Художественное складывание. Оригами из квадрата и прямоугольника.
Модульное оригами. Бумажная юла .
Цель: изготовление юлы в технике оригами.
I. Организационный момент.
Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно!
II. Подведение к теме занятия.
Эта детская игрушка,
Не машинка, не хлопушка,
Она крутится, поёт,
Детям радость в дом несёт.
Остановится, молчит,
Упадёт, не говорит,
Вот такие, брат, дела,
На полу лежит…
Юла - самая популярная и самая любимая детская игрушка во все времена.
История происхождения игрушки
Кто и когда придумал первый юлу (волчок)– достоверно никому неизвестно. История этой игрушки насчитывает не меньше шести тысячелетий. Использовали волчок самыми разными способами практически все народы независимо друг от друга. Вот только некоторые примеры применения волчка:
Древние греки не только играли с волчками – это было ещё и спортом, о чём свидетельствуют сохранившиеся до наших дней письменные источники и рисунки, которые изучали антропологи.
Древние японцы использовали волчки на зрелищных показах иллюзий и фокусов.
Африканцы и некоторые другие народы применяли волчки не только в играх – они использовались в качестве веретена для пряжи и в других рабочих целях.
На Руси была известна вертящаяся игрушка под названием «кубарь». Все знают выражение «кубарем скатился»?
Но люди склонны всё совершенствовать и находить во всём новые грани применения. Волчок совершенствовался, усложнялся, люди выдумывали новые технические способы сделать устройство эстетичнее и интереснее, привлекательнее для игр и соревнований.
В какой-то момент времени появилось нечто отдалённо похожее на современную юлу: тяжёлый, крупный волчок с удлинённым стержнем. Игрушку старались делать так, чтобы она была более устойчивой и чтобы она вращалась всё дольше и дольше, - для этого ей добавляли специальные ручки, а зимой крутили на гладком льду.
Такая юла много веков была излюбленной игрушкой детей со всего мира, но свой знакомый всем облик она начала приобретать только в XIX веке . Сказать спасибо за это изобретение нужно немецкому игрушечных дел мастеру Лоренцу Больцу. Именно он первым догадался вставить в юлу специальный механизм с гайкой, что позволяло забавляться с игрушкой даже самым маленьким детям, которым было трудно раскручивать волчок вручную. Теперь им было достаточно всего несколько раз нажать на стержень юлы, и она сама вращалась. Сын Лоренцо, Петер , продолжил дело отца и усовершенствовал игрушку, добавив ей звук. Теперь она имела отверстия, пропускающие воздух, вследствие чего раздавалось жужжание. А в первой половине XX века мастера научились делать юлу, обладающую звуками разных высот и даже наигрывающую простые мелодии . Такова история происхождения игрушки юла – она проделала долгий путь от простейшего волчка до современного устройства.
В 1960-е годы юла появилась на прилавках советских магазинов. К этому времени её уже делали из самых разных материалов, окрашивали яркими рисунками и узорами и наделяли «умением» играть мелодии.
Сейчас волчки бывают со световыми и звуковыми эффектами, с наполнителями внутри и яркими рисунками снаружи. Совсем маленьким детям играть с волчком или юлой не только весело, но и полезно, поскольку это хорошая тренировка моторики пальцев.
- Кто догадался, какова тема нашего занятия?
III. Подготовка к выполнению практической части занятия.
- Сегодня мы будем выполнять модульное оригами. (Показ изделия.) Особенности этой техники: использование довольно простого прямоугольного модуля, типичный способ соединения модулей (модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться).
- Откройте учебник на стр. 22 и давайте рассмотрим порядок выполнения оригами «Бумажная юла».
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
IV. Практическая часть занятия.
1. Для работы вам необходимо вырезать 2 прямоугольника разного цвета со сторонами 15 см и 5 см.
2. Далее следовать инструкции на стр. 22
V.Подведение итогов занятия. Выставка работ.
- Что нового вы узнали о юле?
- Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
- Где можно использовать наше изделие?