СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок технологии. 5 класс. "Лоскутное шитье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок раздела "Декоративно-прикладное творчество. Лоскутное шитье." Формирует умения учащихся выполнения салфетки-прихватки в технике "Простой квадрат"

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии. 5 класс. "Лоскутное шитье"»

Технологическая карта урока

Предмет Технология Класс 5


Тема раздела

Художественные ремесла


Тема урока

Знакомство с лоскутным шитьем

Целевой блок

1

Цель

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с лоскутным шитьём и приобретению знаний для изготовления лоскутной прихватки.

2

Планируемые результаты

Предметные УУД:

узнать краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов; познакомить с возможностями лоскутной пластики, ее связью с направлениями современной моды; ознакомиться с традиционными узорами в лоскутном шитье.

Метапредметные УУД:

регулятивные: формировать умения постановки цели, моделирования ситуации, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, оценивать свою работу и работу других.

коммуникативные: развивать навыки построения диалога/монолога, организовать ученическое сотрудничество, организовать взаимодействие учитель-ученик.

познавательные: развивать эстетический вкус, развивать память, внимание, воображение, мышление.

Личностные УУД: формулировать мотивацию и самомотивацию изучении темы, развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности, сформулировать основы гражданской и национальной идентичности.

Инструментальный блок

1

Тип урока

Комбинированный урок - урок приобретения новых знаний и урок применения новых знаний на практике.

2

Задачи урока

Образовательные: ознакомить учащихся с лоскутным шитьем как древним и современным видом декоративно – прикладного творчества; с наиболее распространенными видами лоскутной техники, с особенностями узора и цветовой гаммы, с правилами подбора тканей к работе.

Развивающие: способствовать формированию и развитию творческих и коммуникативных способностей учащихся к самостоятельности, изобретательности и творческому мышлению; развивать умение применять знания теории на практике.

Воспитательные: формирование культуры общения при работе в группе, эстетического вкуса, способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, внимательности, целеустремлённости, самостоятельности в трудовой деятельности.

3

Дидактические средства обучения

Учебник технологии, презентация, рабочая тетрадь

Организационно-деятельностный блок

1

Основные понятия и термины

лоскутное шитьё, ДПИ, узор «изба», узор «спираль».

2

Организация пространства (форма работы, методы)

рассказ, беседа, практическая работа


Межпредметные связи

история

4

Индивидуальная работа с учащимися

индивидуальный или общий инструктаж


Ход урока

1.Организационный момент:

Приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих в классе. Формулировка задач. Организация рабочего места.

2. Основная часть:

Беседа о видах декоративно - прикладного творчества.

Учитель: На сегодняшнем уроке вам предстоит окунуться в мир прекрасного, красивого, в мир творчества.

Декоративно – прикладное искусство (от лат. decoro – украшаю) раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение. Запишите в тетрадь данное определение.

Учитель: Произведения декоративно - прикладного творчества отвечают требованиям: обладают эстетическим качествам, рассчитаны на художественный эффект, служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, ткани, мебель, фарфор, ювелирные и другие художественные изделия.

Предметы декоративно – прикладного творчества делятся по признакам: по материалу, по технике исполнения, по назначению.

Учитель: Отлично! Давайте попробуем разгадать небольшой кроссворд и определить ключевое слово (ЛОСКУТ).

При постепенном разгадывании слов, учащиеся определяют ключевое слово, и определяют то, чем мы будем заниматься на уроке.

По вертикали.

Инструмент для шитья (Игла).

Приспособление для безопасной работы иглой на плотных материалах (Наперсток).
Часть шва, расстояние между двумя проколами иглы (Стежок).

Процесс вырезания деталей нужной формы (Раскрой).

Фурнитура для швейного изделия (Пуговица).

Продолжите фразу - "Следовать, как за иголкой ..." (Нитка).

Учитель: Итак, ребята, какое ключевое слово у нас получилось? О каком виде декративно-прикладного искусства мы будем говорить?

Ученики: Ключевое слово – лоскут. Вид декоративно-прикладного искусства – лоскутное шитье.
Учитель: Правильно. Напишите тему сегодняшнего урока: лоскутное шитье
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться, что такое лоскутное шитьё, как оно появилось, актуальность этого вида рукоделия на сегодняшнем этапе жизни человека. Узнаем, какие виды лоскутного шитья бывают, и вместе выполним прихватку.
Учитель: В настоящее время шитьё из лоскутков переживает второе рождение. Оно превратилось в вид декоративно – прикладного искусства, с помощью которого создаются уникальные изделия для оформления интерьеров кухни, спальни или столовой. Мастерицы разных народов выполняли всевозможные полезные для дома вещи: коврики, шторки, покрывала, сумки, одеяла и так далее. Кусочки ткани так искусно подбирались по цвету, соединялись в гармоничные композиции, что эти изделия становились настоящими произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Учитель: Запишем определение лоскутного шитья.

Ученики: (Записывают определение).

Учитель: Техник шитья из лоскутков много.

Изделие из лоскутков должно быть выполнено в гармоничной цветовой гамме.
Умелые рукодельницы выполняют сложные изделия, а мы начнём с простых.
Учитель: Прежде, чем приступить к практической работе, сделаем небольшую дыхательную гимнастику, разминку для глаз, шеи и рук.
И. п. – сидя, откинувшись на спинку стула, наклониться вперёд к крышке стола – вдох. Повторить 5-6 раз.

И. п. – сидя, руки на поясе, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

Упражнение для глаз. Сильно зажмурить глаза, затем открыть их. Повторить 10-12 раз.
Ученики: (делают разминку).

3. Повторение пройденного материала.

Вопросы для повторения.

1. Как определить нити основы и утка на ткани?

(Нить основы идет вдоль кромки, а нить, идущая поперек нити основы уток. По растяжению: нить основы не растягивается, нить утка тянется.

2. По каким признакам можно определить лицевую сторону ткани? На какой стороне ткани напечатанный рисунок более яркий и четкий? (На лицевой стороне (показать ткань).)

4. Практическая работа. Изготовление прихватки.

Прежде чем приступить к работе учащиеся знакомятся с техникой безопасности на уроке технологии. Учащиеся закрепляют изученный материал, изготавливая прихватки.
Учитель, обходя рабочие места, контролирует организацию рабочего места, правильность выполнения работы и технику безопасности при работе с ножницами, помогает обучающимся. Учащиеся при работе выполняют самоконтроль и взаимоконтроль.
5. Критерии оценки практической работы. Учитель объявляет критерии оценки качества работы.

6. Рефлексия

Продолжите фразу.

Сегодня я узнала….

Было интересно….

Было трудно…..

Я выполняла задания….
7. Подведение итогов урока.
Беседа с обучающимися:
Что нового узнали на уроке?
Что нового научились делать?
Оценка и анализ устных ответов учащихся.

8. Домашнее задание.

Повторение записанных определений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!