СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Суд над радиоактивными элементами"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится накануне событий Чернобыльской АЭС.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Суд над радиоактивными элементами"»

Из опыта работы учителя химии высшей категории школы № 59 города Курска Бичевой Веры Васильевны



Урок проводится накануне событий на Чернобыльской АЭС





Урок:


Суд над радиоактивными элементами.

Цель: продолжить формирование о радиоактивных элементах, источники и виды загрязнения радионуклеидами; рассмотреть отрицательное влияние радиоактивных элементов на организм человека и окружающую среду, методы защиты человека от радионуклеидов, формировать у детей ответственность за свои поступки.




































Суд над радиоактивными элементами.

Учитель: Сегодня в нашей школе состоится заседание судебной комиссии с рассмотрением вопроса: «Отрицательное влияние радиоактивных элементов на организм человека и окружающую среду».

Секретарь: Встать! Суд идет!

(все встают, входит судья, адвокат, прокурор)

Судья: Ввести обвиняемых.

(входят Стронций - 90, Цезий - 137, Йод -131, Плутоний, Цинк - 65, садятся)

Судья: Сегодня мы слушаем дело №1 граждан; Стронций... Они обвиняются в том, что:

  1. загрязняют окружающую среду: воздух, землю, воду;

  2. разрушающе влияют на организмы растений и животных;

  3. отрицательно влияют на организм человека.



Судья: Заслушаем первого свидетеля.


1-ый свидетель: Я обвиняю эти элементы от лица загрязненного ими воздуха, земли, воды.

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою Земля,

И воздух чистым быть.

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Надолго ль хватит нам воды

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит нам лесов,

Что мертвые стоят?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек - всю землю — Можешь только ты, Разумный человек!

Судья: Заслушаем второго свидетеля.





2-ой свидетель: Я обвиняю эти элементы от лица растений и животных, которые дышат загрязненным воздухом, которые живут на загрязненной земле и в загрязненной воде.

У растений и животных во время поглощения загрязненной воды на клеточном уровне происходят мутационные процессы, в результате живые организмы начинают болеть, перерождаться или совсем умирать. Поэтому стоят у нас «мертвые леса» и текут «мертвые реки» с мертвыми растениями, животными, рыбами. В лесу не слышно шелеста листвы, жужжание насекомых.

Судья: Заслушаем третьего свидетеля.

3-ий свидетель: Я человек! Я обвиняю Стронций - 90, который накапливается в костях и зубах вместо кальция, разрушает их и облучает соседние растения. Я обвиняю Цезий - 137, который вместо калия концентрируется в мышцах, особенно в миокарде сердца и репродуктивных органах, что вызывает серьезные заболевания.

Я обвиняю Йод -131, который заполняет щитовидную железу и нарушает эндокринную функцию.

Я обвиняю Плутоний, который похоже на железо и поэтому может поглощаться кровью и переносить к клеткам печени и костного мозга, где он как и другие радионуклеиды облучают окружающие клетки. Я обвиняю Цинк - 65, который может оказаться в организме человека вместо стабильных форм этого металла, откладываясь в костях и органах размножения.

Все эти элементы могут нарушать нормальную деятельность организма и привести в будущем к развитию раковых заболеваний. Кроме того, действие Йода - 131 приводит к задержке роста, рождения недоношенных детей и роста детской смертности.

Судья: Мы заслушали всех свидетелей. Слово предоставляется защите.

Адвокат: Я хочу предоставить слово компетентному человеку: химику - технологу.

Химику - технолог: Все заслушали, какую угрозу несут в себе радионуклеиды. Но я хочу напомнить присутствующим, что эти элементы сначала не находились в природе, а это продукт деятельности человека. Эти элементы образовываются во время взрыва бомб, или аварий на атомных электростанциях, во время ядерных выбросов, из заводов, шахт и разных производств. Поэтому человеку нужно задуматься над своей деятельностью; как защитить окружающую среду и прежде всего себя.



Адвокат: Слово предоставляется биохимику.


Биохимик: Я хочу пояснить, почему происходит поглощение этих радиоактивных элементов организмами. Принцип выборочного поглощения основывается на том известном биологическом факте, что когда наши клетки насыщаются необходимыми веществами, то снижается возможность поглощения клетками радионуклеидов; если наши органы не получают в достаточном количестве жизненно необходимых элементов, таких как калий, кальций, железо, на протяжении длительного времени, то организм начинает интенсивно поглощать доступные в этот момент радиоактивные элементы, подобные отсутствующим. Для того чтобы организм функционировал нормально, нужно чтобы было достаточно не радиоактивных элементов - кальция, калия, железа, цинка, йода.

Адвокат: Слово предоставляется

Уменьшить влияние радиации на здоровье человека можно благодаря внедрению таких способов:

  1. не применять продукты питания и пить воду, загрязненную радионуклеидами;

  2. чаще употреблять продукты, которые содержат пектины (яблоки, лимоны,
    арбузы, свеклу, капусту), которые могут выводить радионуклеиды из организма;

  3. принимать сорбенты, которые поглощают и выводят радионуклеиды из
    организма;

  4. вытирать пыль, мыть полы, почаще чистить одежду и обувь.

Адвокат: Благодарю, я предоставляю слово еще одному свидетелю защиты - ученому-радиохимику.

Радиохимик: Я хочу сказать несколько слов в защиту радиоактивных элементов. Да, названные элементы могут способствовать заболеванию раком, но такой радиоактивный элемент, как Радий, - первый из радиоактивных элементов, который начали применять в практических целях, в основном в медицине для лечения злокачественных опухолей и других заболеваний. Кроме того, радиоактивно - химические реакции имеют очень большое значение в получении разных полимерных материалов: полибутилена, полиизомилена, поливинилциклогексана и других ценных материалов.

Очень перспективным оказался радиоактивный способ получения резины из каучука без применения серы.






Адвокат: Я считаю, что слов моих защитников было достаточно.

Судья: Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Как уже было сказано, радионуклеиды безжалостно угнетают и даже уничтожают растения, животных, людей, - с одной стороны, но с другой стороны, прошу суд, вынося приговор, учитывать смягчающие обстоятельства - радиоактивные элементы несут и не малую пользу человеку.

Судья: Выслушав показания свидетелей, выступления прокурора и адвоката, суд пришел к выводу, что обвинения за недостаточностью доказательств необходимо снять, элементы Стронций — 90, Цезий - 134, Йод —131, Цинк - 65, Плутоний освободить из-под ареста. А ко всем людям обращаемся с призывом: будьте осторожны в своей деятельности, не создавайте беды себе и природе, от этого зависит наше будущее.


Закрепление.

  1. Какие радионуклеиды угрожают здоровью человека?

  2. Когда происходит поглощение организмом радионуклеидов и почему?

  3. Назовите источники радиоактивных элементов.

  4. Как можно уменьшить влияние радиоактивных элементов на организм?
    Творческое задание:

Какие источники радиоактивного загрязнения есть в нашем городе, области? Предложите способы защиты людей и окружающей среды от загрязнения.