Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тагнинская основная общеобразовательная школа»
Заларинского района
Иркутской области
Урок по технологии 7 класс: « Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности»
Конспект урока
Автор: Третьякова Елена Николаевна,
учитель технологии
МБОУ «Тагнинской ООШ»
2022 г.
Аннотация
Урок по технологии 7 класс: « Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности» разработан по программе В.М. Казакевича с использованием ИКТ.
На уроке формируются представления о выпечке хлеба и хлебобулочных изделий, а так - же формируется потребность в осмысленном прочтении текста к заданиям и стремлении верно ответить на поставленные вопросы при выполнении заданий.
Задачи урока: обеспечить усвоение учащимися основной терминологии технологических процессов производства хлеба и хлебобулочных изделий;
способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету; воспитывать бережное отношение к хлебу; сформировать представления о профессии пекаря.
На данном уроке обучающиеся знакомятся с изделиями из теста, составом теста, видами замеса теста, технологией их приготовления, с технологическим оборудованием, которое используют на хлебных комбинатах при производстве хлеба и хлебобулочных изделий, а также, познакомятся с историей хлеба. Обучающиеся выполняют несколько самостоятельных заданий, из раздела функциональной грамотности, которые помогут им лучше усвоить материал темы урока. В конце урока ребятам предлагается самостоятельная работа по изготовлению цветка из соленого теста. На протяжении всего урока ребята могут использовать для лучшего восприятия материала слайды презентации, выведенные на экран, индивидуальный опорный конспект, который они вклеят в рабочую тетрадь дома и карточки для выполнения самостоятельных заданий на уроке, для лучшего усвоить материал урока.
Дата______________ Класс 7, предмет технология
Урок 33. Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности.
Цель:
-сформировать представления о выпечке хлеба и хлебобулочных изделий,
-формировать потребность в осмысленном прочтении текста к заданиям и стремлении верно ответить на поставленные вопросы при выполнении заданий.
Задачи:
-обеспечить усвоение учащимися основной терминологии технологических процессов производства хлеба и хлебобулочных изделий;
-способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
-воспитывать бережное отношение к хлебу;
-сформировать представления о профессии пекаря.
Словарная работа: Дрожжевое тесто; бездрожжевое тесто; опарный способ; безопарный способ, замес, расстойка, выпечка.
Карточки по количеству обучающихся, с заданиями по функциональной грамотности, и карточки с опорным конспектом.
План урока:
-
Организационный момент
-
Постановка цели урока и объяснение задач.
-
Изложение нового материала
-
Актуализация знаний учащихся
-
Закрепление знаний учащихся.
-
Практическая работа
-
Домашнее задание
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Приветствие учащихся, проверка явки и готовности к уроку.
-
Сообщение темы и краткий обзор урока.
Материал урока | Слайд презентации |
Сегодня мы поговорим о таком важном и полезном продукте питания – как хлеб. Тема нашего урока, которую мы запишем в тетрадь: «Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности». (Тема записана на доске.) Одновременно с этим, в процессе нашего разговора, мы с вами познакомимся вообще с изделиями из теста, технологией их приготовления, рассмотрим технологическое оборудование, которое используют на хлебных комбинатах при производстве хлеба и хлебобулочных изделий, а также, познакомимся с историей хлеба. Так - же мы сегодня будем выполнять несколько самостоятельных заданий, которые помогут вам лучше усвоить материал темы сегодняшнего урока. | | |
Изложение нового материала. На протяжении многих веков хлеб был основным продуктом питания на Руси, а плохой урожай означал угрозу голода. С древних времён выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Во многих поселениях были специальные избы для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера, которые назывались хлебниками. С XVI века пекари на Руси уже подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников. В городах Московского княжества был установлен контроль за ценами и качеством продававшихся изделий. При злостных нарушениях виновник подвергался телесному наказанию. Структура питания современного человека, безусловно, изменилась, и сейчас хлеб занимает в нашем рационе не столь уж большое место, скорее выступая дополнением к основным блюдам, однако значение его как важнейшего и ценнейшего для человека продукта не только не уменьшилось, но, наоборот, возросло. Если в былые времена хлеба-то и было всего два сорта – черный и белый, то теперь каждый хлебозавод разрабатывает и выпускает с десяток сортов хлеба, комбинируя сорта муки и различные добавки. Получаются не только вкусные, но и очень полезные для здоровья изделия. К тому же хлеб обладает довольно редким для пищевых продуктов свойством - он никогда не надоедает, что позволяет включать его в рацион повседневно. | | |
Ребята, мы сегодня будем работать в индивидуальных карточках, самостоятельно отвечать на вопросы, размышлять и записывать свои ответы. В конце урока подписанную карточку сдадите учителю для проверки, результаты своих работ получите на следующем уроке, вместе с карточкой, которую вклеите в свою тетрадь. В карточке три задания, 1 и 2 задания оцениваются по одному баллом, если вы правильно на вопрос, задание 3 оценивается одними баллом за первый вопрос и двумя баллами за второй вопрос. | |
Карточка (см. приложение 1) с 1 заданием. Прочитайте внимательно задание и, подумав, отметьте один или несколько верных ответов. 1. Хлеб - важный и наиболее доступный источник ценного растительного белка. Какие ещё источники растительного белка существуют? Выберете их из списка А. Картофель | | Б. Крупы | | В. Бобовые | | Г. Зеленые культуры | | Записали? Ребята карточки отложите в сторону. | | |
Сообщение учителя: Хлеб — кладезь клетчатки, способствующей пищеварению, содержит ряд незаменимых аминокислот (метионин, лизин). Особенно много в хлебе углеводов (в ржаном 40 - 43%, пшеничном 42 - 52%); жиров в нем мало - от 0,6 до 2,9. Хлеб - существенный источник витаминов группы В. | | |
Наконец, хлеб - источник необходимых организму минеральных веществ, а именно калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа. | | |
Хлеб - высококалорийный продукт. Калорийность пшеничного хлеба несколько выше, чем ржаного. 100 г. ржаного хлеба из обойной муки дают 190 ккал., а 100 г. пшеничного хлеба из муки высшего сорта - 233 ккал. Калорийность сдобы еще больше: 100 г - 297 ккал. Вот каким ценным продуктом питания является хлеб. | | |
Вопрос к классу: Как вы думаете, какие компоненты входят в состав хлеба и хлебобулочных изделий? Из каких продуктов вообще можно приготовить тесто? Задание 2 в вашей карточке. Прочитайте внимательно и напишите компоненты. Записали? Ребята карточки отложите в сторону. | | |
Варианты ответов: мука, вода, яйца, дрожжи и др. Да, конечно, все перечисленные вами компоненты могут входить в состав теста. | | |
Но все перечисленные вами компоненты мы можем разделить на 3 группы: Основные - без которых невозможно замесить тесто; Дополнительные – которые могут входить в состав теста в зависимости от вида теста; Добавки – улучшают вкусовые качества теста и изделий из теста. | | |
Мука. Муку вырабатывают в результате размола зерен пшеницы, ржи, овса, ячменя, проса, гречихи, гороха и других зерновых культур. Муку каждого вида подразделяют на сорта, отличающиеся по качеству, физическим и химическим свойствам. Мука пшеничная бывает: - высшего сорта - I сорта и II сорта; - крупчатка; - обойная. | | |
Жидкость. Для замеса теста используют: - молоко и кисломолочные продукты; - вода. Количество жидкости может колебаться в зависимости от того, для каких целей предназначено тесто. Тесто бывает жидкое, густое, крутое. | | |
Разрыхлитель. Разрыхлители добавляют для того, чтобы тесто было «пушистым», неплотным, воздушным. Разрыхлители бывают биологические - дрожжи (прессованные, сухие, быстродействующие); химические – сода. | | |
Соль. Дополнительные компоненты: Жир: сливочное масло, маргарин, растительное масло. Сахар, яйца. | | |
Добавки: ванилин, корица, гвоздика, изюм, цедра, варенье, джем, орехи, мак и т.д. | | |
Технология приготовления изделий из теста. В зависимости от употребляемых продуктов и способов приготовления тесто может быть: дрожжевым, слоёным, бисквитным, песочным, тёртым, заварным и т.д. По способу замеса тесто бывает: Карточка (см. приложение 1) заданием №3. Прочитайте внимательно задание 3 и, подумав, напишите ответы в начале предложения. Записали? Ребята карточки отложите в сторону. Безопарное - мягкое тесто, с небольшим количеством сдобы или совсем без неё, замешанное в один приём: все компоненты соединяют сразу и замешивают тесто. На опаре – крутое тесто или тесто с большим количеством сдобы, замешивают жидкую болтушку из всей нормы жидкости, дрожжей и половины муки. | | |
Этапы приготовления теста: 1. Замес теста – просеивают муку, добавляют соль, сахар, дрожжи, теплое молоко или воду. Прежде чем замешивать тесто, надо просеять муку: это обогатит её кислородом и разрыхлит. Тесто получится пышнее. Замешивая тесто, не высыпайте муку в жидкость, а наоборот, жидкость тонкой струйкой вливайте в муку и перемешивайте. 2. Брожение теста – дрожжи сбраживают сахар и образуют спирт и углекислый газ. Спирт при выпечке улетучивается, а углекислый газ выделяясь, поднимает тесто и делает его рыхлым и пористым. 3. Разделка теста – тесто разделывают на разнообразные изделия. 4. Расстойка теста – перед выпечкой тесто оставляют на несколько минут подойти. 5. Расстойка мелких и сдобных изделий длится дольше, чем крупных и менее сдобных. Выпечка мелких изделий – 10-12 минут, крупных – 45-60 минут при температуре 200-250 градусов. | | |
Карточка (см. приложение 1) заданием №3 (последнее). Прочитайте внимательно задание 3(2) и, подумав, напишите ответ на вопрос: Что плохо влияет на процесс брожения при приготовлении дрожжевого теста? Перечислите и объясните причины с научной точки зрения. Записали? Ребята карточки отложите в сторону. | | |
Процесс приготовления изделий из теста в домашних условиях знаком каждому человеку с детства, мамы, бабушки показывали и вам, а возможно кто-то из вас и помогал им. А вот в промышленных масштабах работникам хлебокомбинатов в производстве помогают машины. | | |
4. Физминутка. Сегодня на уроке мы с вами тоже поработаем с изделиями из теста. Но это непростое тесто, а солёное. Из такого теста можно делать различные поделки, украшения, картины. Я предлагаю вам из нашего теста сделать любой цветок. Это может быть самый необыкновенный цветок. (Работа с солёным тестом). 5.Работа с солёным тестом. | |
6.Домашнее задание: Прочитать параграф вклеить в рабочую тетрадь карточки с опорным конспектом, письменно ответить на вопрос в конце параграфа 6.2. Какие виды изделий из муки вы знаете? И всегда ли изделия из муки используют в пищу? | | |
7.Итог урока. - о каком изделии из теста велась речь на уроке? - из каких компонентов изготавливают хлеб? - назовите этапы приготовления хлеба. С древних времен к хлебу относились по-особенному. Его сравнивали с золотом, солнцем, жизнью. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. С детских лет нас учат любить и беречь этот бесценный дар. | |
Литература:
Технология. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.]; под ред. В. М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
Приложение 1
7 класс «Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности»
Комплексное задание «Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности» (3 задания).
Прочитайте текст и выполните задания 1-3 |
Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности
На протяжении многих веков хлеб был основным продуктом питания на Руси, а плохой урожай означал угрозу голода. С древних времён выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Структура питания современного человека, безусловно, изменилась, и сейчас хлеб занимает в нашем рационе не столь уж большое место, скорее выступая дополнением к основным блюдам, однако значение его как важнейшего и ценнейшего для человека продукта не только не уменьшилось, но, наоборот, возросло. Если в былые времена хлеба-то и было всего два сорта – черный и белый, то теперь каждый хлебозавод разрабатывает и выпускает с десяток сортов хлеба, комбинируя сорта муки и различные добавки. Получаются не только вкусные, но и очень полезные для здоровья изделия. К тому же хлеб обладает довольно редким для пищевых продуктов свойством - он никогда не надоедает, что позволяет включать его в рацион повседневно.
_______________________________________________________________________________________
1. Хлеб - важный и наиболее доступный источник ценного растительного белка. Какие ещё источники растительного белка существуют?
Выберете их из списка
А. Картофель | |
Б. Крупы | |
В. Бобовые | |
Г. Зеленые культуры | |
2. Какие компоненты входят в состав хлеба и хлебобулочных изделий? Запишите свои ответы
_______________________________________________________________________________________
3. В зависимости от употребляемых продуктов и способов приготовления тесто может быть: дрожжевым, слоёным, бисквитным, песочным, тёртым, заварным и т.д.
По способу замеса тесто бывает: (вставьте пропущенные слова)
Безопарное - мягкое тесто, с небольшим количеством сдобы или совсем без неё, замешанное в один приём: все компоненты соединяют сразу и замешивают тесто.
На опаре – крутое тесто или тесто с большим количеством сдобы, замешивают жидкую болтушку из всей нормы жидкости, дрожжей и половины муки.
Что плохо влияет на процесс брожения при приготовлении дрожжевого теста? Перечислите и объясните причины с научной точки зрения:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методические рекомендации
Комплексное задание «Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности». Сюжет задания связан ежедневным потреблением в пищу самых распространенных продуктов питания - хлеба и хлебобулочных изделий. Ситуации, рассматриваемые в задании, могут быть понятны и интересны учащимся, что обеспечивает мотивационный потенциал этого комплексного задания. Вместе с тем в задании рассматриваются составляющие для выпечки хлеба, которые изучаются в 7 классе и знакомы учащимся по урокам технологии предыдущих лет. Комплексное задание «Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности» включает 3 отдельных задания, где 3 задание разделено на 2 вопроса. Задание 1, с выбором правильных ответов относится к заданиям низкого уровня сложности. Задание 2, с написанием и перечислением продуктов, входящих в состав хлебобулочных изделий подразумевает импровизацию, т.к. можно в хлебобулочные изделия добавлять не всегда стандартные продукты (отсюда появляются новые рецепты), но оценивать нужно определенный набор продуктов (мука, вода или молоко, яйца, сахар, соль, дрожжи, разрыхлитель, сода) - задание среднего уровня сложности. Задания 3(1) требует внимательного прочтения и размышления, с последующим добавлением пропущенного слова. Это задание относится к среднему уровню сложности. В задании 3(2) нужно не только перечислить условия, но и объяснить явления, происходящие в самом тесте, при его подъеме. Задание 3(2) условно можно отнести к компетенции «интерпретация данных для получения выводов». Сложность этого задания состоит в том, что учащимся в форме свободного развернутого ответа нужно объяснить то, что они еще не проходили (химия 8 класс), но используя знания физики 7 класса «Молекулы», «Диффузия» и собственные наблюдения, они могут дать ответ на поставленный вопрос. От учащихся ожидается именно рациональное объяснение, а не констатация этого факта. В целом комплексное задание «Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности» можно отнести к среднему уровню сложности, хотя оно включает отдельные задания как низкого уровня (1/3), так и высокого уровня (3/3). Комплексное задание «Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности» можно использовать на уроках технологии при изучении темы: «Технологии приготовления мучных изделий». Оно может быть полезно для закрепления приобретенных знаний и умений с учетом применения их в реальной ситуации. При этом следует обязательно обсуждать результаты выполнения задания с учащимися.
Приложение 2
Опорный конспект в тетрадь.
Хлеб — кладезь клетчатки, способствующей пищеварению, содержит ряд незаменимых аминокислот (метионин, лизин). Особенно много в хлебе углеводов (в ржаном 40 - 43%, пшеничном 42 - 52%); жиров в нем мало - от 0,6 до 2,9. Хлеб - существенный источник витаминов группы В. Хлеб - источник необходимых организму минеральных веществ, а именно калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа. Хлеб - высококалорийный продукт. Калорийность пшеничного хлеба несколько выше, чем ржаного. 100 г. ржаного хлеба из обойной муки дают 190 ккал., а 100 г. пшеничного хлеба из муки высшего сорта - 233 ккал. Калорийность сдобы еще больше: 100 г - 297 ккал. Но все перечисленные вами компоненты мы можем разделить на 3 группы: Основные - без которых невозможно замесить тесто; Дополнительные – которые могут входить в состав теста в зависимости от вида теста; Добавки – улучшают вкусовые качества теста и изделий из теста. Мука. Муку вырабатывают в результате размола зерен пшеницы, ржи, овса, ячменя, проса, гречихи, гороха и других зерновых культур. Муку каждого вида подразделяют на сорта, отличающиеся по качеству, физическим и химическим свойствам. Мука пшеничная бывает: - высшего сорта, I сорта и II сорта, крупчатка, обойная. Жидкость. Для замеса теста используют: молоко и кисломолочные продукты; вода. Количество жидкости может колебаться в зависимости от того, для каких целей предназначено тесто. Тесто бывает жидкое, густое, крутое. Разрыхлитель. Разрыхлители добавляют для того, чтобы тесто было «пушистым», неплотным, воздушным. Разрыхлители бывают биологические - дрожжи (прессованные, сухие, быстродействующие); химические – сода. Соль. Дополнительные компоненты: Жир: сливочное масло, маргарин, растительное масло, сахар, яйца. Технология приготовления изделий из теста. В зависимости от употребляемых продуктов и способов приготовления тесто может быть: дрожжевым, слоёным, бисквитным, песочным, тёртым, заварным и т.д. По способу замеса тесто бывает: Безопарное - мягкое тесто, с небольшим количеством сдобы или совсем без неё, замешанное в один приём: все компоненты соединяют сразу и замешивают тесто. На опаре – крутое тесто или тесто с большим количеством сдобы, замешивают жидкую болтушку из всей нормы жидкости, дрожжей и половины муки. Этапы приготовления теста: 1. Замес теста – просеивают муку, добавляют соль, сахар, дрожжи, теплое молоко или воду. Прежде чем замешивать тесто, надо просеять муку: это обогатит её кислородом и разрыхлит. Тесто получится пышнее. Замешивая тесто, не высыпайте муку в жидкость, а наоборот, жидкость тонкой струйкой вливайте в муку и перемешивайте. 2. Брожение теста – дрожжи сбраживают сахар и образуют спирт и углекислый газ. Спирт при выпечке улетучивается, а углекислый газ выделяясь, поднимает тесто и делает его рыхлым и пористым. 3. Разделка теста – тесто разделывают на разнообразные изделия. 4. Расстойка теста – перед выпечкой тесто оставляют на несколько минут подойти. 5. Расстойка мелких и сдобных изделий длится дольше, чем крупных и менее сдобных. Выпечка мелких изделий – 10-12 минут, крупных – 45-60 минут при температуре 200-250 градусов. |
6