СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-суд по теме «Смысл теории Раскольникова» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока основывается на рабочей программе дисциплины ОУД.02 Литература. Для учебного проекта выбран урок-суд по теме «Смысл теории Раскольникова» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». На изучение темы отводится шесть часов.

Просмотр содержимого документа
«Урок-суд по теме «Смысл теории Раскольникова» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский техникум информационных технологий,

бизнеса и дизайна имени В.В. Самарского»




Методическая разработка открытого урока

Тема: Урок-суд по теме «Смысл теории Раскольникова» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».


Разработчик:

преподаватель первой квалификационной категории

Канская О.А.




г. Волгодонск

2022 г.



Пояснительная записка

к уроку по теме: Урок-суд по теме «Смысл теории Раскольникова» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Характеристика учебной группы:

Открытый урок (далее по тексту – урок) реализуется в группе студентов 12-21 по профессии Профессия: 09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения, обучающихся в Волгодонском техникуме информационных технологий, бизнеса и дизайна им. В.В. Самарского, в стандартной учебной обстановке.

При разработке открытого урока педагог учитывает психологические особенности данной возрастной группы студентов, а также, что участники данной учебной группы позитивно относятся друг к другу, способны оказывать взаимопомощь в учебном процессе, имеют средний уровень познавательных интересов, умеют самостоятельно работать с информационными источниками, успешно пользуются дидактическим материалом на уроках, способны активно работать под непосредственным руководством преподавателя.


Характеристика темы:

Разработка урока основывается на рабочей программе дисциплины ОУД.02 Литература. Для учебного проекта выбран урок-суд по теме «Смысл теории Раскольникова» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». На изучение темы отводится шесть часов.

Тема 1.1. Развитие русской литературы и культуры впервой половине XIX века.

Урок № 39,40 «Смысл теории Раскольникова»

Урок по теме «Смысл теории Раскольникова» является 39-40 в изучении темы 1.1. Развитие русской литературы и культуры впервой половине XIX века раздела I. «Русская литература XIX века»

На изучение темы урока отводится 1 час 20 минут. На предыдущем уроке обучающиеся познакомились с жизненным и творческим путём Ф. М. Достоевского, творчество которого также относится к этому периоду развития литературного процесса; с историей создания романа «Преступление и наказание», с главными героями романа. На данном уроке совершенствуется культура читательского восприятия художественного текста, развиваются образное мышление, литературно-творческие способности, читательские интересы, художественный вкус, культура устной и письменной речи обучающихся, развиваются навыки устной монологической и диалогической речи.

Дидактические цели урока заключаются в создании условий для развития коммуникативной и языковой компетенций, в которых обучающийся сможет иметь представление о периодизации жизни и творчества Ф. М. Достоевского; иметь общее понятие о литературном процессе I половины XIX века; увидеть мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств.

Тип урока: Закрепление и обобщение изученного материала, обобщение с элементами анализа.

Форма проведения: Урок - суд в форме деловой игры.

Основные методы обучения, используемые на уроке: проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, театрализация, анализ, диалог, дискуссия.

Для достижения желаемого результата целесообразно активизировать познавательную деятельность обучающихся, коммуникативную и языковую компетенции. На уроке рекомендуется использовать следующие приёмы: диалог, монолог, постановку проблемных вопросов, раскрытие практической значимости темы, использование электронной презентации.


Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока: мультимедийный комплекс, презентация, книга «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

ОУД 02. Литература

Личностные результаты реализации программы воспитания:

ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.

ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

ЛР 18 Организованный и дисциплинированный в мышлении и поступках

ЛР 32 Соблюдающий общепринятые этические нормы и правила делового поведения, корректный, принципиальный, проявляющий терпимость и непредвзятость в общении с гражданами

ЛР 33 Способствующий своим поведением установлению в коллективе товарищеского партнерства, взаимоуважения и взаимопомощи, конструктивного сотрудничества

ЛР 35 Стремящийся в любой ситуации сохранять личное достоинство, быть образцом поведения, добропорядочности и честности во всех сферах общественной жизни;



















План открытого урока

Тема урока: Урок-суд по теме «Смысл теории Раскольникова» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Раздел I. «Русская литература XIX века».

Тема 1.1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века.

Цели урока. Формирование осознанного восприятия произведения, понимания и решение поставленных в нем проблем.

Образовательные: определение сути разработанной Раскольниковым теории, мотива преступления и развенчании теории.

Развивающие: развивать навыки анализа художественного произведения.

Воспитательные: воспитание интереса к литературе, к творчеству Ф. М. Достоевского, формирование навыков внутренней культуры и коммуникативного общения в процессе творческой игры, активизировать познавательную деятельность.

Задачи: выявить двойственность мотивов, основанных на столкновении двух главных идей «Тварь я дрожащая или право имею» , результатом борьбы которых стала идея власти. Сделать вывод, в чём был прав и в чём заблуждался Раскольников. Обсудить наказание, которое несет Раскольников за совершённое преступление.

Тип урока. Закрепление и обобщение изученного материала, обобщение с элементами анализа.

Форма урока. Урок - суд в форме деловой игры.

Методы: проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, театрализация, анализ, диалог, дискуссия.

Виды контроля: индивидуальный, устный.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, стимулирующий характер оценки, сочетание количественных и качественных оценок опроса.









Методические указания по организации и проведению урока

При подготовке к уроку-суду педагог формулирует образовательные цели и их связь с развивающими и воспитательными задачами; определяет оптимальное содержание данного урока с учётом уровня подготовки и подготовленности обучающихся; прогнозирует уровень усвоения студентами научных знаний, сформированности умений и навыков; делает выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, сочетание различных форм коллективной, фронтальной и самостоятельной работы на уроке.

На этапе сообщения темы и целей урока во вступительном слове преподавателя целесообразно привлекать внимание студентов к важности знаний по данной теме, необходимости внимания к предстоящей информации, ее запоминания и длительного хранения в памяти; сообщить основные виды деятельности обучающихся. Для осознания значения изучаемой темы студенты должны знать, почему и для чего нужны знания по этой теме, для этого необходимо создать мотивационную среду, которая стимулирует деятельность обучающихся.

Для более глубокого осмысления знаний рекомендуется применять следующие методы обучения: проблемного обучения, частично-поисковый; словесный, театрализация, анализ, диалог, дискуссия

Для достижения желаемого результата целесообразно активизировать познавательную деятельность обучающихся, формировать коммуникативные компетенции будущего специалиста. На уроке рекомендуется использовать следующие приемы: театрализация, диалог, раскрытие практической значимости темы, использование электронной презентации.

Урок построен на основе инновационных педагогических технологий. В процессе активизации опорных знаний используется фронтальная работа. Устные вопросы составлены так, чтобы студенты могли пользоваться знаниями, полученными ранее по дисциплине «Литература».

При изучении нового материала используется работа с театрализацией. Такая организация учебной деятельности дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. Группа разделена на действующие лица. Среди обучающихся заранее распределены роли всех персонажей, опрошенных в ходе следствия. Вопросы к участникам процесса придуманы самими адвокатом и прокурором, затем обсуждены с преподавателем литературы и розданы для подготовки всем героям. Ответы обучающиеся должны были найти только в романе Достоевского. Педагог руководит проведением самостоятельной работы, которая проводится по заданному алгоритму в устной форме. Это – необходимые элементы системы формирования общих компетенций.

Для проведения урока целесообразно подготовить наглядно-иллюстрационный материал для фронтальной работы – электронную презентацию, аудио файлы, роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Открытый урок проводится в течение 1ч 20 мин, сохраняя традиционную структуру учебного занятия.

Проверка и оценка знаний студентов.

Выявление степени понимания студентами материала, проверка и оценка первичных знаний, их умений и навыков является важным компонентом урока. Учитывая особенности данного урока, при оценивании целесообразно применять гибкий подход и использовать в качестве критериев активность студентов, правильность выполнения заданий.

Результаты работы студентов на уроке преподаватель озвучивает в конце урока.

Тип урока: Закрепление и обобщение изученного материала, обобщение с элементами анализа.

Форма проведения: открытый урок.


Ход урока


п/п


Внешняя структура


Внутренняя подструктура


Деятельность преподавателя


Деятельность студентов

Учебно - методическое и материально- техническое обеспечение

1

2

3

4

5

6

I

Организационный этап

(5 мин.)

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Приветствие.

– Здравствуйте, уважаемые гости, участники процесса!

Проверка присутствующих.

- Проверка по журналу явки студентов.

Проверка готовности студентов к уроку.

- Готовность рабочих ученических мест, готовность компьютерной техники.

Организация внимания.

- Все студенты мобилизованы, сосредоточены, внутренне организованы. Готовность к уроку хорошая.


Приветствуют преподавателя.



На демонстрационном экране слайды электронной презентации для сопровождения занятия (с помощью мультимедийного проектора).

II

Этап целеполагания и мотивации

Сообщение темы урока


Сегодня у нас урок-суд по теме «Смысл теории Раскольникова» по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»



















Слушают преподавателя.

Записывают тему урока.


Слайд №1















Сообщение целей и задач урока.



















Сообщение структуры урока


Зачем человек рождается на свет… Какова цена человеческой жизни… В чем эта истина и где ее искать… Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока.

Вечный спор Ангела и Демона

происходит в нашей собственной совести.

И ужаснее всего, что мы никогда не знаем, кого из них любим, кому больше желаем победы.

Д.С. Мережковский

Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова? Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя? Кто же он – тварь дрожащая или право имеющий… Право убивать…С чем труднее сражаться: со злом внешним или с “врагом” внутри себя? В чём величие человека? Может ли человек быть счастливым на несчастье других?

Сегодня у нас урок по творчеству Ф. М. Достоевского. Он пройдёт в форме суда.

Как вы думаете, какие цели и задачи урока мы должны сегодня реализовать?

Перед нами стоят такие цели.

Образовательные: определение сути разработанной Раскольниковым теории, мотива преступления и развенчании теории.

Развивающие: развивать навыки анализа художественного произведения.

Воспитательные: воспитание интереса к литературе, к творчеству Ф. М. Достоевского, формирование навыков внутренней культуры и коммуникативного общения в процессе творческой игры, активизировать познавательную деятельность.

Задачи: выявить двойственность мотивов, основанных на столкновении двух главных идей «Тварь я дрожащая или право имею», результатом борьбы которых стала идея власти. Сделать вывод, в чём был прав и в чём заблуждался Раскольников. Обсудить наказание, которое несет Раскольников за совершённое преступление.

Мы обобщим знания по роману «Преступление и наказание», раскроем суть теории Раскольникова и решим, достойна ли она существовать, выясним, какова позиция писателя по отношению к этой теории и попробуем разобраться: Раскольников — страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?

По мотивам романа неоднократно снимались художественные и мультипликационные фильмы? Ставились спектакли. Каждый режиссер по-своему передавал образ главного героя. На мой взгляд режиссер Дмитрий Светозаров хорошо раскрыл образ Раскольникова, а сам артист, снявшийся в фильме, постарался передать все переживания, мысли, эмоции, чувства главного героя.

Чтобы лучше представить Раскольникова, предлагаю вам посмотреть видеофрагмент.

Вы просмотрели данный фрагмент. Раскольников совершил уже убийство или нет?

Слушают преподавателя.

Смотрят отрывок из фильма «Преступление и наказание»

























Формулируют цели и задачи урока

Слайд №2

Слайд №3


Слайд №4










Слайд №5



















Слайд №6






Слайд №7


Слайд №8

Слайд № 9

III

Актуализация опорных знаний (10 мин.)

Проверка домашнего задания

Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами все внутренние переживания героя, как борются разум и чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же - убийство.

Что такое преступление? И что есть наказание для убийцы?

Что есть преступление Раскольникова? И что есть его наказание? Сегодня определите вы сами.

- Скажите, пожалуйста, каким компонентом в композиции романа является сцена убийства? (Кульминация)


Но перед тем, как решится на подобный шаг. гл. герой испытал на себе колоссальное давление. Давление это происходило с внешней стороны и с внутренней. Поэтому, чтобы преступить к основному этапу урока, мы должны актуализировать свои знания, ответив для себя, на два вопроса:

- Какую роль играет Петербург в романе?

- Можем ли мы поступки Раскольникова разделить на хорошие и плохие?


Слушают преподавателя.








Отвечают на вопрос.

Каким компонентом в композиции романа является сцена убийства?
















Отвечают на вопросы.



Заполняют таблицу

Слайд №10


Слайд №11





Слайд №12


Слайд №13

Слайд №14

IV

Мотивация учебной деятельности обучающихся

Мотивация учебной деятельности.

Итак, ребята, мы выяснили для себя ответы на эти два вопроса.

Но самые главные, самые трудные – непосильные – вопросы поднимает Достоевский в своем творчестве.

Писатель учит нас (в этом злободневность, современность и ценность романа), что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков. Роман Достоевского — это роман - предупреждение о том, что дело добра нельзя вести злом. Право быть человеком несовместимо с правом встать над людьми. Стремление насильно сделать людей счастливыми влечет кровь и жертвы миллионов.


Слушают преподавателя

Слайд №15


V.

Первичное закреплние нового изученного

1.Воспроизведение и первичное восприятие нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.



Раскольников совершил преступление, а каково же будет его наказание?

Сегодня мы переберём одну за другой все подробности той обстановки, при которой Раскольникову приходилось обдумывать своё положение и искать выхода из той ловушки, которую расставила ему жизнь. А потом спросим себя: оставалась ли за Раскольниковым свобода выбора, и в его ли власти было прийти или не прийти к тому дикому абсурду, которым закончилась его глухая и одинокая борьба.

Итак, мы с вами начинаем урок-суд над главным героем романа «Преступление и наказание». Секретарем суда назначается Чередниченко Вадим

Я прошу секретаря расставить таблички, а участвующих в суде занять свои места.



Слайд №16


2. Применение знаний и умений в новой ситуации



Анализирует, делает записи, позволяющие оценить речь студентов и обсудить ответы на этапе рефлексии.

Театрализованное представление


Действующие лица деловой игры:

Судья-Курбанов Денис

Присяжный заседатель-Морозов Данил

Родион Раскольников-Чубенко Вадим

Судебный пристав – Полубедов Алексей

Следователь Порфирий Петрович- Молоканов Игорь

Адвокат-Лысенко Дмитрий

Прокурор-Гулентинов Данил

Обвинитель-Сон Дмитрий

Защитник-Плехов Илья

Разумихин –Борщигов Павел

Авдотья Романовна-Ус Ксения

Соня Мармеладова- Сирота Ангелина

Хозяйка квартиры Зарницына-Григорьева Валерия

Доктор Зосимов-Ковалев Станислав

Свидригайлов-Фабрицкий Андрей

Лужин-Кулинич Антон

Литературный эксперт-Карпенко София

Достоевский-Волоцков Никита

Эксперт по философии- Новоселова Екатерина



Слайд № 17

Слайды 18-33










VI

Обобщение и систематизация изученного материала

Формулирование выводов по изученному материалу

Слово преподавателя

Достоевский – психолог человеческой жизни. «По силе изобразительности талант Достоевского равен, может быть только, таланту Шекспира», — писал Горький. Самые главные, самые трудные вопросы поднимает он в своем творчестве, недаром он является одним из читаемых авторов нашего времени и не только у нас в стране, но и в зарубежных странах. Прочитанный вами роман заставил задуматься над многими вопросами, подчеркнул, какие ценности жизни главные; заставил вспомнить Божии заповеди, главная из которых «не убий!».

Какая перед нами стояла задача?

Задачи: выявить двойственность мотивов, основанных на столкновении двух главных идей «Тварь я дрожащая или право имею», результатом борьбы которых стала идея власти. Сделать вывод, в чём был прав и в чём заблуждался Раскольников. Обсудить наказание, которое несет Раскольников за совершённое преступление.

Удалось ли нам это выяснить? Оправдана ли теория Раскольникова? В чем был прав и в чем заблуждался Раскольников?

Как вы думаете, о чем стремился предупредить своих читателей Достоевский?

Что напоминает теория Раскольникова?

Отвечают на вопросы


Удалось ли нам это выяснить?

Оправдана ли теория Раскольникова?

В чем был прав и в чем заблуждался Раскольников?

Как вы думаете, о чем стремился предупредить своих читателей Достоевский?

Что напоминает теория Раскольникова?

Слайд №34

Слайд №35


VII.

Рефлексия

Заключительное слово учителя

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложение:

-К Раскольникову я отношусь ...

-Теория «сильной личности» в наше время ...

-Роман «Преступление и наказание» помог мне…

-На сегодняшнем уроке ….

Заканчивают предложения

- К Раскольникову я отношусь ...

-Теория «сильной личности» в наше время ...

-Роман «Преступление и наказание» помог мне…

-На сегодняшнем уроке ….

Слайд №36

VIII.

Итог урока, домашнее задание

Выставление и комментирование оценок

В качестве Д/З хочу предложить вам творческую работу. Напишите письмо Родиону Раскольникову, который отправлен на каторгу, где постарайтесь выразить свои чувства к нему, к его поступку. Но не забывайте, что он уже понес наказание и раскаялся в своем преступлении, будьте сострадательны и милосердны в своих словах.


Записывают домашнее задание

Слайд №37







Самоанализ урока теоретического обучения учебной дисциплины ОУД.02 Литература

Открытый урок по теоретическому обучению проводился в учебной группе 12–21 первого курса по профессии Профессия: 09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения.

При планировании урока были учтены возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, половина студентов имеет высокий уровень подготовки, 30 % легко овладевает теоретическими знаниями, учебными действиями.

Урок по теме «Смысл теории Раскольникова» является 39-40 в изучении темы 1.1. Развитие русской литературы и культуры впервой половине XIX века раздела I. «Русская литература XIX века».

На изучение темы урока отводится 1 час 20 минут. На предыдущем уроке обучающиеся познакомились с жизненным и творческим путём Ф. М. Достоевского, творчество которого также относится к этому периоду развития литературного процесса; с историей создания романа «Преступление и наказание», с главными героями романа.

На данном уроке совершенствовалась культура читательского восприятия художественного текста, развивалось образное мышление, литературно-творческие способности, читательские интересы, художественный вкус, культура устной и письменной речи обучающихся, развивались навыки устной монологической и диалогической речи.

На уроке преподавателем была решена триединая цель: целеполагание, целеосуществление, целеустремленность. Была обеспечена комплексность главных образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Выбранная структура урока была рационально использована для решения основных педагогических задач.

Основными этапами урока были:

1. Организационный этап.

2. Сообщение темы и целеполагания

3. Воспроизведение основных положений изучаемого на предыдущих уроках учебного материала. Актуализация раннее изученного

4. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

5. Первичное закрепление нового изученного. Воспроизведение и первичное восприятие нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. Применение знаний и умений в новой ситуации

6. Обобщение и систематизация изученного материала. Формулирование выводов по изученному материалу

7. Рефлексия. Заключительное слово учителя.

8. Итог урока, домашнее задание. Выставление и комментирование оценок

Время на уроке было распределено правильно, связи между этапами урока были логичны.

Главный акцент на уроке был сделан на использовании активных методов обучения: проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, театрализация, анализ, диалог, дискуссия. Для достижения желаемого результата была активизирована познавательная деятельность обучающихся, коммуникативная и языковая компетенции. На уроке использованы следующие приёмы: диалог, монолог, постановка проблемных вопросов, раскрытие практической значимости темы, использование электронной презентации. Такая форма обучения необходима для будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Урок был построен на основе инновационных педагогических технологий. В процессе активизации опорных знаний использовалась фронтальная работа. Устные вопросы были составлены так, чтобы студенты могли пользоваться знаниями, полученными ранее по дисциплине «Литература».

При изучении нового материала использовалась работа с театрализацией. Такая организация учебной деятельности дала всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. Группа была разделена на действующие лица. Среди обучающихся заранее распределены роли всех персонажей, опрошенных в ходе следствия.

Контроль усвоения знаний, умений, навыков осуществлялся в виде устного опроса.

Во время проведения открытого урока в учебном кабинете использовались мультимедийные средства обучения с демонстрацией электронной презентации, аудио файлы, роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Учебные столы были расставлены с учетом групповой работы.

На уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, за счет демократического стиля поведения преподавателя и обучающихся. Преподавателю на уроке удалось реализовать все поставленные цели и задачи.