Разрешаю________________
Допускаю________________
Оценка за классный час: _____________
План - конспект
урока технологии
в 4 классе, проведенного
09.03.2017 г.
дата
Консультация методиста ________________
Консультация учителя__________________
Тема: Работа с текстильными материалами. Кукла-оберег «Мартиночка»
Цель: создать благоприятные условия для формирования знаний и умений выполнять куклу-оберег «Мартиночка» из ткани.
Задачи:
Образовательная: обучать детей мастерить народную куклу «Мартиничка», и обобщить знания, полученные в ходе работы с тканью.
Развивающая: развивать поисковую деятельности; эстетический вкус; познавательный интерес к предмет; самостоятельность; развивать речь обучающихся.
Воспитательная: воспитывать учебную активность обучающихся; культуру труда на уроке; аккуратность, усидчивость; интерес и уважение к наследию.
Планируемые результаты:
Предметные: знать технику безопасности с ножницами; уметь оформлять изделия по собственному замыслу; составлять самостоятельно план работы по изготовлению изделия; контролировать и корректировать свою работу.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке; учиться планировать практическую деятельность на уроке; определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД: наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение; уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия; учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Личностные: объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера; уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров.
Инвентарь: ткань, нитки, шерстенные нитки, вата, ножницы, линейка.
Ход урока
І. Организационный момент.
1. Приветствие.
У: Здравствуйте! Этот урок у вас проводить буду я, меня зовут Лилия Евгеньевна.
2. Проверка готовности к уроку.
У: Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? Сегодня нам понадобятся нитки простые и шерстяные, ткань белая и цветная, вата, ножницы. Кто готов к уроку, тот может присесть.
II. Актуализация умений и знаний.
У: Сегодня на уроке мы с вами будем мастерить, а что именно вы должны сами догадаться, сейчас я вам зачитаю сказку, а вы должны определить по этой сказке тему нашего урока.
Давайте перенесемся мыслями в далекую старину. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец. И была у него единственная дочь, Василиса Прекрасная. Когда мать девочки умерла, Василисе было всего 8 лет. Умирая, купчиха призвала к себе девочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу, береги её, всегда при себе держи и никому не показывай. А когда приключится какое горе, дай ей поесть и спроси у куколки совет. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.
Вот так и стала Василиса жить. Подкармливает куколку и жалуется ей. А куколка покушает и советы дает.
У: Так о чем пойдет речь на уроке?
Д: О куклах оберегах.
ІІІ. Открытие новых знаний
У: Куклы – обереги - это важная часть повседневной жизни наших предков. Их просили о помощи, ими восхищались, любовались и делились с ними переживаниями. И на сегодняшний день мы ощущаем влияние незатейливой, но по-своему могущественной магии кукол
У: Чему мы с вами будем учиться?
Д: Мастерить кукол.
У: Итак, мы не только обобщим ваши знания по этой теме, но и узнаем что-то новое, научимся мастерить одну из кукол. А что создадим – узнаете в конце урока.
У: Приступаем к выполнению первой задачи урока. Кто знает, что означает слово «оберег»?
Д: Талисман, способный охранить от разных бедствий.
У: Что знаете о куклах оберегах?
Д: Они оберегают от бед.
Показ слайда с куклами
У: Вот каких чудесных кукол мастерили наши бабушки. Они верили, что куклы обереги спасают от болезней и несчастий, хранят любовь и защищают от злых сил. Можно считать это мудростью или суеверием, можно не верить в магическую силу народных кукол, но знать это мы должны, как частичку прошлого, часть истории наших предков.
У: Я смастерила вот таких кукол (показ). Какую куклу хотели бы вы научиться изготавливать?
У: Рассмотрите кукол. Из какого материала они изготовлены?
Д: Из ткани и ниток.
У: Все необходимые материалы для изготовления куклы на столах учащихся.
У: Работать будете по плану.
У: Но прежде чем мы свами приступим к работе, давайте повторим технику безопасности при работе с ножницами
Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами
Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
При работе внимательно следите за направлением резания.
Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
Не держите ножницы лезвием вверх.
Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
Не режьте ножницами на ходу.
Не подходите к товарищу во время работы.
Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Практическая работа
Из белой хлопчатобумажной ткани вырезаем квадрат примерно 24см – это будет голова, руки и туловище наше куколки
Из трех разноцветных лоскутов делаем три юбочки Нам нужно сделать из них три круга, диаметром: 18, 22 и 26 см. Проще сделать это с помощью циркуля, у меня его под руками не было, так что я пользовалась линейкой.
У куклы три юбки, олицетворяющие, по преданию предков славян, три мира, окружающих нас: явь, навь и правь
Вырезаем три наших юбочки и белый лоскут. Обрезки не выбрасываем (они тоже пойдут в дело)
Приступаем к сотворению куклы! Кладем на стол круг из ткани сначала самого маленького диаметра, на него кладем круг среднего диаметра, а сверху закрываем кругом из ткани самого большего диаметра (вся ткань выкладывается изнанкой вверх). Следите за тем, чтобы ткань легла ровно, и не было перекосов. В руках сминаем в шарик мелко порезанные или порванные остатки от ткани, кладем его в центр юбки
Затем формируем голову нашей куклы. Собираем все три юбки в сборку, внутри остаются лоскуты, смятые в шарик – голова.
Переворачиваем куклу
Завязываем вокруг головы красную нить. Получилась шея.
Берем нашу белую хлопчатобумажную ткань, кладем ее на стол. Находим на белом квадрате центр и стараемся совместить макушку нашей куклы с этим центром.
Прикладываем белую ткань вокруг шеи куклы. Заматываем нитью куклам «мартиничкам» не рисовали лица. Считалось, что в расписанную куклу может вселиться дух и навредить хозяину.
Приступаем к созданию рук. Угол ткани пригибаем, Затем делаем оригами. Завязываем на запястье нитью. Также делаем другую руку
Формируем рубашку кукле. Подворачиваем края ткани так, чтобы не торчали срезы. Аккуратно собираем ткань на талии куклы. Завязываем рубашку пояском.
Из ткани вырезаем треугольник – платочек для куклы.
Физкультминутка
Раз — подняться, потянуться
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть
У: Я уверена, каждый выбрал работу по силам. Смело приступайте к творчеству и помните, что настоящие чудеса творятся с радостью и желанием, помноженными на терпение и усидчивость. «Вложите» в куколку оберег частичку своего тепла и доброты.
IV. Итог урока. Рефлексия.
Выставка и анализ работ учащихся.
У: А теперь чтобы вы могли посмотреть на своих кукол, посадите их на парту в круг.
У: Что у нас получилось?
Д: Хоровод.
У: В старину люди очень любили водить хороводы, а у нас получился хоровод из кукол оберегов. Сейчас каждый может полюбоваться вашим мастерством.
У: Что нового узнали на уроке и чему новому научились?
Д: Мы узнали что такое кукла оберег и как ее делать.
У: Спасибо за урок! Вы можете быть свободны, после того как приведете свое рабочее место в порядок.