СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок технологии по теме "контурная резьба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок технологиии по стандартам ФГОС, содержит критерии самооценки и маршрутный лист ученика.

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии по теме "контурная резьба"»

Тема урока: «Контурная резьба по дереву»

6 класс.

Цель урока: Обучить практическим навыкам контурной резьбы по дереву, техническим приёмам, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла;

Задачи урока:

Обучающие:

· Обучить владению инструментом для резьбы по дереву;

Развивающие:

· Развивать навыки самостоятельного составления несложных композиций резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;

· Развивать художественный вкус, общую культуру личности;

· Развить умение давать оценку своей работе.

Воспитывающие:

· Привить любовь к традиционному художественному ремеслу.

Оборудование урока:

Линейки, простые карандаши, ластики, копировальная бумага, эскиз рисунка для резьбы;

· Материал – заготовки древесины липы и сосны;

· Наборы резцов по древесине;

Этапы урока:

1.Организационный момент

-Здравствуйте, садитесь.


2.Актуализация опорных знаний.


Среди различных видов декоративно-художественного творчества резьба по дереву занимает одно из первых мест.


Существует много разновидностей резьбы по дереву есть резьба, которая режется по контуру изображения.

--Как эта резьба называется?

- Контурная


И тема урока нашего урока : Контурная резьба по дереву

Перед вами на столах лежат индивидуальные листы обучения: запишите на нем тему урока.

Контурная резьба по дереву

-Сформулируйте цель урока: Формирование представлений о контурной резьбе.

-Поставьте задачи на урок:

1. Научиться пользоваться инструментом для резьбы по дереву.

2.Научиться технике контурной резьбы.

3.Разработать (составить) композицию для резьбы.





-Оценивать свою работу на уроке вы будете по критериям, которые даны в ваших листах обучения, обратите внимание какие критерии выделены:

Назовите правила работы в паре:


-Выслушивать друг друга.

-Неперебивать друг друга.


Критерии оценивания работы на уроке:

  1. Работа выполнена аккуратно

  2. Качественно скопирован рисунок на заготовку.

  3. Верны ли ответы на уроке?

  4. Активность работы в паре.

  5. Выполнение задач урока.

  6. Достижение цели урока



- А теперь работаем в паре: -Заполните викторину

« Что за дерево такое?»
1. Вроде дерево.. а вроде и подделка. Липа
2. Самое главное новогоднее дерево. Ель, сосна
3. Лист этого дерева напоминают звезду. И находится на флаге Канады. Клен
4. Это дерево является корнем слова в имени знаменитой собачки из одноименного произведения А.П. Чехова. Каштан
5. Если верить пословице, плоды этого дерева недалеко от него падают. Яблоня
6. Ягоды этого дерева очень ярко и красиво смотрятся зимой под пушистыми шапочками снега. Первые три буквы этого дерева такие же, как и у знаменитой курочки. Рябина

7.Большое хвойное дерево с шишками и вкусными орешками. Кедр

8.Судя по названию, это дерево любит пихаться. Пихта

9.Нежадное дерево, которое каждое лето дарит нам много-много пуха. Тополь

- О каких породах деревьев вы узнали из викторины

-Какие деревья растут в нашей местности?(ответ: берёза, дуб, клён, сосна, ель…)

-В каких изделиях может применяться резьба?

(ответ: картинные рамки, мебель, игрушки, спортивные снаряды, вазы, скульптуры и т.д….)

3.Введение нового материала


- Работа с текстом: Прочитайте тест и заполните таблицу в ваших индивидуальных листах.

Контурная резьба

По технике выполнения контурная резьба как разновидность геометрической является самой простой. Изображения, выполненные таким способом, напоминают четкий графический рисунок. Применяя различные виды прорезов и сочетания прямых, кривых, спиралевидных и других линий, можно достичь большого разнообразия форм и композиционных решений. В технике контурной резьбы выполняют панно, посуду, мебель, всевозможные орнаменты при оформлении отдельных деталей деревянного дома (наличников, косяков и т.д.)

Процесс резьбы, разбивается на 2 стадии: надрезание и подрезание. Нож зажимают в кулаке (лезвием на себя) и с усилием ведут по линиям рисунка. Лезвие по отношению к плоскости дощечки должно стоять не вертикально, а несколько наклонно. Это и есть надрезание.

Затем идёт подрезание: положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону и также с усилием делает подрезку уже надрезанного контура. В результате из-под ножа выходит трёхгранная деревянная полоска-соломка. Если в канавке остаются осколки соломки, лезвие ножа совмещают с плоскостями первоначальных срезов, и всё повторяют сначала, глубже входя в дерево. 

Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая, помогая движению или, наоборот, сдерживая ход ножа. В большинстве случаев контурную резьбу можно выполнить одним косым ножом. Косым ножом можно резать во всех направления: на себя, от себя, наклоняя его вправо, влево, внутрь окружности и наружу.

-А теперь расскажите, что нового вы узнали?

Где применяется?

Основные элементы резьбы

Техника выполнения





4 .Практическая работа «Резьба»

-А теперь переходим к практической работе.

Ученикам дается задание выполнить разметку и основные элемента контурной резьбы на учебной дощечке (учитывая индивидуальные способности учащихся).

Прежде , чем приступить к работе внимательно изучите памятку последовательности работы: ( дети зачитывают)

Памятка

Последовательность работы:

1. Нанесите разметку на заготовку.

2. Подберите инструмент по руке.

3. Выполните резьбу.

Повторение правил техники безопасности при работе с режущими инструментами.



Инструктаж по правилам безопасности при резьбе.

1. При необходимости нести нож острием в низ, подавать его черенком.

2. Не держите руку, удерживающую заготовку на траектории движения резца.

3. Не прилагайте больших усилий при резании.

4. Не делайте резких движений.

6.Подведение итогов ( за 7 мин до конца урока)

-Дети отложите свои работы, и подведем итоги урока.


Возьмите лист обучения и выполните задание



Восстановите текст, вставив пропущенные слова:

___________резьбой в старину часто украшали предметы _______ и рабочий инструмент, например, прялки.

Контурная резьба применяется в основном для изображения__________________________________. Для выполнения контурного рисунка, в зависимости от его сложности, применяют _______-косяки различных углов заточки, резаки,_____ -косяки, стамески-уголки, полукруглые _________.

Контуром режут всевозможные_______, ________, детали крупных элементов____________. 





- Зачитайте получившийся текст

-А теперь оцените свою работу на уроке по критериям

Критерии оценивания работы на уроке:

  1. Работа выполнена аккуратно

  2. Качественно скопирован рисунок на заготовку.

  3. Верны ли ответы на уроке?

  4. Активность работы в паре.

  5. Выполнение задач урока.

  6. Достижение цели урока.

  7. (Спросить 2-3 учащихся)

7.Домашнее задание:

  1. Составить кроссворд по изученной теме- 10 слов.

  2. Приготовить сообщение о контурной резьбе.