СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии»

Тема урока: «Художественное творчество и народные ремесла России»



Тип урока: Систематизация и обобщение знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Методы:

  1. Объяснительно- иллюстративного обучения-беседа;

  2. Репродуктивного обучения-практикум;

  3. Проблемно-поискового обучения – частично-поисковый;

  4. Коммуникативные методы обучения-диалог, презентации;

  5. Имитационно-ролевые методы обучения – имитационные упражнения





Цель: Способствовать формированию социокультурной компетенции учащихся на основе погружения в произведения русских народных промыслов.

Обучающие: обобщить знания учащихся о русских народных особенности языка декоративно-прикладного искусства;

Развивающие: способствовать развитию понимания того, что творчество дает возможность самовыразиться и самореализоваться каждому человеку;

умения выделять главное и составлять опорный конспект;

Воспитывающие: воспитывать у учащихся чувство осознанного понимания того, что они являются носителями русской национальной культуры, способствовать формированию художественного вкуса учащихся, прививать любовь и уважение к произведениям искусства мастеров малой родины.

Оборудование: натюрморты с изделиями Хохломы, Дымки, Гжели, Полховские матрёшки, слайды картин русских художников-пейзажистов, раздаточный материал для каждого ученика (таблица-путеводитель).



Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Актуализация опорных знаний

Задача: создать комфортную психологическую и диалоговую среду и обеспечить мотивацию к новому педагогическому опыту.

На доске записан эпиграф урока:





По России мастеров не мало

Тех, чьи руки чудо создают,

В ремеслах свою Россию славят

И по миру славу ей несут!



Множество мастерских по изготовлению безворсовых ковров. В двадцатом веке, особенно ближе к середине, это традиционное занятие перешло в разряд домашних увлечений. Самотканые дорожки и ковры того времени до сих пор можно найти в домах практически по всему селу, так как этим делом раньше занимались мастерицы в каждой избе.

А вот теперь пришлось столкнуться с серьёзной проблемой, когда решили восстановить это ремесло. Как оказалось, уже не осталось в селе мастериц, которые бы могли управляться со специальным попончатым станом, на котором и происходит изготовление ковра. Пришлось перенимать опыт мастериц из других сёл области, где ещё остались знатоки этого дела.

В селе Ясенки, были мастерицы которые ткали многоцветные рушники и ковры. И по сей день, здесь живут люди, владеющие секретами этого мастерства и готовые поделиться ими с молодым поколением.



  1. Проверка основных записей по ходу урока (путевые листы)

  2. Ответы обучающихся на ключевые вопросы урока:



-Почему, когда в Россию приезжают зарубежные гости, на память они обязательно увозят сувениры русских умельцев?



-Каким ремеслом вы готовы прославить Россию?



-Если бы вам пришлось жить за границей, то, приехав в Россию, чтобы вы увезли на память из произведений искусства русских умельцев?



Тема нашего урока «Художественное творчество и народные ремесла России»

-Мне бы хотелось, чтобы мы с вами разобрали название темы по частям. Начнем с последнего, но главного слова «Россия». Вспомните, пожалуйста, стихи о России. (Дети читают стихи)

Учитель: А теперь составим ассоциативный ряд к слову «Россия». Итак, когда мы слышим слово Россия, какие ассоциации у нас возникают? (ответы детей)

Россия. Государство. Родина. Береза. Матрешка. Праздник. Народные ремесла и другие.



III.Формирование знаний, умений и навыков

Задача: через создание атмосферы эмоциональной комфортности и диалога создать условия по вовлечению обучающихся в познавательный процесс по группам, содействовать развитию чувства сопричастности и ответственности за культурно-исторические перспективы народных ремесел.



Учитель:

В ваших ответах прозвучали «народные ремесла». А кто нам раскроет это понятие? ( народные ремесла-это произведения искусства, сделанные руками человека).

Ремесло - это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной (кустарный) труд. Одним из характерных признаков является производство изделий по заказу потребителя.



Учитель: Как вы думаете, ребята, сохранились ли сегодня ремесла?

Учитель: Ремесла сохранились и приобрели одну из форм художественного народного творчества.

Учитель: Объясните смысл понятия «художественное творчество».(Художественное творчество – неотъемлемая часть жизни человека, оно является потребностью человека познать самого себя, свои способности, возможности, выразить собственное мироощущение).

Учитель: Наш народ всегда был богат на таланты. Время не донесло до нас имена многих удивительных мастеров, оставивших память о себе на века своими прекрасными творениями. Зодчие каменных храмов, создатели удивительных песен и сказок, вышивальщицы, чьи работы не утратили свой блеск по прошествии нескольких столетий, живописцы, чьи фрески привлекают нас так же, как и в ХV веке.

Откуда пошло это название «промыслы» и что оно означает?

(занятие, ремесло, производство как источник для добывания средств существования. Промышленное предприятие или сеть предприятий добывающего типа – Горные, Рыбные, Нефтяной промыслы).

Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине ХIХ века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.

Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы – он творил из подручных. Дерево, глина, кость, лен, железо – все становилось предметом творчества.

« От добрых рук ничего не уходит», - говорит пословица. Из обрезков дерева вырезали и расписывали миски, ложки, из глины лепилась замечательная посуда, из рога мастерили гребешки, из овечьей шерсти – платки, изо льна – полотна и кружева. Все делалось руками: ткались половики, скатерти, полотенца, платья и рубахи. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения искусства. И это сочетание утилитарного и художественного – вершина развития народного искусства.

Учитель: Технологии декоративно-прикладного искусства складывались на протяжении столетий. От отца к сыну, от матери к дочери передавалось умение чеканить, лепить, вышивать, ткать…..

Вот такой род технологий, как художественная обработка материалов, тесно связан с понятием – творчество. Творчество может быть художественным, техническим, научным.

Художественное творчество развивается по законам красоты. Оно дает каждому человеку возможность оценить свои способности, выразить свое собственное мироощущение. Приобщаясь к народному искусству, вы станете лучше понимать и верно оценивать изделия художественного творчества, относиться к ним с большей любовью.

Вопрос: -А кто хочет сам, своими руками творить эту красоту? Ведь не зря говорят: время держится мастерами и надеется на мастеров (Диалог)

Учитель: Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.

Богата земля российская разнообразными народными промыслами. И сейчас мы с вами совершим путешествие по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества. Перед вами лежат путевые листы. Будьте внимательны при их заполнении в ходе нашего путешествия.

Населенный пункт

Где находится

Вид ремесла

Время основания













По ходу выступления обучающегося основные моменты фиксируются в таблице.

Учащимся предлагается заранее подготовить презентации по ремеслам.

Учитель предлагает на уроке выполнить информационный проект.



Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей

В ней нету света дымного

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.



Ученики представляют свои информационные проекты.

Учитель: Проверьте, ребята, свои записи в путевых листах.

Учитель: Ребята, вы все молодцы. Я думаю, что много нового вы узнали для себя. Но не все из вас, наверное, знают, что у нас живут удивительные люди, которые своими руками создают замечательные, порой уникальные произведения искусства.



Проверь себя!

1.Гжель

2.Хохломская роспись

3. Ростовская финифть

4.Жостовские подносы

5.Городецкая роспись

6.Папех

7.Семеновская игрушка

8.Дымковская игрушка

9.Ясеновская игрушка



Заключительное слово учителя:



Конечно, в данном обзоре мы вспомнили лишь небольшую часть народных ремесел, имеющих вековую историю. Богато творчество русского народа. Теплоту своих рук и щедрость сердец вкладывали мастера в свои поделки. За каждой из них кроется тайна.

Народ любил, высоко ценил мастеров-умельцев, потому что народные промыслы- зеркало жизни народа.

Россия богата и центрами вышивального искусства. Несмотря на то, что многие виды изделий народного творчества пытаются выпускать, используя промышленные технологии, лишь творения, созданные с помощью архаичных технологий, относят к категории искусства.

Осваивая традиционные приемы изготовления того или иного предмета, вы не только оцените свои природные способности, научитесь изготавливать цвет, фактуру различных материалов, но и станете гораздо лучше разбираться в изделиях художественных промыслов, относиться к ним с большей любовью.



Велика Россия наша,

И затейлив в ней народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.





Сегодня мы как бы заглянули в прошлое, перед нами ожили картины из жизни русского народа, и мне хочется , чтобы сегодняшние посиделки остались у вас в памяти потому, что мы, русский народ, - народ талантливый и трудолюбивый.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!