СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок светской этики в 4 В классе "Добро и зло"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.

Задачи урока:

Образовательные:

Выработать понимание терминов «Добро» и «зло»

Развивать умение обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

Учить детей чувствовать и видеть доброе и злое в мире;

Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу

Развивающие:

Развивать умение работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся, творческих способностей

Просмотр содержимого документа
«Урок светской этики в 4 В классе "Добро и зло"»

Урок светской этики в 4 В классе

Тема: Добро и зло

Цель урока: формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.

Задачи урока:

Образовательные:

Выработать понимание терминов «Добро» и «зло»

Развивать умение обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

Учить детей чувствовать и видеть доброе и злое в мире;

Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу

Развивающие:

Развивать умение работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся, творческих способностей

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор, раздаточный материал.

Предполагаемый результат:

-учащиеся имеют четкое представление о понятиях «добро» и «зло»,

-  умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам,

-  способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,

-  умеют  работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.

Ход урока.

  1. Орг. момент

Здравствуйте!

- Дети, сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. У нас присутствуют гости. Поздоровайтесь!

Что особого мы друг другу сказали?

                      Просто «здравствуйте»,

                      Больше ведь мы ничего не сказали.

 Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

  Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

 Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- Прижмите свои ладошки к сердцу, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о чем-то добром. Кто готов, откройте глаза. Прикоснитесь ладошками к своему соседу, пожелайте друг другу всего самого хорошего.

Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые и сердечные люди.

Итак, мы начинаем урок.



  1. Подготовка к восприятию нового

В зеркале. (Читает подготовленный ученик)
Не смотрюсь я в зеркала,
Поважнее есть дела!
Я красавец, не урод,
Обыкновенный парень:
Обычный нос, обычный рот
Глаза какие? Карие…
…В хоккей играл я во дворе,
Столкнулся со старушкой.
Ну что ж, случается в игре –
Её задели клюшкой.
Взялась ругать старушка
Всё наше поколенье,
Я спорил со старушкой
До белого каленья.
Она словцо, и я словцо-
Война у нас в разгаре.
Вдруг вижу в зеркале лицо:
ГУБАСТЫЙ, ЗЛЮЩИЙ ПАРЕНЬ!
Несли к соседям зеркало,
И вот средь бела дня
Оно так исковеркало
Меня!
Обычный нос, обычный рот,
Но оказалось – я урод!
Стал в зеркало посматривать
Я вечером и днём.
Но каждый раз по- разному
Себя я вижу в нём.
Хромую кошку приласкал
Случайно на бульваре,
Иду домой мимо зеркал,
Смотрю: 
КРАСИВЫЙ ПАРЕНЬ!
Обычный нос, обычный рот,
То я пригож, то я урод!
Нет, отражают зеркала

Не только наши лица-
И наши мысли, и дела
В них могут отразиться.

- Почему изменялось отражение в зеркале?


Слайд №1


- Какую тему мы будем сегодня рассматривать?


Слайд №2




Вступительное слово учителя                                                         

- Издавна на Руси существовал такой мудрый и добрый обычай: в последний день масленичной недели, в «прощеное воскресенье» прощать всем свои обиды и просить прощение у тех, кого вольно или невольно обидел. Считалось, этими действиями, человек, как бы сбрасывает  с себя тяжелый  груз обид, горестей, бед, очищая тем самым свою душу, наполняя ее добротой и любовью.

Мы попытаемся сегодня ответить на вопросы :



Слайд №3

Что такое добро? Что значит дарить добро?

  • Что такое зло?

  • Почему нужно стремиться делать добро?

  • Легко ли быть добрым?

  • Могут ли в одном человеке уживаться добро и зло?

- Как вы понимаете слово «добро»?


Слайд №4


- А что такое «зло»?


Слайд №5


- А что о понятии «добро» и «зло» сказано в учебнике?

- Какие слова могут обозначать то же, что и добро?

Отзывчивость

Великодушие

Внимательность

Щедрость

- Если человек обладает отзывчивостью, великодушием, внимательностью, щедростью как его можно назвать?

Слайд №6


- Подберите антонимы к понятию «добро».

Злость

Жестокость

Жадность

Черствость

- Как называют таких людей?

Злой

Жестокий

Жадный

Черствый


- Мы с вами живем на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела. Все мы зависим друг от друга. С самого раннего детства мы с вами встречаемся с темой добра и зла. Где?

( В сказках)

- И в сказках всегда добро побеждает зло. В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

- Итак, сегодня мы с вами пойдем по маршруту добра. На этом маршруте мы сделаем три остановки.


Слайд №7


Добрые слова Добрые мысли Добрые поступки


- В обиходе культурного человека всегда присутствуют добрые слова.

- Какие?

(Дети называют волшебные слова)


- Для чего они нужны людям?

- Они поднимают настроение. Говорят об уважении говорящего к окружающим. Говорят о чуткости. А так же, если у человека радость – добрыми словами его можно поздравить. Если горе, неудача, то добрые слова могут утешить, успокоить.


- Сейчас мы с вами убедимся, как добрые слова могут поднять настроение. После нашей игры вы поделитесь своими впечатлениями.


Слайд №8

Мой обычный стул сегодня превратится в волшебное кресло. На волшебное кресло я приглашаю…. Ребята, вспомните, как можно больше добрых поступков, хороших качеств этого человека и расскажите ему о них.

А так как это кресло волшебное, мы и начнем с волшебных слов, повторяй ….. « На яву, а не во сне, что прекрасного во мне?»


( Дети говорят сидящему добрые слова. Марина и Дима)


- А теперь поделитесь своими впечатлениями те, кто побывал на этом месте. Что вы испытывали? Какие чувства возникали?

- Я вижу, что вам было очень приятно. Улыбка до сих пор не сходит с вашего лица.


- А теперь расскажите о своих впечатлениях те, кто говорил приятные слова.

( Было приятно видеть, что человеку это приятно слышать)

- Какой мы с вами можем сделать вывод?


Слайд №9.


Не стесняйтесь говорить добрые слова. Не скупитесь говорить

волшебные слова.


- Хотя, существует такая пословица: «Доброта – язык, на котором немые могут говорить, и некоторые глухие могут слышать»

-Как вы её понимаете? Как немые могут говорить, а глухие слышать?


( Иногда достаточно взгляда или нежного прикосновения рукой)


- Следующая наша остановка «добрые мысли».


Слайд №10


- Как вы понимаете фразу «добрые мысли»?


(Иногда человек мыслит правильно, но в силу каких-то обстоятельств не всегда поступает правильно. Иногда говорит не то, что у него в мыслях на самом деле. Очень часто люди совершают добрые дела и ждут похвалы. Это тоже не добрые мысли.)


- Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать добрым, настоящим другом и почему?


Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду, Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, -

Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

"Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись!

Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!"

Вещуньина* с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова.


- Скажите, добрые мысли были у лисы?


Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды,

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок-

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка.

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счет.

Не влечет меня, ребята,

Больше к другу не влечет…


- В чем дело? Почему? Ведь столько добрых дел совершил друг, почему к нему не влечет?

- Как нужно совершать добрые дела?

(Бескорыстно. Если совершил доброе дело,

то не нужно напоминать об этом постоянно).


Слайд №11


Вывод: В согласии должны быть с мудрыми словами не только уста, но и наши мысли.


- Не только мысли, слова, но и дела должны быть добрыми. Как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а добрые дела».


Слайд №12


- Подумайте, вспомните какие добрые поступки, дела вы сделали в ближайшее время в школе, на улице, дома, в транспорте…

- Вот видите, ребята, как можно победить зло.


Так и в жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.


- Каждый из вас может творить добрые дела. У вас на столе лежат карточки. Выберете только добрые дела и поступки.


ФИЗМИНУТКА


- Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова ещё называют «волшебными словами».

- Сейчас мы с вами немножко отдохнем. Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».

- Встаньте, пожалуйста!

- Поднимите руки!

- Будьте добры, похлопайте в ладоши!

- Потопайте!

- Попрыгайте, пожалуйста!

- Руки вперед!

- Пожалуйста, добавьте волшебное слово к строчкам:

- Растает даже ледяная глыба от слова теплого - спасибо.

- Зазеленеет старый пень, когда услышит - добрый день.

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы – спасибо.

- Когда нас бранят за шалости, говорим - прости - пожалуйста.


Могут ли в одном человеке уживаться добро и зло одновременно?


- Засомневались?



- Послушайте сказку “Бабочка и цветок”.

Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далекой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок ранее никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и, пока она отдыхала, Цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка бала доброй и жалостливой и потому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала.

Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошел мальчик и захотел его сорвать.

Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок, широко раскрыв свои лепестки, воскликнул:

– Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе что-то рассказать .

Бабочка радостно подлетела к Цветку и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у нее ничего не получалось. Она билась крыльями, искала щелки, но было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: “О, это я виновата, это из-за меня, тебя сломали, прости меня, Цветочек.»

- А теперь вы можете ответить на мой вопрос?

– Скажите, ребята, какими были герои сказки– Бабочка, Цветок и мальчик?
(Ответы детей.)

– Ребята, вы сказали, что Бабочка очень добрая. А что значит доброта, добрый человек?


- Мне очень нравится высказывание российского ученого, историка, академика Василия Осиповича Ключевского « Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».


Слайд №13


« Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».


- Да, ребята, нельзя быть злым и добрым одновременно, как не может быть в одном сосуде горькая и сладкая вода одновременно.


- Как вы думаете, легко ли быть добрым?

- Что для это нужно иметь?

(Добрую душу и доброе сердце)


- Итак, всё в наших руках!

- Стоит только захотеть, и мир вокруг нас можно изменить к лучшему. Посмотрите на доску. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей согревают нашу землю.

Когда-то это дерево было всё в цвету, радовало окружающих своей неописуемой красотой, дарило прохладу путнику в жаркий день, и защищало в проливной дождь.

Но когда люди начинают забывать об окружающих и думать только о себе, это дерево теряет листок за листком, его ветки становятся сухими и безжизненными. Оно вот-вот тяжело вздохнет и рухнет на землю.

А какие сорняки выросли на этой земле…

Итак, сейчас мы с вами разделимся на три команды. Первая команда освободит солнце от темной тучи. У вас на столе лежат лучики. Вашей команде предстоит выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их на солнце. Не случайно, народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей согревают людей».

Вторая команда должна сорняки превратить в цветущую клумбу. У вас на столе много красивых цветов. Но высадить надо только те, которые помогают преодолеть зло.

Третья команда поможет расти этому дереву. Самое главное для дерева – это здоровые корни. Выберите только те положительные качества, которые помогут ему расти и дарить добро.


(Дети работают по музыкальное сопровождение)


- Какой красивый сад у вас получился. Сколько добрых слов окружает его.

- Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!


Рефлексия

- Как вы думаете, тема добра и зла, важна для всех людей в наши дни? У каждого из вас на столе лежат разноцветные листочки. Если вы считаете тему нашего разговора важной, то прикрепите к дереву на доске зеленый листочек, если считаете, что в наши дни можно прожить без доброты, прикрепите желтый листок.


Урок заканчивается песней «Дорогою добра»



Добро творить спеши, мой друг,

И для друзей и для подруг.

Порою им бывает худо,

Добро твоё им будет чудом.

Добро, как Божья благодать,

Спасеньем в жизни может стать,

Друг, не жалей огня души,

Дарить добро всегда спеши

И слово доброе, и дело

Ты применить сумей умело,

Их не жалей любому дать,

Добром их души исцелять.

С обидой в сердце трудно жить,

Добром за зло умей платить.

Тот, кто добро творить умеет,

Зла сотворить уже не смеет.

Дари, дружок, добро, дари,

За всё добром благодари.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!