Тема. Сталь и ее производство.
Цели:
• Что такое металлы и сплавы?
• На какие группы делятся металлы и сплавы?
• Привести примеры сплавов на основе железа.
Прогнозируемые результаты обучения:
учащиеся должны знать;
■ производстве чугуна и стали, термической обработке стали и
ее технологических свойствах.
■ правила охраны труда;
учащиеся должны уметь:
■ различать сталь и чугун, разбираться в технологических свойствах сталей, понимать особенности термической обработки металлов.
Оборудование и средства обучения: различные виды металлов, проектор, компьютер.
Х о д урока
I. Этап организации занятия
Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания.
II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся
Вопросы учителя:
• Какой вид деятельности вы выполняли на прошлом занятии?
• Какому виду деятельности будет посвящен сегодняшний
урок, что мы будем изучать?
Какими свойствами обладает железо?
Почему чистое железо не используется в промышленности?
Назовите сплавы на основе железа?
Почему эти сплавы получили широкое распространение?
Учитель вместе с учащимися формулирует тему и учебные
задачи, определяет содержание практических заданий.
III. Этап изучения нового материал
Общий вид доменной печи
Доменная печь работает непрерывно. Периодически в печь добавляют новые порции шихты. В одной доменной печи за сутки можно получить 4000 т чугуна. Работа печи продолжается в течение нескольких лет, вплоть до капитального ее ремонта.
Чугун — сплав железа с углеродом, в котором содержании углерода составляет 2,14—6,67 %. Сырьем для производства чугуна является смесь железной руд, каменного угля (кокса) и флюсов (известняк, доломит). Такую смесь называют шихтой.
Производство стали.
Сталь получают из сырьевой шихты (чугуна
и железного металлолома) плавлением в мартеновских печах, конвертерах или электрических (электродуговых) печах.
Сталь — сплав железа с углеродом, в котором содержание
углерода составляет до 2,14 %.
Электродуговая печь.
Основные технологические свойства сталей
Обрабатываемость резанием - Способность поддаваться механической обработке режущим инструментом для придания детали определенной формы и размеров. Стали хорошо поддаются резанию как ручным способом (резка слесарной ножовкой, рубка, опиливание), так и механическим
способом (сверление, точение, фрезерование)
Ковкость - Способность без разрушения поддаваться обработке
давлением (прокатке, ковке и штамповке)
Износостойкость - Способность сопротивляться износу при трении
Коррозионная стойкость - Способность сопротивляться коррозии
Общие сведения о термической обработке стали.
Сталь, имея один и тот же химический состав, может изменять свои свойства в результате теплового воздействия — термической обработки. Термическая (тепловая) обработка заключается в нагреве стали доопределенной
(заданной) температуры, выдержке при этой температуре и в последующем охлаждении с заданной скоростью. Например, термической обработке подвергают инструменты для придания им твердости, прочности,
износостойкости.
Основными видами термической обработки стали являются отжиг, нормализация, закалка и отпуск.
При отжиге заготовку после нагрева и выдержки медленно охлаждают вместе с печью. Отжиг снижает твердость стали, она становится мягче и лучше обрабатывается.
Процесс нормализации схож с отжигом, только охлаждение заготовки происходит на воздухе. При этом получается сталь несколько более высокой твердости и прочности, чем при отжиге.
При закалке сталь нагревают до определенной температуры (напри-
мер, до 750 °С), а затем быстро охлаждают в закалочной среде (воде,
масле или водных растворах солей). Закалка повышает твердость,
прочность и износостойкость стали, но вместе с тем делает ее более
хрупкой.
Отпуск включает нагрев остывшей закаленной стали до определенной температуры (например, до 400—500 °С), выдержку при этой температуре и охлаждение в воде, на воздухе или в масле. Отпуск снижает хрупкость стали после закалки, повышает ее пластичность, что способствует улучшению обрабатываемости заготовки.
IV. Этап первичной проверки изученного материала
Какими свойствами обладает железо? Почему чистое железо не используется в промышленности? Назовите сплавы на основе железа. Почему эти сплавы получили широкое распространение?
Назовите свойства металлов и сплавов. Какие свойства относят к
технологическим свойствам?
Как вы считаете, в чем преимущество стали при ее использовании?
У. Этап выполнения практических заданий
.
Определить по заготовкам виды металлов
VI. Этап оценки выполненных заданий
Учащиеся выполняют самооценку и взаимооценку объема и
качества выполненных работ.
.
VII. Этап подведения итогов урока
Учащиеся называют свои отметки, учитель делает количественную
и качественную оценку выполненных работ, отмечает
типичные недостатки при выполнении заданий, рекомендует
пути повышения эффективности знаний и умений учащихся
(дополнительные, поддерживающие занятия и др.).
VIII. Этап рефлексии
IX. Этап завершения занятия
Записать тему занятия и выставить отметки в дневники.
Дать рекомендации учащимся. При необходимости назначить
стимулирующие или поддерживающие занятия.
Известно ли вам что-нибудь про булатный клинок или клинок из дамасской стали? Впервые Европа познакомилась с булатом при столкновении армии Александра Македонского с войсками индийского царя Пора. Особенно поразил македонцев панцирь захваченного в плен царя. Он был сделан из необыкновенно прочного белого металла, на котором македонское оружие совсем не оставляло вмятин и царапин. Из булата были изготовлены и широкие индийские мечи, которые легко рассекали пополам македонское железо. Сабля из булата могла сгибаться на 90—120°, не ломаясь. Называли этот металл по-разному: булат, дамаск, дамасская сталь, булатная сталь, сварочная сталь, а также красное, белое и узорчатое железо.
Отличить булат легко — такую сталь называют узорчатой.
Слитки литого булата привозились из Индии в Сирию и стоили очень дорого. Поэтому сирийские кузнецы изобрели свой сварной булат и назвали его
дамасским (по названию г. Дамаска, где изготавливали оружие). В результате многолетних исследований историкам удалось выяснить, что дамасская
сталь получалась путем многократных проковок заготовки в разных направлениях. Кузнецы собирали стопку, состоящую из чередующихся пластин из мягкой и твердой стали, нагревали в горне, расковывали на колоду и разрубали на несколько частей. Затем эти части снова складывали стопкой и повторяли действия. Так продолжалось до тех пор, пока не собиралось желаемое количество слоев в изделии. Оптимальным считались пакеты с 300—500 слоями стали. До сих пор сталелитейщиков мучает вопрос, каким образом индийские мастера владели такой высокой технологией в III в. до н. э.