Суд истории
Урок- обобщение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Разработала урок учитель русского языка и литературы Джагаева В.А.
Цели: образовательная - сформировать целостное представление о восстании под предводительством Е. Пугачева ;
Познавательная: судебное дело, аргументация защиты и обвинения;
Воспитательная: умение отстаивать свою позицию, работать в коллективе.
Оборудование: атрибуты суда - костюмы, доска для демонстрации видеоматериалов.
Столы расставлены в соответствии залу суда.
На экране слайды 1-2Пр пугачев.pptx
Слово учителя. Мы начинаем необычный урок. Познакомившись с повестью А. Пушкина «Капитанская дочка» и с материалами, сопутствующими теме, мы составили представление о времени , предпосылках и причинах пугачевского восстания. Попробуем выразить свое отношение к этому историческому событию своеобразным способом – через суд истории, где вы попробуете себя в качестве участников суда, а заодно познакомитесь с процедурой суда, попробуете доказывать и отстаивать свою позицию, опираясь на факты.
Начало урока – входят судья, обвинитель, защитник обвиняемого, обвиняемый, в роли присяжных – учащиеся класса,
Встать—суд идет. Рассматривается дело Емельяна Пугачёва, обвиняемого в государственной измене, а именно: восстании, предводителем и организатором коего он стал, нанеся тем самым огромный ущерб государству Российскому.
С обвинительным словом выступает обвинитель: Беглый донской казак Емельян Пугачев - самозванец, вор, мошенник - бежал из своей станицы на Дону, скрываясь от наказания, прошел через юг России, проживал два года и в нашем городе Моздоке, на то время бывший крепостью, поднимая и увлекая на бунт казаков, дошел до оренбургских степей, где к нему присоединились казаки и крестьяне, бежавшие от своих помещиков. В оренбургских степях бунтовщики, численность коих несколько тысяч, были разбиты регулярными императорскими войсками, а Пугачев и его приспешники были арестованы. Пугачев обвиняется в организации крестьянского бунта, разорении городов и сел российских, присвоении себе имени убиенного императора Петра III, он вселил в сознание народа крамольную мысль о свободе, о борьбе за свою свободу.
Вопрос к подсудимому – Признаешь ли ты свою вину? Как ты объяснишь суду своё преступление против государыни-императрицы и всего государства Российского?
Пугачев : Вину свою я признать всю не могу вот почему. Я и мои сотоварищи , как и наши деды и отцы, долго жили под невыносимым гнетом своих хозяев : мы трудились, пахали на своей земле, сеяли. А хозяева наши у нас все отнимали да нас же ещё и жестоко наказывали (слайд 3-4).
Обвинитель. А как ты объяснишь, самозванец и вор, что сам себя ты называл императором Петром III ?
Пугачев. А в этом вины моей нет, а если и есть, то не так и страшна она – народу так угодно было называть меня. А я этому не противился.
Слово свидетелю со стороны защиты А.С. Пушкину. Хочу пояснить по этому вопросу(слайд 5-6). Императрица наша Екатерина II , урожденная принцесса Ангальдт- Цербстская, став женой наследника престола Российского Петра III, сместила его. Царь – личность бездарная – был убит. Но народ не хотел верить в смерть царя-батюшки, вот и провозгласил себе царя . Верил народ в царя-заступника.
Обвинитель. Объясни суду: что тебя сподвигло идти против власти, против императрицы?
Пугачев. А вот послушайте старую калмыцкую Сказку про Ворона и Орла, авось что- нибудь и поймете.
Звучит сказка из повести.(слайд 7-8)
Обвинитель. Ты обвиняешься также в жестокостях, разорении городов и сел , которые чинил на пути своем.
Петр Гринев. Я хочу выступить в защиту Пугачева. Я являюсь живым свидетелем происходивших событий, мне довелось неоднократно встречаться с Пугачевым. Несмотря на его уговоры, я не изменил своей присяге – служить своей императрице . Да, он был жесток. Но он был и заступником сирот, обездоленных, народ помнит о своем заступнике. Ведь не зря в народе живет память о Пугачеве, народ песни слагал о нем, в своих семьях рассказывают о своем заступнике. Могу сказать, что Пугачев защитил и спас сироту Машу Миронову, он был человеком чести и слова, уважал таких же людей.
Обвинитель. Обвиняемый, ты и твои сотоварищи хоть понимали, что вас ждет?
Пугачев. Конечно, понимал – ведь силы-то неравные были, но погуляли мы на славу, пожили на воле, мы и далее идти хотели – на Москву и Петербург, но силы не хватило. Да и предатели – как Швабрин - тоже были. И генералы царские , признаться, были не способны воевать – трусливы и бестолковы. Но жалеть я не жалею - не жалею ни о чем. Вот послушайте старую казачью песню.(звучит песня Не шуми ты матушка…)
Судья. Мы выслушали обвинения от государственного обвинителя, выслушали защиту подсудимого, самого подсудимого. А теперь призываем присяжных заседателей обсудить всё и вынести свой вердикт (постановление), на основании которого будет вынесено обвинение. Вначале , присяжные, я напоминаю вам о присяге: говорить правду в соответствии со своим внутренним пониманием и убеждением.
( В качестве присяжных выступают остальные учащиеся класса. Их делим на две группы. Одна группа аргументирует все доводы «за». Вторая группа – все «против» обвинения. Аргументы опираются на положения из прочитанной повести, дополнительного материала к повести – Истории пугачевского восстания, отчета А.С. Пушкина о поездке в Оренбург.)
Вопросы, на которые должны ответить присяжные (отпечатаны для каждого):
1.Считаете ли вы Пугачева убийцей и разбойником.
2.Преступил ли закон Пугачев, подняв народ на это восстание
3.Считаете ли вы Пугачева самозванцем
4.Достойно ли имя Пугачева забвения
Учащиеся обсуждают вопросы, аргументируют свои ответы.
С последним словом выступает судья. Судя по вашим ответам , окончательный приговор мы вынести не можем. Оставим это на суд Истории, так как каждое время по- своему рассматривает это событие, выносит свой приговор. Главное же заключается в том, что это восстание не прошло бесследно в истории Государства Российского, в памяти народной, ибо оно показало народам, что надо отстаивать свою свободу, пусть даже ценой жизни, нельзя жить рабами.
Урок закончен.
Пр пугачев.pptx