула воды.












Результат сотрудничества: систематизация знаний; умения выделять признаки по определенным критериям; сравнивать и анализировать


4. Этап обобщения и закрепления нового материала.

Динамическая задача: формирование целостной системы ведущих знаний по теме.


Итак, вы теперь знаете, из чего состоят вещества. Глядя на свой опорный конспект в тетради или на доску (где висят плакаты с выводами) сделайте обобщающий вывод о строении вещества.

А теперь постарайтесь применить знания о строении вещества, полученные на сегодняшнем уроке, к решению качественных задач.

Каждому из вас я дам карточку, на которой написан вопрос задачи. 15 секунд на размышление. Отвечаем по очереди, если не согласны с ответом, помогаем своему товарищу.

Задание 1.

1. Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике: кто-то украл золото? Или это чудо?

2. Почему появляются углубления в ступенях древних каменных лестниц?

3. Почему изнашиваются подмётки у ботинок и стираются до дыр локти пиджаков?

4. Как объяснить высыхание белья после стирки?

5. Вы делаете уроки. Из кухни доносится аппетитный запах жареной картошки…. Как это могло произойти?

Задание 2.

Ещё по вопросу каждому.

1. Одинаков ли состав молекул воды в горячем чае и в охлаждённом напитке «Спрайт»?

2. Одинаков ли объём холодной и горячей воды?

3. Одинаков ли состав молекул у чугуна и стали?

4. Чем можно объяснить увеличение длины проволоки при нагревании?

5. Можно ли сказать, что объём газа в сосуде равен сумме объёмов его молекул?

Ученики делают обобщающий вывод














Индивидуальная работа по карточке



Регулятивные: коррекция и оценка ситуации; умения прогнозировать; соотносить план и совершенные операции по ходу работы с карточкой

Коммуникативные: приводить убедительные доказательства; удерживать логику повествования; учитывать позицию собеседника.

Познавательные: преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной задачи; структурирование знаний

Личностные: проявлять терпение, доброжелательность к собеседнику; сравнивать различные точки зрения;







Результат сотрудничества: сравнивают и анализируют; получают примеры практического использования данной темы, устанавливая связь с другими науками (биология, химия)


















5. Заключительный этап.

Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Корреспондент одной американской газеты спросил знаменитого физика Ричарда Феймана: "Господин Фейман, если бы вдруг выяснилось, что в результате катастрофы все знания человечества должны погибнуть и Вам необходимо в одной фразе передать будущим поколениям самое ценное из них, то что бы Вы сказали потомкам?"

Ученый ответил так: "Безусловно, это была бы атомистическая гипотеза: весь мир состоит из мельчайших частиц, которые непрерывно движутся и взаимодействуют друг с другом".

Итак, наш урок подходит к завершению. Вы сегодня неплохо поработали. Решали самостоятельно поставленные перед вами проблемы. Делали правильные выводы.

Решать загадки можно вечно. Вселенная ведь бесконечна.


Вспомните цель урока.

Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

Почувствовали ли себя сегодня на уроке настоящими исследователями? Почему?


Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок!

Я надеюсь, что полученные вами знания о строении вещества вы будете использовать не только на уроках по различным предметам, но и будете применять их в повседневной жизни.

































Высказывают свою точку зрения


Регулятивные: осознание себя как частицу общего мировоззрения.

Коммуникативные: составление небольших монологических высказывании; приводят убедительных доказательства;

Познавательные: воспроизведение по памяти информации; сравнитель-ный анализ молекулярного строения веществ;

Личностные: выражает положительное отношение к процессу познания



Результат сотрудничества: анализ своей деятельности



6. Рефлексия.

Дидактическая задача: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения); усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.


- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

- Что не понравилось?

А теперь давайте выставим оценки.

Предлагает оценить урок и свою деятельность, используя жетоны разного цвета: красный +; желтый +-; синий -;

Ученики оценивают работу своих товарищей, работу свою, работу группы

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; идентифицировать себя с принадлежностью класса для решения учебной задачи.

Регулятивные: уметь оценить правильность выполнения действия


Результат сотрудничества: самоанализ урока

7. Домашнее задание.

Дидактическая задача: провести инструктаж по выполнению д/задания

§ 7-8, ответить на ? в конце §; определить размер молекул способом рядов использую инструкцию в учебнике - лаб/раб Сборник задач Лукашика № 53, 54

Творческое задание: Создать с помощью подручных средств (пластилина, бумаги, клея и т.д) макет молекулы воды.

Ученики записывают, задают вопросы

Познавательные: поиск необходимой информации




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!