СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Строение и свойства твёрдых тел" с презентацией

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Строение и свойства твёрдых тел" с презентацией

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

Просмотр содержимого документа
«Строение и свойства твёрдый тел»

Педагогические цели:

обучения

  • сформировать у обучающихся понятия: «кристаллическое тело», «кристаллическая решетка», «монокристалл», «поликристалл», «аморфное тело»;

  • выявить основные свойства монокристаллов, поликристаллов и аморфных тел;

  • продолжить формирование общеучебного умения – работать с текстом;

развития

  • развивать умения выделять главное;

  • развивать визуальное мышление – наблюдательность, умение систематизировать материал;

  • развивать познавательный интерес к предмету путем формирования мотивов деятельности, используя разнообразные формы работы;

воспитания

  • воспитывать научное мировоззрение, уважение к людям науки;

cоциализации

  • роль физических знаний и значения компьютерных технологий в сегодняшнем мире.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: коллекция кристаллов, мультимедийное сопровождение урока: презентация, из Единой коллекции ЦОР school-collection.edu.ru «Кристаллические решетки», «Как вырастить кристалл соли», «Монокристаллы и поликристаллы», «Твердое аморфное тело»; обучающий тест «Строение вещества», ноутбуки учащимся, компьютер и проектор для учителя.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний (повторение пройденного материала).

Учитель: тема урока «Строение твердых тел»; цель «выявить основные свойства кристаллических и аморфных тел».

Давайте повторим изученный на предыдущих уроках материал об агрегатных состояниях тел.

Соревнование между рядами.

На столах учащихся ноутбуки. Надо запустить презентацию с названием «Повторение» и быстро ответить на поставленные вопросы. Побеждает тот ряд, на котором все ученики справятся с заданием раньше. Победители имеют право озвучить ответ.

III. Постановка проблемы.

Сегодня мы будем говорить о твердых телах.

Проблемный вопрос: Почему твердые тела проявляют различные свойства?

Слайд 1 (тема урока )

Запишем тему “Кристаллические и аморфные тела”.

По ходу изучения темы будем заполнять таблицу, приготовленную на отдельных листах для каждого из вас.

Слайд 2 (таблица )

Свойства твердых тел

Кристаллические

Аморфные

Монокристалл

Поликристалл

 

 

 

Учитель: Все твёрдые тела делятся на кристаллические и аморфные. Мы рассмотрим, в чём их сходство и различие.

Слайд 3 (различные фото кристаллов)

На слайде вы видите кристаллические тела или кристаллы. Дайте определение кристалла?

Из всего сказанного вытекает вывод.

Слайд 4 (определение кристалла)

Кристаллы – это твёрдые тела, атомы или молекулы которых занимают определённые, упорядоченные положения в пространстве.

Кристаллы одного и того же вещества имеют разнообразную форму. Углы между отдельными гранями кристаллов одинаковы. Некоторые формы кристаллов симметричны.

Для наглядного представления внутренней структуры кристалла используют его изображение с помощью кристаллической решётки. Различают несколько типов решеток. Более подробно типы кристаллических решеток вы будете изучать на химии. А материал нашего урока станет опорой для этих знаний.

  • ЦОР «Кристаллические решетки» school-collection.edu.ru

Идеальная форма кристалла имеет вид многогранника. Такой кристалл ограничен плоскими гранями, прямыми ребрами и обладает симметрией.

Слайд 5 (снежинка)

Кристаллические тела делятся на монокристаллы и поликристаллы.

Вопрос классу: что обозначает слово «моно»?

Давайте найдем в учебнике определение «Монокристалла»

Слайд 6 (монокристаллы)

Монокристаллы – одиночные кристаллы (кварц, слюда…) Идеальная форма кристалла имеет вид многогранника. Такой кристалл ограничен плоскими гранями, прямыми ребрами и обладает симметрией.

Учитель. Частицы в кристалле образуют правильную пространственную решетку. Пространственные решетки различных кристаллов различны.

Понятие о пространственной решетке позволило объяснить свойства монокристаллов.

  1. Что можно сказать о геометрической форме монокристаллов?

  2. Если кристалл нагревать, какие изменения с ним будут происходить?

Обращаю внимание, что переход в жидкое агрегатное состояние происходить при определенной температуре – температуре плавления. У всех кристаллов она различна – особенности строения.

Записать в таблицу:

  1. Геометрическая форма (правильная)

  2. Постоянная температура плавления (известно из практики)

А вот третье свойство я вам назову сама – это анизотропия.

  1. Анизотропия

Посмотрите в ваших листах есть определение этого понятия из «Большой советской энциклопедии» и пример анизотропии есть на 1 слайде презентации с названием «Новый материал» – запустите ее.

Анизотропия – (от греч. ánisos – неравный и tróроs – направление), зависимость физических свойств вещества от направления. Примеры: пластинка слюды легко расщепляется на тонкие листочки только вдоль определённой плоскости. Анизотропия – наиболее характерная особенность монокристаллов.

Итак, что обозначает термин анизотропия?

Промежуточный вывод: какие основные свойства монокристаллов записаны в таблице?

Слайд 7 (свойства монокристаллов)

Но монокристаллы в природе встречаются редко. Однако такой кристалл можно вырастить в искусственных условиях.

  • ЦОР «Как вырастить кристалл соли» school-collection.edu.ru

Выступление группы экспериментаторов, получивших задание вырастить кристалл поваренной соли – они рассказывают о необходимых условиях этого эксперимента и демонстрируют результат.

Слайд (фото монокристаллов и поликристаллов, выращенных детьми) – на ноутбуках детей в презентации «Новый материал»

Слайд 8 (халькантит синтетический)

Вопрос классу:

  • Выращенный учащимся кристалл – монокристалл?

  • Что обозначает слово «поли»?

В учебнике найдите определение «Поликристалла»

Слайд 9 (поликристаллы)

Поликристаллы – это твёрдые тела, состоящие из большого числа кристаллов, беспорядочно ориентированных друг относительно друга (сталь, чугун, графит …)

Выделите свойства поликристаллов аналогично монокристаллам. Свойства поликристалов:

  1. Геометрическая форма (неправильная)

  2. Температура плавления постоянная

  3. Изотропия

Посмотрите в ваших листах есть определение этого понятия из «Большой советской энциклопедии» 

Изотропия – независимость физических свойств тела от выбранного в нем направления.

Изотропия: связана с отсутствием упорядоченного внутреннего строения; присуща газам, жидкостям (кроме жидких кристаллов) поликристаллам и аморфным телам.

Это объясняется тем, что кристаллы внутри располагаются беспорядочно, и каждый в отдельности обладает анизотропией, а в целом кристалл изотропен.

Итак, что обозначает термин изотропия?

Промежуточный вывод: какие основные свойства поликристаллов можно записать в таблицу?

Слайд 10 (свойства поликристаллов)

  • ЦОР «Монокристаллы и поликристаллы» school-collection.edu.ru

Слайд 11 (Нобелевские лауреаты)

Все большее применение в технике находят кристаллы.

В 1964 г. советскими академиками А.М. Прохоровым и Н.Г. Басовым, было предложено использовать кристалл рубина в лазерах. За это открытие они были удостоены Ленинской и Нобелевской премий.

Слайд 12 (установки для выращивания кристаллов)

Вопрос: в каких областях науки и техники применяются кристаллы?

Кроме кристаллических тел существуют – аморфные тела.

Группа девочек провела исследование по изучению особенностей строения и свойств аморфных тел. Сообщение учащихся (сильная группа), получивших опережающее задание.

Слайд 13 (слайд с янтарем и леденцами)

После выступления теоретика обратить внимание на значение термина «аморфное тело»

Аморфное тело – (от греч. Amorphos – бесформенный).

Аморфное тело – твердое тело, у которого нет строгого порядка в расположении атомов и молекул (форма переменчива). Для аморфных тел характерна изотропия свойств и отсутствие точки плавления. При повышении температуры аморфные тела размягчаются и постепенно переходят в жидкое состояние.

Выступление экспериментатора (свеча в воронке через неделю приняла форму воронки и продолжает течь)

Промежуточный вывод: какие основные свойства аморфных тел можно записать в таблицу?

Слайд 14 (свойства аморфных тел) 

  • ЦОР «Твердое аморфное тело» school-collection.edu.ru

Возвращаемся к нашей проблеме. Так почему же твердые тела обладают различными свойствами? 

IV. Закрепление.

Теперь я предлагаю выполнить тест.

На ноутбуках короткий обучающий тест по теме урока. Последнюю страницу не закрывать.

Тест составлен в формате Excel 

Вопрос: какие задания вызвали затруднения. Кто правильно ответил на вопрос объясняют свой выбор (если таких ребят нет, то в тесте есть кнопка подсказка)

Поднимите руки у кого общий результат более 90%? Поставьте себе «5», от 80 до 90% – «4». Остальные ребята сегодня пока без оценок. Тема новая. Выполняя домашнее задание, вы устраните свои пробелы и получите отметку на следующий урок.

V. Всем выступающим за урок оценка 5.

Другие оценки …

Слайд 15 (дифференцированное домашнее задание)

VI. Домашнее задание:

§ 17.

Задание для желающих: вырастить кристаллы из раствора медного купороса или других солей. Более подробные указания вы найдете в учебнике стр. 60 Лабораторная работа № 3. или на сайте class-fizika.narod.ru

I группа. «Жидкие кристаллы» (изучить различные источники информации и приготовить краткий рассказ о жидких кристаллах).
II группа. «Кристаллы в ПК» (вспомнить устройство системного блока компьютера и ответить на вопрос «Нет ли в нем устройств, имеющих в своей основе кристалл», если есть, то какие кристаллы применены и в каких устройствах).
III группа. «Знаменитые» алмазы» (приготовить обзор о самых знаменитых алмазах).

Кого заинтересовал материал, можете прочитать книги, которые читали ваши одноклассники и более подробно ознакомиться с материалом.



Просмотр содержимого презентации
«Строения и свойства твёрдых тел»

Опишите рисунок с помощью физических терминов и явлений?

Опишите рисунок с помощью физических терминов и явлений?

По рисункам определить в каком агрегатном состоянии находится вещество  (объяснить выбор)

По рисункам определить в каком агрегатном состоянии находится вещество (объяснить выбор)

Свойства твердых тел Кристаллические Монокристалл Аморфные Поликристалл

Свойства твердых тел

Кристаллические

Монокристалл

Аморфные

Поликристалл

Друза мариона  Алмаз Крупнозернистый кристалл серы

Друза мариона

Алмаз

Крупнозернистый кристалл серы

- это твёрдые тела, атомы или молекулы которых занимают определённые, упорядоченные положения в пространстве.

- это твёрдые тела, атомы или молекулы которых занимают определённые, упорядоченные положения в пространстве.

Симметрия кристаллов

Симметрия кристаллов

Монокристалл шпата Монокристалл Каменной соли Монокристалл горного хрусталя

Монокристалл шпата

Монокристалл Каменной соли

Монокристалл горного хрусталя

Физические свойства монокристаллов:  1. Геометрическая форма (правильная) 2. Постоянная температура плавления 3. Анизотропия

Физические свойства монокристаллов:

1. Геометрическая форма (правильная)

2. Постоянная температура плавления

3. Анизотропия

Поликристалл аметиста (разновидность кварца) Друза кристаллов горного хрусталя Поликристалл металла

Поликристалл аметиста

(разновидность кварца)

Друза кристаллов

горного хрусталя

Поликристалл металла

Физические свойства поликристаллов:  1. Геометрическая форма (неправильная) 2. Постоянная температура плавления 3. Изотропия

Физические свойства

поликристаллов:

1. Геометрическая форма (неправильная)

2. Постоянная температура плавления

3. Изотропия

Нобелевские лауреаты Н.Г. Басов А.М. Прохоров 1964 г.  Чарлз Хард Таунс  Николай Геннадьевич Басов  Александр Михайлович Прохоров «За фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию излучателей и усилителей на лазерно-мазерном принципе»

Нобелевские лауреаты

Н.Г. Басов

А.М. Прохоров

1964 г.

Чарлз Хард Таунс Николай Геннадьевич Басов Александр Михайлович Прохоров

«За фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию излучателей и усилителей на лазерно-мазерном принципе»

Первая установка для выращивания кристаллов ЛУЧ Установка для выращивания оптических кристаллов

Первая установка для выращивания кристаллов ЛУЧ

Установка для выращивания оптических кристаллов

Аморфные тела Леденец Янтарь

Аморфные тела

Леденец

Янтарь

Кристаллическое тело Аморфное тело

Кристаллическое тело

Аморфное тело

Физические свойства аморфных тел:  1. Бесформенные 2. Отсутствие точки плавления 3. Изотропия

Физические свойства

аморфных тел:

1. Бесформенные

2. Отсутствие точки плавления

3. Изотропия

Домашнее задание

Домашнее задание

Кристаллы поваренной соли

Кристаллы поваренной соли

Кристаллы медного купороса

Кристаллы медного купороса